Sound Blaster Live!
Sound Blaster Live!
Не так давно в мире музыкальных и звуковых плат произошло очередное свершение. Был возрожден из пепла легендарный Sound Blaster, но теперь уже с оптимистичной приставкой Live!.
Если посмотреть немного назад, так сказать углубиться в историю звука на PC, то именно Sound Blaster стал первой доступной широкому кругу пользователей многофункциональной звуковой картой. Со временем Sound Blaster стал даже своего рода промышленным стандартом. Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня то творение от компании Creative Labs было весьма примитивным: 8-битная архитектура, примитивный синтезатор звука на основе чипа OPL-2, грязная оцифровка. Но в игры с ним играть было интересно, он имел MIDI-интерфейс и этого было достаточно.
Новая модель Live! претерпела значительные изменения по сравнению даже с самыми последними разработками (AWE-32, AWE-64) от Creative. Даже если говорить о качестве звука, то отношение сигнал/шум -120dB - доселе невиданная в мире персональных компьютеров вещь. Безусловно, не стоит слишком доверять характеристикам фирмы-производителя, ибо имеется тенденция представлять в лучшем свете положительные стороны и тщательно скрывать недостатки. Но не будем торопиться и рассмотрим все по порядку.
Сердцем Sound Blaster Live! является аудио-процессор EMU10K1 от компании E-mu Systems Inc., который на сегодняшний день считается наиболее мощным интегрированным музыкальным, аудио и эффект-движком из всех имеющихся в наличии. Сигнал обрабатывается с 32-битной разрядностью и частотой дискретизации в 48kHz, используя 8-шаговую интерполяцию. Кроме расширенной обработки сигнала, EMU10K1 также предоставляет возможность использования в режиме реального времени эффектов типа: реверб, хорус, флэнжер, эхо и питч-шифтер, которые вполне могут заменить отдельный блок эффектов.
Запатентованный E-mu 8-шаговый алгоритм интерполяции позволяет более точно и качественно воспроизводить цифровой звук. Применение интерполяции также помогает снизить количество паразитных шумов и искажений.
Environmental Audio
Вдобавок к достаточно большому количеству эффектов, пользователь, работающий с Sound Blaster Live!, может использовать все преимущества трехмерного звука, благодаря применению в данной модели карты специального стандарта, названного Environmental Audio. Существует набор специализированных пресетов для создания соответствующего эффекта пространства и окружения: Hall, Cave, Underwater и множество других. Эти пресеты пользователь может применять для компьютерных игр и других приложений, использующих звук. Также вы можете слушать ваши любимые музыкальные произведения с компакт-дисков с иллюзией соответствующих помещений и трехмерной симуляцией.
Возможность подключения нескольких колонок
Так как в Sound Blaster Live! встроена поддержка трехмерного звука, то для достижения наибольшего эффекта эта карта позволяет подключить до четырех аналоговых колонок для создания эффекта полного присутствия. Вы можете позиционировать источник звука (CD, Wav или MIDI-плейер) в любое место вашего трехмерного окружения, при использовании Multi-speaker output.
Дополнительная карта для ввода/вывода цифрового звука
Для профессиональной работы со звуком в хороших студиях стараются до минимума сократить количество цифрово-аналоговых и аналогово-цифровых преобразований, так как это ведет к излишнему захламлению звука и появлению шумов квантизации. Дополнительная карта для ввода/вывода цифрового звука позволяет подключить к вашему Sound Blaster Live! DAT-магнитофон, минидиск, внешний профессиональный CD-проигрыватель для передачи звука без потерь.
256-голосныйсинтезатор
В аппаратную схему Sound Blaster Live! заложена возможность воспроизведения до 256 MIDI-голосов, что характерно лишь для высококачественных и дорогостоящих специализированных музыкальных модулей. Вы также можете использовать multi-layering, эффект сустэйн и много других функций для создания качественных и интересных фонограмм.
При использования специальной оперативной хост-памяти, вы получаете доступ к специализированным двухмегабайтным, четырехмегабайтным или восьмимегабайтным банкам звуков от E-mu. Опционально на Sound Blaster Live! можно устанавливать до 32Mb оперативной памяти. Функции аппаратного ускорения разгружают центральный процессор, что позволяет использовать все вышеперечисленные возможности, не имея сверхмощного компьютера.
EnvironmentalAudio Extensions
Используя Environmental Audio Extensions, вы достаточно просто и быстро можете разрабатывать собственные трехмерные пространственные эмуляции. Данный набор драйверов/программ был разработан совместно с компанией Microsoft и другими лидерами музыкальной индустрии.
После того как вы ознакомились с основными нововведениями Sound Blaster Live!, рассмотрим несколько вопросов более углубленно. Теоретически, как было сказано выше, Sound Blaster Live! может воспроизводить до 256 голосов одновременно. Как и AWE-64, Live! комбинирует в себе аппаратный PCI wavetable синтез именно для получения 256 голосов. Сама цифра 256 получается от сложения 64 голосов от EMU10K1 и 192 от Creative PCI Wavetable.
Читатель может, конечно, задаться вопросом: "А нужно ли мне 256 голосов?" Если говорить честно, то для создания хорошей аранжировки профессиональные музыканты, как правило, ограничиваются и 64 голосами. То, что дает EMU10K1, вполне достаточно для серьезных занятий компьютерной музыкой, но в некоторых случаях, когда, к примеру, используется большое количество наслоений в патчах или же идет попытка эмулировать некоторые эффекты (типа задержки) с помощью возможностей MIDI, вам может потребоваться и большее количество голосов.
Что же можно делать с таким большим количеством голосов? Кроме того, что вы можете создавать симфонии и очень сложные оркестровые аранжировки, вы можете применять еще некоторые приемы, которые позволят вам добиться более эффектного и качественного звучания вашей музыки.
1) Вы можете обильно использовать наслоение. Наслоение звука делает саунд сэмпла более богатым, "жирным" и более интересным. Пробуйте наслоение всегда и везде. Иногда, совмещая самые наожиданные инструменты, вы можете получить очень эффектные звуковые ходы.
2) Вы имеет большую свободу в создании мульти-сэмплов.
Почему неплохо иметь больше двух колонок?
Еще одной интересной, на мой взгляд, возможностью является возможность подключить к Sound Blaster Live! до четырех колонок.
Одной из главных причин, почему неплохо иметь больше чем две колонки, подключенные к Sound Blaster Live!, является то, что вы можете расширить свой пространственный аудио-диапазон до 360 градусов. Это невозможно сделать с помощью двух колонок. Особенно расширение пространственного диапазона эффектно демонстрируется в играх жанра 3D-action. Представьте себе, что вы слышите вопли сзади, крики спереди, а при перемещении по лабиринтам позиция звука меняется и, переступая через труп, вы слышите краем уха сзади его стоны. Простите, конечно, за некоторый садизм, но это очень и очень эффектно.
Еще одним плюсом установки больше чем четырех колонок является возможность, как это ни странно звучит, вертеть головой для локализации источника звука. При правильной расстановке колонок, точность позиционирования будет весьма высокой.
В общем, в очередной раз Creative Labs удивила многих. Конечно, не стоит обольщаться по поводу того, что новая модель, то есть Live!, является идеальной платой для музыканта, работающего на компьютере. В основном Sound Blaster Live! все же ориентирован на обыкновенных пользователей, использующих звуковую плату для бытовых нужд (для игр, мультимедийных энциклопедий и т.п.). Американская цена сего творения говорит сама за себя - 199$.
Безусловно, очень хорошо, что добавлен интерфейс S/PDIF. Для начинающих это будет большим подспорьем. Однако я склоняюсь к мнению, что фирменный музыкальный продукт можно сделать лишь в хорошей студии, а не дома с SB Live!, как это расписывает Creative.
Ник Худяков
I.C. (Минская Ассоциация ЭкспериментальнойЭлектронной Музыки) - титульная страница
Не так давно в мире музыкальных и звуковых плат произошло очередное свершение. Был возрожден из пепла легендарный Sound Blaster, но теперь уже с оптимистичной приставкой Live!.
Если посмотреть немного назад, так сказать углубиться в историю звука на PC, то именно Sound Blaster стал первой доступной широкому кругу пользователей многофункциональной звуковой картой. Со временем Sound Blaster стал даже своего рода промышленным стандартом. Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня то творение от компании Creative Labs было весьма примитивным: 8-битная архитектура, примитивный синтезатор звука на основе чипа OPL-2, грязная оцифровка. Но в игры с ним играть было интересно, он имел MIDI-интерфейс и этого было достаточно.
Новая модель Live! претерпела значительные изменения по сравнению даже с самыми последними разработками (AWE-32, AWE-64) от Creative. Даже если говорить о качестве звука, то отношение сигнал/шум -120dB - доселе невиданная в мире персональных компьютеров вещь. Безусловно, не стоит слишком доверять характеристикам фирмы-производителя, ибо имеется тенденция представлять в лучшем свете положительные стороны и тщательно скрывать недостатки. Но не будем торопиться и рассмотрим все по порядку.
Сердцем Sound Blaster Live! является аудио-процессор EMU10K1 от компании E-mu Systems Inc., который на сегодняшний день считается наиболее мощным интегрированным музыкальным, аудио и эффект-движком из всех имеющихся в наличии. Сигнал обрабатывается с 32-битной разрядностью и частотой дискретизации в 48kHz, используя 8-шаговую интерполяцию. Кроме расширенной обработки сигнала, EMU10K1 также предоставляет возможность использования в режиме реального времени эффектов типа: реверб, хорус, флэнжер, эхо и питч-шифтер, которые вполне могут заменить отдельный блок эффектов.
Запатентованный E-mu 8-шаговый алгоритм интерполяции позволяет более точно и качественно воспроизводить цифровой звук. Применение интерполяции также помогает снизить количество паразитных шумов и искажений.
Environmental Audio
Вдобавок к достаточно большому количеству эффектов, пользователь, работающий с Sound Blaster Live!, может использовать все преимущества трехмерного звука, благодаря применению в данной модели карты специального стандарта, названного Environmental Audio. Существует набор специализированных пресетов для создания соответствующего эффекта пространства и окружения: Hall, Cave, Underwater и множество других. Эти пресеты пользователь может применять для компьютерных игр и других приложений, использующих звук. Также вы можете слушать ваши любимые музыкальные произведения с компакт-дисков с иллюзией соответствующих помещений и трехмерной симуляцией.
Возможность подключения нескольких колонок
Так как в Sound Blaster Live! встроена поддержка трехмерного звука, то для достижения наибольшего эффекта эта карта позволяет подключить до четырех аналоговых колонок для создания эффекта полного присутствия. Вы можете позиционировать источник звука (CD, Wav или MIDI-плейер) в любое место вашего трехмерного окружения, при использовании Multi-speaker output.
Дополнительная карта для ввода/вывода цифрового звука
Для профессиональной работы со звуком в хороших студиях стараются до минимума сократить количество цифрово-аналоговых и аналогово-цифровых преобразований, так как это ведет к излишнему захламлению звука и появлению шумов квантизации. Дополнительная карта для ввода/вывода цифрового звука позволяет подключить к вашему Sound Blaster Live! DAT-магнитофон, минидиск, внешний профессиональный CD-проигрыватель для передачи звука без потерь.
256-голосныйсинтезатор
В аппаратную схему Sound Blaster Live! заложена возможность воспроизведения до 256 MIDI-голосов, что характерно лишь для высококачественных и дорогостоящих специализированных музыкальных модулей. Вы также можете использовать multi-layering, эффект сустэйн и много других функций для создания качественных и интересных фонограмм.
При использования специальной оперативной хост-памяти, вы получаете доступ к специализированным двухмегабайтным, четырехмегабайтным или восьмимегабайтным банкам звуков от E-mu. Опционально на Sound Blaster Live! можно устанавливать до 32Mb оперативной памяти. Функции аппаратного ускорения разгружают центральный процессор, что позволяет использовать все вышеперечисленные возможности, не имея сверхмощного компьютера.
EnvironmentalAudio Extensions
Используя Environmental Audio Extensions, вы достаточно просто и быстро можете разрабатывать собственные трехмерные пространственные эмуляции. Данный набор драйверов/программ был разработан совместно с компанией Microsoft и другими лидерами музыкальной индустрии.
После того как вы ознакомились с основными нововведениями Sound Blaster Live!, рассмотрим несколько вопросов более углубленно. Теоретически, как было сказано выше, Sound Blaster Live! может воспроизводить до 256 голосов одновременно. Как и AWE-64, Live! комбинирует в себе аппаратный PCI wavetable синтез именно для получения 256 голосов. Сама цифра 256 получается от сложения 64 голосов от EMU10K1 и 192 от Creative PCI Wavetable.
Читатель может, конечно, задаться вопросом: "А нужно ли мне 256 голосов?" Если говорить честно, то для создания хорошей аранжировки профессиональные музыканты, как правило, ограничиваются и 64 голосами. То, что дает EMU10K1, вполне достаточно для серьезных занятий компьютерной музыкой, но в некоторых случаях, когда, к примеру, используется большое количество наслоений в патчах или же идет попытка эмулировать некоторые эффекты (типа задержки) с помощью возможностей MIDI, вам может потребоваться и большее количество голосов.
Что же можно делать с таким большим количеством голосов? Кроме того, что вы можете создавать симфонии и очень сложные оркестровые аранжировки, вы можете применять еще некоторые приемы, которые позволят вам добиться более эффектного и качественного звучания вашей музыки.
1) Вы можете обильно использовать наслоение. Наслоение звука делает саунд сэмпла более богатым, "жирным" и более интересным. Пробуйте наслоение всегда и везде. Иногда, совмещая самые наожиданные инструменты, вы можете получить очень эффектные звуковые ходы.
2) Вы имеет большую свободу в создании мульти-сэмплов.
Почему неплохо иметь больше двух колонок?
Еще одной интересной, на мой взгляд, возможностью является возможность подключить к Sound Blaster Live! до четырех колонок.
Одной из главных причин, почему неплохо иметь больше чем две колонки, подключенные к Sound Blaster Live!, является то, что вы можете расширить свой пространственный аудио-диапазон до 360 градусов. Это невозможно сделать с помощью двух колонок. Особенно расширение пространственного диапазона эффектно демонстрируется в играх жанра 3D-action. Представьте себе, что вы слышите вопли сзади, крики спереди, а при перемещении по лабиринтам позиция звука меняется и, переступая через труп, вы слышите краем уха сзади его стоны. Простите, конечно, за некоторый садизм, но это очень и очень эффектно.
Еще одним плюсом установки больше чем четырех колонок является возможность, как это ни странно звучит, вертеть головой для локализации источника звука. При правильной расстановке колонок, точность позиционирования будет весьма высокой.
В общем, в очередной раз Creative Labs удивила многих. Конечно, не стоит обольщаться по поводу того, что новая модель, то есть Live!, является идеальной платой для музыканта, работающего на компьютере. В основном Sound Blaster Live! все же ориентирован на обыкновенных пользователей, использующих звуковую плату для бытовых нужд (для игр, мультимедийных энциклопедий и т.п.). Американская цена сего творения говорит сама за себя - 199$.
Безусловно, очень хорошо, что добавлен интерфейс S/PDIF. Для начинающих это будет большим подспорьем. Однако я склоняюсь к мнению, что фирменный музыкальный продукт можно сделать лишь в хорошей студии, а не дома с SB Live!, как это расписывает Creative.
Ник Худяков
I.C. (Минская Ассоциация ЭкспериментальнойЭлектронной Музыки) - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 1998 год в рубрике hard :: sound