В греческом зале прибыло

В греческом зале прибыло

Приходится признать, что профессиональные клипмейкеры и специалисты по телевизионной рекламе вовсе недаром свои бутерброды с икрой хрумкают. Взять хотя бы последний рекламный ролик кофе Nescaffe. Ну, тот, в котором старший братик с сотоварищами инструктирует младшего, страстно увлеченного компьютерами, как нужно знакомиться с девушками. Нет, я не собираюсь рассказывать о достоинствах кофе как напитка или производящих его компаниях. Просто в указанном ролике здорово обыграно одно распространенное заблуждение - будто человек, увлекающийся вычислительной техникой, по определению ничего кроме компьютеров не знает.

Может быть, он и не столь ограничен по своей натуре, однако за неимением времени ему некогда посещать музеи или библиотеки. Посему выходит, что нынешний компьютерщик - это нечто, постоянно слушающее музыку (благо она в цифровом формате существует), пьющее пиво (тем более, что напиток хороший) и пожизненно сидящее где-то глубоко в отладке чего-нибудь вовсе уж шаманского. Если же к компьютеру прилагается еще и "кусочек Интернет", то тут уж вовсе случай клинический. Однако авторы ролика с неподражаемой иронией продемонстрировали, что далеко не все очевидное верно.

Я это к тому, что для человека деятельного компьютер, благо что персональный, вовсе не является четвертью кубометра проводов, пластмассы и радиодеталей. Уж во всяком случае, если он имеет доступ во Всемирную Паутину. Лет десять назад, может, оно так и было, только времена те ветхозаветные давно уже миновали. Сегодня одних только музейных страниц в Сети, что частных авто на городских улицах в час пик. Было бы желание, и буквально "не отходя от кассы" (то есть не вставая из-за своего рабочего стола) любой может совершить весьма и весьма обстоятельный вояж по самым различным музеям и прочим собраниям произведений искусства как нынешнего, так и былого. Вычислительная техника, как, впрочем, и все современные передовые технологии, теряют былую чопорность и с каждым днем все больше, как это принято говорить на официальных мероприятиях, "поворачиваются лицом к человеку". Что касается Интернет, то такой поворот прежде всего выливается в лавинообразное увеличение числа музейных и прочих культурных сайтов в Сети.

В этот раз я хочу рассказать о музеях в Интернет, о том, где они находятся, как выглядят, как их найти, ежели возникнет такое желание. В конце концов, сколько можно работать?! Время от времени нелишне и к вечному прикоснуться. На худой конец - просто взглянуть одним глазком на те шедевры современности, о которых так много и витиевато говорят сегодня с экранов телевизоров и с газетных полос, когда отвлекаются от порядком уже надоевшей политики и вечно бьющейся в судорогах экономики.

Так как я сам не слишком большой знаток мировых собраний произведений искусства, то, естественно, в самую первую очередь обратился к широко известной поисковой службе Yahoo (www.ya-hoo.com). В ответ на слово museum она нашла шесть тысяч семьсот восемьдесят пять адресов из тысячи трехсот семидесяти трех категорий. Даже учитывая, что это, как я понимаю, далеко не полный перечень "профильных" ресурсов, все равно весьма впечатляет. Тем более, если учесть, что, как показала практика, многие из указанных адресов являются ссылками на небольшие локальные коллекции, что увеличивает реальную ценность выданного результата поиска как минимум на порядок, а то и два. Так как виртуальных музеев действительно чрезвычайно много, то я даже не буду пытаться описать их все. Кто заинтересуется, может сам пройтись по этой виртуальной тропинке и посмотреть, куда она ведет. Я же лишь ограничусь общим представлением.

Во-первых, сразу бросается в глаза достаточно четкое деление всех ресурсов на общие и душевные (классификация исключительно моя). К общим можно отнести все те работы, которые больше напоминают визитные карточки, чем музеи. Увы, таких карточек в Сети, на мой взгляд, слишком уж много. При местами достаточно богатом оформлении и более чем звучном названии они реально выполняют роль записки, разве что электронной. Вот, господа, в городе Зезюпинске (Энске, Мидльтауне, Мусорбурге и т.п.) есть такой замечательный археологический (этнологический, изобразительный и прочий) музей. Стоит он на такой-то улице и занимает столько-то квадратных метров в здании, которое в свою очередь принадлежало... Экспозиция музея составлялась в течение стольких-то лет и включает энное количество предметов. Еще могут присутствовать несколько общих фотографий фасада здания в хорошую погоду и, возможно, нескольких особо исторических фрагментов внутреннего устройства.

Я, может быть, вообще ничего не понимаю в музейном деле, но все же полагаю, что это есть пример не слишком дальновидной политики. Во всяком случае вряд ли подобные места могут всерьез рассчитывать на наплыв посетителей. Чтобы не быть голословным, рекомендую заглянуть на страницу NATIONAL MUSEUM OF NATURAL HISTORY (www.mnh.si.edu/exhibits.html) Смитсоновского института. Нельзя сказать, что над этим сайтом не трудился дизайнер, однако результат говорит сам за себя. Несмотря на красочность оформления, основная информация освещает лишь то, где расположен этот музей, какие программы экскурсий он имеет и какой график его посещения для частных лиц. Хотя тут и присутствует экранная кнопка ONLINE EXIBITS, которая, по идее, должна позволить виртуально прогуляться по музею и поглазеть на его экспонаты, однако теория в данном конкретном месте достаточно далеко расходится с практикой...

Поэтому вдвойне приятно, что примером душевного подхода к созданию музейной вэб-страницы в полной мере может служить недавно законченный проект МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (www.kreml.ru/ mus_mk_r.htm), который посвящен музейно-историческому и культурному значению Московского Кремля. Прямо-таки любо дорого посмотреть. Даже несмотря на то, что проект еще далек до окончания, уже сейчас любой желающий может посетить, например, Оружейную Палату и своими глазами увидеть хранящиеся в ней уникальные экспонаты. При этом отменно подготовленные фотографии позволяют действительно увидеть все это, а не прочитать в сопроводительном тексте. Правда, виртуализирована еще далеко не вся экспозиция, но даже то, что есть сегодня, позволяет представить и грандиозность замысла, и то, каким чудесным ожидается результат. Так что, настоятельно рекомендую.

Кстати говоря, проект МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ во многом стал возможен благодаря огромному участию в нем специалистов американской компании Intel, предоставившей современное вычислительное оборудование.

Однако не все так печально, как может показаться. Уже сегодня создается нечто, способное в достаточно скорой перспективе стать своего рода единым виртуальным музеем нашей планеты. Проект носит общее концептуальное наименование WEB MUSEUM. Он не имеет четко выраженного единого центра, как его нет и у самой Интернет. Лично мне понравился парижский узел WEB MUSEUM (netspot.city.unisa.edu.au/wm/paint/auth/cezanne/sl/). Правда, он больше похож на виртуальную картинную галерею. От музея тут только название, ибо коллекционирует он современную европейскую живопись самых различных стилей и направлений. Зато ее можно посмотреть! Картины рубрицированы согласно жанровой направленности и снабжены возможностью просмотра крупным планом. Весьма и весьма достойно. Хотя, конечно, спорить не стану, качество иллюстрации пока еще не идет ни в какое сравнение с реальным посещением картинной галереи.

Вся проблема заключается в отсталости технологии. Передача данных производится по достаточно медленным каналам, что в значительной мере ограничивает разработчиков вэб-страниц. Чтобы посетителю не было скучно, все иллюстрации должны занимать мало места и быстро грузиться. В то же время, для качественной передачи содержания картины, например, ее желательно оцифровывать с максимально возможным разрешением, что приводит к резкому росту размера итогового файла. Дилемма, так сказать. К тому же далеко не лучшим образом сказывается и разномастность применяемых клиентами браузеров. Причем не столько в смысле их разработчиков, сколько в плане поддерживаемых возможностей.

К примеру, фирма Intel, в рамках своей программы расширения контингента домашних пользователей за счет обогащения опыта использования персонального компьютера, создала виртуальную художественную галерею (www.intel. com/english/art/), где недавно была открыта выставка картин Рембрандта, Рубенса, Ботичелли, Дюрера, а ранее демонстрировались работы семи ведущих российских художников-концептуалистов. Все просто здорово, только вот вкусить ее прелестей оказывается невозможно без установки на компьютер дополнительных plag-in модулей. Радует однако, что они доступны через Интернет и могут быть тут же получены оттуда.

Ну да ладно, искусство, оно, как известно, требует определенных жертв. Однако, что касается музеев, то они вовсе не одно только искусство представляют. В обычной жизни (правда, не нашей) мы уже даже успели привыкнуть, что в мире существуют не только исторические или там военные музеи. Есть еще музеи автомобилей, памятные музеи, посвященные жизненному пути выдающихся личностей, музеи развития тех или иных технологий, а также музеи достижений в какой-либо отдельной области человеческой деятельности. Наглядным тому примером может служить National Air and Space Museum (www. nasm.si.edu/), посвященный, как явствует из его названия, достижениям авиации и космонавтики. Правда, лишь американской их части, что однако его вовсе не портит.

Так вот, заглянув на страницу National Air and Space Museum, можно не только почитать об этих самых достижениях, но и посмотреть на них. Причем музей живет в мире виртуальном. Одни экспозиции обновляются, другие - закрываются, третьи - появляются. Допустим, сегодня на сайте National Air and Space Museum открылся прекрасный раздел по реактивной авиации, точнее - по ее возникновению. Экспозиция охватывает немецкий Messerschmitt Me 262A-Schwalbe и двух ранних "американцев" - Lockheed XP-80 Shooting Star и McDonnell FH-1 Phantom I. А вообще всевозможных экспозиций тут много.

Что касается наших музеев, то дела с ними обстоят значительно хуже. Сказывается и "отсутствие финансирования" и "отсутствие необходимой материально-технической базы". Только мне кажется, что это лишь вершина айсберга, а его основание заключается в том, что за пределами современных офисов население не воспринимает персональный компьютер как нечто в повседневной жизни обычное, удобное и в хозяйстве необходимое. Тем более, если оно не приносит немедленно ощутимых дивидендов и желательно в свободно конвертируемой валюте. Во всяком случае текущая реакция деятелей культуры иначе трактована быть не может. Они глядят на Интернет, как на некое заморское чудо диковинной наружности, которое существует исключительно "баловства токмо".

Исключения есть, но их очень и очень немного. В основном таковыми являются наиболее грандиозные объекты, типа того же Московского Кремля, которые служат своего рода культурной витриной страны и постоянно на виду. Если вдруг просядет крыша Спасской башни, об этом мировые агентства новостей неделю говорить будут. С выводами, параллелями и прогнозами. В том числе - политическими. А тот факт, что две трети менее известных музеев вообще денег не видели уже с добрый год если кого и волнует, так это самих работников этих музеев. Видимо, прежде всего в этом кроется их инертность и апатичность. Немалую негативную роль в этом играет и отсутствие отечественного аналога той же Yahoo. Российские поисковые системы пока еще достаточно малы по охваченным ресурсам. Таким образом даже те отечественные музейные сайты, что есть, зачастую труднодоступны для широкого пользователя. Обычно они располагаются на временных узлах, имена которых не имеют ничего общего с конкретным музеем. В подобных условиях не срабатывает распространенное правило формирования имени наугад по схеме WWW+ИМЯ+RU. В девяносто девяти случаях из ста авторы сайтов не стремятся регистрировать свои доменные имена или вообще почти келейно договариваются о своем размещении на коммерческих серверах, принадлежащих компаниям, чья деятельность лежит в области "высоких технологий".

Хотя определенный прогресс все же просматривается. Во всяком случае на сервере ИнфоАрт (www.infoart.ru) несколько адресов отыскать можно. Правда, почти повсеместно они относятся к первой категории музейных сайтов.

Впрочем, определенный оптимизм внушает сервер МУЗЕИ РОССИИ (www.museum.ru). Прежде всего стильностью оформления и потрясающей широтой выбора. Словно в другой мир попадаешь. Мир, в котором нет всех этих проблем и потрясений. В мир полный мудрости и красоты. Причем сетевые технологии выглядят тут чем-то совершенно естественным и вполне уместным. И несмотря на наше восприятие отечественных музеев, которое было весьма красочно описано в юмористической миниатюре известной как "В Греческом зале", МУЗЕИ РОССИИ производит совершенно иное впечатление. Чего стоит одно только упоминание о предстоящем историческом событии - "Мартини, создание образа", которое должно произойти 16 октября в Москве в Государственном Музее Изобразительного искусства имени А. С. Пушкина в отделе частных коллекций. Она посвящена... тому самому мартини, который столь хорош со льдом.

Таковы они, эти музеи в киберпространстве. Они столь же разнятся, сколь отличаются друг от друга настоящие музеи. Главное - что они есть, что каждый желающий может стать их посетителем. Так что не пеняйте на компьютер или на часы. Они ни в чем не виноваты. Как говориться - было бы желание...

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2022 Компьютерная газета