Подарок настоящему геймеру
Подарок настоящему геймеру
Бесспорно, тяжелее всего приходится геймерам, истинным энтузиастам компьютерных побоищ. Во-первых, никакие другие приложения так не прожорливы в отношении самых разных ресурсов компьютера, как мощные и динамичные игры. Во-вторых, это передовое железо вылетает в солидную копейку, да еще платить приходится из своего кармана, а не со счета фирмы. В-третьих, мало, что надо денег накопить на что-нибудь стоящее, так к тому же попробуй дождись, пока новинки до наших магазинов доберутся.
Зато какой потом праздник! Вот, например, еще с полгода назад были анонсированы графические акселераторы на Voodoo 2. Сколько о них писалось, сколько самых фантастических слухов ходило, какие истории про эти Voodoo второго поколения в Интернет мы читали, аж слюнки текли! Наконец появились такие платы, да еще от солидных фирм, и на нашем рынке. Правда, цена на них пока не вошла в разумные рамки, но некоторые геймеры уже успели ими обзавестись, а многие серьезно прицеливаются к покупке в ближайшее время.
Учитывая спрос, решил и я протестировать ряд акселераторов на Voodoo 2, чтобы рассказать о них тем, кто не знает подробностей, а заодно и опровергнуть кое-какие слухи-небылицы.
Первой на тестирование мне предложили карту 3D Blaster Voodoo 2, выпущенную, как несложно догадаться по названию, знаменитой Creative. Имя компании уже говорит о том, что эта карта не может оказаться заурядным продуктом, но боюсь, мне не удастся передать словами те ощущения, которые испытываешь, гоняя ее. Старые, до отвращения знакомые коридоры Quake II просто преображаются, враги разлетаются в стороны, как будто ты не один их косишь, а за спиной у тебя целый отряд... И так буквально со всеми играми, поддерживающими аппаратную 3D-графику.
Ну да ладно, этак у меня "Виртуальные радости" получатся. Давайте поговорим о плате.
Описание
3D Blaster Voodoo 2 - плата дополнительная, работающая в связке с обычным видеоадаптером компьютера. Она устанавливается в PCI-слот, после чего ее вход соединяется кабелем-переходником с мониторным выходом вашей старой видеоплаты, а монитор подключается к выходу на 3D Blaster Voodoo 2. То есть все точно так же, как это было с платами на оригинальном чипсете Voodoo. Creative протестировала свою плату при частоте шины PCI 33 и 66 мегагерц и, как все производители, не рекомендует заниматься разгоном. Но и не запрещает этого делать, оставляя все последствия на ваш страх и риск.
Но данная плата построена на чипсете 3Dfx Voodoo 2, который обеспечивает существенные преимущества. Он состоит из трех микросхем - геометрического процессора, отвечающего за построение моделей объектов, и двух процессоров визуализации, которые окрашивают объекты текстурами. От предшественника - оригинального чипсета Voodoo - новый акселераторный набор отличается повышенным быстродействием и качеством изображения.
Производительность чипсета достигает 180 млн. MIP-текстурированных и билинейно отфильтрованных пикселов в секунду. Z-буфер 16-битовый, целочисленный или с плавающей точкой. Реализованы практически все функции и эффекты 3D-графики, необходимые для игровых программ. Это конек плат на процессорах Voodoo. У новых карт 192-разрядная шина памяти с высокой пропускной способностью - до 2.2 гигабайта в секунду.
3D Blaster Voodoo 2 выпускается Creative в двух вариантах - с 8 и 12 мегабайтами памяти. Поскольку у них интерфейс PCI, системная память компьютера под обработку текстур не используется. На плате установлены 100-мегагерцевые микросхемы памяти EDO DRAM со временем доступа 25 или 28 миллисекунд. Они размещены с обеих сторон платы.
3D Blaster Voodoo2 работает только в полноэкранном режиме и включается в процесс только тогда, когда дело касается 3D-графики. Большой объем памяти и возросшее быстродействие позволили улучшить поддержку высоких разрешений - до 1,024 х 768 пикселов при частоте регенерации изображения до 85 Гц (но без Z-буферизации). При разрешении 800 х 600 и 640 х 480 частота кадровой развертки до 120 Гц. Во всех режимах используется 16-битовая палитра, дающая 65 тысяч цветов.
Чипсет Voodoo 2 позволяет поставить две карты одновременно - так называемый режим SLI (Scan Line Interleave). Карты при этом должны быть одинаковой конфигурации (по памяти), они соединяются входящим в комплект 3D Blaster Voodoo 2 шлейфом. При таком соединении все шесть процессоров работают одновременно и быстродействие увеличивается почти вдвое. Кроме того, при разрешении 1,024 х 768 можно использовать Z-буферизацию.
Быстродействие
Воспользовавшись случаем, я прогнал 3D Blaster Voodoo 2 через все свои тесты 3D-графики. Для этого использовалась машина на Pentium II 266 МГц с 64 мегабайтами системной памяти и основной графической картой ASUS 3DP-V3000 на Riva128, что дало возможность сравнить два очень хороших 3D-решения.
При тестировании под OpenGL, для которого я, как принято во всем мире, использовал DEMO1 из игр Quake II и GL Quake, 3D Blaster Voodoo 2 показала просто выдающиеся результаты. Она при разрешении 800 х 600 работала в Quake II с такой же скоростью, как ASUS 3DP-V3000 при 640 х 480 пикселов! Очевидно, что новые драйверы OpenGL делают свое дело.
Под Direct3D разрыв в производительности сократился до минимума. Тем не менее и Turok, и Forsaken, и FinalReality подтвердили превосходство 3D Blaster Voodoo 2 над всеми другими протестированными мною до сих пор платами. Пусть даже оно иногда выражалось в нескольких пунктах. Превосходство 3D Blaster Voodoo 2 засвидетельствовал и тест 3D Winbench 98, в адрес которого высказывалось много нареканий за то, что он не дает представления о реальном быстродействии игр, носит, так сказать, "профессиональный" характер. В нем ASUS 3DP-V3000 получила 484 при разрешении 640 х 480 и двойной буферизации, а 3D Blaster Voodoo 2 - 558 при тех же условиях.
Но не обольщайтесь. Creative честно заявляет, что 3D Blaster Voodoo 2 рассчитана только на игры. Дело в том, что она предполагает полноэкранный режим 3D-графики. Если же ваше приложение использует элементы стандартного интерфейса Windows - меню, кнопочные панели, окна диалога, то 3D-графика должна просчитываться и отображаться в отдельном окне. В этом случае 3D Blaster Voodoo 2 не даст никаких преимуществ. Так что для профессиональных приложений стоит поискать что-нибудь другое.
Разоблачение слухов
Какую плату лучше покупать - с 8 или с 12 мегабайтами? Решать вам. Память на плате разбита на три банка. Первый, емкостью 4 мегабайта, представляет собой кадровый бу-фер. Два других используются процессорами визуализации для работы с текстурами. На плате с 8 мегабайтами емкость этих буферов всего по 2 мегабайта, на 12-мегабайтной плате они вдвое больше - по 4 мегабайта. Поскольку в играх все чаще применяются текстуры высокого разрешения и вообще текстур все больше, перспективнее карта с 12 мегабайтами. Но и дороже, причем сегодня ее 4-мегабайтные текстурные буферы, скорее всего, полностью задействованы не будут. Но завтра...
В режиме SLI процессоры обеих плат работают с одними и теми же текстурами, поэтому их необходимо держать в памяти каждой из плат. Так что в этом случае также имеет смысл предпочесть 12-мегабайтную конфигурацию. Впрочем, ее производительность будет такой же, как и у двух 8-мегабайтных карт. По крайней мере пока буферов хватит для текстур и не надо будет их все время туда подгружать.
И последнее. К плате от Creative прилагается более гибкий кабель-переходник, чем ко многим другим Voodoo-акселераторам. Что это удобно, нет возражений. Благодаря гибкому переходнику 3D Blaster Voodoo2 можно поставить даже в соседний с основным видеоадаптером слот на материнской плате. Платы не перекосит. С другой стороны, гибкость достигнута за счет более тонкого экранирования кабеля. Как утверждает Creative, это не сказывается на качестве изображения, мол, 3Dfx в своих спецификациях толщину экрана на переходнике не оговаривает вообще.
Скорее всего так оно и есть. По крайней мере, качество картинки у 3D Blaster Voodoo 2 просто ошеломляющее.
Роман Соболенко(roman-sobolenko@usa.net)
Плата предоставленафирмой CD-Life - титульная страница
Бесспорно, тяжелее всего приходится геймерам, истинным энтузиастам компьютерных побоищ. Во-первых, никакие другие приложения так не прожорливы в отношении самых разных ресурсов компьютера, как мощные и динамичные игры. Во-вторых, это передовое железо вылетает в солидную копейку, да еще платить приходится из своего кармана, а не со счета фирмы. В-третьих, мало, что надо денег накопить на что-нибудь стоящее, так к тому же попробуй дождись, пока новинки до наших магазинов доберутся.
Зато какой потом праздник! Вот, например, еще с полгода назад были анонсированы графические акселераторы на Voodoo 2. Сколько о них писалось, сколько самых фантастических слухов ходило, какие истории про эти Voodoo второго поколения в Интернет мы читали, аж слюнки текли! Наконец появились такие платы, да еще от солидных фирм, и на нашем рынке. Правда, цена на них пока не вошла в разумные рамки, но некоторые геймеры уже успели ими обзавестись, а многие серьезно прицеливаются к покупке в ближайшее время.
Учитывая спрос, решил и я протестировать ряд акселераторов на Voodoo 2, чтобы рассказать о них тем, кто не знает подробностей, а заодно и опровергнуть кое-какие слухи-небылицы.
Первой на тестирование мне предложили карту 3D Blaster Voodoo 2, выпущенную, как несложно догадаться по названию, знаменитой Creative. Имя компании уже говорит о том, что эта карта не может оказаться заурядным продуктом, но боюсь, мне не удастся передать словами те ощущения, которые испытываешь, гоняя ее. Старые, до отвращения знакомые коридоры Quake II просто преображаются, враги разлетаются в стороны, как будто ты не один их косишь, а за спиной у тебя целый отряд... И так буквально со всеми играми, поддерживающими аппаратную 3D-графику.
Ну да ладно, этак у меня "Виртуальные радости" получатся. Давайте поговорим о плате.
Описание
3D Blaster Voodoo 2 - плата дополнительная, работающая в связке с обычным видеоадаптером компьютера. Она устанавливается в PCI-слот, после чего ее вход соединяется кабелем-переходником с мониторным выходом вашей старой видеоплаты, а монитор подключается к выходу на 3D Blaster Voodoo 2. То есть все точно так же, как это было с платами на оригинальном чипсете Voodoo. Creative протестировала свою плату при частоте шины PCI 33 и 66 мегагерц и, как все производители, не рекомендует заниматься разгоном. Но и не запрещает этого делать, оставляя все последствия на ваш страх и риск.
Но данная плата построена на чипсете 3Dfx Voodoo 2, который обеспечивает существенные преимущества. Он состоит из трех микросхем - геометрического процессора, отвечающего за построение моделей объектов, и двух процессоров визуализации, которые окрашивают объекты текстурами. От предшественника - оригинального чипсета Voodoo - новый акселераторный набор отличается повышенным быстродействием и качеством изображения.
Производительность чипсета достигает 180 млн. MIP-текстурированных и билинейно отфильтрованных пикселов в секунду. Z-буфер 16-битовый, целочисленный или с плавающей точкой. Реализованы практически все функции и эффекты 3D-графики, необходимые для игровых программ. Это конек плат на процессорах Voodoo. У новых карт 192-разрядная шина памяти с высокой пропускной способностью - до 2.2 гигабайта в секунду.
3D Blaster Voodoo 2 выпускается Creative в двух вариантах - с 8 и 12 мегабайтами памяти. Поскольку у них интерфейс PCI, системная память компьютера под обработку текстур не используется. На плате установлены 100-мегагерцевые микросхемы памяти EDO DRAM со временем доступа 25 или 28 миллисекунд. Они размещены с обеих сторон платы.
3D Blaster Voodoo2 работает только в полноэкранном режиме и включается в процесс только тогда, когда дело касается 3D-графики. Большой объем памяти и возросшее быстродействие позволили улучшить поддержку высоких разрешений - до 1,024 х 768 пикселов при частоте регенерации изображения до 85 Гц (но без Z-буферизации). При разрешении 800 х 600 и 640 х 480 частота кадровой развертки до 120 Гц. Во всех режимах используется 16-битовая палитра, дающая 65 тысяч цветов.
Чипсет Voodoo 2 позволяет поставить две карты одновременно - так называемый режим SLI (Scan Line Interleave). Карты при этом должны быть одинаковой конфигурации (по памяти), они соединяются входящим в комплект 3D Blaster Voodoo 2 шлейфом. При таком соединении все шесть процессоров работают одновременно и быстродействие увеличивается почти вдвое. Кроме того, при разрешении 1,024 х 768 можно использовать Z-буферизацию.
Быстродействие
Воспользовавшись случаем, я прогнал 3D Blaster Voodoo 2 через все свои тесты 3D-графики. Для этого использовалась машина на Pentium II 266 МГц с 64 мегабайтами системной памяти и основной графической картой ASUS 3DP-V3000 на Riva128, что дало возможность сравнить два очень хороших 3D-решения.
При тестировании под OpenGL, для которого я, как принято во всем мире, использовал DEMO1 из игр Quake II и GL Quake, 3D Blaster Voodoo 2 показала просто выдающиеся результаты. Она при разрешении 800 х 600 работала в Quake II с такой же скоростью, как ASUS 3DP-V3000 при 640 х 480 пикселов! Очевидно, что новые драйверы OpenGL делают свое дело.
Под Direct3D разрыв в производительности сократился до минимума. Тем не менее и Turok, и Forsaken, и FinalReality подтвердили превосходство 3D Blaster Voodoo 2 над всеми другими протестированными мною до сих пор платами. Пусть даже оно иногда выражалось в нескольких пунктах. Превосходство 3D Blaster Voodoo 2 засвидетельствовал и тест 3D Winbench 98, в адрес которого высказывалось много нареканий за то, что он не дает представления о реальном быстродействии игр, носит, так сказать, "профессиональный" характер. В нем ASUS 3DP-V3000 получила 484 при разрешении 640 х 480 и двойной буферизации, а 3D Blaster Voodoo 2 - 558 при тех же условиях.
Но не обольщайтесь. Creative честно заявляет, что 3D Blaster Voodoo 2 рассчитана только на игры. Дело в том, что она предполагает полноэкранный режим 3D-графики. Если же ваше приложение использует элементы стандартного интерфейса Windows - меню, кнопочные панели, окна диалога, то 3D-графика должна просчитываться и отображаться в отдельном окне. В этом случае 3D Blaster Voodoo 2 не даст никаких преимуществ. Так что для профессиональных приложений стоит поискать что-нибудь другое.
Разоблачение слухов
Какую плату лучше покупать - с 8 или с 12 мегабайтами? Решать вам. Память на плате разбита на три банка. Первый, емкостью 4 мегабайта, представляет собой кадровый бу-фер. Два других используются процессорами визуализации для работы с текстурами. На плате с 8 мегабайтами емкость этих буферов всего по 2 мегабайта, на 12-мегабайтной плате они вдвое больше - по 4 мегабайта. Поскольку в играх все чаще применяются текстуры высокого разрешения и вообще текстур все больше, перспективнее карта с 12 мегабайтами. Но и дороже, причем сегодня ее 4-мегабайтные текстурные буферы, скорее всего, полностью задействованы не будут. Но завтра...
В режиме SLI процессоры обеих плат работают с одними и теми же текстурами, поэтому их необходимо держать в памяти каждой из плат. Так что в этом случае также имеет смысл предпочесть 12-мегабайтную конфигурацию. Впрочем, ее производительность будет такой же, как и у двух 8-мегабайтных карт. По крайней мере пока буферов хватит для текстур и не надо будет их все время туда подгружать.
И последнее. К плате от Creative прилагается более гибкий кабель-переходник, чем ко многим другим Voodoo-акселераторам. Что это удобно, нет возражений. Благодаря гибкому переходнику 3D Blaster Voodoo2 можно поставить даже в соседний с основным видеоадаптером слот на материнской плате. Платы не перекосит. С другой стороны, гибкость достигнута за счет более тонкого экранирования кабеля. Как утверждает Creative, это не сказывается на качестве изображения, мол, 3Dfx в своих спецификациях толщину экрана на переходнике не оговаривает вообще.
Скорее всего так оно и есть. По крайней мере, качество картинки у 3D Blaster Voodoo 2 просто ошеломляющее.
Роман Соболенко(roman-sobolenko@usa.net)
Плата предоставленафирмой CD-Life - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1998 год в рубрике hard :: video