Trespasser (Jurassic Park)

Когда-то, давным-давно, на Земле жили динозавры. Они "правили бал" и главенствовали на планете много-много веков, но потом вдруг их не стало. То ли метеорит упал на Землю, то ли появился новый смертельный вирус, то ли планета изменила угол наклона своей оси, то ли наступило глобальное похолодание, то ли прилетели инопланетяне и "устроили сафари", то ли случился всеобщий потоп. Сколько их, этих "то ли", может быть, никто не знает, и, скорее всего, нам так и не будет дано узнать тайну исчезновения динозавров. Но это нисколько не мешает ученым выдвигать все новые и новые гипотезы, писателям писать романы, а кинематографистам снимать фильмы об этих исполинских животных.
Относительно не так давно самым популярным и кассовым фильмом был "Парк Юрского периода" Стивена Спилберга. Все смотрели его затаив дыхание, настолько хорошо он был сделан. Динозавры казались такими реальными, ужасающими и внушающими страх, что создавалось впечатление, будто их и в самом деле вновь возродили и использовали при съемке. Далее последовал "Потерянный мир", из которого все мы узнали потрясающую новость - парк Джона Хаммонда ("Сектор А"), где происходили события в первом фильме, был всего лишь своеобразным зоопарком, а все исследования и непосредственно размножение динозавров проводилось на спрятанном от посторонних глаз острове под названием "Сектор Б". "Потерянный мир" критиковали все, кому не лень, но, тем не менее, он сумел дать своим создателям неплохую прибыль. Сегодня, как видно, наступило время для очередного продолжения в этой "динозавровой" серии. Компания Dreamworks Interactive совместно с Electronic Arts представила на всеобщее рассмотрение третью часть "юрского парка" в виде компьютерной игры под названием Trespasser (Jurassic Park), что можно перевести, как "Нарушитель".

Позвольте сделать небольшое отступление от темы и, совершив небольшой экскурс в прошлое, рассказать вам, как рождалась эта игра. Trespasser неразрывно и напрямую связан с одним человеком по имени Seamus Blackley, а началось все в конце 1995 года, когда он и Austin Grossman перешли из компании Looking Glass Technologies в Dreamworks Interactive при киностудии Стивена Спилберга. Эта парочка работала в свое время над таким известным проектом, как System Shock, и поэтому сам Спилберг предложил им заняться разработкой "особой" игры по мотивам фильма "Парк Юрского периода". Они согласились, и начались годы кропотливой работы. Им пришлось начинать практически с абсолютного нуля - собирать программистов, создавать базы данных и графические библиотеки, и так далее и тому подобное. Но недаром Dreamworks Interactive заслуженно считается компанией, где сотрудники знают, как необходимо ценить время и делать деньги, и поэтому уже в самом начале 1996 года несколько команд инженеров, программистов, художников и проектировщиков трудились над очередным возвращением динозавров к жизни, на этот раз к цифровой. Конечно же, им пришлось нелегко, поскольку они решили бросить вызов в виде игры Trespasser не кому-нибудь, а целой новой аудитории, состоящей из циничных и всегда критически настроенных геймеров.

Вызов этот проявлялся прежде всего в официальном заявлении компании Dreamworks Interactive о начале работы над новым проектом, в котором говорилось, что "никто и никогда не играл во что-либо похожее на это" и "игра не будет иметь аналогов". Ну, так что же можно сказать по поводу этих слов сегодня, когда коммерческая версия этой игры уже появилась в продаже? Да все так и есть, все, что обещали проектировщики, оказалось правдой. Очень сложно охарактеризовать игру Trespasser каким-то одним жанром, это не 3D-shooter, не RPG и не adventure. Так что же это такое? Скоре всего, и к этому мнению склоняется все больше и больше игровых экспертов, компании Dreamworks Interactive и Стивену Спилбергу удалось создать абсолютно новый жанр, сочетающий в себе все лучшее от уже имеющихся стилей и много-много "эксклюзивных" нюансов.

Итак, игра вышла, в нее уже играют и о ней уже говорят. Называется она Trespasser, что, как я уже говорил, можно перевести словом "Нарушитель". Я поначалу не мог понять, почему она названа именно так, а не иначе. Кто такой, этот "нарушитель", и чего он "нарушает"? Оказалось, что ответ на мой вопрос банально прост. Нарушитель - это вы, поскольку по сюжету игры вторгаетесь в святая святых InGen Corporation - "Сектор Б". Игра описывает события, происходящие спустя несколько лет после уничтожения парка Джона Хаммонда. На этот раз "не повезло" американке Энн, которая, отправляясь в научных целях в Коста-Рику, избрала самый ненадежный способ передвижения - самолет. Над океаном он теряет управление и разбивается. Единственной, кому удается уцелеть из всех пассажиров и членов экипажа, оказывается молодая женщина, и когда она приходит в сознание, то обнаруживает себя лежащей на морском берегу неизвестного острова. Она еще не знает, куда попала, но мы-то с вами, совсем другое дело, прекрасно об этом осведомлены. Да, ей очень крупно не повезло, ибо оказалась она на Isla Sorna ("Сектор Б"). Что же остается делать бедной девушке, оказавшейся неизвестно где? Только одно - идти искать людей и пытаться связаться с внешним миром, чтобы сообщить об авиакатастрофе и попросить помощи. Вскоре она находит лагерь какой-то научной экспедиции, о чем свидетельствуют складированные ящики с оборудованием и продовольствием, но никого из людей в нем нет. Радиостанция оказывается разбита, и выйти в эфир Энн не может. Она начинает потихоньку осматриваться и пытаться найти ответы на мучающие ее вопросы, а с каждой минутой над ней сгущаются тучи и опасность в виде кровожадного и голодного плотоядного динозавра, тяжелой поступью приближающегося все ближе и ближе. Так начинается игра Trespasser.

Ваша цель проста - суметь выжить, разобраться в сложившейся ситуации, найти способ связаться с "большой землей" и покинуть этот остров. Ну, а ваша главная головная боль - динозавры, которых в "Секторе Б" тьма-тьмущая, причем любых размеров, форм и любой "гастрономической ориентации". Не подпускайте к себе близко, убивайте или избегайте разных хищников типа Raptor'ов и T-Rex'ов, ибо они сожрут вас за один присест и не подавятся. Только так можно добраться до своей конечной цели. Игра происходит практически все время на открытых пространствах и в течение одного дня. Ночи можете не ждать, она все равно не наступит, поскольку ее как таковой в игре просто нет. Было бы верхом безумства требовать от разработчиков еще и смену времени суток. Вы попробуйте сначала прожить хотя бы один час этого дня, а затем представьте, каково пришлось бы вам на этом острове ночью. Десять минут в полной темноте показались бы вам вечностью и в конечном итоге все равно закончились бы вашей безвременной трагичной кончиной.

Trespasser состоит из огромных автономных уровней, коих ровным счетом девять. Каждый из них имеет площадь что-то около четырех квадратных километров и включает в себя порядка пятнадцати тысяч объектов. Игра линейна, то есть когда вы покидаете один уровень, то попадаете на следующий без права вновь попасть на предыдущий. На любом уровне вам предстоит найти выход, но не следует пугаться таких больших его размеров. В каком бы направлении вы ни двигались, рано или поздно, но вам преградит путь скала, непроходимый овраг или что-нибудь еще в том же духе, и придется поворачивать обратно. Заблудиться на уровне тоже практически невозможно ввиду того, что всегда будет маячить вдали какой-нибудь ориентир (например, здание) или встречаться условный указатель (старые следы протектора автомобильных шин). Вам нужно всего лишь быть внимательным ко всем, на первый взгляд, мелочам. Кроме внимательности, в этой игре вам никак не удастся обойтись без осторожности и сообразительности.

Что же вам придется делать по ходу игры? Если бы Trespasser был всего лишь банальной "стрелялкой", то можно было бы ожидать простого отстрела динозавров и поиска заветной двери, которую необходимо открыть, чтобы попасть на другой уровень. Но на самом деле все обстоит совсем не так. Отстреливаться от хищников вам все же придется, но, помимо этого, перед вами будут поставлены сложные логические задачи типа: как преодолеть на первый взгляд непреодолимое препятствие, как достать keycard из закрытого здания, как залезть повыше без лестницы, как пробраться в наглухо закрытое сооружение и так далее и тому подобное. Основной упор в этой игре сделан на то, что для решения любой задачи имеется не только один способ, их много, и лишь от вашей сообразительности зависит, каким образом это сделать. Например, вам необходимо перебраться через высокий забор, но просто перелезть через него невозможно. Что делать? А что бы вы сделали, если бы такое случилось в реальных условиях? Наверное, многие из вас отправились бы на поиски пролома, дыры или уже готового возвышения, с которого можно было бы перепрыгнуть этот забор. Но есть и альтернативный способ (по крайней мере это один из способов, которых может быть и много) - использовать разбросанные на каждом игровом уровне доски. Положите эту доску на что-нибудь, чтобы получились импровизированные детские качели, встаньте на один край... Что нужно сделать дальше, чтобы перелететь через это препятствие "аки птичка", я предполагаю, вы и сами догадаетесь. Но опять-таки повторюсь, вы можете, если хорошенько подумаете, найти и другой способ.

Теперь давайте рассмотрим единственную возможную в игре опасность для вас. Исходить она может только от динозавров, да и то не от всех. В Trespasser вам будут встречаться такие исполины, как Velociraptor, Tyrannosaurus Rex, Brontosaurus, Stegosaurus, Tricerotops, Albertosaurus, Parasaurolophus, и только представители трех видов являются открыто враждебными в отношении вас. Вам следует опасаться встреч с Альбертозаврами, Хищниками (Velociraptor) и Рексами (Tyrannosaurus Rex). Эти трое нападут на вас сразу, как только заметят, если, правда, в это время не будут заняты поединком с другим динозавром или процессом пожирания только что убитого противника. Остальные динозавры не являются плотоядными и не обратят на вас никакого внимания, если вы в свою очередь не будете их беспокоить и вторгаться на их территорию. Так как основной принцип, заложенный разработчиками в эту игру - реализм, не забывайте о том, что динозавры по своей природе были очень любопытными созданиями, и поэтому не пугайтесь очень сильно, когда кто-либо из них, заинтересовавшись вами или производимым вами шумом, захочет подойти поближе. Если вы не испытаете страха и никоим образом не проявите паники, то вполне может быть, что этот ужасный исполин просто посмотрит, понюхает, удовлетворит свое любопытство, да и уберется восвояси. Научитесь распознавать динозавров и, что немаловажно, отличать плотоядных Velociraptor'ов от всех остальных. Именно с Хищниками нужно держать ухо востро, поскольку ими практически всегда движет не любопытство, а голод. Кроме того, эти твари являются еще и самыми "умными" динозаврами. Они прекрасно знают, в какой момент начать атаку, да и чаще всего предпочитают охотиться группами. Но не так страшны динозавры, как может показаться. Trespasser, это же вам не Quake, где каждый монстр имеет "пушку" и начинает палить из нее по вам, как только увидит. У динозавров, хвала Аллаху, не было никакого другого оружия, кроме зубов, когтей и хвостов, а это значит, что у вас всегда будет некоторое время, пока он до вас доберется. Этих секунд вам вполне должно хватить на то, чтобы или спрятаться, или приготовиться к бою.

Что может сгодиться для защиты от динозавров? Да все что угодно. Так, например, обыкновенную палку можно использовать и как мостик для преодоления преград, и как бейсбольную биту для того, чтобы отмахиваться от динозавров. Правда, такая методика, как правило, оказывается малоэффективной. Можно забрасывать тех же Альбертозавров камнями, но это тоже ненадежный способ. Лучше использовать для уничтожения этих доисторических животных привычное стрелковое оружие. Когда вы в игре Trespasser найдете свой первый пистолет, он покажется вам самым ценным подарком, посланным богами. Учтите только одну маленькую деталь, касающуюся использования оружия на практике. Все дело в том, что когда вы находите и подбираете, допустим, винтовку, вам необходимо убедиться в правильной ее ориентации. Если говорить простым языком, то следите за тем, чтобы не направить ее во время стрельбы в свою сторону. Такое вращение оружия имеет и отрицательные, и положительные моменты. Допустим, что вас заметил Raptor и уже большими прыжками мчится прямиком к вам, а вы держите винтовку прикладом вперед. Пока вы ее перевернете, драгоценные секунды будут потеряны, и зубы Хищника сомкнуться на вашем теле. Это плохо. Но, с другой стороны, допустим, возникла примерно такая же ситуация и оружие в ваших руках оказалось в боевом положении. Динозавр бежит к вам с целью набить свое брюхо, вы, естественно, стреляете. Первая пуля пролетает мимо, вторая попадает в лапу, а третья в грудь Хищника. Он смертельно ранен, но еще вполне может ненадолго "оклематься" и завершить свое "гастрономическое" дело. Вам бы добить его, да вот незадача - патроны кончились. Что же делать? И вот тут-то и пригодится возможность вращения оружия. Перехватите винтовку за дуло и, орудуя ею, как дубиной, добейте Raptor'а, размозжив ему череп.

Оружия в игре достаточно много, и причем разбросано оно повсюду (как говорит Н. Фоменко в таких случаях, "яблоку плюнуть некуда"). Даже странно становится, почему, имея такой арсенал, сотрудники InGen Corporation вынуждены были спасаться бегством из "Сектора Б"? Вы можете носить с собой только два предмета - один в руках, а второй, грубо говоря, в кармане. Это могут быть и пистолеты, и карабин, и все, что угодно, но помните, что основная ваша цель в игре - поиски рабочей радиостанции, а находиться она может в каком-либо здании, которое в свою очередь может быть закрыто, и попасть в него можно лишь при наличии карточки-ключа. Таким образом, чаще всего вам придется довольствоваться только одним видом оружия, поскольку в кармане будет лежать этот самый keycard. Эффективность у пистолета и, допустим, винтовки, различна. Если использовать первый, то трехсотфунтового динозавра можно будет завалить лишь с трех-четырех выстрелов (при условии точного попадания), а из второй достаточно всадить в голову плотоядному чудищу одну пулю. Покидая игровой уровень, вы начинаете следующий с нуля, с голыми руками и пустым карманом. Сначала это кажется жутко неудобным, но потом привыкаешь и не испытываешь по этому поводу никакого беспокойства.

Вот такую игру предложила на рассмотрение и обсуждение геймерской аудитории компания Dreamworks Interactive. Мы могли бы с вами поговорить еще о графическом исполнении игры, ее реализме, звуковом оформлении и музыкальном сопровождении, всех ее достоинствах и замеченных ошибках, но, наверное, сделаем это чуть позже. Я подозреваю, что еще мало у кого в Минске есть коммерческая версия Trespasser, и поэтому не буду пока касаться данных тем. Когда ситуация изменится и вы лично ознакомитесь с этой игрой, тогда и вернемся к нашему разговору. В завершение хочу лишь сказать, что эту прекрасную (не побоюсь этого слова) игру можно запускать на компьютере как с графическим акселератором, так и без оного, а системные требования при этом весьма скромны. Необходимо располагать компьютером Pentium 166 (лучше P II-266) с тридцатью двумя мегабайтами RAM (или больше), 120 мегабайтами свободного объема на HDD, четырехскоростным CD-ROM, мегабайтной видеокартой, графическим ускорителем (если он у вас есть), Windows95/98 и DirectX6.0. Вот и все.
Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1998 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета