На деревню Бонифацию

На деревню Бонифацию

Велик и могуч русский язык, как велик и могуч народ, на этом языке говорящий. Во всяком случае именно такой вывод напрашивается после чтения корреспонденции, ежедневно поступающей в адрес редакции "Компьютерной газеты". Особенно трогательно выглядят подписи. Полное впечатление, что письма адресованы не специализированной газете об электронных технологиях, а своего рода подпольному экстремистскому листку, постоянно меняющему пароли и явки. Поэтому наученные многолетним опытом граждане свои письма подписывают всевозможными псевдонимами, правда, почерпнутыми из популярных советских мультипликационных фильмов. Проще надо быть, проще. Если мы и плетем какие-либо сети, то они исключительно офисные, локальные и сплошь только вычислительные.

Ну, да ладно, это, так сказать, лирика. А суровая проза жизни заключается в том, что львиная доля задаваемых читателями вопросов сводится к одной короткой формуле: как лучше получить компьютер. Причем интересующие варианты также не отличаются оригинальностью. В сущности, "мировая" общественность хочет знать, что лучше: купить все сразу в сборе и с гарантией или приобретать по частям, желательно с полным перечнем торгующих организаций, их ассортимента и ценовой политики.

Сталкиваться в наши дни с подобным вопросом несколько удивительно. Тем более, когда подобные письма приходят от наших читателей. Может быть, "Компьютерная газета" не о том пишет? Во всяком случае нам казалось, что газета только тем и занимается -рассказывает всем желающим о самых насущных аспектах мира вычислительной техники.

Но если уж есть вопрос, значит должен быть и ответ. Только сначала стоит четко определить, что собственно, уважаемые читатели, вы желаете получить в итоге. В одном из писем читатель "Бонифаций", так вообще, вложил конверт с обратным адресом и расчерченную от руки анкету. Смех смехом, однако, господа, если вы действительно желаете получить готовую конфетку, то надежды ваши тщетны. И вовсе не по причине нашей лености или надменности. Просто компьютер, он персональный, он по определению должен соответствовать конкретным персоналиям. То, что за глаза хватит высококлассному секретарю-референту, в девяносто девяти случаях из ста является причиной сильной головной боли для тех же дизайнеров-оформителей. Машины, служащие пределом мечтаний для дизайнеров, у специалистов по САПР не вызовут ничего, кроме тихого ужаса.

Пусть это кое-кому и покажется занудством, но компьютер не более чем обычный инструмент, который должен соответствовать тем задачам, которые предполагается с его помощью решать. Увы, в приходящих письмах этот момент скромно умалчивается.

В связи с этим давайте перейдем к вопросам посерьезней. Если пока оставить в стороне непосредственную область применения оборудования и сосредоточиться, так сказать, исключительно на технологии, то, вместо достаточно странных вопросов нам, попробуйте поинтересоваться у самих себя, - а что есть компьютер вообще? Полагаю, что это не просто некий обезличенный набор электронных кубиков. Это малость посложнее будет. Таким образом вопрос - все сразу или частями - однозначного ответа не имеет.

Если вы в состоянии самостоятельно не только собрать, но и настроить должным образом персональный компьютер, то и лошади понятно, что, собирая по частям, можно некоторую денежку сэкономить. Прежде всего потому, что местный сборщик предлагает компьютер по усредненной цене, плюс вкладывает в нее стоимость работы по сборке и наладке. В розницу можно потратить больше времени, обойти больше торговцев, не полениться и съездить в Ждановичи, но найти все, что нужно, по самой низкой цене.

По собственному опыту скажу, что этот способ позволяет сэкономить примерно десять процентов расходов. В нынешних условиях это долларов от шестидесяти до ста сорока. Примерно столько реально стоит труд специалиста "жестянщика". Даже и не знаю, это повод для гордости или для печали.

Правда, "розничная" методика имеет и оборотную сторону. Купив по случаю и недорого, скорее всего можно оказаться в лучшем случае с призрачной надеждой на последующее гарантийное обслуживание "в случае чего". А гарантия в нашем деле - вещь немаловажная. Самая первая "вражеская мина" может попасть вам под ноги, уже начиная с того момента, когда вы начнете "собирать все до кучи". В моей практике нередки были случаи, когда два совершенно исправных узла по некоей, совершенно необъяснимой, причине принципиально отказывались "работать" в паре друг с другом. Подобный конфуз не разрешается заменой на аналогичное, ибо конфликт "железа" кроется в некой недокументированной аппаратной несовместимости узлов. Например, в несовпадении параметров скважности импульсов, которыми узлы должны по идее обмениваться. Спасти ситуацию может только замена одной из комплектующих на нечто от другого производителя или другой модели. Особо следует быть осторожными и осмотрительными при выборе всевозможных интегрированных решений или новейших разработок, которые внезапно появились на рынке в результате конкурентной борьбы и падения цен. Попала как-то в мои руки неплохая в общем-то видеокарточка ASUS V3000 в исполнении AGP с графическим кристаллом RIVA 128. Так вот, фирмой-изготовителем в комплекте поставлялись еще только альфа-версии драйверов. Причем в read.me изготовитель честно снимал с себя всякую ответственность. Правда, обещал исправиться в самое ближайшее время. Действительно, месяца через полтора-два в Интернет появились новые драйвера, только бета. Причем модуль, отвечающий за AGP, переработке не подвергался... А еще через шесть месяцев изготовитель вообще отказался от доработки направления RIVA 128 в пользу своего более нового и более конкурентоспособного проекта.

Я это к тому, что, гоняясь за стодолларовой экономией, вы неминуемо попадаете один на один со всеми этими проблемами. Причем нежелание продавца менять вам комплектующие по первому и достаточно необоснованному требованию (типа, а у меня оно "не пошло", хотя и исправно) более чем понятно. Само по себе изделие исправно, стало быть и говорить не о чем. А тот факт, что именно у вас оно отказывается "работать"..., так замените то, куда вы пытаетесь это "воткнуть".

Стало быть, самостоятельно собирать компьютер имеет смысл лишь в двух случаях. Либо вы обладаете достаточным уровнем знаний и навыков для успешной борьбы с любыми возникающими при сборке проблемами, а затраты своего труда на это оцениваете ниже, чем сумма предполагаемой экономии. Либо вы четко знаете, какая конфигурация вам нужна и собираете именно ее. В том смысле, что вы ищите конкретную модель буквально каждого узла.

Во всех остальных случаях гораздо оправданней покупать компьютер целиком. Это куда проще с точки зрения получения желаемого результата и рациональнее с точки зрения возможных неприятностей. Во всяком случае, перед расчетом вы имеете возможность протестировать именно ту конструкцию, которая имеет шанс стать вашей, и однозначно убедиться в ее работоспособности. Все проблемы берет на себя сборщик. Причем решает он их еще до того, как вы собственно увидите ваш компьютер, а не после. Статистика показывает, что если техника отказывает, то поломки распределяются в строгом соответствии с законами износа. По-русски говоря, примерно половина приходится на первые шесть-десять месяцев, еще половина - по причине полного износа в конце физического срока эксплуатации, остальное приходится на случайные и не очень поломки в течение всего времени работы. Отсюда, кстати говоря, и определяется гарантийный срок на компьютеры. На этом же основании всегда рекомендую при покупке компьютера договориться с продавцом об установке на персоналку необходимого комплекта программного обеспечения. Тем более, если это ваш первый компьютер...

Что касается сугубо моего скромного мнения, то могу сказать так. Если человек, вместо того чтобы самому искать ответ, спрашивает окружающих (что лучше, собирать самому или брать готовый?), то скорее всего он не слишком разбирается в вопросе. Стало быть, лучше не стоит лезть в бурную реку не умея плавать. Хотя, как говорится, нельзя научиться плавать ни разу не замочив ноги. Однако, по-моему, плавать лучше учиться в более приспособленных для этого местах.

Теперь осталось добавить к картине несколько завершающих штрихов. Я принципиально не называю цифры цен комплектующих. Прежде всего потому, что они и так каждую неделю публикуются в нашей газете. Если вам лень прочитать то, что и без того находится у вас в руках, то что может изменить персональный ответ из редакции? Кроме того, мы все прекрасно понимаем, как торгуют белорусские компьютерные фирмы. Уже достаточно давно все, начиная от модулей памяти и заканчивая корпусами, поступает в Беларусь исключительно из России. Причем в достаточно мелких партиях, размеры которых рассчитываются исходя из баланса между системой оптовых скидок и минимально возможным сроком реализации. Таким образом, вся публикуемая в газетах информация устаревает едва ли не одновременно с выходом очередного номера. На основе ценовых таблиц можно определить лишь примерный круг поставщиков. А потом в любом случае предстоит засесть за телефон и обзвонить их всех. Вам самим предстоит... и никто другой за вас этого не сделает. Бесплатный сыр бывает только в мышеловках.

Вот и получается, что компьютер - дело персональное. Мы не в состоянии предсказать все ваши тонкости и нюансы, а значит мы даже теоретически не в состоянии дать адекватный совет. Тем более, если эти тонкости вы скрываете, как Мальчиш-Кибальчиш - военную тайну.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1998 год в рубрике hard :: pc

©1997-2024 Компьютерная газета