акселератор - Diamond Viper V550

Diamond Viper V550

В прошлый раз, делясь впечатлениями о работе двух 8-мегабайтных карт Diamond Monster 3D II в конфигурации MegaMonster, я обещал рассказать об акселераторе на базе чипа nVIDIA Riva TNT, поскольку это наиболее вероятный конкурент для знаменитого Voodoo 2. Пора обещание сдержать.

Вполне естественно, что у любителей 3D-игрушек ускорители на базе Riva TNT вызывают повышенный интерес. Сколько уже о них слухов ходит! И ведущие компьютерные фирмы устанавливают их в свои лучшие машины, и на компанию nVIDIA посыпались судебные иски от конкурентов - все это подогревает ажиотаж.

Из плат на Riva TNT на нашем рынке первой появилась Diamond Viper V550. Первые ее поставки геймеры моментально размели, не смутила их даже высокая цена - порядка $200, как у 12-мегабайтных акселераторов на Voodoo 2. Может, не надо так торопиться? Давайте разберемся.

Характеристики Viper V550

Этa плата с AGP-интерфейсом и 16 мегабайтами 125-мегагерцевой видеопамяти SGRAM. Сдвоенный конвейер визуализации TwiN Texel, возможность применения за один проход сразу нескольких текстур, расширенный по сравнению с предыдущими чипами от nVIDIA набор 3D-функций делают ее очень мощным игроком на рынке массовых акселераторов.

Причем, в отличие от плат на Voodoo 2, это полный ускоритель, справляющийся также и с двумерной графикой. Справляющийся лучше других, чему способствует 128-битовая архитектура, большая память и быстродействующий RAMDAC, работающий на частоте 250 мегагерц.

Viper V550 поддерживает разрешения до 1,920 х 1,200 пикселов и частоты кадровой развертки до 200 Гц. В 2D-режиме при максимальном разрешении видеопамяти достаточно для получения 32-битового цвета, а частота регенерации экрана остается не ниже безопасного уровня, то есть 85 Гц. Понятно, что при более актуальном для нас разрешении 1,024 х 768 или 1,280 х 1,024 пиксела возможности этой платы остаются востребованными едва ли на половину.

У нового акселератора от Diamond недюжинные способности и в трехмерной графике. Он работает с ней как в полноэкранном, так и оконном режиме при разрешениях до 1,920 х 1,200 пикселов. Глубина цвета при этом из-за расхода памяти на 24-битовый Z-буфер составляет 16 бит. Но при более скромных (и разумных, замечу) разрешениях вам ничто не мешает наслаждаться полной 32-битовой палитрой.

Если предыдущие чипсеты от nVIDIA страдали отсутствием хоть и всего нескольких, но весьма полезных 3D-функций, то Riva TNT не уступает в этом никому, включая Voodoo 2. Драйверы для этого чипсета (на этот раз нам предлагают уже не бета-версию) оптимизированы под Windows 98 и DirectX 6.0. Остается ловить кайф?

Производительность и качество графики

Испытания платы Diamond Viper V550, которым я посвятил едва ли не неделю, полностью подтвердили мои ожидания. Да, это самый мощный на сегодня 2D-ускоритель, опередивший Matrox Millennium G200, которому совсем недавно я отдавал пальму первенства. Производительность бизнес-графики не вызывает никаких вопросов, слегка снижаясь при увеличении разрешения и глубины цвета. При работе Viper V550 с профессиональной графикой результаты зависели от изменения разрешения и количества цветов в меньшей мере, что делает его предпочтительным выбором для профессиональных пользователей.

По быстродействию 3D-графики Diamond Viper V550 ноздря в ноздрю идет с большинством акселераторов на 3Dfx Voodoo 2, таких как Diamond Monster 3D II, в чем вы можете убедиться, посмотрев диаграмму. Предыдущего поколения плата Viper V330 на базе Riva 128 значительно отстала и теперь не сможет уже сохранить лидерство по продажам.

В то же время по качеству 3D-графики Viper V550 уступает акселераторам на Voodoo 2. Хотя, конечно, по сравнению с Riva 128 прогресс значительный. И еще не надо забывать, что Voodoo 2 предусматривает использование параллельно двух карт в режиме SLI. При этом Viper V550 уже не может тягаться по скорости, особенно при высоких разрешениях. Платы Voodoo 2 в SLI-конфигурации практически не замедляются при переходе от 640 х 480 к 1,024 х 768 пикселов, в то время как Viper V550 "падает" по Quake II с 50.7 до 37.6 fps.

Инсталляция, драйверы и утилиты

Как обычно, Diamond в коробку с Viper V550 положила практически ничего не говорящую о продукте инструкцию и компакт-диск, на котором можно найти все, что только может понадобиться при установке. На нем куча драйверов, причем не только от Viper V550, документация и кусок немецкого Web-сайта компании.

Для установки драйверов стандартный способ Windows 95/98 не годится - лучше запустить программу с компакта и следовать ее инструкциям. Более свежую версию драйверов, кстати, можно скачать из Интернет. Особенно приятно, что на этот раз вам не придется ждать, пока появится поддержка не только Direct3D, но и не менее популярного OpenGL. Она присутствует во всех версиях драйверов и работает. В отличие от проблем с Riva 128.

После инсталляции в правом углу панели задач появляется значок, щелчок по которому активизирует меню Diamond. С его помощью вы можете поменять разрешение и глубину цвета, переключить кучу сервисных режимов и вызвать окно свойств экрана.

В этом окне после установки Viper V550 вы найдете две новые странички. Первая посвящена регулировке цветовой гаммы. Настройки выполняются как для 2D-, так и для 3D-графики.Вторая, озаглавленная Diamond 3D, позволяет включить или отключить вертикальную синхронизацию 3D-расчетов с кадровой разверткой монитора (это может повысить 3D-быстродействие, но одновременно чревато сбоями картинки), разрешить или запретить программное сглаживание контуров (anti-aliasing). Кроме этого здесь вам удастся проверить производительность 3D-графики на разных по сложности сценах.

Насколько я понял, Diamond не предоставила возможности организовать виртуальный десктоп, как это сделала Matrox для Millennium G200. Зато и сама плата, и ее драйверы рассчитаны на поддержку двух и более мониторов, которую обеспечивают Windows NT и Windows 98. Об этом довольно много рассказано в документации к Viper V550. Не берусь утверждать, что это важная и удобная возможность, но что интересная - так это факт.

В общем, по совокупности достоинств Diamond Viper V550 для большинства пользователей предпочтительнее, чем платы на Voodoo 2. Исключение составляют утонченные ценители качества игровой графики, к тому же обладающие большими финансовыми ресурсами.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета