А что если?
А что если?
Со стороны может показаться, что персональный компьютер, он, конечно, помощник, однако годится лишь для выполнения самых черновых операций промежуточного характера. Теоретически возможно заставить этот ящик самостоятельно перевести текст с бумажной формы в электронную. Уже созданы и широко эксплуатируются страничные сканеры и программы распознавания оптических символов. Только вот кто-нибудь пробовал "распознать" нечто эквивалентное хотя бы общей тетради? Уверяю вас, существующая нынче система не может обойтись без обязательного участия в технологическом процессе оператора-человека.
Для качественного распознавания требуется калибровка сканера, ибо от результата его работы напрямую зависит количество ошибок при распознавании. Потом, любая система OSR не гарантирует даже девяностопроцентного результата, не говоря уже о полном отсутствии ошибок. В любом случае наличия хотя бы даже одной из описанных проблем достаточно, чтобы считать систему недоработанной и негодной для автономного использования. Вот из таких нюансиков и складывается впечатление о вычислительной технике как о бесполезной, с точки зрения самостоятельной работы, груды пластмассы и железа.
А между тем, дела обстоят совершенно иначе. Сегодня не нужно быть выдающимся гением, чтобы заставить компьютер действительно думать и принимать верные решения без участия человека. В некоторых случаях вычислительная техника даже может решать те задачи, которые человек не в состоянии решить, во всяком случае - достаточно быстро.
В практическом применении вышесказанного для Microsoft Excel это означает, что при решении статистических или бухгалтерских задач программа электронных таблиц может подсказать пользователю, как его задача может быть решена, и даже предложить несколько альтернативных вариантов, если таковые вообще существуют в природе. Дабы не быть голословным, я подготовил простенький пример, на котором и попробую показать, как все это работает.
Так как анализировать можно лишь то, что хоть как-то взаимосвязано, то Microsoft Excel в состоянии оказаться хорошим помощником, только когда обрабатываемая таблица содержит взаимосвязанные формулы. Поэтому представленный пример изначально конструировался с учетом этих особенностей. Он прост и представляет собой табель учета рабочего времени, определения размера фонда заработной платы и суммы налоговых отчислений. Общая сумма налога определяется как количество отработанных часов умноженное на почасовую ставку за минусом реально выплаченных денег. Это может показаться не совсем верным, если не знать, что сумма выплат каждому сотруднику уже уменьшается на величину налога, определяемого его значением в соответствующей графе таблицы. Теоретически, несложно вставить дополнительную формулу, которая бы учитывала размер дохода при конкретизации ставки налога. Однако и без того можно продемонстрировать Microsoft Excel во всей красе.
Начнем с простого. Предположим, что есть некоторая длинная последовательность самых разнообразных операций от простых (типа сложения или умножения) до сложных (типа макросов или каких-нибудь модулей на Visual Basic), в конце которой находится всего одно вычисляемое значение. Аналогом в нашем случае является простой вопрос: сколько часов нужно проработать при действующей расценке, чтобы заработать, предположим, пятьсот долларов чистыми? Нет проблем. Надо открыть меню СЕРВИС и выбрать там ПОДБОР ПАРАМЕТРА. Появится мастер, у которого к вам будет три вопроса . Подбор параметра является самой простой аналитической операцией. Если коротко, то это является эквивалентом вопроса: что нужно сделать, чтобы... Поэтому договориться с этой программой совсем просто. В поле "Установить в ячейке" надо указать адрес той ячейки, результат в которой вас интересует. Допускается также не вводить адрес с клавиатуры, а просто указать мышью. В нашем случае указываем Е2. Далее следует поле "Значение", в котором требуется сказать, какое конкретно значение вы хотите видеть в ячейке Е2. Я указываю пятьсот баксов. Остается последнее поле - "Изменяя значения ячейки". Это означает необходимость указать адрес той ячейки, значение в которой можно и нужно менять. Тут однако следует помнить о существовании ряда тонкостей. Так как мастер полностью меняет содержимое ячейки, то если там была формула, то она будет навсегда уничтожена, что вряд ли пойдет на пользу таблице. Поэтому в качестве значащих лучше всего указывать те ячейки, которые влияют на результат, но не содержат формул или чего-то в этом роде. Допустим, в нашем примере количество отработанных часов не вычисляется, а вводится, стало быть вполне подходит.
Когда будет нажата экранная кнопка ОК, мастер приступит к работе. Обычно это практически не занимает времени, если только цепочка вычислений не слишком длинна и заданная точность не слишком высока. В любом случае, если ячейки действительно между собой связаны (в противном случае мастер тут же ругнется и откажется работать), итогом станет преду-преждение о получении заданного результата . Если достигнутое значение вас устраивает, нажмите ОК, и эти величины будут занесены в соответствующие ячейки. Естественно, если эта же ячейка участвует еще в каких-нибудь вычислениях, то изменятся все зависимые величины. В нашем случае изменится не только суммарный заработок Иванова, но и весь фонд заработной платы, а также сумма налоговых отчислений.
Теперь настала пора разобраться со вторым удобным инструментом, пользоваться которым я рекомендую почаще. Полагаю, все же стоит объяснить более широкое толкование термина сценарий. Это не только расписание ролей в театре или кино. Это вообще расписание чего-либо. В жизни, и уж тем более в работе, со сценариями приходится частенько сталкиваться и пользоваться ими. По большому счету, планирование бюджета есть точно такой же сценарий. Правда, сценарии имеют и свой недостаток - для каждого варианта приходится долго и тщательно считать все формулы, а потом прилежно разносить итоги по таблицам и диаграммам. В жизни такое не слишком удобно, так как требует массы черновой работы. А вот с помощью компьютера пользоваться сценариями и удобно, и полезно.
Допустим, вам, как руководителю предприятия, захотелось обсчитать несколько вариантов почасовых расценок и распределения рабочего времени для получения максимально приятного, например, с точки зрения минимизации налоговых выплат. Механизм сценариев для этого - самое то. Для вызова мастера сценариев следует опять обратиться в меню СЕРВИС, режим СЦЕНАРИИ. Это приводит к появлению окна мастера, содержащего все сценарии, созданные для данной таблицы (см. рис.4). В моем примере ни одного сценария пока еще нет, стало быть список временно пуст. Сценарий надо создать, что делается экранной кнопкой "Добавить". При ее нажатии появится новое окно, в котором и определяются общие черты будущего варианта. В первой строке вводится имя, под которым данный сценарий будет в дальнейшем храниться в памяти таблицы. В поле "Изменяемые ячейки" требуется перечислить все поля, значениями которых можно и нужно оперировать. Диапазоны ячеек выделяются стандартным для Microsoft Excel способом (выделить мышью, если выделения не смежные, то каждый последующий блок выделяется при нажатой клавише Ctrl). Если все сделано, нажмите ОК, это приведет мастер в чувство и программа предоставит вам возможность указывать любые требуемые величины для каждой значащей ячейки . Когда закончите, жмите ОК и сохраняйте полученный вариант сценария. Окно мастера тут же изменит свой вид и вернется к обычному своему представлению . Только на этот раз в списке уже будет один сценарий.
Мастером сценариев достаточно легко пользоваться. После того как будут подготовлены и занесены в список все необходимые варианты, Microsoft Excel запомнит их навсегда. По крайней мере до тех пор, пока вы сами их не удалите. Теперь, в любой момент, как только вы захотите "вспомнить" какой-нибудь из сценариев, останется лишь выбрать требуемый вариант из списка - и все. В значащих ячейках таблицы появятся те значения, которые и будут соответствовать выбранному сценарию.
Такие вот дела. Полагаю, теперь окончательно ясно, что компьютер уже может стать не просто тупым чернорабочим, но еще и весьма недурственным помощником. Во всяком случае, если на нем установлен Microsoft Excel.
Александр Запольскис - титульная страница
Со стороны может показаться, что персональный компьютер, он, конечно, помощник, однако годится лишь для выполнения самых черновых операций промежуточного характера. Теоретически возможно заставить этот ящик самостоятельно перевести текст с бумажной формы в электронную. Уже созданы и широко эксплуатируются страничные сканеры и программы распознавания оптических символов. Только вот кто-нибудь пробовал "распознать" нечто эквивалентное хотя бы общей тетради? Уверяю вас, существующая нынче система не может обойтись без обязательного участия в технологическом процессе оператора-человека.
Для качественного распознавания требуется калибровка сканера, ибо от результата его работы напрямую зависит количество ошибок при распознавании. Потом, любая система OSR не гарантирует даже девяностопроцентного результата, не говоря уже о полном отсутствии ошибок. В любом случае наличия хотя бы даже одной из описанных проблем достаточно, чтобы считать систему недоработанной и негодной для автономного использования. Вот из таких нюансиков и складывается впечатление о вычислительной технике как о бесполезной, с точки зрения самостоятельной работы, груды пластмассы и железа.
А между тем, дела обстоят совершенно иначе. Сегодня не нужно быть выдающимся гением, чтобы заставить компьютер действительно думать и принимать верные решения без участия человека. В некоторых случаях вычислительная техника даже может решать те задачи, которые человек не в состоянии решить, во всяком случае - достаточно быстро.
В практическом применении вышесказанного для Microsoft Excel это означает, что при решении статистических или бухгалтерских задач программа электронных таблиц может подсказать пользователю, как его задача может быть решена, и даже предложить несколько альтернативных вариантов, если таковые вообще существуют в природе. Дабы не быть голословным, я подготовил простенький пример, на котором и попробую показать, как все это работает.
Так как анализировать можно лишь то, что хоть как-то взаимосвязано, то Microsoft Excel в состоянии оказаться хорошим помощником, только когда обрабатываемая таблица содержит взаимосвязанные формулы. Поэтому представленный пример изначально конструировался с учетом этих особенностей. Он прост и представляет собой табель учета рабочего времени, определения размера фонда заработной платы и суммы налоговых отчислений. Общая сумма налога определяется как количество отработанных часов умноженное на почасовую ставку за минусом реально выплаченных денег. Это может показаться не совсем верным, если не знать, что сумма выплат каждому сотруднику уже уменьшается на величину налога, определяемого его значением в соответствующей графе таблицы. Теоретически, несложно вставить дополнительную формулу, которая бы учитывала размер дохода при конкретизации ставки налога. Однако и без того можно продемонстрировать Microsoft Excel во всей красе.
Начнем с простого. Предположим, что есть некоторая длинная последовательность самых разнообразных операций от простых (типа сложения или умножения) до сложных (типа макросов или каких-нибудь модулей на Visual Basic), в конце которой находится всего одно вычисляемое значение. Аналогом в нашем случае является простой вопрос: сколько часов нужно проработать при действующей расценке, чтобы заработать, предположим, пятьсот долларов чистыми? Нет проблем. Надо открыть меню СЕРВИС и выбрать там ПОДБОР ПАРАМЕТРА. Появится мастер, у которого к вам будет три вопроса . Подбор параметра является самой простой аналитической операцией. Если коротко, то это является эквивалентом вопроса: что нужно сделать, чтобы... Поэтому договориться с этой программой совсем просто. В поле "Установить в ячейке" надо указать адрес той ячейки, результат в которой вас интересует. Допускается также не вводить адрес с клавиатуры, а просто указать мышью. В нашем случае указываем Е2. Далее следует поле "Значение", в котором требуется сказать, какое конкретно значение вы хотите видеть в ячейке Е2. Я указываю пятьсот баксов. Остается последнее поле - "Изменяя значения ячейки". Это означает необходимость указать адрес той ячейки, значение в которой можно и нужно менять. Тут однако следует помнить о существовании ряда тонкостей. Так как мастер полностью меняет содержимое ячейки, то если там была формула, то она будет навсегда уничтожена, что вряд ли пойдет на пользу таблице. Поэтому в качестве значащих лучше всего указывать те ячейки, которые влияют на результат, но не содержат формул или чего-то в этом роде. Допустим, в нашем примере количество отработанных часов не вычисляется, а вводится, стало быть вполне подходит.
Когда будет нажата экранная кнопка ОК, мастер приступит к работе. Обычно это практически не занимает времени, если только цепочка вычислений не слишком длинна и заданная точность не слишком высока. В любом случае, если ячейки действительно между собой связаны (в противном случае мастер тут же ругнется и откажется работать), итогом станет преду-преждение о получении заданного результата . Если достигнутое значение вас устраивает, нажмите ОК, и эти величины будут занесены в соответствующие ячейки. Естественно, если эта же ячейка участвует еще в каких-нибудь вычислениях, то изменятся все зависимые величины. В нашем случае изменится не только суммарный заработок Иванова, но и весь фонд заработной платы, а также сумма налоговых отчислений.
Теперь настала пора разобраться со вторым удобным инструментом, пользоваться которым я рекомендую почаще. Полагаю, все же стоит объяснить более широкое толкование термина сценарий. Это не только расписание ролей в театре или кино. Это вообще расписание чего-либо. В жизни, и уж тем более в работе, со сценариями приходится частенько сталкиваться и пользоваться ими. По большому счету, планирование бюджета есть точно такой же сценарий. Правда, сценарии имеют и свой недостаток - для каждого варианта приходится долго и тщательно считать все формулы, а потом прилежно разносить итоги по таблицам и диаграммам. В жизни такое не слишком удобно, так как требует массы черновой работы. А вот с помощью компьютера пользоваться сценариями и удобно, и полезно.
Допустим, вам, как руководителю предприятия, захотелось обсчитать несколько вариантов почасовых расценок и распределения рабочего времени для получения максимально приятного, например, с точки зрения минимизации налоговых выплат. Механизм сценариев для этого - самое то. Для вызова мастера сценариев следует опять обратиться в меню СЕРВИС, режим СЦЕНАРИИ. Это приводит к появлению окна мастера, содержащего все сценарии, созданные для данной таблицы (см. рис.4). В моем примере ни одного сценария пока еще нет, стало быть список временно пуст. Сценарий надо создать, что делается экранной кнопкой "Добавить". При ее нажатии появится новое окно, в котором и определяются общие черты будущего варианта. В первой строке вводится имя, под которым данный сценарий будет в дальнейшем храниться в памяти таблицы. В поле "Изменяемые ячейки" требуется перечислить все поля, значениями которых можно и нужно оперировать. Диапазоны ячеек выделяются стандартным для Microsoft Excel способом (выделить мышью, если выделения не смежные, то каждый последующий блок выделяется при нажатой клавише Ctrl). Если все сделано, нажмите ОК, это приведет мастер в чувство и программа предоставит вам возможность указывать любые требуемые величины для каждой значащей ячейки . Когда закончите, жмите ОК и сохраняйте полученный вариант сценария. Окно мастера тут же изменит свой вид и вернется к обычному своему представлению . Только на этот раз в списке уже будет один сценарий.
Мастером сценариев достаточно легко пользоваться. После того как будут подготовлены и занесены в список все необходимые варианты, Microsoft Excel запомнит их навсегда. По крайней мере до тех пор, пока вы сами их не удалите. Теперь, в любой момент, как только вы захотите "вспомнить" какой-нибудь из сценариев, останется лишь выбрать требуемый вариант из списка - и все. В значащих ячейках таблицы появятся те значения, которые и будут соответствовать выбранному сценарию.
Такие вот дела. Полагаю, теперь окончательно ясно, что компьютер уже может стать не просто тупым чернорабочим, но еще и весьма недурственным помощником. Во всяком случае, если на нем установлен Microsoft Excel.
Александр Запольскис - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике soft :: субд