Generator 1.5. Часть 1

Generator 1.5

Мы уже неоднократно касались темы программных эмуляторов синтезаторов. Дело в том, что выпуск таких программ сейчас дело достаточно модное и популярное. Очень много выходит "игрушек", которые мало на что способны, но выглядят очень красиво и привлекательно, в то же время появляются действительно талантливые программы, которые могут изрядно помочь дизайнеру звука или музыканту.

Одна из таких программ - Generator 1.5, выпущенная компанией Native Instruments. По своей структуре я бы поделил софт для программного синтеза звука на две категории: продукты с жестко запрограммированной структурой (как, например, Vaz Plus) и модульные программы (где вы строите соответствующий аппарат из готового набора модулей). Generator относится к классу модульных программ, в чем явное его преимущество.

Что же можно сделать с Генератором, на что он способен? Способен он на многое. Во-первых, вы можете строить модели синтезаторов и аналоговых эффект-процессоров из уже готовых модулей (или, как их именуют в Генераторе, макросов), вы можете использовать готовые синтезаторы, объединять их в связку с эффект-процессорами, фильтрами (в Генераторе такие блоки называют инструментами) или же можете создавать свои блоки.

Будет очень неплохо, если перед началом работы с данной программой вы ознакомитесь хотя бы с азами построения модульных аналоговых синтезаторов. Знания такого рода изрядно помогут вам в освоении приемов работы с Генератором.

К числу больших плюсов Генератора можно отнести практически полную поддержку MIDI, возможность работы через виртуальный MIDI-порт с такими программными секвенсорами, как Cakewalk, Cubase. Поддержка стандарта DirectX и многое другое, о чем будет рассказано ниже.

Структура

Генератор - чрезвычайно структурированная программа. Несоблюдение негласных норм Генератора ведет к тому, что вы в конце концов запутаетесь в собственных модулях и их соединениях.

Ensemble

Наивысший лейбл в иерархической структуре Генератора - ensemble. Ensemble является отражением построения вашего текущего аппарата "с птичьего полета". Вы видите, какие используются инструменты, как они соединяются друг с другом, но не видите внутреннего устройства этих инструментов. Окно ensemble отличается от всех других окон Генаратора тем, что оно имеет панель меню, которое отвечает за глобальные настройки параметров программы и текущей генерируемой струкутры, а также модули Audio In и Audio Out, которые являются визуальным отражением портов входа и выхода звуковой карты.

Модуль Audio In представляет собой визуальное отображение входа звуковой карты, который вы определяете в меню System/Audio Settings. Сам модуль имеет два выходных аудиопорта - левый и правый. При включенной кнопке Mute (во внутренней структуре модуля) Audio In не задействуется в процессе работы программы. Однако если данная кнопка не включена, то вы можете подавать сигнал с этого модуля на любой эффект-процессор или инструмент, который задействован в текущей конфигурации, в результате чего сигнал с аудио-входа карты будет обрабатываться и подаваться на аудио-выход карты в измененном варианте.

Модуль Audio Out представляет собой визуальное отображение выхода звуковой карты, который вы определяете в меню System/Audio Settings. Модуль имеет некоторое количество входных аудиопортов (зависит от типа звуковой платы) и два порта для данных. Первый порт данных ответственен за тюнинг окончательного мастер-сигнала. Второй порт ответственен за уровень громкости аудио-сигнала, который будет подаваться на звуковой выход карты. Порты данных могут иметь постоянные значения, или переменные, которые устанавливаются пользователем с помощью ручек.

Instrument

Второй после ensemble по иерархии тип модулей. Instrument, по определению создателей Генератора, - модуль, имеющий некую внутреннюю структуру, отдельный блок работы с MIDI, отдельную панель управления и отдельный набор пресетов. Модуль типа Instrument можно отличить от всех остальных по темно-синей метке внизу и по иконке на модуле, изображающей контрольную панель в виде трех фэйдеров. Сам инструмент может содержать в себе другие инструменты, а также макросы, в соответствующей иерархической структуре.

У модулей типа Instrument не существует какого-либо количества жестко заданных аудиопортов. Количество и тип портов для инструментов задается пользователем с помощью вставки так называемых терминалов (терминалы - весьма важные модули, которые представляют собой графическое отражение специальных разъемов, которые имеются в любой модульной аппаратуре).

Контекстное меню модуля типа Instrument содержит восемь пунктов:

1. Mute - заглушает и выключает данный инструмент.

2. Cut - удаляет инструмент с его текущей позиции, а также копирует его в clipboard. После чего он может быть вставлен в любое место с помощью функции Paste.

3. Copy - отмечает инструмент для последующего его копирования, а также заносит информацию о нем в clipboard. Вставка копируемого инструмента производится с помощью функции Paste.

4. Delete - удалает инструмент и все его содержимое. Будьте осторожны. Удаленный инструмент нельзя вернуть назад!

5. Save As... - позволяет сохранить инструмент. Место расположения файла и имя файла задается пользователем. Расширение для файлов типа Instrument -.ism.

6. Panel - открывает панель данного инструмента (Panel - пользовательский интерфейс инструмента. Очень похожа на фронтальную панель реальных синтезаторов и аналоговой музыкальной аппаратуры. Используется для управления различными параметрами. Для управления используются ручки, кнопки, фэйдеры).

7. Properties - открывает окно с различной информацией, касающейся настроек инструмента. Детали приведены ниже.

Properties

Label и Info

Поле Label - описывает имя, которое дается модулю типа Instrument в окне Ensemble. Более подробное описание инструмента может быть дано в поле Info. Текст, написанный в Info, появляется в качестве подсказки, когда курсор мышки на время задерживается над инструментом.

Number of Voices

Каждый инструмент может иметь свое значение количества голосов, играемых одновременно (полифония). Значение поля Number Of Voices как раз и задает это значение. Цифра, которая задается в этом поле, относится ко всем макросам и инструментам, входящим в состав данного инструмента.

Tune

Вы можете изменять значение поля Tune для коррекции питча инструмента относительно остальных модулей текущей конфигурации. Это значение задает смещение питча относительно исходного в полутонах. Положительное значение увеличивает питч, отрицательное - уменьшает.

Unison Mode

Unison mode активизируется, если значение Max Unison Voices устанавливается большим, чем 1. Это означает возможность того, что больше чем один голос может играть на одной и той же ноте. Значение Max Unison Voices определяет количество голосов, которые выделяются новой нажатой ноте (если, конечно, это позволяет полифония данного инструмента).

Min Unison Voices - устанавливает значение, определяющее количество голосов, которые выделяет для только что нажатой ноты, если значение Max Unison Voices не согласовывается с текущей полифонией, заданной для данного инструмента. Min Unison Voices никогда не может быть больше, чем Max Unison Voices.

Параметр Unison Spread определяет степень detuning'а, который возникает между голосами, звучащими в унисон.

MIDI-параметры

Recieve Channels

Набор селекторов, именованных Receive Channels, представляет собой 16 возможных MIDI-каналов для получения MIDI-данных. Инструмент может обрабатывать лишь те MIDI-сообщения, которые пришли для активированных каналов.

Incremental

Когда селектор Incremental включен, режим Incremental активируется для всех контроллеров инструмента.

Program Change

Когда селектор Program Change Enable активирован, то любое MIDI-сообщение, содержащее команду MIDI Program Change, вызывает соответствующее изменение пресета в инструменте.

Panel to MIDI Out

Когда селектор Panel to MIDI Out включен, функция Panel to MIDI Out активируется для всех составляющих инструмента. Когда селектор выключен, то данная функция деактивируется для всех составляющих инструмента. Функция Panel to MIDI Out используется для контроля над генерируемыми выходными MIDI-сообщениями.

Sustain Control

С помощью данного поля устанавливается номер контроллера, который для данного инструмента будет работать как Sustain Control (для педали сустэйна). Стандартным контроллером для данной функции является контроллер номер 64.

Hold Control

С помощью данного поля устанавливается номер контроллера, который для данного инструмента будет работать как Hold Control.

Upper Note Limit и Lower Note Limit

С помощью этих двух полей устанавливается диапазон MIDI-нот, который распознает текущий инструмент. Любая нота, выходящая за границы данного диапазона, игнорируется.

Note Shift

С помощью поля Note Shift все получаемые MIDI-ноты транспонируются на заданное количество полутонов.

Итак, уже какое-то представление о сути Генератора вы имеете. Конечно, все, что изложено выше, не сопровождается дополнительными примерами и пояснениями. Но это связано с тем, что объем статьи даже с продолжением не может вместить в себя всю ту информацию, которую теоретически стоило бы дать по Generator 1.5.

Единственное, что я могу посоветовать вам до выхода продолжение, это поэкспериментировать с уже готовыми библиотеками инструментов генератора, попытаться на практике самим вычленить структуру и методики работы с этой программой, а также почаще обращаться к справочной системе, которая имеется в комплекте.

Продолжение следует.

Ник Худяков (I.C.)E-mail: nick@nestor.minsk.by
- титульная страница



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета