Generator 1.5. Часть 4
Продолжение. Начало в № 41
Далее кликните правой кнопкой мыши на блоке Pad. Откроется другое контекстное меню. Опять выберите Panel. После этого должно открыться окно с контрольной панелью данного синтезатора. Выбор функции Panel для блока Echo Stereo повлечет за собой открытие для него контрольной панели. Итак, теперь вы сделали видимыми все контрольные панели данного ensemble.
Прежде, чем мы приступим к непосредственной работе с Pad-Echo, позвольте дать несколько коротких комментариев по его структуре. Этот pad-синтезатор состоит из двух осцилляторов, генерирующих импульсные волны. Тюнинг второго осциллятора можно контролировать относительно первого, с помощью ручки, обозначенной Interval. Более точную настройку можно получить с помощью ручки Fine. Ширина импульса обоих осцилляторов устанавливается ручкой Pwidth, а модуляция - с помощью Rate и Depth. Контроллер ADSR-огибающей, который воздействует как на амплитуду, так и на фильтрацию, регулируется так же, как и в предыдущем рассмотренном нами синтезаторе Synth1.
Блок Echo Stereo состоит из двух линий delay, одна из которых обрабатывает левый канал, другая - правый. Время задержки выставляется с помощью Del L и Del R, где значение ноль говорит о том, что задержка не используется. Нужное количество повторений (характерное именно для эффекта эхо) устанавливается благодаря манипуляциям с ручкой F(eed)back. А Wet-Lvl определяет, какое количество первичного звука смешивается с обработанным.
FM Overdrive
Следующий пример, на который я бы хотел обратить ваше внимание - это файл Fm2opsOD.ens. Вы можете открыть его, используя ту последовательность действий, которая была описана ранее.
Быстрый анализ окна Ensemble говорит о том, что мы опять имеем комбинацию из двух устройств: синтезатора FM 2 ops и дисторшн-эффекта Overdrive, через который и пропускается тот сигнал, который исходит из синтезатора.
Этот синтезатор представляет собой модель упрощенного аппарата, использующего FM-синтез. Этот вид синтеза был в свое время достаточно популярен благодаря клавишам Yamaha серии DX, которые использовали многие известные музыканты и группы.
В нашем случае этот синтезатор работает не с шестью операторами (как в DX7) и даже не с четырьмя (как в более простых моделях), а всего с двумя. При этом структура данного инструмента является достаточно простой и понятной. Оба оператора состоят из оцилляторов, генерирующих синусоидальную волну. Один, который называют carrier, отвечает за генерацию фундаментальной волны и тем самым воздействует на питч звука. Другой оператор называют modulator, он изменяет частоту carrier и влияет на тембр получаемого звука.
Поиграйте несколько нот на вашей MIDI-клавиатуре. Но очень впечетляет, правда? Теперь медленно поднимите вверх фэйдер FM и послушайте, как изменяется звук. Элементы звука, похожие на звучание колокола, все больше воздействуют на финальный звук, пока они и вовсе не начинают доминировать. Если говорить на техническом уровне, поднятие фэйдера FM вверх вызывает увеличение уровня модулятора, который, как мы уже говорили ранее, отвечает за тембр звука. Другими словами, FM-фэйдер обуславливает, насколько сильно модулятор влияет на частоту carrier.
Далее обратим наше внимание на ручку Interval. Эффект, вызываемый этим контроллером, станет понятным, если вы попробуете поиграть на MIDI-клавиатуре и подвигать Interval. Следующая ручка называется Detune и позволяет более точно установить интервал.
Очень простой генератор огибающей позволяет запрограммировать изменение синтезируемого звука с течением времени. Огибающая, относящаяся к carrier, которая контролирует амплитудные значения, имеет всего лишь два параметра D(ecay) и R(elease). Огибающая для модулятора и того проще. Она имеет только один параметр, для установки параметра decay. Ручка, изменяющая этот параметр, называется Mod-D.
Теперь, вооруженные необходимым минимумом знаний, вы вполне способны создавать свои звуки с помощью двухоператорного FM-синтезатора. Причем вы способны делать это осмысленно.
Теперь обратимся к блоку Overdrive. Он предназначен для некоторой модификации звука, генерируемого вашим FM-синтезатором, и придания ему более живой, акустической окраски.
Сперва попробуйте все пресетные настройки, которые вы найдете в соответствующем списке (см. предыдущие статьи).
Ну, а сейчас о всех параметрах поподробнее. Drive устанавливает уровень сигнала, который посылается на искажающий элемент. То есть, другими словами, Drive контролирует количество "грязи", которая будет добавлена к звуку. С помощью параметра Asym вы можете модифицировать овертоновый спектр сигнала (например, сделать его более "теплым", как будто бы он сгенерирован с помощью схемы, использующей лампы). Искажающий элемент контролируется параметрами: Freq(ency) (для установки частоты среза), Emph(asis) (для акцентирования этой частоты). Установка параметра Volume определяет выходной уровень сигнала.
16-Step-Sequenzerплюс Bassline
Файл Squnc16.ens, с которым мы некоторое время поиграемся, можно найти опять же в директории First Steps. Открыть его вы можете, используя тот же алгоритм, что и ранее.
Опять быстрый анализ окна Ensemble многое говорит нам о структуре данной конструкции: Sequence16 - 16-шаговый секвенсор (кстати, еще одна интересная функция Генератора), Bassline-Puls - клон известного многим электронным музыкантам аппарата Roland TB-303, сигнал которого проходит через блок эффектов Panner.
Окно Panel 16-шагового секвенсора уже открыто, а кнопка Run "улыбается" нам, словно приглашает нажать на нее. Что ж, не будем ее разочаровывать и нажмем. После этого вы услышите зацикленную последовательность из шестнадцати нот, которая исполняется характерным эйсидным басовым звуком. Вы можете изменить питч каждого шага с помощью фэйдеров Pitch (вверху колонки) и громкость каждого шага с помощью фэйдеров Lvl (внизу колонки). Общий темп секвенции выставляется с помощью ручки BPM (beats per minute). Длительность нот в последовательности выставляется с помощью руки Length, которая находится рядом с BPM. И, наконец, кнопка Reset во включенном состоянии сбрасывает при каждом нажатии кнопки Run секвенцию на начало.
Кликните с помощью парвой клавиши мышки на инструменте Bassline-Puls (в окне Ensemble) и выберите в контекстном меню Panel. Это даст вам доступ к контрольной панели синтезатора. Если вы знакомы с оригиналом (то есть с TB-303), то у вас не должно возникнуть никаких проблем. Если же вы никогда не встречались с такого рода аппаратурой, то просто поэкспериментируйте с ручками (благо их всего четыре) и послушайте результат. Я думаю, что здесь комментарии не нужны.
Как вы уже, наверное, заметили, звук этой конструкции постоянно перемещается между левым и правым каналами. Причиной этого является блок Panner, контрольную панель которого вы должны сейчас открыть самостоятельно. Достаточно просто, не так ли? Данный блок имеет всего два управляющих параметра: Amount (с его помощью устанавливается, насколько сильно сигнал будет перемещаться из канала в канал) и Rate (устанавливает скорость перемещения). Это все.
Да, одни маленький совет. Если вы наблюдаете, что на экране вашего монитора не осталось свободного места из-за кучи открытых контрольных панелей (особенно это касается панелей секвенсоров), не забывайте сворачивать их.
Sample Loop Player
Финальный пример для иллюстрации возможностей Генератора мы рассмотрим с помощью файла Wav-play.ens. Вы можете найти его в папке First Steps.
Этот ensemble состоит из блоков: Loop-Player и 12-Band. Loop-Player - блок служит для проигрывания зацикленных wav-файлов пользователя. Для того чтобы начать процесс воспроизведения, откройте контрольную панель блока и нажмите кнопку Play. Зацикленный сэмпл начинает проигрываться.
Для проигрывания вы можете использовать любые сэмплы соответствующего формата. Давайте попробуем изменить сэмпл. Первое, что вы должны сделать, это остановить воспроизведение. Для этого просто нажмите еще раз на кнопку Play. Далее в окне ensemble наведите курсор мыши на блок Loop-Player и нажмите правую клавишу мыши. В контекстном меню выберите опцию Wav Import... Откроется диалоговое окно, с помощью которого вы можете выбрать нужный звуковой файл. Для того чтобы открыть его, нажмите кнопку Open. Для того чтобы проиграть новоустановленный сэмпл, просто нажмите на кнопку Play.
Основной смысл создания этой конструкции заключается как раз-таки не в проигрывателе сэмплов, а в блоке эффектов 12-Band, который очень похож по своей контрольной панели на классический эквалайзер. Там есть ряд фэйдеров, с помощью которых можно контролировать присутствие в звуке различных частот. Однако 12-Band - это не совсем эквалайзер. 12-Band - это filter-bank, который позволяет совершать более драматические манипуляции со звуком, чем с помощью эквалайзера. С помощью этого блока можно делать весьма интересные вещи с вашим лупом прямо в режиме реального времени. Так что попробуйте.
Вот, в принципе, и все, что я хотел рассказать вам о замечательной программе Генератор. Постарайтесь в будущем поглубже вникнуть в ее суть, разобраться со всем, и отдача не заставит себя ждать. Вы сможете получить отличные результаты, которые, я надеюсь, послужат вашему творчеству.
Ник Худяков
Далее кликните правой кнопкой мыши на блоке Pad. Откроется другое контекстное меню. Опять выберите Panel. После этого должно открыться окно с контрольной панелью данного синтезатора. Выбор функции Panel для блока Echo Stereo повлечет за собой открытие для него контрольной панели. Итак, теперь вы сделали видимыми все контрольные панели данного ensemble.
Прежде, чем мы приступим к непосредственной работе с Pad-Echo, позвольте дать несколько коротких комментариев по его структуре. Этот pad-синтезатор состоит из двух осцилляторов, генерирующих импульсные волны. Тюнинг второго осциллятора можно контролировать относительно первого, с помощью ручки, обозначенной Interval. Более точную настройку можно получить с помощью ручки Fine. Ширина импульса обоих осцилляторов устанавливается ручкой Pwidth, а модуляция - с помощью Rate и Depth. Контроллер ADSR-огибающей, который воздействует как на амплитуду, так и на фильтрацию, регулируется так же, как и в предыдущем рассмотренном нами синтезаторе Synth1.
Блок Echo Stereo состоит из двух линий delay, одна из которых обрабатывает левый канал, другая - правый. Время задержки выставляется с помощью Del L и Del R, где значение ноль говорит о том, что задержка не используется. Нужное количество повторений (характерное именно для эффекта эхо) устанавливается благодаря манипуляциям с ручкой F(eed)back. А Wet-Lvl определяет, какое количество первичного звука смешивается с обработанным.
FM Overdrive
Следующий пример, на который я бы хотел обратить ваше внимание - это файл Fm2opsOD.ens. Вы можете открыть его, используя ту последовательность действий, которая была описана ранее.
Быстрый анализ окна Ensemble говорит о том, что мы опять имеем комбинацию из двух устройств: синтезатора FM 2 ops и дисторшн-эффекта Overdrive, через который и пропускается тот сигнал, который исходит из синтезатора.
Этот синтезатор представляет собой модель упрощенного аппарата, использующего FM-синтез. Этот вид синтеза был в свое время достаточно популярен благодаря клавишам Yamaha серии DX, которые использовали многие известные музыканты и группы.
В нашем случае этот синтезатор работает не с шестью операторами (как в DX7) и даже не с четырьмя (как в более простых моделях), а всего с двумя. При этом структура данного инструмента является достаточно простой и понятной. Оба оператора состоят из оцилляторов, генерирующих синусоидальную волну. Один, который называют carrier, отвечает за генерацию фундаментальной волны и тем самым воздействует на питч звука. Другой оператор называют modulator, он изменяет частоту carrier и влияет на тембр получаемого звука.
Поиграйте несколько нот на вашей MIDI-клавиатуре. Но очень впечетляет, правда? Теперь медленно поднимите вверх фэйдер FM и послушайте, как изменяется звук. Элементы звука, похожие на звучание колокола, все больше воздействуют на финальный звук, пока они и вовсе не начинают доминировать. Если говорить на техническом уровне, поднятие фэйдера FM вверх вызывает увеличение уровня модулятора, который, как мы уже говорили ранее, отвечает за тембр звука. Другими словами, FM-фэйдер обуславливает, насколько сильно модулятор влияет на частоту carrier.
Далее обратим наше внимание на ручку Interval. Эффект, вызываемый этим контроллером, станет понятным, если вы попробуете поиграть на MIDI-клавиатуре и подвигать Interval. Следующая ручка называется Detune и позволяет более точно установить интервал.
Очень простой генератор огибающей позволяет запрограммировать изменение синтезируемого звука с течением времени. Огибающая, относящаяся к carrier, которая контролирует амплитудные значения, имеет всего лишь два параметра D(ecay) и R(elease). Огибающая для модулятора и того проще. Она имеет только один параметр, для установки параметра decay. Ручка, изменяющая этот параметр, называется Mod-D.
Теперь, вооруженные необходимым минимумом знаний, вы вполне способны создавать свои звуки с помощью двухоператорного FM-синтезатора. Причем вы способны делать это осмысленно.
Теперь обратимся к блоку Overdrive. Он предназначен для некоторой модификации звука, генерируемого вашим FM-синтезатором, и придания ему более живой, акустической окраски.
Сперва попробуйте все пресетные настройки, которые вы найдете в соответствующем списке (см. предыдущие статьи).
Ну, а сейчас о всех параметрах поподробнее. Drive устанавливает уровень сигнала, который посылается на искажающий элемент. То есть, другими словами, Drive контролирует количество "грязи", которая будет добавлена к звуку. С помощью параметра Asym вы можете модифицировать овертоновый спектр сигнала (например, сделать его более "теплым", как будто бы он сгенерирован с помощью схемы, использующей лампы). Искажающий элемент контролируется параметрами: Freq(ency) (для установки частоты среза), Emph(asis) (для акцентирования этой частоты). Установка параметра Volume определяет выходной уровень сигнала.
16-Step-Sequenzerплюс Bassline
Файл Squnc16.ens, с которым мы некоторое время поиграемся, можно найти опять же в директории First Steps. Открыть его вы можете, используя тот же алгоритм, что и ранее.
Опять быстрый анализ окна Ensemble многое говорит нам о структуре данной конструкции: Sequence16 - 16-шаговый секвенсор (кстати, еще одна интересная функция Генератора), Bassline-Puls - клон известного многим электронным музыкантам аппарата Roland TB-303, сигнал которого проходит через блок эффектов Panner.
Окно Panel 16-шагового секвенсора уже открыто, а кнопка Run "улыбается" нам, словно приглашает нажать на нее. Что ж, не будем ее разочаровывать и нажмем. После этого вы услышите зацикленную последовательность из шестнадцати нот, которая исполняется характерным эйсидным басовым звуком. Вы можете изменить питч каждого шага с помощью фэйдеров Pitch (вверху колонки) и громкость каждого шага с помощью фэйдеров Lvl (внизу колонки). Общий темп секвенции выставляется с помощью ручки BPM (beats per minute). Длительность нот в последовательности выставляется с помощью руки Length, которая находится рядом с BPM. И, наконец, кнопка Reset во включенном состоянии сбрасывает при каждом нажатии кнопки Run секвенцию на начало.
Кликните с помощью парвой клавиши мышки на инструменте Bassline-Puls (в окне Ensemble) и выберите в контекстном меню Panel. Это даст вам доступ к контрольной панели синтезатора. Если вы знакомы с оригиналом (то есть с TB-303), то у вас не должно возникнуть никаких проблем. Если же вы никогда не встречались с такого рода аппаратурой, то просто поэкспериментируйте с ручками (благо их всего четыре) и послушайте результат. Я думаю, что здесь комментарии не нужны.
Как вы уже, наверное, заметили, звук этой конструкции постоянно перемещается между левым и правым каналами. Причиной этого является блок Panner, контрольную панель которого вы должны сейчас открыть самостоятельно. Достаточно просто, не так ли? Данный блок имеет всего два управляющих параметра: Amount (с его помощью устанавливается, насколько сильно сигнал будет перемещаться из канала в канал) и Rate (устанавливает скорость перемещения). Это все.
Да, одни маленький совет. Если вы наблюдаете, что на экране вашего монитора не осталось свободного места из-за кучи открытых контрольных панелей (особенно это касается панелей секвенсоров), не забывайте сворачивать их.
Sample Loop Player
Финальный пример для иллюстрации возможностей Генератора мы рассмотрим с помощью файла Wav-play.ens. Вы можете найти его в папке First Steps.
Этот ensemble состоит из блоков: Loop-Player и 12-Band. Loop-Player - блок служит для проигрывания зацикленных wav-файлов пользователя. Для того чтобы начать процесс воспроизведения, откройте контрольную панель блока и нажмите кнопку Play. Зацикленный сэмпл начинает проигрываться.
Для проигрывания вы можете использовать любые сэмплы соответствующего формата. Давайте попробуем изменить сэмпл. Первое, что вы должны сделать, это остановить воспроизведение. Для этого просто нажмите еще раз на кнопку Play. Далее в окне ensemble наведите курсор мыши на блок Loop-Player и нажмите правую клавишу мыши. В контекстном меню выберите опцию Wav Import... Откроется диалоговое окно, с помощью которого вы можете выбрать нужный звуковой файл. Для того чтобы открыть его, нажмите кнопку Open. Для того чтобы проиграть новоустановленный сэмпл, просто нажмите на кнопку Play.
Основной смысл создания этой конструкции заключается как раз-таки не в проигрывателе сэмплов, а в блоке эффектов 12-Band, который очень похож по своей контрольной панели на классический эквалайзер. Там есть ряд фэйдеров, с помощью которых можно контролировать присутствие в звуке различных частот. Однако 12-Band - это не совсем эквалайзер. 12-Band - это filter-bank, который позволяет совершать более драматические манипуляции со звуком, чем с помощью эквалайзера. С помощью этого блока можно делать весьма интересные вещи с вашим лупом прямо в режиме реального времени. Так что попробуйте.
Вот, в принципе, и все, что я хотел рассказать вам о замечательной программе Генератор. Постарайтесь в будущем поглубже вникнуть в ее суть, разобраться со всем, и отдача не заставит себя ждать. Вы сможете получить отличные результаты, которые, я надеюсь, послужат вашему творчеству.
Ник Худяков
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft