К разговору о домашней студии...
К разговору о домашней студии...
Желание заниматься музыкальным творчеством - похвально. Однако не у всех есть возможность, а главное - финансы для того, чтобы делать это. Хорошие музыкальные инструменты стоят дорого, хорошие гитарные примочки - и того дороже, а клавиши, пульты и т.п., вообще, практически недоступны человеку, ступающему на тропу музыкальной самореализации.
Что же делать? Извечный вопрос, на который, однако, можно дать ответ.
Сперва определитесь, что вы хотите делать в мире музыки. Решите, насколько серьезно ваше увлечение музыкой (хотите ли вы стать профессиональным музыкантом или же это просто хобби, которое вы забросите при первой же неудаче), чего вы хотите добиться (хотите ли вы просто показывать свою самодеятельность друзьям-товарищам или хотите выйти на местечковый уровень или же на мировой...) После того, как вы определитесь, многое из того, что сумбурно крутилось у вас в голове, станет на свои места. Если ваше увлечение не серьезно, то не стоит вкладывать в это дело много денег (достаточно просто купить инструмент среднего качества и "колбасить" себе тихонько в комнате, пока не надоест). Если же вы решили действительно посвятить себя музыке (что я полностью приветствую и поддерживаю), то без серьезных финансовых затрат не обойтись.
В зависимости от выбранного вами направления деятельности (исполнительская или композиторская деятельность), вам нужно ориентироваться на разную комплектацию домашней студии. Здесь речь пойдет именно о композиторстве.
Ни для кого не секрет, что компьютерные технологии сегодня стремительно набирают обороты. Музыкальные компьютерные технологии - в том числе. Множество последних альбомов достаточно известных групп были либо сведены, либо вообще сделаны с применением компьютера. Это происходит потому, что компьютер благодаря своему мощному и многофункциональному графическому интерфейсу позволяет быстро, просто и наглядно делать достаточно сложные вещи, которые с помощью обыкновенной музыкальной аппаратуры делаются долго и кропотливо. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что для того, чтобы на начальном этапе делать сравнительно качественную музыку, вам необходимо приобрести компьютер. Не пугайтесь электроники! Вне зависимости от того, в каком стиле вы работаете, поверьте, компьютер вам может очень пригодиться.
Компьютер
Цены на компьютеры варьируются весьма сильно. Все зависит от того, какую конфигурацию вы предпочтете, комплектующие каких фирм будут установлены, и от множества мелких факторов. Здесь я вам не советчик, и каждый будет выбирать исходя из своих собственных материальных возможностей и предпочтений. Единственное, что я бы хотел отметить, это:
а) компьютер должен быть не ниже Pentium 166MMX (для нормальной работы всех музыкальных программ);
б) жесткий диск (HDD) вашего компьютера должен быть максимально большим (желательно с высокой скоростью доступа);
в) желательно приобрести CD-ROM (для хранения дистрибутивов программ, работы с библиотеками сэмплов);
г) объем оперативной памяти желательно увеличить до 64Mb (это значительно ускорит работу Windows95/98 и работу с большими объемами аудиоданных).
Методика 1: внешние инструменты-цифра-компьютерное редактирование
Далее следует решить, что именно вы собираетесь делать с помощью компьютера. Если в вашем творчестве будут преобладать партии, сыгранные на живых инструментах и живыми исполнителями, то, следовательно, компьютер будет использоваться как цифровой многоканальный магнитофон (потом опять же на компьютере будет проводиться финальное микширование треков, наложение эффектов и, если есть желание, премастеринг). Можно также просто с помощью внешнего пульта смикшировать все партии и записывать в компьютер уже финальный микс, после чего проводится чистка и премастеринг. Однако последний случай исключает метод потрекового наложения, который позволяет одному или нескольким музыкантам записать по очереди все партии. Первый вариант, на мой взгляд, более предпочтительный, так как он дает возможность последующей переработки треков, наложения эффектов и получения более качественной фонограммы.
После того, как были приведены данные методики работы, необходимо заострить ваше внимание на выборе звуковой платы для данного вида работ. Звуковая плата - именно то устройство, которое позволяет записывать в компьютер звук извне и проигрывать то, что вы сделали, на внешние аудиосистемы. Выбор звуковой карты - наиболее ответственная и важная часть комплектации вашей компьютерной звуковой студии. Для одно- (много-) канальной записи существуют специальные платы, которые позволяют осуществлять ее с наименьшими потерями, фоновыми шумами и искажениями. Такие платы работают только на записи/воспроизведении звука и больше ничего другого не делают. Зато то, что им вменяется в обязанности, делается хорошо.
Как правило, такие платы содержат профессиональные или полупрофессиональные ЦАП (цифрово-аналоговые преобразователи) и АЦП (аналогово-цифровые преобразователи), от которых и зависит в большинстве случаев качество воспроизводимого и записываемого звука. Также эти платы, как правило, хорошо экранированы и дают соотношение уровень/шум порядка 89dB или выше. Иногда на такую аппаратуру устанавливаются DSP (digital signal processor) процессоры, которые в режиме реального времени фильтруют шумы, а также позволяют попутно накладывать эффекты. Бывают многоканальные и одноканальные платы для ввода/вывода звука. Многоканальные платы позволяют одновременно записывать в компьютер сигналы с нескольких аудиоисточников, что, безусловно, удобно, если речь идет о последующей потрековой обработке. Также платы ввода/вывода звука оснащаются оптоволоконными цифровыми интерфейсами для соединения с цифровыми DAT-магнитофонами.
Ценовой диапазон такого рода звуковых плат достаточно широк. Он варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Это может быть и Zephiro Acoustics ZA2 (ISA карта, full duplex, цифровой интерфейс) стоимостью 690$, и AdB Multi!WavePro 18 (ISA карта, разрядность 18-бит, цифровой интерфейс, full duplex) - 690$, и TripleDAT (ISA карта, цифровой интерфейс) стоимостью около 1000$ и многие другие. Специализированные карты такого рода, к сожалению, в Минске не продаются, поэтому наводить справки следует в московских компьютерных и музыкальных фирмах.
Если финансовые или какие-то другие соображения не позволяют вам приобрести специализированную карту, можно купить полупрофессиональную типа Turtle Beach Troopez Plus (ISA, full duplex, соотношение уровень/шум 89dB) стоимостью 220$ или Turtle Beach Pinnacle (ISA, full duplex, соотношение уровень/шум 90dB, поканальный DSP процессор) стоимостью около 450$ или что-то в этом роде. Следует отметить, что вышеперечисленные карты, кроме всего прочего, имеют MIDI-интерфейс и являются картами сэмплерного типа (то есть в их внутреннюю память можно загружать свои сэмплы и создавать музыку).
Для эффективной и полноценной работы с платами ввода/вывода звука нужен и соответствующий софт. Некоторые карты несовместимы с общепринятыми программами и могут работать лишь с теми, которые разработаны специально под них (как, например, TripleDAT, максимально использовать возможности которой можно лишь с помощью "родного" программного обеспечения). Однако большинство плат для ввода/вывода звука прекрасно работают и обыкновенным софтом. Из обширного количества программ для монтажа, обработки, поканальной записи и реставрации звука можно выделить: Sound Forge 4.x (удобная программ для нелинейного монтажа звука, его обработки, реставрации и анализа), Samplitude Audio Workshop (хорошая программ для работы с многоканальными проектами), WaveLab 2.0 (для обработки звука эффектами в режиме реального времени), DART Pro (система реставрации звука). Конечно же, есть и другой удобный софт, но то, что было перечислено, наиболее распространено и известно.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о синхронизации. Эта проблема непременно возникает, когда работаешь с многоканальным звуком. Для более простого решения этого вопроса используется MIDI-синхронизация.
Методика 2: написание музыки и фонограмм с использованием внутренних возможностей аудиоплаты
Многие полупрофессиональные платы являются платами сэмплерного типа. Как правило, такие платы оснащены внутренней оперативной памятью (для загрузки сэмплов пользователя), Wave Table, содержащим стандартный General MIDI-набор, DSP-процессор для обработки звука эффектами, MIDI-интерфейс и цифровой аудиотракт (для ввода/вывода звука). Обладая таким набором возможностей и необходимым количеством оперативной памяти для сэмплов, можно создавать качественную и интересную музыку прямо на компьютере.
Чем данный подход интересен, в чем его преимущества? А в том, что вся работа со звуком не выходит за пределы компьютера. Это сказывается и на качестве звука (исключаются многочисленная перезапись звука, его трансформация и конвертация), и на продуктивности работы (у вас все под рукой, вы можете создавать музыку, не нуждаясь в "точке", лишних музыкантах, огромном количестве инструментов).
Для создания музыки описанным способом нужно иметь библиотеку звуков (сэмплов), а также MIDI-секвенсор, в котором, собственно, и создается музыкальное произведение. В компьютерном воплощении MIDI-секвенсор - программа, которая позволяет записывать, редактировать и обрабатывать MIDI-данные как с внутренних, так и с внешних MIDI-источников (коими могут быть и звуковые модули, и MIDI-клавиатуры, и другие синтезаторы). Основное отличие MIDI-данных от цифрового аудио в том, что если цифровое аудио - это воплощение реального звука в цифровой форме, то MIDI - это просто информация о нотах, которые должны звучать, об их длительностях, о состоянии MIDI-контроллеров (все это хозяйство потом передается на звуковой модуль, который и синтезирует на основе полученной информации звук). Компьютерные платы сэмплерного типа совмещают в себе особенности MIDI-интерфейса и звукового модуля.
Несколько слов о пользе синтеза
Для продуктивной работы имеет смысл заниматься синтезом двух вышеприведенных подходов. Основной каркас композиции, на мой взгляд, следует делать на компьютере в MIDI-секвенсоре, после чего записывать это в формат цифрового аудио, а после накладывать треки с внешних источников, заниматься наложением эффектов и микшированием.
Что это даст? Это позволит добавить динамизма в ваши композиции (которые раскрасятся благодаря живым инструментам), это позволит качественно поработать со звуком и наложить интересные эффекты, это позволит соблюсти балланс между качеством звука и удобством работы.
Соответствующий софт для комбинированной работы MIDI и аудио: Cakewalk Pro Audio 7.0, Cubase VST 3.55.
Полезные мелочи
В создании музыки с помощью компьютера вам может очень пригодиться динамическая MIDI-клавиатура, которая все же передает динамику живого звучания (в отличие от рисования нот с помощью мышки) и является более привычным инструментом для музыкантов.
Также вам может пригодиться микшерский пульт (хотя бы на 6 каналов), для того чтобы можно было подключить к аудио-мониторам несколько источников звука для прослушивания. Пригодятся всевозможные гитарные примочки и звуковые процессоры (порой с их помощью можно получить достаточно интересное и необычное звучание).
В конце цикла по производству музыки следует подумать и о конечном носителе вашей музыке (о так называемом мастере). Если вы работаете дома и делаете музыку с помощью компьютера, наиболее реальным для вас являются следующие носители: mini disk (небольшая потеря качества, достаточно дешевые диски, но дорогая записывающая аппаратура) или CD. Наиболее оптимальным в конечном итоге является CD. И даже если у вас нет CD-writer, на котором вы бы могли записать мастер на CD-матрицу, то соответствующая услуга в одной из компьютерных фирм обойдется вам долларов в десять.
Заключение
Для прослушивания происходящего во время записи и сведения необходимы средства контроля: мониторные акустические системы (или просто мониторы), усилители и наушники.
В начале создания домашней студии вы вполне можете обойтись обычным магнитофоном со встроенными динамиками как для контроля, так и для записи мастера. Но если вы хотите получать готовые записи, одинаково хорошо звучащие при воспроизведении на различном оборудовании, то необходимо специализированная техника.
Студийные мониторные акустические системы отличаются от домашних прежде всего по своим задачам. Если задача домашних акустических систем - воспроизвести музыку как можно приятнее, то задача студийных - воспроизвести музыку как можно честнее. Для мониторов, находящихся в низшей части спектра цен, эти задачи чаще всего не совпадают. Столь же честное, неокрашеное усиление музыки - задача усилителей для студийных мониторов. Для абсолютно честного контроля необходимо, чтобы помещение, в котором происходит прослушивание, было акустически нейтральным. Создание подобного помещения требует привлечения специалистов-акустиков, что, несомненно, выходит за рамки финансовых возможностей абсолютного большинства читателей. Возможная альтернатива - слушать музыку на небольшой громкости. При этом вы слышите в основном прямой звук от мониторных акустических систем, а не отраженный от стен, потолка и пола, что сводит к минимуму изменение звука помещением. Кстати, мониторные акустические системы небольшой мощности называются мониторами "ближнего поля" (nearfield).
Что касается наушников, то не следует доверять им полностью. Наушники хороши для проверки стереобаланса, уровня эффектов и отслеживания мелких деталей, но они не дадут вам общей картины звучания.
Ник ХудяковI.C.
(Минская ассоциация экспериментальной электронной музыки) - титульная страница
Желание заниматься музыкальным творчеством - похвально. Однако не у всех есть возможность, а главное - финансы для того, чтобы делать это. Хорошие музыкальные инструменты стоят дорого, хорошие гитарные примочки - и того дороже, а клавиши, пульты и т.п., вообще, практически недоступны человеку, ступающему на тропу музыкальной самореализации.
Что же делать? Извечный вопрос, на который, однако, можно дать ответ.
Сперва определитесь, что вы хотите делать в мире музыки. Решите, насколько серьезно ваше увлечение музыкой (хотите ли вы стать профессиональным музыкантом или же это просто хобби, которое вы забросите при первой же неудаче), чего вы хотите добиться (хотите ли вы просто показывать свою самодеятельность друзьям-товарищам или хотите выйти на местечковый уровень или же на мировой...) После того, как вы определитесь, многое из того, что сумбурно крутилось у вас в голове, станет на свои места. Если ваше увлечение не серьезно, то не стоит вкладывать в это дело много денег (достаточно просто купить инструмент среднего качества и "колбасить" себе тихонько в комнате, пока не надоест). Если же вы решили действительно посвятить себя музыке (что я полностью приветствую и поддерживаю), то без серьезных финансовых затрат не обойтись.
В зависимости от выбранного вами направления деятельности (исполнительская или композиторская деятельность), вам нужно ориентироваться на разную комплектацию домашней студии. Здесь речь пойдет именно о композиторстве.
Ни для кого не секрет, что компьютерные технологии сегодня стремительно набирают обороты. Музыкальные компьютерные технологии - в том числе. Множество последних альбомов достаточно известных групп были либо сведены, либо вообще сделаны с применением компьютера. Это происходит потому, что компьютер благодаря своему мощному и многофункциональному графическому интерфейсу позволяет быстро, просто и наглядно делать достаточно сложные вещи, которые с помощью обыкновенной музыкальной аппаратуры делаются долго и кропотливо. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что для того, чтобы на начальном этапе делать сравнительно качественную музыку, вам необходимо приобрести компьютер. Не пугайтесь электроники! Вне зависимости от того, в каком стиле вы работаете, поверьте, компьютер вам может очень пригодиться.
Компьютер
Цены на компьютеры варьируются весьма сильно. Все зависит от того, какую конфигурацию вы предпочтете, комплектующие каких фирм будут установлены, и от множества мелких факторов. Здесь я вам не советчик, и каждый будет выбирать исходя из своих собственных материальных возможностей и предпочтений. Единственное, что я бы хотел отметить, это:
а) компьютер должен быть не ниже Pentium 166MMX (для нормальной работы всех музыкальных программ);
б) жесткий диск (HDD) вашего компьютера должен быть максимально большим (желательно с высокой скоростью доступа);
в) желательно приобрести CD-ROM (для хранения дистрибутивов программ, работы с библиотеками сэмплов);
г) объем оперативной памяти желательно увеличить до 64Mb (это значительно ускорит работу Windows95/98 и работу с большими объемами аудиоданных).
Методика 1: внешние инструменты-цифра-компьютерное редактирование
Далее следует решить, что именно вы собираетесь делать с помощью компьютера. Если в вашем творчестве будут преобладать партии, сыгранные на живых инструментах и живыми исполнителями, то, следовательно, компьютер будет использоваться как цифровой многоканальный магнитофон (потом опять же на компьютере будет проводиться финальное микширование треков, наложение эффектов и, если есть желание, премастеринг). Можно также просто с помощью внешнего пульта смикшировать все партии и записывать в компьютер уже финальный микс, после чего проводится чистка и премастеринг. Однако последний случай исключает метод потрекового наложения, который позволяет одному или нескольким музыкантам записать по очереди все партии. Первый вариант, на мой взгляд, более предпочтительный, так как он дает возможность последующей переработки треков, наложения эффектов и получения более качественной фонограммы.
После того, как были приведены данные методики работы, необходимо заострить ваше внимание на выборе звуковой платы для данного вида работ. Звуковая плата - именно то устройство, которое позволяет записывать в компьютер звук извне и проигрывать то, что вы сделали, на внешние аудиосистемы. Выбор звуковой карты - наиболее ответственная и важная часть комплектации вашей компьютерной звуковой студии. Для одно- (много-) канальной записи существуют специальные платы, которые позволяют осуществлять ее с наименьшими потерями, фоновыми шумами и искажениями. Такие платы работают только на записи/воспроизведении звука и больше ничего другого не делают. Зато то, что им вменяется в обязанности, делается хорошо.
Как правило, такие платы содержат профессиональные или полупрофессиональные ЦАП (цифрово-аналоговые преобразователи) и АЦП (аналогово-цифровые преобразователи), от которых и зависит в большинстве случаев качество воспроизводимого и записываемого звука. Также эти платы, как правило, хорошо экранированы и дают соотношение уровень/шум порядка 89dB или выше. Иногда на такую аппаратуру устанавливаются DSP (digital signal processor) процессоры, которые в режиме реального времени фильтруют шумы, а также позволяют попутно накладывать эффекты. Бывают многоканальные и одноканальные платы для ввода/вывода звука. Многоканальные платы позволяют одновременно записывать в компьютер сигналы с нескольких аудиоисточников, что, безусловно, удобно, если речь идет о последующей потрековой обработке. Также платы ввода/вывода звука оснащаются оптоволоконными цифровыми интерфейсами для соединения с цифровыми DAT-магнитофонами.
Ценовой диапазон такого рода звуковых плат достаточно широк. Он варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Это может быть и Zephiro Acoustics ZA2 (ISA карта, full duplex, цифровой интерфейс) стоимостью 690$, и AdB Multi!WavePro 18 (ISA карта, разрядность 18-бит, цифровой интерфейс, full duplex) - 690$, и TripleDAT (ISA карта, цифровой интерфейс) стоимостью около 1000$ и многие другие. Специализированные карты такого рода, к сожалению, в Минске не продаются, поэтому наводить справки следует в московских компьютерных и музыкальных фирмах.
Если финансовые или какие-то другие соображения не позволяют вам приобрести специализированную карту, можно купить полупрофессиональную типа Turtle Beach Troopez Plus (ISA, full duplex, соотношение уровень/шум 89dB) стоимостью 220$ или Turtle Beach Pinnacle (ISA, full duplex, соотношение уровень/шум 90dB, поканальный DSP процессор) стоимостью около 450$ или что-то в этом роде. Следует отметить, что вышеперечисленные карты, кроме всего прочего, имеют MIDI-интерфейс и являются картами сэмплерного типа (то есть в их внутреннюю память можно загружать свои сэмплы и создавать музыку).
Для эффективной и полноценной работы с платами ввода/вывода звука нужен и соответствующий софт. Некоторые карты несовместимы с общепринятыми программами и могут работать лишь с теми, которые разработаны специально под них (как, например, TripleDAT, максимально использовать возможности которой можно лишь с помощью "родного" программного обеспечения). Однако большинство плат для ввода/вывода звука прекрасно работают и обыкновенным софтом. Из обширного количества программ для монтажа, обработки, поканальной записи и реставрации звука можно выделить: Sound Forge 4.x (удобная программ для нелинейного монтажа звука, его обработки, реставрации и анализа), Samplitude Audio Workshop (хорошая программ для работы с многоканальными проектами), WaveLab 2.0 (для обработки звука эффектами в режиме реального времени), DART Pro (система реставрации звука). Конечно же, есть и другой удобный софт, но то, что было перечислено, наиболее распространено и известно.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о синхронизации. Эта проблема непременно возникает, когда работаешь с многоканальным звуком. Для более простого решения этого вопроса используется MIDI-синхронизация.
Методика 2: написание музыки и фонограмм с использованием внутренних возможностей аудиоплаты
Многие полупрофессиональные платы являются платами сэмплерного типа. Как правило, такие платы оснащены внутренней оперативной памятью (для загрузки сэмплов пользователя), Wave Table, содержащим стандартный General MIDI-набор, DSP-процессор для обработки звука эффектами, MIDI-интерфейс и цифровой аудиотракт (для ввода/вывода звука). Обладая таким набором возможностей и необходимым количеством оперативной памяти для сэмплов, можно создавать качественную и интересную музыку прямо на компьютере.
Чем данный подход интересен, в чем его преимущества? А в том, что вся работа со звуком не выходит за пределы компьютера. Это сказывается и на качестве звука (исключаются многочисленная перезапись звука, его трансформация и конвертация), и на продуктивности работы (у вас все под рукой, вы можете создавать музыку, не нуждаясь в "точке", лишних музыкантах, огромном количестве инструментов).
Для создания музыки описанным способом нужно иметь библиотеку звуков (сэмплов), а также MIDI-секвенсор, в котором, собственно, и создается музыкальное произведение. В компьютерном воплощении MIDI-секвенсор - программа, которая позволяет записывать, редактировать и обрабатывать MIDI-данные как с внутренних, так и с внешних MIDI-источников (коими могут быть и звуковые модули, и MIDI-клавиатуры, и другие синтезаторы). Основное отличие MIDI-данных от цифрового аудио в том, что если цифровое аудио - это воплощение реального звука в цифровой форме, то MIDI - это просто информация о нотах, которые должны звучать, об их длительностях, о состоянии MIDI-контроллеров (все это хозяйство потом передается на звуковой модуль, который и синтезирует на основе полученной информации звук). Компьютерные платы сэмплерного типа совмещают в себе особенности MIDI-интерфейса и звукового модуля.
Несколько слов о пользе синтеза
Для продуктивной работы имеет смысл заниматься синтезом двух вышеприведенных подходов. Основной каркас композиции, на мой взгляд, следует делать на компьютере в MIDI-секвенсоре, после чего записывать это в формат цифрового аудио, а после накладывать треки с внешних источников, заниматься наложением эффектов и микшированием.
Что это даст? Это позволит добавить динамизма в ваши композиции (которые раскрасятся благодаря живым инструментам), это позволит качественно поработать со звуком и наложить интересные эффекты, это позволит соблюсти балланс между качеством звука и удобством работы.
Соответствующий софт для комбинированной работы MIDI и аудио: Cakewalk Pro Audio 7.0, Cubase VST 3.55.
Полезные мелочи
В создании музыки с помощью компьютера вам может очень пригодиться динамическая MIDI-клавиатура, которая все же передает динамику живого звучания (в отличие от рисования нот с помощью мышки) и является более привычным инструментом для музыкантов.
Также вам может пригодиться микшерский пульт (хотя бы на 6 каналов), для того чтобы можно было подключить к аудио-мониторам несколько источников звука для прослушивания. Пригодятся всевозможные гитарные примочки и звуковые процессоры (порой с их помощью можно получить достаточно интересное и необычное звучание).
В конце цикла по производству музыки следует подумать и о конечном носителе вашей музыке (о так называемом мастере). Если вы работаете дома и делаете музыку с помощью компьютера, наиболее реальным для вас являются следующие носители: mini disk (небольшая потеря качества, достаточно дешевые диски, но дорогая записывающая аппаратура) или CD. Наиболее оптимальным в конечном итоге является CD. И даже если у вас нет CD-writer, на котором вы бы могли записать мастер на CD-матрицу, то соответствующая услуга в одной из компьютерных фирм обойдется вам долларов в десять.
Заключение
Для прослушивания происходящего во время записи и сведения необходимы средства контроля: мониторные акустические системы (или просто мониторы), усилители и наушники.
В начале создания домашней студии вы вполне можете обойтись обычным магнитофоном со встроенными динамиками как для контроля, так и для записи мастера. Но если вы хотите получать готовые записи, одинаково хорошо звучащие при воспроизведении на различном оборудовании, то необходимо специализированная техника.
Студийные мониторные акустические системы отличаются от домашних прежде всего по своим задачам. Если задача домашних акустических систем - воспроизвести музыку как можно приятнее, то задача студийных - воспроизвести музыку как можно честнее. Для мониторов, находящихся в низшей части спектра цен, эти задачи чаще всего не совпадают. Столь же честное, неокрашеное усиление музыки - задача усилителей для студийных мониторов. Для абсолютно честного контроля необходимо, чтобы помещение, в котором происходит прослушивание, было акустически нейтральным. Создание подобного помещения требует привлечения специалистов-акустиков, что, несомненно, выходит за рамки финансовых возможностей абсолютного большинства читателей. Возможная альтернатива - слушать музыку на небольшой громкости. При этом вы слышите в основном прямой звук от мониторных акустических систем, а не отраженный от стен, потолка и пола, что сводит к минимуму изменение звука помещением. Кстати, мониторные акустические системы небольшой мощности называются мониторами "ближнего поля" (nearfield).
Что касается наушников, то не следует доверять им полностью. Наушники хороши для проверки стереобаланса, уровня эффектов и отслеживания мелких деталей, но они не дадут вам общей картины звучания.
Ник ХудяковI.C.
(Минская ассоциация экспериментальной электронной музыки) - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: разное