Generator 1.5. Часть 2

Generator 1.5

Macros

Макрос имеет внутреннюю структуру такую же, как и инструмент. Но в отличие от инструмента макрос не имеет своего собственного блока обработки MIDI-информации, а также раздельной контрольной панели и пресетов. В иерархии Генератора макросы находятся практически на самой низкой ступени. От остальных частей макросы отличаются серым цветовым выделением и рисунком, изображающим три соединенных между собой модуля.

Основное назначение макросов - инкапсуляция функциональных блоков для придания большей иерархичности и читабельности сложным структурам. С помощью макросов очень удобно перерабатывать и уже готовые инструменты.

Так же, как и у модулей типа Instrument, у макросов не существует какого-либо количества жестко заданных аудиопортов. Количество и тип портов для инструментов задается пользователем с помощью вставки терминалов.

Контекстное меню модуля типа Instrument содержит восемь пунктов:

1. Mute - заглушает и выключает данный макрос.

2. Mono - переключает макрос в режим операций с моно-звуком. Это значительно снижает загрузку процессора.

3. Cut - удаляет макрос с его текущей позиции, а также копирует его в clipboard. После чего он может быть вставлен в любое место с помощью функции Paste.

4. Copy - отмечает макрос для последующего его копирования, а также заносит информацию о нем в clipboard. Вставка копируемого макроса производится с помощью функции Paste.

5. Delete - удаляет макрос и все его содержимое. Будьте осторожны. Удаленный макрос нельзя вернуть назад!

6. Save As... - позволяет сохранить макрос. Место расположения файла и имя файла задается пользователем. Расширение для файлов типа Macros -.mdl.

7. Structure - открывает окно, в котором показывается внутренняя структура и коннекция модулей в макросе.

8. Properties - открывает окно с различной информацией, касающейся настроек макроса. Детали приведены ниже.

Structure

По своей сути, Генератор базируется на открытой концепции, которая позволяет разработать и реализовать любой возможный генератор звука. Во многих аспектах он схож с классическими модульными аналоговыми синтезаторами. Вот почему наиболее важный и в то же самое время наиболее простой объект в Генераторе - это модуль. Именно с модулями вы будете сталкиваться во время процесса разработки своих собственных схем для синтеза звука.

Библиотека основных модулей встроена в Генератор. Она позволит вам из простых составных частей создавать достаточно сложные и многофункциональные системы, которые могут работать как с синтезированными цифровыми данными, так и с некоторыми MIDI-командами. Окно, в котором размещаются и соединяются между собой модули, называется Structure.

При построении структур в Генераторе стоит тщательно соблюдать определенные иерархические принципы, что позволит вам достичь неограниченной свободы в творческих и технических задумках и в то же время не запутаться окончательно. К примеру, вы можете сделать свою структуру, используя только элементарные модули на уровне ensemble. Однако существует, как минимум, две причины, которые говорят не в пользу этого метода конструирования. Первое - вы очень быстро запутаетесь в том, что с чем нужно соединять и как один элементарный модуль должен взаимодействовать с другим. Второе - количество модулей в структуре ограничено.

В общем, настоятельно рекомендую соблюдать при реализации ваших структур следующие правила и вы достигнете максимум удобства и функциональности:

1. На уровне ensemble работайте только с инструментами. Постарайтесь обойтись без элментарных модулей. Такие же элементы вашей системы, как микшеры, которые вы используете для обработки сигнала с нескольких источников (инструментов), должны конструироваться или как отдельные инструменты, или, на худой конец, как макросы.

2. Во время конструирования инструмента группируйте как можно больше функциональных блоков в макросы. Это поможет вычленить идентичные элементы (такие, как, к примеру, осцилляторы или генераторы огибающей), которые используются достаточно обширно и могут быть просто раскопированы.

Модуль

Модуль - самая маленькая иерархическая единица в Генераторе. Она изображается как графический объект. Каждый модуль помечен соответствующей иконкой (например, изображением формы волны для осцилляторов).

Создание модуля

Для того чтобы создать новый модуль, используйте контекстное меню в окне Structure. Модули создаются с помощью библиотеки элементарных модулей, которая встроена в Генератор. После входа в контекстное меню (нажать правую клавишу мыши) появляется меню с несколькими уровнями.

Для начала вы должны выбрать функциональную группу (например, Filter, Panel, Mixer и т.п.), а затем и собственно сам модуль (например, Multi/LP 4-Pole). Подробную информацию о каждом элементарном модуле вы сможете найти в help'e. Новый выбранный модуль будет расположен в том месте окна Structure, где вы открыли контекстное меню (но вы можете с легкостью перенести его в любое другое место, как и любой другой объект Генератора). Menu for inserting a new module.

Порты

Каждый модуль Генератора содержит один или более портов, с помощью которых происходит соединение одного модуля с другим. С левой стороны, как правило, находятся входные (In) порты, с правой стороны модуля - выходные (Out) порты. Генератор разделяет для себя два вида информации: аудио и event.

Аудиосигналы сравнимы по сути со звуковыми сигналами или control voltage (в мире аналоговой аппаратуры). Обработка таких сигналов требует значительной загрузки центрального процессора. Порты для аудиосигналов помечаются черным цветом. При соединении между собой модулей помните, что аудиовход никогда не может обрабатывать больше одного сигнала. Если вы хотите подать больше одного сигнала на вход какого-либо модуля, то они должны быть предварительно смикшированы с помощью Audio Adder или модуля микшера.

Сигналы типа Event представляют собой управляющие сигналы для изменения некоторых значений внутри Генератора или MIDI. Типичные отправители и реципиенты таких сигналов - MIDI входы/выходы или ручки, кнопки, фэйдеры контрольных панелей. Обработка таких сообщений не требует конечных вычислений, в связи с чем уменьшается загрузка CPU. Порты для event-сигналов Помечаются темно-красным цветом. Event-вход может принимать информацию от нескольких источников.

Каждый порт имеет свое контекстное меню:

1. Create Control - автоматически создает соответствующий контроллер для порта.

2. Wire/Unwire - открывает соединение текущего порта с другим портом.

3. Mute - временно деактивирует порт.

4. Properties - открывает окно с информацией о порте.

Mono

Модуль может оперировать как моно, так и полифонической информацией. Количество голосов полифонии определяется настройками инструмента, в который входит данный модуль (см. раздел Instrument). Полифонические модули можно распознать по желтому цвету лампочки статуса (нижний левый угол модуля). У монофонических модулей лампочка статуса - оранжевая.

Для большинства модулей моно или полифонический режим можно переключать с помощью опции Mono в контекстном меню.

Mute

Модули могут быть деактивированы с помощью кнопки Mute в контекстном меню модуля. Выключенные модули можно распознать по красному крестику, который появляется поверх лампочки статуса.

Модуль может быть автоматически деактивирован, если его входы/выходы не соединены с входами/выходами других модулей или же соединены с деактивированными модулями.

Cut, Copy

Функция Cut в контекстном меню модуля удаляет модуль с его текущей позиции и копирует его в сlipboard, откуда потом он может быть вставлен в другое место или другое окно (используя команду Paste).

Copy - отмечает модуль для последующего его копирования, а также заносит информацию о нем в clipboard. Вставка копируемого модуля производится с помощью функции Paste.

Для проведения вышеописанных опреаций вы также можете использовать комбинации клавиш: Ctrl-X (Cut), Ctrl-C (Copy) and Ctrl-V (Paste).

Delete

Функция Delete удаляет модуль и все его содержимое. Вы также можете удалить выбранный модуль с помощью клавиши Del.

Sources

В Генраторе название Source дается тем модулям, которые выдают на выход контрольные сигналы. Существует три типа sources:

1. Control-Sources - имеют вид панелей. Элементы контрольной панели используются для установки значений контрольных сигналов.

2. MIDI-Sources - конвертируют MIDI-данные в контрольные сигналы.

3. Constant-Sources - имеют фиксированное значение.

Рассмотрим все более подробно.

Control Sources

Модули типа Fader, Knob и Button представляют собой control sources. Существует два способа их внедрения в структуру:

1) Выберите нужный модуль из контекстного меню в окне Structure (ModulesControlFader / Knob / Button).

2) В контекстном меню входного порта модуля выберите Create Control. Создастся control source, который будет подключен к входу модуля. Тип и маркировка этого control source будет сконфигурирована специально для этого входа.

Control sources и элементы контрольной панели могут управляться с помощью MIDI.

MIDI Sources

MIDI source модули используются для контроля над обработкой аудиосигналов с помощью MIDI-комманд. Для каждого типа MIDI-команд существуют свои типы source модулей.

MIDI sources создаются с помощью контекстного меню в окне Structure посредством выбора нужного типа MIDI-данных в разделе ModulesMIDI Source...

Constant Sources

Constant sources используются, когда вам нужно сообщить модулю какое-либо постоянно значение. Требуемое значение устанавливается в Properties (строка Constant Value).

Сonstant source создается посредством выбора ModulesControlConstant в контекстном меню окна Structure.

Соединения (wires)

Соединения между портами двух модулей, показываемых линией, называются wire. Wire - транспортирует сигналы между модулями.

Создание соединения

Существует два способа создать новое соединение (wire):

1. Кликнуть мышкой на одном из двух портов, которые должны быть соединены, левой клавишей мыши, а после, держа ее нажатой, передвинуть указатель на оставшийся порт и отпустить клавишу. Появится видимое соединение (представленное линией), что и есть wire. Операция по соединению может быть отменена, если вы отпустите кнопку мыши в любом другом месте, кроме нужного порта (к примеру, в пустой части окна).

2. Выбрать функцию Wire/Unwire в контекстном меню порта. Затем передвинуть указатель мыши на другой требуемый порт и нажать на нем левую клавишу.

Удаление соединения

Существует опять же два способа удаления соединения:

1. Сделайте то же самое, что вы делали и при создании соединения. Повторение этой операции для уже существующего соединения удалит его.

2. Пометьте соединение, которое вы хотите удалить, и нажмите клавишу Del (либо выберите соответствующую функцию из контекстного меню).

Правила соединений

Когда вы соединяете модули, существует несколько основных правил, которые вы должны соблюдать:

1. Соединение может производиться только между in-портом и out-портом.

2. Out-порт может быть соединен с 16 in-портами.

Вдобавок к этим правилам существуют еще некоторые специальные правила:

3. Event in-порт не может обрабатывать аудиосигналы. Если event in-порт должен быть соединен с аудио out-портом, сигнал сначала должен быть сконвертирован с помощью модуля A to E module.

4. Event in-порт может быть соединен с 16 event out-портами.

5. Аудио in-порт может быть соединен с одним out-портом.

6. Event out-порт может быть соединен с ауидо in-портами, так же как и с event in-портами.

Продолжение следует.

Ник Худяков (I.C.) E-mail: nick@nestor.minsk.by
- титульная страница



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета