Еще немного о деньгах

Еще немного о деньгах

Да, господа, миром движут в том числе и деньги. Особенно - миром виртуальным. На самом деле он весьма и весьма немало стоит, хотя и кажется бесплатным. Порой весьма любопытно читать статьи на тему "информация должна быть бесплатной", потому как, мол, денег ни у кого нет, а кушать хочется... Однако как-то за бортом остается один маленький нюанс - все киберпространство кем-нибудь оплачено. Дармовой принтер на работе оплачен финансами предприятия, персональный компьютер на рабочем месте установлен из тех же средств, сервера и выделенные линии содержатся за счет средств Министерства связи. Поэтому для частных лиц расценки Интернет в нашей стране кусаются, и это при условии удручающе низкого качества самой связи. Я уже не говорю про политику телефонных узлов по отношению к владельцам любого коммуникационного оборудования, от модемов до факсов.

Все это потому, что на самом деле Интернет оплачивается, по крайней мере в нашей стране, всего лишь из двух источников. Первый, самый большой, - государственный бюджет, то есть налоги, взимаемые со всех поголовно, невзирая на отношение к Сети. Второй источник - банки, деятельность которых уже немыслима без современных коммуникаций, в том числе без Всемирной Паутины. Однако этого, увы, явно недостаточно, в чем может убедиться каждый, кто ознакомится с расценками на услуги on-line и попробует подключиться к Паутине на пару часов с целью получения собственного представления о работе в Интернет.

Возникает вопрос: откуда тогда берется вся виртуальная халява, которой мы все пользуемся с огромным удовольствием? За чей счет берутся бесплатные почтовые ящики и дармовые мегабайты для желающих обзавестись собственным сайтом? Оттуда же, господа, из карманов тех, кто за это платит. Только это не налогоплательщики, уверяю вас. Это покупатели всего, что продается в киберпространстве. Это банки, опять же, чьими счетами можно с легкостью и достаточно безопасно управлять через собственный персональный компьютер. Это виртуальные теле- и радиостанции, чьи передачи доступны из любой точки мира. Все это огромное сообщество, в компании с десятками миллионов (!) обычных пользователей Сети, оказывает настолько большое давление на телефонные компании, что те, наконец, соизволили взять калькуляторы и подсчитать, насколько много можно заработать за счет новых услуг и новых клиентов, если кардинально снизить цены. В результате, в настоящее время в Америке стало совершенно естественным устанавливать два телефона в одном помещении. Один - простой, для использования по прямому назначению. Второй же используется в качестве канала связи для Интернет. Это стоит настолько дешево, что диву даешься.

И мало кто помнит, что все это начиналось с так называемой "восьмисотой" телефонной линии, звонок по которой оплачивается не тем, кто звонит, а тем, кому звонят. Оказалось, что куда дешевле содержать такую линию, чем сотни сервисных центров с тысячами высококвалифицированных специалистов для обеспечения должного уровня сервиса на огромной территории. В то же время, возможность просто взять и позвонить изготовителю для консультаций даже если кофемолка или телевизор купили не у местного дилера, а в ближайшем магазине за углом, оказалась стимулом для поставщиков сократить расходы на сервис, а для телефонных компаний удешевить расценки и увеличить прибыль. Хотя для конечного пользователя это выглядит совершеннейшей халявой, дарованной Господом, и теперь уже оговоренной в законах по защите потребителей.

А дальше процесс пошел по нарастающей. Вы не обращали внимания, что как только появляется нечто, часто попадающее на глаза большому количеству людей, тут же возникает реклама. Сначала это были щиты на обочинах наиболее оживленных дорог. Потом - рекламные блоки в самых читаемых изданиях. Далее - рекламные ролики на телевидении. Куда же без них, если телевизоров в мире едва ли меньше, чем авторучек и пивных банок. Как только популярность Интернет достигла сопоставимого значения, в Сети появились рекламные баннеры, за счет которых оплачивается почти треть стоимости всего, что живет в киберпространстве.

Так что, как вы видите, деньги таятся буквально за каждым проявлением виртуальности, с которым приходится сталкиваться. Хочу заметить, что американцам в этом плане куда проще, чем нам. Кредит и кредитные карточки для американца практически то же, что у нас одолжить у хорошего друга сотню до получки. Только в США кредит стал большой и разносторонней системой, охватывающей все стороны повседневной жизни. В рассрочку (разновидность кредита) покупаются дома и машины. В кредит приобретаются товары в местной торговой сети. В кредит (по кредитной карточке) оплачиваются туристические поездки и посещения ресторанов. Поэтому довольно быстро, прежде всего именно банки, стали искать способы применения кредитных карточек в виртуальном мире. Как только этот способ был найден - остановить развитие Всемирной Паутины уже не могло ничто, даже правительство США со своими взглядами на цензуру в условиях потомственной демократии.

Для бывшего СССР подобный путь малоприемлем, так как деньги в этой стране лет семьдесят считались презренным металлом, который, с одной стороны, внушает стойкую брезгливость, а с другой - "все в этой жизни что-то стоит". Естественно, что банки в подобных условиях годились лишь для складирования денег. Это для стойких марксистов-ленинистов они кого-то там кредитовали (в смысле промышленности), а для простого клиента они всего лишь "хранили деньги на книжке". Хотя и в советские времена существовала система покупок по чековой книжке, однако купить что-либо по ней напоминало штурм достаточно укрепленной крепости силами неполного пехотного отделения.

Все это я рассказываю исключительно потому, что развитие Интернет в нашей стране просто неизбежно, как смена дня и ночи. Однако эпоха постсоветского киберпространства не наступит сама, по велению свыше или в связи с наступлением двухтысячного года. Всемирная Паутина станет доступна буквально каждому лишь тогда, когда в этом возникнет потребность. Например, если появится простой и доступный платежный инструмент, пусть даже для начала представляющий интерес лишь для средних и мелких оптовиков, а также для поставщиков различных полезных услуг. Так вот, если судить по доступной информации, такой инструмент, наконец, появился. Он называется система IMTB BANKING (money.molot.ru).

Это весьма любопытная система, скажу я вам. Если описать ее в самых общих чертах, то представьте себе банк, зарегистрированный в Республике НАУРУ (Океания). Он предоставляет программное обеспечение и общее управление системой корреспондентских счетов, открытых в российских банках, а также позволяет управлять ими посредством Интернет. Клиент имеет возможность воспользоваться либо уже включенным в систему банком, а может и сам подобрать банк, в котором будут лежать его деньги. Фактически, IMTB BANKING позволяет анонимно управлять деньгами и оплачивать через Всемирную Паутину любые товары или услуги. Если оба клиента пользуются системой IMTB BANKING, то весь платеж занимает буквально минуту. В противном случае деньги идут несколько больше, согласно пропускной способности обычной схемы.

Кроме всего прочего, IMTB BANKING выдает (или "эмитирует", как это называется по-научному) собственные электронные кредитные карточки, которые как бы стирают грань между реальным и виртуальным пространством, так как получить с них деньги можно в обычном банке и даже банкомате.

Я не собираюсь тут заниматься рекламой. Однако следует признать, что IMTB BANKING может служить прекрасным примером того, что даже отсутствие в нашей стране (что тут скрывать, все мы "родом из детства") устоявшейся системы пользования кредитами не является преградой для появления вещей, возникновение которых так же неизбежно, как чередование времен года.

Необходимость в универсальной, простой и удобной массовой платежной системе буквально носится в воздухе. Можно сколько угодно много жаловаться на тотальную нищету, однако кто-то же покупает тут десятки тысяч подержанных автомобилей и не самую дешевую мебель. А вы не обращали внимание, сколько в Минске ежегодно возводится новых жилых домов? Так что, будем честными, деньги у нас есть, только их владельцы не слишком хотят связываться с нынешней банковской системой по самым разным причинам. Самая первая из них - неудобство. Если клиенту нужны деньги, он обязан куда-то ехать, стоять в очереди, заполнять кипу бессмысленных бланков (которые, кстати, вполне мог бы заполнить средненький компьютер) и долго ждать, пока проверят данные вашего паспорта и, наконец, выдадут снимаемую денежку. Однако, видит Бог, перемены все же наступают. Во всяком случае, далеко не один только IMTB BANKING пристально присмотрелся к киберпространству. Многие крупные банки стали подходить к нему несколько шире, чем просто собственная веб-страница со множеством дефирамбов "какой я великий, надежный и хороший". Правда, не все из них пока еще заходят так далеко, чтобы создавать собственную модель виртуальной платежной системы.

Не будем спорить, лидера среди всех существующих участников забега на приз "Большие бабки" пока не просматривается. Этому препятствуют несколько причин. Во-первых, генетическая засоренность населения, не привыкшего придумывать себе, как можно сделать свою жизнь красивее и удобнее. Этому препятствует и извечно настороженное отношение к любым техническим новинкам, даже если они могут предоставить вполне очевидную пользу. Ну скажите, как много абонентов телефонной сети пользуются автоответчиками или автоматическим набором наиболее важнейших номеров? А ведь в той же Америке каждого ребенка сразу учат, какую (всего одну!) кнопку на телефоне нужно нажать, что бы вызвать полицию, дозвониться родителям или послать сигнал тревоги в местное отделение Службы Спасения 911. Хотя в каждом местном магазине продаются телефоны, имеющие все необходимые встроенные сервисные функции.

На этом фоне внушающим надежду маяком выглядят пока еще редкие интернет-магазины и прочие предприятия, зарабатывающие "на Интернет", а не "на предоставлении услуги доступа к Интернет". В Москве (увы, увы, пока еще только в Москве) уже существуют интернет-магазины, исключительно посредством Сети торгующие книгами и другими полезными товарами. Виртуальное пространство уже перестает быть похожим на едва открытое Восточное побережье Америки. Это уже не та дикая и совершенно неизученная земля, полная несметных богатств и грозных опасностей. Ее просторы мало-помалу пересекают трансконтинентальные поезда, большинство ее крупных городов обслуживаются безупречно работающей службой FEDERAL EXPRESS, и вообще, это пространство заселяется самыми разными людьми.

Все это вместе взятое называется прогресс, который нельзя отменить ни правительственными решениями, ни предрассудками, ни отсталостью. Как только возникают необходимые для прогресса предпосылки, он, как горная лавина, набирает силу и несется вниз, сметая на своем пути все преграды.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1998 год в рубрике разное :: страна советов

©1997-2024 Компьютерная газета