"Стэлс" с форсированным движком

"Стэлс" с форсированным движком



Рынок графических ускорителей сильно напоминает поле сражения. Компании-производители дают своим устройствам имена, призванные то ли устрашить конкурентов, то ли пробудить в покупателях милитаристские чувства. И, как и положено на войне, есть победители, есть побежденные, есть и погибшие. Правда, иногда казалось бы окончательно добитый продукт вдруг появляется в новом обличье и начинает крушить вчерашних победителей.

Рассказывая о графической плате Diamond Stealth II S220, я позволил себе поддаться ностальгии и порассуждать, почему так близка нашим пользователям эта марка. Повторять все это было бы непростительно, так что постараюсь побыстрее перейти к знакомству с более новым представителем этого прославленного семейства графических ускорителей.

Если помните, тестирование платы Stealth II S220 не внушило большого оптимизма и навело на мысли об упадке этой линейки акселераторов. Однако Diamond не была бы серьезным игроком на рынке, если бы позволила конкурентам расслабиться. Наступая по всем направлениям, компания вовремя усилила серию Stealth новейшими технологиями и снова бросила в огонь сражения за покупателя, не работающего профессионально с 3D-графикой, но уже созревшего, чтобы приобщиться к виртуальным компьютерным 3D-мирам с настоящим качеством изображений и приличной скоростью их вывода на экран.

Diamond Stealth II G460

Эта плата, как старшая в семействе Stealth II, построена на базе более нового и мощного графического чипсета - для нее Diamond выбрала акселератор i740. Не берусь сказать, почему компания решила, что именно этот чип способен поднять Stealth на новые высоты. Возможно, было желание попробовать новое решение от Intel, которое к тому же продвигалось на рынок со свойственным Intel маркетинговым натиском. В целом же этот чип, скорее, не снял вопросы о будущем придуманной Intel шины AGP, на что та рассчитывала, а поставил ряд новых.

С другой стороны, вряд ли Intel рвется к лидерству на рынке графических чипсетов. Ей вполне хватает борьбы за гегемонию среди производителей микропроцессоров, где в последнее время она решила распространить свое влияние буквально на все сегменты - от самых дешевых персоналок до самых мощных и многоразрядных серверов. Так что на чип i740 в первую очередь возлагалась задача активизировать переход на новую архитектуру AGP и продемонстрировать достоинства крутой графики недоверчивым пользователям.

И эту задачу Intel решить удалось. Или почти удалось, так как у специалистов i740 как раз таки породил кучу вопросов. И тестирование платы Diamond Stealth II G460 снова напомнило мне о них. Но сначала несколько слов о самой плате.

i740 снабжен эффективным радиатором охлаждения, обойтись без которого просто невозможно из-за его "форсированности" - высокой степени интеграции и большой тактовой частоты. В i740 аппаратно реализован достаточно полный набор функций ускорения 2D- и 3D-графики, а также поддержка декодирования (воспроизведения) видео с компрессией MPEG-1.

Несомненное достоинство чипа i740 - полная поддержка спецификации 2Х шины AGP. Впрочем, сегодня все же сложно сказать, насколько AGP влияет на производительность трехмерной графики. Ее способность хранить большого объема текстуры и использовать для этого системную память машины пока остается невостребованной большинством приложений и игровых программ.

На плате Stealth II G460 размещены 8 мегабайт 100-мегагерцевой памяти SDRAM. Большая емкость видеопамяти обеспечивает высокие разрешения, но для доступа к ней используется 64-, а не 128-битовая, как во многих других акселераторах, шина. Максимальное разрешение, поддерживаемое Stealth II G460, составляет 1,600 х 1,200 пикселов при 256 цветах. Вообще-то, чип i740 при 8 мегабайтах памяти способен при этом разрешении выводить 24-битовый цвет, но драйвер от Diamond ограничивается 256 цветами. Полный цвет поддерживается при 1,024 х 768 пикселов, а при 1,280 х 1,024 пиксела драйвер допускает 16-битовый цвет, то есть 65 тысяч оттенков. Таким образом, из поддерживаемых режимов оптимальным я считаю 1,024 х 768 пикселов при 24-битовом цвете и частоте кадровой развертки 85 Гц.

Поставляемые с платой драйверы поддерживают 3D-интерфейсы Direct3D для Windows 95 и 98 и OpenGL для Windows NT 4.0. Так что, уважаемые геймеры, имейте в виду, что для Quake вам придется перейти на Windows NT, а поскольку сегодня большинство игрушек ориентируется на Direct3D, не удаляйте с винчестера и Windows 95 OSR 2.1 или Windows 98.

Драйверов, которые поддерживали бы OpenGL для чипсета i740 под Windows 95/98, я не нашел ни у Diamond, ни у Intel - их нет в природе.

Производительность

Тестирование плат на i740 обычно заставляет задуматься об условности происходящего. Не стала исключением и плата Stealth II G460, хотя она и поставила своего рода рекорд.

Как известно, тест 3D Winbench 98 дает i740 неправомерно высокую оценку. В данном случае Stealth II G460 при разрешении 640 х 480 пикселов и двойной буферизации догнала плату Diamond Monster 3D II и разделила с ней первое место среди всех акселераторов, протестированных мною до сих пор. При разрешении 800 х 600 быстродействие Diamond Stealth II G460, конечно, заметно упало, но тем не менее осталось на уровне плат на базе 3Dfx Voodoo 2.

Столь же высоко оценил 3D-производительность Stealth II G460 и тест Final Reality, по которому этот ускоритель показал скорость, очень близкую к результатам плат на Voodoo 2 и на Riva 128. Впрочем, существенно меньшая пропускная способность шины, снизила общую оценку, выставленную этой плате программой Final Reality.

А игровые программы совсем по-другому оценили способности Diamond Stealth II G460. В частности, Turok счел ее производительность средней среди имеющихся на нашем рынке акселераторов. Его тестовый режим показал среднюю частоту кадров 31.7 fps при разрешении графики 640 х 480 пикселов, в то время как платы на Riva 128 и Voodoo преодолевают барьер в 40 fps, а на Voodoo 2 близки к 60 fps.

Forsaken, также использующая интерфейс Direct3D, отнеслась к ускорителю Diamond Stealth II G460 благожелательнее, поставив его между платами на Riva 128 и Voodoo 2. Однако тут тоже результаты немного удивили. Обычно Forsaken не реагирует на увеличение разрешения сильным падением скорости кадров. Для большинства плат скорость падает всего на несколько кадров в секунду, только для Riva 128 разница достигает 5 fps. В данном же случае при 640 х 480 производительность составила 55.91 fps, а при 800 х 600 - 43.56 fps. У платы ASUS AGP-V2740, также построенной на i740, результаты хотя и были хуже - 51&25 и 48.14 fps соответственно, но скорость упала в два раза меньше.

В тестах на производительность 2D-графики, которая пока еще используется для работы, а не для развлечений, как 3D, плата Diamond Stealth II G460 оказалась значительно быстрее своей младшей сестренки Stealth II S220. Ее место - среди лидеров, о чем свидетельствуют диаграммы. Не стоит перечислять цифры, их вы посмотрите сами, скажу лишь, что сюрпризов плата Stealth II G460 не преподнесла, ее результаты оказались такими, какими им и положено быть. Кроме того, она с легкостью вытерпела разгон системной шины до 83 мегагерц.

В заключение

Diamond Stealth II G460 наглядно доказала, что в истории этого семейства акселераторов, в свое время бесспорно лидировавшего на рынке, еще рано ставить точку. Оно и понятно - захочет Diamond вдохнуть в него новую жизнь - применит более мощные графические чипсеты, и все начнется по новой.

С другой стороны, политика фирмы в отношении линейки акселераторов Stealth все же не настолько волюнтаристская, как может показаться. Это семейство призвано занимать строго отведенные позиции на рынке и может уйти в историю только тогда, когда коренные перемены в отношении графики персональных компьютеров просто лишат его работы. Задача, поставленная перед Stealth, - послужить недорогим трамплином в мир мультимедиа и 3D-реальности, одновременно обеспечивая все требования пользователя к деловой двумерной графике.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена компанией "Дилвест"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета