Generator 1.5. Часть 3
Generator 1.5
Первые шаги
Данная часть статьи специально предназначена для того, чтобы немного научить вас использовать простейшие операции и функции Генератора, а также научить вас программировать его. Было бы нечестно сказать, что после прочтения данного материала вы сможете в течение трех-пяти минут создать свой собственный навороченный и многофункциональный синтезатор или что-нибудь в этом роде. Это было бы неправдой. На самом деле, Генратор - достаточно сложная программа, которая предоставляет комплексные решения для создания серьезных вещей. Для того чтобы полностью разобраться во всех возможностях данной программы, вы должны будете пройти длительный путь самообучения, приобрести навыки, свойственные звукоинженерам и конструкторам аналоговой звуковой аппаратуры. Настоящий успех никогда не приходит быстро, однако если вы пройдете этот путь, то сможете создать действительно интересные вещи.
Следует сразу оговориться, что вы, безусловно, можете и не вникать во все тонкости Генератора. Его внутренняя структура такова, что можно работать и с уже готовыми пресетами, зная лишь основы пользовательского интерфейса и некоторые базовые данные. Для начала вы должны узнать, что вполне возможно создавать музыку с помощью Генератора, используя некоторое количество различных инструментов без всякого знания методов синтеза звука или алгоритмов обработки. Вы можете решить многие насущные задачи, используя прилагаемую библиотеку готовых инструментов.
Открытие и проигрывание демонстрационных ensembles
Первое, что вы должны сделать, - это проверить, подключен ли тот MIDI-инструмент, с помощью которого вы хотите играть (это может быть MIDI-клавиатура, секвенсор и т.п.), к MIDI-входу в Генераторе. Этот параметр устанавливается и отслеживается в меню System-MIDI Settings- Installed Inports. Канала передачи данных на вашем MIDI-контроллере должен быть установлен на 1.
Synth1
Теперь откройте папку ...Ensembles\First Steps\, используя выбор File-Open в меню. Выберите файл Synth1.ens и кликните на Open.
Первое, на что вы должны обратить свое внимание, это на маленькое окошко, названное Control Box. Если два индикатора в этом окне (In и Out) горят зеленым цветом, то вы можете играть, используя звучание, генерируемое Synth1. Если они не горят, то нажмите на кнопку включения питания в этом же окне. К сведению, если индикаторы горят оранжевым цветом, это означает, что процессор вашего компьютера перегружен. В этом случае уменьшите количество активных голосов (опять же в окне Control Box) c 6 Voices на более маленькое значение или же понизьте частоту дискретизации.
При проигрывании каждой ноты, индикаторы, названные MIDI и Instr., в Control Box будут загораться голубым цветом. Первый индикатор показывает, что система получает MIDI-данные, а второй - что MIDI-данные успешно обрабатываются инструментом.
По своей сути, Synth1 - виртуальное воплощение простого шестиголосного аналогового синтезатора. Он имеет один пилообразный осциллятор, 24-dB lowpass фильтр, LFO, которое влияет на питч и одину ADSR-огибающую для фильтра и амплитудной модуляции.
В окне, обозначенном как Synth1 - Panel, вы можете найти контрольную панель, которая предназначена для изменения звука. Слева направо: A(ttack), D(ecay), S(ustain) и R(elease) - для изменения формы волны; F-Env - для установки силы влияния фильтра на огибающую; Cutoff - для контроля частоты среза фильтра; Reson(ance) - для изменения коэффициента усиления частот, близких к частоте среза, и наконец LFO - для установки интенсивности и Rate - для устанавки скорости LFO.
Если вы когда-либо до этого имели отношение к аналоговым синтезаторам или хотя бы играли на них, работа с этой моделью не вызовет у вас никаких сложностей. Однако если Synth1 - ваш первый синтезатор, вы, возможно, получите удовольствие от экспериментов с вышеприведенными ручками, причем вам не нужно волноваться о том, что вы можете что-нибудь испортить.
Если во время этой экскурсии по ручкам вы нашли звук, который вам понравился, вы можете сохранить его. Для этого вы должны переместить указатель мыши в ту часть окна Panel, которая находится над голубым полем с ручками. Это пространство называется Toolbar и представляет собой ряд кнопок, из которых в нашем случае вы выбираете кнопку, помеченную иконкой с фотокамерой. Эта кнопка служит для создания пресетов или Snapshots (по терминологии Генратора). После нажатия открывается окно, в котором вы должны задать номер пресета, его название и затем сохранить его с помощью кнопки Store. Если вы теперь откроете список, помеченный Snapshots (немного левее кнопки с фотокамерой), то найдете там ваш пресет, наряду с теми, которые были запрограммированы создателями Synth1.
Следующий инструмент, который мы рассмотрим подробнее, нзывается Pad-Echo.ens. Вы найдете его в той же папке, что и Synth1. Итак, откройте File-Open.., найдите папку ...Ensembles\First Steps, выберите Pad-Echo.ens и загрузите его с помощью кнопки Open.
Вначале вы увидите лишь одно окно, наряду с Control Box. Это окно Ensemble. Как я уже говорил ранее, Ensemble - это наивысший уровень в логической иерархии Генератора. At first you can see only one window, apart from the Control Box that is. В нашем случае это окно содержит блок Pad, который является синтезатором, блок эффекта Echo Stereo. Выходной порт синтезатора соединен с двумя входными портами эффект-процессора, в свою очередь его выходные порты соединены с входными портами модуля Audio-Out.
Из предыдущих статей вы уже знаете, что модуль Audio-Out имеется во всех ensembles и представляет собой воплощение коннектора Генератора со всем остальным миром (в типичном случае, это звуковая карта).
Быстрая оценка ensemble Pad-Echo наглядно показывает две важные возможности Генератора. Первая - это то, что окно ensemble может содержать больше одного инструмента, а вторая - это то, что Генератор может работать не только с синтезаторами, но и с модификаторами звука, то есть с эффект-процессорами. Как и в предыдущем случае, вы можете играть на своем MIDI-инструменте с помощью звуков, генерируемых данной конфигурацией. Но вы пока не видите контрольной панели, которая бы могла помочь в изменении звука.
Давайте сделаем эту панель видимой. Первое, что нужно сделать, это кликнуть правой кнопкой мыши на темно-голубом поле окна ensemble. Откроется контекстное меню, в котором вы должны выбрать функцию Panel. После того как вы проделаете эти действия, должно появиться окно Ensemble-Panel. Это окно позволяет контролировать главные звуковые настройки Генератора. Ручка Main служит для контроля над master-уровнем громкости звука, Tune - для master-тюнинга.
Продолжение следует .
Ник Худяков (I.C.)E-mail: nick@nestor.minsk.by
- титульная страница
Первые шаги
Данная часть статьи специально предназначена для того, чтобы немного научить вас использовать простейшие операции и функции Генератора, а также научить вас программировать его. Было бы нечестно сказать, что после прочтения данного материала вы сможете в течение трех-пяти минут создать свой собственный навороченный и многофункциональный синтезатор или что-нибудь в этом роде. Это было бы неправдой. На самом деле, Генратор - достаточно сложная программа, которая предоставляет комплексные решения для создания серьезных вещей. Для того чтобы полностью разобраться во всех возможностях данной программы, вы должны будете пройти длительный путь самообучения, приобрести навыки, свойственные звукоинженерам и конструкторам аналоговой звуковой аппаратуры. Настоящий успех никогда не приходит быстро, однако если вы пройдете этот путь, то сможете создать действительно интересные вещи.
Следует сразу оговориться, что вы, безусловно, можете и не вникать во все тонкости Генератора. Его внутренняя структура такова, что можно работать и с уже готовыми пресетами, зная лишь основы пользовательского интерфейса и некоторые базовые данные. Для начала вы должны узнать, что вполне возможно создавать музыку с помощью Генератора, используя некоторое количество различных инструментов без всякого знания методов синтеза звука или алгоритмов обработки. Вы можете решить многие насущные задачи, используя прилагаемую библиотеку готовых инструментов.
Открытие и проигрывание демонстрационных ensembles
Первое, что вы должны сделать, - это проверить, подключен ли тот MIDI-инструмент, с помощью которого вы хотите играть (это может быть MIDI-клавиатура, секвенсор и т.п.), к MIDI-входу в Генераторе. Этот параметр устанавливается и отслеживается в меню System-MIDI Settings- Installed Inports. Канала передачи данных на вашем MIDI-контроллере должен быть установлен на 1.
Synth1
Теперь откройте папку ...Ensembles\First Steps\, используя выбор File-Open в меню. Выберите файл Synth1.ens и кликните на Open.
Первое, на что вы должны обратить свое внимание, это на маленькое окошко, названное Control Box. Если два индикатора в этом окне (In и Out) горят зеленым цветом, то вы можете играть, используя звучание, генерируемое Synth1. Если они не горят, то нажмите на кнопку включения питания в этом же окне. К сведению, если индикаторы горят оранжевым цветом, это означает, что процессор вашего компьютера перегружен. В этом случае уменьшите количество активных голосов (опять же в окне Control Box) c 6 Voices на более маленькое значение или же понизьте частоту дискретизации.
При проигрывании каждой ноты, индикаторы, названные MIDI и Instr., в Control Box будут загораться голубым цветом. Первый индикатор показывает, что система получает MIDI-данные, а второй - что MIDI-данные успешно обрабатываются инструментом.
По своей сути, Synth1 - виртуальное воплощение простого шестиголосного аналогового синтезатора. Он имеет один пилообразный осциллятор, 24-dB lowpass фильтр, LFO, которое влияет на питч и одину ADSR-огибающую для фильтра и амплитудной модуляции.
В окне, обозначенном как Synth1 - Panel, вы можете найти контрольную панель, которая предназначена для изменения звука. Слева направо: A(ttack), D(ecay), S(ustain) и R(elease) - для изменения формы волны; F-Env - для установки силы влияния фильтра на огибающую; Cutoff - для контроля частоты среза фильтра; Reson(ance) - для изменения коэффициента усиления частот, близких к частоте среза, и наконец LFO - для установки интенсивности и Rate - для устанавки скорости LFO.
Если вы когда-либо до этого имели отношение к аналоговым синтезаторам или хотя бы играли на них, работа с этой моделью не вызовет у вас никаких сложностей. Однако если Synth1 - ваш первый синтезатор, вы, возможно, получите удовольствие от экспериментов с вышеприведенными ручками, причем вам не нужно волноваться о том, что вы можете что-нибудь испортить.
Если во время этой экскурсии по ручкам вы нашли звук, который вам понравился, вы можете сохранить его. Для этого вы должны переместить указатель мыши в ту часть окна Panel, которая находится над голубым полем с ручками. Это пространство называется Toolbar и представляет собой ряд кнопок, из которых в нашем случае вы выбираете кнопку, помеченную иконкой с фотокамерой. Эта кнопка служит для создания пресетов или Snapshots (по терминологии Генратора). После нажатия открывается окно, в котором вы должны задать номер пресета, его название и затем сохранить его с помощью кнопки Store. Если вы теперь откроете список, помеченный Snapshots (немного левее кнопки с фотокамерой), то найдете там ваш пресет, наряду с теми, которые были запрограммированы создателями Synth1.
Следующий инструмент, который мы рассмотрим подробнее, нзывается Pad-Echo.ens. Вы найдете его в той же папке, что и Synth1. Итак, откройте File-Open.., найдите папку ...Ensembles\First Steps, выберите Pad-Echo.ens и загрузите его с помощью кнопки Open.
Вначале вы увидите лишь одно окно, наряду с Control Box. Это окно Ensemble. Как я уже говорил ранее, Ensemble - это наивысший уровень в логической иерархии Генератора. At first you can see only one window, apart from the Control Box that is. В нашем случае это окно содержит блок Pad, который является синтезатором, блок эффекта Echo Stereo. Выходной порт синтезатора соединен с двумя входными портами эффект-процессора, в свою очередь его выходные порты соединены с входными портами модуля Audio-Out.
Из предыдущих статей вы уже знаете, что модуль Audio-Out имеется во всех ensembles и представляет собой воплощение коннектора Генератора со всем остальным миром (в типичном случае, это звуковая карта).
Быстрая оценка ensemble Pad-Echo наглядно показывает две важные возможности Генератора. Первая - это то, что окно ensemble может содержать больше одного инструмента, а вторая - это то, что Генератор может работать не только с синтезаторами, но и с модификаторами звука, то есть с эффект-процессорами. Как и в предыдущем случае, вы можете играть на своем MIDI-инструменте с помощью звуков, генерируемых данной конфигурацией. Но вы пока не видите контрольной панели, которая бы могла помочь в изменении звука.
Давайте сделаем эту панель видимой. Первое, что нужно сделать, это кликнуть правой кнопкой мыши на темно-голубом поле окна ensemble. Откроется контекстное меню, в котором вы должны выбрать функцию Panel. После того как вы проделаете эти действия, должно появиться окно Ensemble-Panel. Это окно позволяет контролировать главные звуковые настройки Генератора. Ручка Main служит для контроля над master-уровнем громкости звука, Tune - для master-тюнинга.
Продолжение следует .
Ник Худяков (I.C.)E-mail: nick@nestor.minsk.by
- титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft