Rubber Duck RD-H30+ 2.01 - эйсид в массы

Rubber Duck RD-H30+ 2.01 - эйсид в массы



До чего же много в последнее время появилось музыкальных программных игрушек. Тут тебе и драм-машинка, для того чтобы пользователь мог насладиться мыслью, будто он крутой барабанщик. Есть секвенсоры для начинающих, в которых из набора готовых стилей вы можете на скорую руку сварганить что-нибудь эдакое, чтобы повеселить или удивить друзей. Некоторые пошли еще дальше и просто с соответствующим софтом стали поставлять кучу разрозненных кусков качественной студийно-сделанной музыки. Из этих кусков тоже можно много чего наваять...

Одной из таких программ является и Rubber Duck RD-H30+ (хотя его можно применить и для более серьезных вещей).

Данная программа представляет собой программный синтезатор, работающий в режиме реального времени, применяемый в основном в электронной танцевальной музыке.

Его алгоритмы являются программной моделью широко известного в свое время аппарата фирмы Roloand - TB 303. Модель RD H30+ состоит из волнового осциллятора с резонансным фильтром, встроенным в него, а также простого секвенсора, с помощью которого можно с легкостью создавать свистящие, "кислые" басовые линии (совсем как те, что можно услышать на сборках "Pulse" или "Goa Head").

Данная программа может применяться для создания музыки в стиле acid house, goa trance или techno.

А теперь рассмотрим это чудо природы более подробно. Для начала краткие технические характеристики:

Нововведения:

Новая модель фильтра для ультраклевых эффектов; вторая дека для драм-лупов; синхронизация с другими продуктами фирмы D-lusion; письменная документация, новый графический пользовательский интерфейс.

Генеративные возможности:

Цифровые резонансные динамические фильтры, работающие в режиме реального времени; частотная и громкостная envelope (DCA, DCF); 4 опциональные волновые формы; сдвоенная осцилляторная генерация звука; 224-нотный секвенсор; цифровая задержка/фидбэк/ дисторшн (8/16 бит 4-44kHz); поддерживаются все звуковые карты и DirectX; полная MIDI-поддержка; функция wave-dump.

Работа с Rubber Duck

Функционально Rubber Duck довольно прост. Он состоит из восьми взаимосвязанных между собой частей. Это: секвенсор, блок фильтра, блок осциллятора, блок задержки, блок дисторшна, блок луп-дек (рис 6.), мастер-секция, а также блок управления секвенсором (рис. 8.), включающий в себя клавиши старт/стоп/запись и переключатели паттернов.

Рассмотрим подробно каждую часть.

Секвенсор

В сложных программах или аудио-аппаратуре секвенсор обладает множеством функций и возможностей, однако по своей сути это своего рода список, который содержит порядок проигрывания нот в каждый минимальный отрезок времени, допустимый программой (для Rubber Duck это 16 тактовых единиц паттерна). Порядок этот может включать в себя либо прочерк (если нота в этот момент времени не должна звучать), либо номер ноты с указанием октавы. В секвенсор, который входит в комплект Rubber Duck, также на каждый отрезок времени выделятся два дополнительных параметра: Accent и Slide. Accent - акцентирует ноту, помеченную данным параметром (причем, если работает блок фильтра, это может очень интересно и необычно отразиться на звучании). Slide - обеспечивает перетекание частоты этой ноты в следующую (также при проигрывании). Для введения в секвенсор нотной последовательности вы должны использовать клавиатуру . Клавиши курсора "вверх"/ "вниз" позволяют изменять ноту (в порядке следования), а клавиши "PgUp"/"PgDn" дают возможность изменить октаву ноты.

Блок фильтра

Блок фильтра - основная часть любого аналогового синтезатора. Именно благодаря ему можно получить такое обширное количество звуковых вариаций, и большинство эффектов, которые применяются в стилях acid, trance, acid house, создаются только благодаря ему.

В состав блока фильтров входят следующие параметры: cutoff, attack, decay, modulation, resonance, squelch, drive, tweet (кнопочка smile), tweet (звездочка).

Параметр cutoff (в простонародье - срез) служит для плавного изменения общей частотной характеристики тембра, что при увеличении значения данного параметра придает звуку качественно иной характер, обогащенный различными оберетонами и гармониками.

Параметры attack/decay являются составными частями так называемого ADSR контроллера (envelope). Атака отражает то, как долго звук достигает своего максимального значения после того, как нота включена, а decay - то время, которое проходит с момента пика до полного затухания звука.

Параметр модуляции отражает влияние envelope на частоту среза. Дело в том, что cutoff является в большей степени тональным параметром для фильтра, а модуляция варьирует частоту среза в зависимости от значений атаки и затухания, изменяя также глубину тональной расстройки.

Параметр резонанс занимается осуществлением так называемой петли обратной связи (то есть сигнал с выхода фильтра подается повторно на вход). С точки зрения звучания можно наблюдать изменения в частотном спектре звука (происходит наложение частот). Звук становится более жирным, но более грубым.

Параметр squelch регулирует "хлюпание" звука. Чем больше значение этого параметра, тем больше наблюдается всевозможных искажений (звук как бы выворачивается наизнанку).

Параметр drive - более мягкая разновидность эффекта дисторшн.

Параметр tweet 1 (рожица) смещает весь сигнал в область более низких частот.

Параметр tweet 2 (звездочка) смещает весь сигнал в область более высоких частот.

Стоит отметить, что блок фильтра работает как единое целое, и все его параметры влияют на работу друг друга.

Блок осциллятора

Блок осциллятора собственно и генерирует тот сигнал, над которым впоследствии и производятся все манипуляции. Rubber Duck может генерировать следующие волновые формы: треугольный (triangle), синусоидальный (sine), пилообразный (sawtooth), квадратичный (sqware), а также белый шум (white noise). Во время работы с Rubber Duck одновременно работают два осциллятора, а ручка, расположенная над экраном, показывающим волновую форму, регулирует смещение этих волновых форм.

Блок задержки

Блок задержки относится уже к области специальных эффектов. Если говорить простым языком, то это обыкновенное эхо. Параметр time характеризует время, после которого начинается затухающее повторение звука (чем меньше значения time, тем быстрее начнется повторение), параметр feedback характеризует время затухания эха, а параметр gain - уровень затухания.

Блок дисторшна

Дисторшн - наверное, самый известный эффект в мире музыки. Его применяют в рок-н-ролле, в роке, да и в электронной музыке. В Rubber Duck он состоит из двух параметров: gain - уровень звука и грубость его обработки, drive - глубина наложение дисторшна.

Блок луп-дек

Блок луп-дек состоит из двух проигрывателей драм-лупов. Причем когда вы включаете их для проигрывания, лупы автоматически синхронизируются с темпом музыки, заданным в мастер-секции. В блок луп-дек входят также контроллеры громкости, которые задают громкость проигрываемого лупа (-ов).

Мастер-секция

Мастер секция состоит из следующих параметров: volume (громкость выходного звукового сигнала), tempo (скорость считывания нот из таблицы секвенсора, то есть темп музыки), accent (изменение этого параметра регулирует величину и качественную сторону изменений, вызываемых в блоке секвенсора включенной кнопкой AC), tune (точная тоновая подстройка басовой линии).

Блок управления секвенсором

В блок управления секвенсором входят кнопки старт/стоп/запись, а также панель переключения паттернов (паттерны при проигрывании песен следуют один за другим), а также три кнопочки, которые регулируют порядок проигрывания паттернов (верхняя - только текущий паттерн, средняя - все доступные по кругу, нижняя - случайным образом). Параметры position и step определяют текущий паттерн и их общее количество.

Вот, в общем-то, и все. В заключение хочется дать несколько советов и рекомендаций. Для того чтобы более ясно понять и представить себе, как действует та или иная ручка, какие изменения вызывает тот или иной параметр, следует просто посидеть и поэкспериментировать.

Выберите одну волновую форму без смешения (в блоке осциллятора сместить ручку в крайнее положение, и с этой стороны выбрать, к примеру, cинусоидальную форму), затем сместите все ручки в нулевое положение (крайнее левое) и по одной пытайтесь их двигать. Так вам сразу будут слышны все изменения и у вас получится прочувствовать это.

Заслуживает пристального внимания еще и функция wave dump. Она позволяет записать в файл кусок или весь, или даже несколько паттернов, после чего вы можете экспортировать его в любой другой редактор звука, обработать дополнительными эффектами и использовать в полноценных музыкальных композициях.

Конечно, по своей сути Rubber Duck - это игрушка. Пусть весьма оригинальная и интересная, но все же... Ей никогда не достигнуть оригинальности и качества звучания TB-303, так как Rubber Duck - это всего лишь эмулятор. Но применять его в компьютерной музыке все же можно.

Меня лично очень порадовала функция Rubber Duck по работе с MIDI.

Любую ручку из этой программы можно назначить под контроль любому MIDI-контроллеру, который будет подключен к Rubber Duck. Соответственно при установке виртуального MIDI-порта, или просто если подключить MIDI-клавиатуру, функциями Rubber Duck можно управлять в режиме реального времени из Cakewalk, Cubase или же извне, что весьма и весьма удобно.

Так что дерзайте, дорогие читатели. Пробуйте, творите, практикуйтесь. И быть может, скоро у нас появятся свои легенды электронной музыки.

Ник Худяков (I.C.)
E-mail: nick@nestor.minsk.by


- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета