Настольные игры в формате PC

Настольные игры в формате PC



Кто в детстве не играл в оловянных (пластмассовых, бумажных, железных, любых) солдатиков? Да, наверное, все без исключения. Тогда это занятие наверняка вам нравилось, и вы испытывали от этого целую бурю эмоций. Но вот прошли годы и вы повзрослели, но желание поучаствовать в "военных действиях" все равно осталось. Проявляется оно у всех по-разному: кто-то устраивает семейные конфликты, кто-то участвует в разборках между преступными группировками, кто-то стремится добиться большего и поэтому (из лучших гуманных побуждений, конечно) развязывает настоящие локальные войны, революции и перевороты. Так или иначе, но воюем мы все и каждый день, и с этим ничего не поделаешь, такова уж наша человеческая природа.

Лет двадцать назад, кто-то, чье имя уже, неверное, забыто, придумал настольную игру под названием Axis & Allies. Примерно столько же времени назад, кто-то, чье имя, может быть, еще и помнят, заработал очень приличные деньги на продаже этой игры. Ее покупали всюду - и в Европе, и в Америке, и даже в Австралии. А знаете почему? Просто эта игра позволяла своим обладателям вернуться в сороковые годы и создать перед собой иллюзию собственной значимости, управляя армиями различных стран, перекраивать историю по собственному усмотрению. Кто с кем воевал и на каких территориях происходили все эти "настольные войны", уже, слава Богу, забыли даже сами игроки, но, видно, не все, поскольку нашелся кто-то из компании Hasbro Interactive, решивший еще немного пролить кровь пятидесятишестилетней давности, только уже не на столе, а на экране компьютера. Так что позвольте вас поздравить и сообщить вам "приятную новость" о появлении в продаже компьютерной версии игры Axis & Allies, которая (как ни странно) по данным различных game-рейтингов стремительно набирает обороты и лезет все выше и выше.

Может быть, вы и были знакомы с правилами и сущностью настольной игры, а может быть и нет, так что я, на всякий случай, немножко расскажу об этом. Запустив компакт-диск с Axis & Allies на своем компьютере, вы перенесетесь в 1942 год и попадете в самый разгар боевых действий Второй Мировой войны. СССР еще как-то сопротивляется Германии. Балканы оккупированы. Pearl Harbor разрушен. Wake Island захвачен японцами. Роммель теснит англичан в Северной Африке. Одним словом, в мире неспокойно. Учитывая сложившуюся ситуацию, вы должны немедленно вмешаться и принять на себя командование всеми войсками выбранного вами государства. Только от вас теперь будет зависеть, где именно будет нанесен удар, когда и чем. Вы можете нашпиговать территорию противника снарядами в ходе массированных артиллерийских обстрелов, заблокировать своими подводными лодками все морское пространство, занять главенствующее положение в воздухе (авиация и зенитные орудия ПВО) или на суше (бронетанковые войска и пехота). Но прежде всего от вас требуется проанализировать ситуацию, спланировать операцию, привести все свои войска в состояние повышенной боевой активности и уничтожить врага. Вы можете пытаться переломить ход событий в боях, которые происходили на самом деле, например, между фашистской Германией и СССР в Европе, или Африканским Корпусом Роммеля и Британской 8-ой Армией Монтгомери в пустынях Северной Африки. Но можете заняться и искажением истории, сведя, например, армии СССР и Японии где-нибудь в районе Урала или отправив войска генерала Паулюса в Канаду, или объединив немецкие и японские войсковые соединения в Индии. Все зависит только от вас.

Что касается сути самой игры, то она очень сильно похожа на любую другую стратегию. У вас изначально имеется I.P.C. (Industrial Production Certificates) для приобретения различных юнитов. Это могут быть танки, пехота, истребители, бомбардировщики, военные корабли, транспортные суда, подводные лодки и сухопутные транспортные средства. Каждый из этих юнитов имеет определенную стоимость (например, пехота потянет на 3 I.P.C., а военные корабли обойдутся вам в 24 каждый) и свой индивидуальный показатель attack/defense (например, для танка он равен 3/2, для пехоты 1/2, а для истребителей 3/4). Эти цифры вам ничего не скажут до тех пор, пока вы не узнаете самого главного - в Axis & Allies все определяют обыкновенные игральные кости. Да, да, именно так, только если в настольном варианте этой игры вы должны были бросать их сами, то сейчас это делает компьютер. Вам же остается только подсчитать то, что у вас там выпадет, и потом совершить свои ходы. Затем право хода переходит к вашему противнику, а вы сидите, смотрите и снова ждете своей очереди. Условия, которые определяют победу игрока, непостоянные. Это значит, что в одном случае вам будет необходимо захватить два крупных города противника, в другом - уничтожить вражеские вооруженные силы за пять "шагов", а в третьем еще что-нибудь "особенное".

Если повнимательнее присмотреться к возможностям тех юнитов, которыми вы будете пополнять свою армию, то можно без труда заметить весьма странную особенность. Например, военный корабль стоит 24 I.P.C., в то время как обычный истребитель обходится всего лишь в половину этой суммы. Логичным было бы предположить, что корабль в два раза действеннее и эффективнее самолета, ан нет. На самом деле истребитель практически не уступает по своим возможностям огромному военному линкору. Судите сами, самолет может пролететь четыре интервала за один "шаг", а корабль - проплыть только два. Самолет легко уничтожает и воздушные, и наземные, и надводные цели, в то время как дальность действия корабля ограничена водными просторами и прибрежной зоной. Истребитель имеет показатель три к четырем, а корабль - четыре к четырем. Таким образом получается, что идея фюрера о господстве на Атлантике за счет создания большого военно-морского флота уже изначально была нелепой и невыполнимой. Ведь пока Германия будет тратить деньги и время на сборку военных кораблей, союзники успеют построить столько авиационной техники, что смогут без труда уничтожить все, что будет спускаться на воду со стапелей Вермахта. Таким образом получается, что хоть такая возможность в игре и присутствует, но она заранее является проигрышной.

Теперь позвольте немножко пройтись по поводу такой игровой возможности, как "Разработка нового оружия". Что же это такое? А вот что, если вы согласны потратить за "шаг" от 5 I.P.C. (но не более 30 I.P.C.), то можете приобрести отдельную игральную кость (или шесть максимум). Вам будет предоставлена возможность бросить их, и в том случае, если на верхней грани окажется шестерка, - у вас появиться что-либо типа "реактивного истребителя" или "стратегического бомбардировщика", но если вам не повезет, то все ваши I.P.C. пропали даром. Так вот, как вы считаете, стоит ли рисковать и ставить на кон столь крупную ставку, если стоимость одной кости равняется стоимости одного танка? Мне почему-то кажется, что такая "овчинка выделки не стоит".

Несмотря на всю свою вседозволенность, игра Axis & Allies на самом деле абсолютно линейна. Что бы вы ни делали и какие бы стратегии ни использовали, реальная возможность для победы есть только одна, и путь к ней лежит через СССР. Сумеет ли Германия сломить сопротивление Советского Союза или нет - вот в чем вопрос. Но у этого вопроса есть и еще один аспектик, который тоже очень важен - какое именно сражение определяет исход Великой Отечественной войны? Многие из вас могут подумать, что это битва под Сталинградом, и окажутся не правы. На будущее запомните, что согласно последним сведениям от компании Hasbro Interactive исход войны и будущее СССР решалось не где-нибудь, а в Карелии. Разработчики этой игры почему-то решили, что если бы войскам фюрера удалось захватить Москву, то операция "БЛИЦКРИГ" была бы успешно завершена и сопротивление советских войск на этом полностью прекратилось бы. Мы-то с вами помним по школьному курсу истории события войны 1812 года, когда столица России была "французу отдана". Но вот как донести эту информацию до тех, кто, видно, изучает ту же самую историю, только немножко в другом ракурсе, в западных колледжах и университетах? Ну да ладно, оставим это на совести разработчиков игры Axis & Allies.

Так чем же отличается новая версия этой игры от своей настольной предшественницы? Ну, может быть, нарисованные юниты смотрятся немного лучше, чем их пластмассовые аналоги, да какой-никакой, но все-таки появился звук. Но если посмотреть с другой стороны, то двадцать лет назад для того, чтобы поиграть в Axis & Allies, не нужен был компьютер Pentium 100 с шестнадцатью мегабайтами оперативной памяти и четырехскоростным CD-ROM'ом, да и не было еще в то время такой техники. А сейчас будьте любезны иметь PC такого уровня да еще купите игровой компакт-диск, и все это ради того, чтобы просто "поиграть в солдатиков".

Хорошо еще хоть, что предусмотрена возможность мультигейма, а то ведь уровень "искусственного интеллекта" у ваших противников при соло-игре может вызвать у вас чувство сострадания и разжалобить до слез. Небольшое отступление: когда выбираете уровень сложности, определяйте его пятью звездочками для противника и тремя для себя. Но еще лучше, чтобы долго не мучиться и не издеваться над своим компьютером, сразу попробовать поиграть против живых противников по IPX/LAN (одновременно могут подключаться до пяти пользователей). Кроме локальной сети, вы можете играть по модему и через Интернет (Microsoft's Internet Gaming Zone).

Вот вроде бы и все, что я мог рассказать вам об игре Axis & Allies. Ах, нет, погодите, вспомнил еще одну программную ошибочку, о которой стоит все же упомянуть вслух. Она обычно возникает, когда компьютеру достаются войска США и он стремится добиться превосходства над вами на море. И желание, и цель у него, конечно, прекрасные, но вот что странно - сколько бы он ни купил себе подводных лодок, их количество под водой не будет превышать одной штуки. Кто бы это объяснил мне, почему так происходит???

Если попробовать подвести итог всему вышесказанному и найти причину, по которой игра Axis & Allies в формате PC стала лучше, чем была изначально, то сделать это окажется довольно-таки сложно. Я могу лишь привести еще один отрицательный довод на этот счет - когда играешь в настольную игру, то можно хоть со своим другом пива попить, чего компьютер, к сожалению, делать не умеет.

Евгений Бубенников
game@nestor.minsk.by
- титульная страница



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета