Даме - кофе, мне - Интернет со льдом

Даме - кофе, мне - Интернет со льдом

Что бы там ни шипели злостно отдельные закоренелые ретрограды, а даже в ветхозаветной Беларуси Всемирная Паутина уже пустила весьма даже солидные корни. Причем Сеть сформировала (в той или иной степени) особую социальную группу, можно сказать, постоянно живущих в киберпространстве. Это и электронная переписка, и всякие там mail-листы, и посещение всевозможных вэб-страниц, и, конечно же, чаты. Естественно, до Америки тут еще, как ползком до Парижа. Это означает, что пока еще невозможно вообще не выходить из дома и видеть мир исключительно в рамках четырнадцатидюймовой диагонали. Лишь отдельные единицы могут действительно плодотворно и успешно работать дома, и вообще никто не в состоянии заплатить по сети налоги и известить об этом Налоговую инспекцию, как не в состоянии купить электронным образом пачку сигарет в киоске за углом.

Но, во-первых, это уже лирика, а во-вторых - это у нас. А вокруг, на самом деле, кипит очень даже активная виртуальная жизнь, в которой масса людей объединяется в киберпространстве в то, что на современном жаргоне называется тусовкой.

Возьмите к примеру кибернетический город GeoCities (www.geocities.com), созданный Дэвидом Бонетом из Калифорнии в ноябре 1994 года. Сегодня в этом городе "проживает" без малого один миллион семьсот тысяч человек. Или вот взять WWWAC (World Wide Web Artists Consortium или Сообщество Художников Интернет) (www.wwwac.org). С конца 1994 года его завсегдатаями стали более трех тысяч человек.

Но это одна сторона медали, так сказать - позитивная. Интернет стирает географические границы и совершенно уничтожает расстояния. Под каким бы философским соусом сие ни преподносилось, но нельзя отрицать, что настало наконец время, когда вовсе не обязательно уезжать навсегда в другую страну для того, чтобы каждый день общаться с интересными людьми.

А второй стороной Сети является ее привлекательность для широкого населения, отродясь в Интернет не заглядывавшего. Это как фильмы "про спецназ". Особо на приток призывников или на формирование положительного образа армии они не влияют, но пользуются большой популярностью. Примерно по той же причине с особым шумом проходят прокаты лент на тему киберпространства. Те же "Хакеры" к примеру. Достаточно смешно бывает смотреть, как операция уничтожения файла иллюстрируется в кино своего рода разбиванием стеклянной фотографии на мелкие осколки. И не лень же кому-то было писать целый анимационный ролик на такое простое действие. Однако все эти чисто киношные "навороты" имеют успех и даже породили весьма любопытное явление - интернет-кафе.

Про то, когда, где и как появились первые кафе, историки до сих пор спорят до хрипоты. Одни говорят, что это произошло в Вене, другие - в Марселе. В любом случае кто-то шустрый открыл заведение, в котором можно было посидеть в приятной обстановке, выпить сока, скушать парочку вкусных пирожных и другой снеди. Вообще-то всяческих харчевен и без того хватало, но суть нововведения заключалась в том, что клиентов стали заманивать новым напитком, именующимся кофе. Отсюда, кстати говоря, и пошло название самих заведений. Кафе быстро обрели популярность и с 1660 года превратились в обыденное место встреч и своего рода тусовок.

А потом их стало настолько много, что возникла нешуточная конкуренция. Чтобы выжить и переманить клиентуру от соседей, владельцы кафе буквально лезли из кожи вон, придумывая всевозможные хитрости. В кафе стали петь песни и приглашать актеров, демонстрировать фокусы и вообще использовать буквально что угодно, если это могла привлечь дополнительных посетителей. Когда стало можно показывать голые женские ножки, возникли кабаре. Когда появилось радио - в кафе стали устанавливать радиоприемники, работавшие постоянно. За ними пришли автоматы для проигрывания грампластинок, для варки кофе-экспрессо. Бытовые телевизоры запестрели экранами над барными стойками тоже потому, что эти электронные ящики в те времена были редкостью. Так вот, сегодня настала эра Интернет...

Это я к тому, что в погоне за клиентом в развитых странах стали появляться кафе, в которых на некоторых столиках владельцы устанавливали обычный персональный компьютер и подключали его ко Всемирной Паутине. Сразу скажу, философии в этом никакой. Да и удобством сие назвать сложно.

Можно возразить, что в киберпространстве сегодня таких урбанизированных закусочных - море разливанное (www.intlcafe.com/cybercaf.htm), и что среди них не так уж и мало успешных. Взять хотя бы в качестве примера одно такое преуспевающее заведение в Лондоне (www.cyberiacafe.net). Да, это так. Однако с переходом WWW из категории редкостных новинок в повседневное понятие, даже пока еще доходные интернет-кафе мало-помалу выходят из игры.

Все дело в том, что общаться в киберпространстве вполне можно и не выходя из дома. С куда меньшими затратами и с куда большим комфортом. Никто не дышит в затылок, никто не толкает локтями, никто не "интересуется" "а что это вы такое сейчас делаете?". При том расценки за час работы куда ниже. К примеру в московских интернет-кафе один час on-line стоит от десяти до сорока новых, деноминированных, рублей. Да и остальные блюда обходятся значительно накладнее. Вот тут недавно открылось одно такое кафе в Риге. На его сайте, кроме всего прочего, опубликовано меню (www.binet.lv: 80/home/cafe/russian/windows/me-nu.hts?), очень рекомендую ознакомиться. Весьма любопытно. К примеру, чашка кофе без сливок стоит 0,35 латов, считайте сами.

Вообще говоря, любят люди под все подводить теоретическую базу. Обосновывают буквально что угодно. Не исключение и интернет-кафе. В Киеве, недалеко от знаменитого Крещатика, есть такое "Киберкафе". Так вот его технический директор Кирилл Добролюбов, разговаривая с сотрудником журнала "ИнтерНет" (inter.net.ru:8080/9/10.html), очень даже убедительно рассказывал про перспективы Сети в масштабе всего Мира в целом и Украины в частности. Однако тут даже невооруженным глазом видно, что на самом деле "Киберкафе" является обычным заведением общественного питания, как принято было выражаться не так давно. А раз так, то и законам оно подчиняется обычным, то есть рыночным. Есть Интернет или его нет, а всякие там шоу надо организовывать периодически и часто, новинки постоянно демонстрировать, определенной элитности добиваться. Если посмотреть на любой преуспевающий ресторан, то практически повсеместно он обрастает клубными карточками, "специальными днями", фирменными блюдами и тому подобным. Как говорится, не в Интернете суть.

Честно говоря, какое интервью ни возьми, везде присутствуют примерно одни и те же оценки (inter.net.ru:8080/9/7.html). Около шестидесяти процентов посетителей составляет "золотая молодежь" и всякие там рейверы, приходящие погонять "квака" по сети на хорошей скорости. Оставшиеся сорок процентов приходят, чтобы им "показали настоящий Интернет" (интересно, а что это такое?). И первые, и вторые получают доступ "к кнопке" лишь после того, как купят что-нибудь съестное...

Вот и выходит, что практически все интернет-кафе организовываются либо совершенными фанатиками Сети как таковой (их обычно меньшинство), либо людьми из той категории, которые еще совсем недавно "держали" видеозалы, а потом некоторое время "собирали сливки" с проката видеокассет. Хотя надо признать, что существует в мире Ассоциация интернет-кафе (www.the-iac.org) и даже есть сайт, содержащий поисковую службу по таким кафе в Европе (www.xs4all.nl/ ~bertb/cybercaf.html).

В общем, мода, она и есть мода. В Америке мода на Интернет постепенно проходит. Когда каждый божий день работаешь на компьютере, он уже не воспринимается как экзотика, и в кафе с его помощью не очень-то и заманишь. Россия же еще только вступила в эру сетевых технологий, так что "граната новой системы" еще пока проходит. Правда, учитывая темпы развития Российской Федерации в плане информатизации страны, время жизни русских интернет-кафе там будет куда меньшим чем в Америке.

Добралась эта мода и до нас. В Минске тоже открылось такое "кафе", если это можно так назвать. Практически любая кибернетическая общепитовская точка функционирует по одним и тем же правилам, что четко ориентирует ее на средний класс и более обеспеченных. В Беларуси, как бы это помягче выразиться, финансовая основа для таких кафе чрезвычайно мала, поэтому интернет-кафе "по-белорусски" больше похожи на пункты междугородней телефонной связи или на кабины индивидуального просмотра видео. Увы...

Видимо, избежать этого новомодного поветрия и окружающей его рекламной и тусовочной шумихи никак не удастся. С одной стороны, если "это" работает "у них", то почему бы "этому" не сработать "у нас"? Вроде как и пропаганда нового образа жизни, и паблисити (любят сегодня это слово), и недурственная причина цены на всякие бублики задрать. Полагаю, плохого в этом ничего нет, но и ожидать от этих самых интернет-кафе какого-нибудь эффекта тоже совершенно наивно.

Если где-нибудь на работе или дома Сеть приносит хоть минимальную, но пользу, то в кафе это чистой воды развлечение. К примеру, многие втайне мечтают сесть за руль автомобиля хотя бы для того, чтобы просто покататься по городу. Да что там говорить, каждый, кто купил себе машину, месяца два просто катается на ней по городу чисто ради удовольствия. Но НИКТО не обращается в фирмы по прокату автомобилей лишь только для того, чтобы просто покататься часок-другой просто так.

Вот и с интернет-кафе абсолютно аналогично. Чтобы получить удовольствие от прогулки в киберпространстве за час-полтора, надо знать что хочешь, знать - как искать, и вообще - уметь пользоваться богатствами Интернет естественно. Человек, пришедший туда впервые, очень похож на впервые вставшего на коньки. Довольно долгое катание на них больше напоминает каторгу... Правда потом, это действительно доставляет удовольствие.

Александр Запольскис E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета