Трехмерная графика в исполнении ASUS и Intel

Трехмерная графика в исполнении ASUS и Intel



Неожиданностью для многих стало появление Intel среди активных игроков на рынке 3D-графики. Спрашивается, зачем корпорации, сделавшей себе громкое имя на микропроцессорах, лезть в этот бурлящий омут? И будет ли прок от распыления безусловно мощнейшего творческого потенциала ее конструкторов по разным направлениям, когда коммерческая выгода от этого не очевидна?

С другой стороны, сегодня на графических платах устанавливаются микросхемы, мало чем уступающие тем же центральным процессорам. И по сложности - количеству транзисторов, и по производительности. Хоть они и специализированные, но их разработка и практическая реализация в кремнии требуют тех же усилий, что и при выпуске нового микропроцессора. А уж тут, как говорится, Intel и карты в руки.

Причиной, как мне кажется, подтолкнувшей Intel к созданию собственного 3D-чипсета, стало желание помочь рынку в переходе на новую шинную технологию AGP, предложенную корпорацией для графики компьютеров на платформе Pentium II. Конечно, и без Intel индустрия освоила бы новинку, но конкуренция на рынке рабочих станций, подготовка новых поколений процессоров, ориентированных именно на этот рынок, заставили Intel вмешаться и попытаться ускорить процесс.

Впрочем, корпорация не занялась выпуском высокопроизводительных графических карт. Она лишь создала для них чипсет Intel 740, претендующий на место среди лидеров. Что из этого на первых порах получилось, можно оценить путем сравнения продуктов на его основе, которых уже не мало выпустили третьи компании.

Например, ASUS на базе чипсета Intel 740 производит акселераторы AGP-V2740 и AGP-V2740TV - базовый 2D/3D-ускоритель и расширенную модель с функциями ввода и вывода видео. Протестировать я решил плату AGP-V2740, чтобы, не отвлекаясь на возможности видео, сравнить ее другими графическими решениями и попытаться определить, удалось ли Intel и на этот раз обскакать конкурентов.

Описание

Акселератор AGP-V2740, как и другие графические карты от ASUS, отличается хорошим качеством изготовления и неплохими характеристиками. Эта компания набила руку на производстве недорогих высококачественных видеоплат - в ее арсенале устройства на чипсетах семейства ATI Rage, на знаменитом Riva 128 от nVIDIA, а теперь и на Intel 740. Есть с чем сравнивать.

Чип Intel 740 на плате AGP-V2740 снабжен элегантным зеленым радиатором охлаждения. Шина между ним и локальной памятью 64-битовая, в то время как у популярных сегодня плат на Riva 128 она вдвое шире и, следовательно, обладает большей пропускной способностью. Плата укомплектована 8 мегабайтами 100-мегагерцевой памяти SDRAM, что позволяет работать с большой глубиной цвета при высоких разрешениях. Эти режимы поддерживаются 205-мегагерцевым преобразователем RAMDAC, хотя более логичным было бы использование 250-мегагерцевого.

Зато в этой плате полностью реализована спецификация шины AGP 2Х (чего и следовало ожидать от продукта, к которому причастна Intel), в то время как многие другие акселераторы до сих пор поддерживают AGP либо версии 1Х, либо 2Х, но с оговорками. По AGP 2Х данные передаются с двойной накачкой, то есть и по переднему, и по заднему фронтам импульсов тактовой частоты, благодаря чему частота фактически удваивается до 133 мегагерц и скорость передачи достигает 528 мегабайт в секунду против 266 мегабайт у AGP 1Х или 133 мегабайт у шины PCI. Причем системную память компьютера AGP-V2740 использует как для хранения текстур 3D-графики, так и для 2D-данных. Но, разумеется, не тех, которые должны выводиться на экран, поэтому у нее остался большой 8-мегабайтный кадровый буфер.

Максимальное разрешение, поддерживаемое ASUS AGP-V2740, составляет 1,600 x 1,200 пикселов. Это в 2D-режиме с глубиной цвета до 24 бит и частотой кадровой развертки до 75 Гц при 256 цветах. Оптимальными для нее являются разрешения 1,280 x 1,024 пиксела (частота кадров 85 Гц при 16-битовом и 60 Гц при 24-битовом цвете) или 1,024 x 768 пикселов (частота до 100 Гц при 24-битовом цвете), что подтверждают и результаты тестирования.

Производительность

Вообще говоря, карта AGP-V2740 и сам чипсет Intel 740 вызывают неоднозначные оценки. По одним тестам он явно лидирует, другие ставят его посередке. На эту тему часто возникают споры. Не понятно также, почему на плате, разработанной для высоких разрешений, использован более медленный RAMDAC, ограничивающий частоту кадров на максимальных режимах. В общем, ситуация запутанная.

Испытания AGP-V2740, как и всех других описанных ранее плат, я проводил на машине с 266-мегагерцевым Pentium II и с 64 мегабайтами системной памяти. Часть полученных результатов для удобства представлена в виде диаграмм, но кое-что я коротко прокомментирую.

По 2D-производительности тесты ZD Labs Winbench 97 поставили AGP-V2740 ровненько в середку плат профессионального уровня. Уступая таким лидерам, как ASUS 3DP-V3000 и другие платы на Riva 128, платам Matrox Millennium II и Diamond FireGL 1000 Pro, тем не менее ASUS AGP-V2740 показала результаты кое в чем лучшие, чем у карточек на базе чипов ATI 3D Rage Pro. Очень интересно, что переход с разрешения 1,024 х 768 пикселов на 1,280 х 1,024 практически не сказывается на быстродействии AGP-V2740, в то время как другие карты явно притормаживают.

И что еще очень странно (однако, не веря глазам своим, я эту цифру проверил раз десять), при увеличении глубины цвета AGP-V2740 показывает замедление бизнес-графики (текстовые процессоры, базы данных, таблицы), но одновременно у нее увеличивается производительность профессиональных графических приложений! Аналогичное явление я наблюдал только у платы на S3 ViRGE/GX2.

С трехмерной графикой ситуация не менее интригующая. Тест 3D Winbench 98, копающий очень глубоко, ставит ASUS AGP-V2740 даже выше плат на 3Dfx Voodoo 2. Если судить только по нему, превосходство чипсета Intel 740 не вызывает сомнений. Собственно, по этой причине на этот тест и было много наездов со стороны тестирующей публики. Дело в том, что проверка производительности с помощью реальных 3D-игр дает совсем другую раскладку. Например, Turok ставит ASUS AGP-V2740 после ASUS 3DP-V3000 и Creative 3D Blaster Voodoo2, причем обе платы от ASUS идут практически ноздря в ноздрю при разных разрешениях.

Еще один подробный тест - Final Reality от английской VNU Labs, старающийся путем минимума измерений дать подробную раскладку производительности по разным параметрам и вычисляющий общий индекс на основе весовых коэффициентов, запутался с AGP-V2740. По одним параметрам эта плата лидировала, по другим - отставала. Причем не всегда эти результаты можно объяснить. В частности, Final Reality поставил AGP-V2740 на первое место по 2D-быстро-действию, по 3D-производи-тельности счел, что она уступает только Voodoo 2, но вот по скорости шины отнес ее к довольно медленным платам. В итоге у него получилось, что AGP-V2740 все же проигрывает как ASUS 3DP-V3000, так и Creative 3D Blaster Voodoo2.

Ну что же, в общем-то оно так и получается.

Драйверы и инсталляция

Платы от ASUS поставляются с похожими друг на дружку программами инсталляции. Прежде чем поставить AGP-V2740, рекомендую переключить видеодрайвер на стандартный VGA. Затем выключайте машину, меняйте плату, загружайте систему, но игнорируйте ее попытки установить софт для обнаруженного нового устройства. Когда все загрузится, запустите с прилагаемого компакта программу установки. Честно говоря, мне такой подход не по душе, больше нравится стандартная для Windows процедура.

Впрочем, неудобства с лихвой окупаются расширенным сервисом, предлагаемым драйверами ASUS. С их помощью можно не только настроить гамму и частоту развертки, размер и положение картинки на экране, но и проверить монитор. Для этого там зашит комплект обычных испытательных картинок. Кроме того, драйверы позволяют организовать виртуальный рабочий стол и назначить "горячие" клавиши для его прокрутки.

ASUS AGP-V2740 поставляется с поддержкой Direct3D для Windows 95, 98 и NT. Если вы захотите OpenGL, вам придется перейти на Windows NT, так как ASUS на предоставляет этих драйверов для Windows 95 и 98. Нет их, кстати, и на Web-сервере компании. В принципе, все больше игр выпускается именно под Direct3D, но я пока еще не слышал, чтобы на этот интерфейс idSoftware решила перевести Quake. Впрочем, можно попробовать найти подходящие драйверы OpenGL в других местах, скажем у Intel. У меня на это не было ни времени, ни желания.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой Sky Systems
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета