Монстры в наших краях

"Монстры" в наших краях



С экрана телевизора, с газетных и интернетовских страниц на любителей компьютерных игр все льются заклинания: Voodoo, Voodoo, Voodoo... Даже совершенно далекие от геймерских проблем люди уже усвоили, что Voodoo - это ка- кая-то штука, без которой на компьютере не поиграешь, но стоит она очень дорого.

Конечно, мы с вами знаем, что есть Voodoo и с чем его едят. Чип акселератора 3D-графики Voodoo был выпущен фирмой 3Dfx достаточно давно, но до сих пор он умудряется держаться в числе бестселлеров. В принципе, это едва ли не единственное из решений трехмерной графики, без ложной стыдливости ориентированное производителем на игры и развлечения. К тому же именно благодаря Voodoo интерес к трехмерной компьютерной графике из сугубо специального превратился в массовый. И, соответственно, возник рынок дешевых 3D-акселераторов.

Чувствуя локти конкурентов, компания 3Dfx, чтобы не затоптали, разработала и выпустила игровой 3D-чипсет следующего поколения - Voodoo 2. Он, унаследовав лучшие черты предшественника, отличается значительно повышенной производительностью и большей реалистичностью изображений. Платы на Voodoo 2 появились уже и у нас, но и интерес к акселераторам на просто Voodoo не иссяк. Причина? Платы на Voodoo 2 при всех очевидных преимуществах пока не по карману покупателям. С другой стороны, цены на платы предыдущего поколения наконец начали падать и становятся все привлекательнее для небогатых геймеров.

В рекламе наметанный глаз геймера сразу выделяет название Diamond Monster 3D. Во-первых, на нашем рынке практически нет продукции основных конкурентов Diamond, а тайваньские платы ассоциируются с ширпотребом, каковым часто и являются. Во-вторых, о Monster 3D уже столько было сказано и написано, что общественное мнение устойчиво связало название этой серии ускорителей с высоким качеством, производительностью и престижностью. Можно было бы поиздеваться над глуповатым и простодушным общественным мнением, базирующимся не на фактах, а на слухах, но в данном случае оно как раз право.

Действительно, Diamond Monster 3D - один из лучших на нашем рынке Voodoo-акселераторов. Платы на чипсете от 3Dfx всегда отличались более высоким по сравнению с другими решениями качеством картинки. Достигается оно благодаря наиболее полной реализации набора функций трехмерной графики.

В частности, Monster 3D поддерживает MIP-текстурирование, при котором в зависимости от расстояния до объекта для него применяются текстуры с разной степенью детализации (LOD). Для окрашивания поверхностей используются алгоритм Гуро и модулирование текстур. Качество текстурирования повышается благодаря билинейной и трилинейной фильтрации. Поддерживаются также субпиксельная корректировка текстур, сглаживание ступенчатости краев (anti-aliasing), наложение с прозрачностью (alpha-blending), попиксельные атмосферные спецэффекты, такие как затуманивание (fog), прозрачность и просвечивание. Геометрическая правильность изображения обеспечивается благодаря коррекции перспективы при наложении текстур и 16-битовой Z-буферизации. То есть реализованы не только базовые, но и почти все продвинутые функции 3D-графики, в которых особенно нуждаются сложные игровые ландшафты.

Чипсет 3Dfx Voodoo состоит из двух микросхем - геометрического процессора, отвечающего за построение моделей объектов и расчет их движений, и процессора визуализации, занимающегося окрашиванием и текстурированием. Производительность акселератора составляет 45 миллионов текстурированных пикселов в секунду, причем это установившаяся скорость, пикселы прошли фильтрацию. Скорость геометрических построений также велика - до миллиона текстурированных треугольников в секунду на машине класса Pentium-166.

Надо эти цифры перевести в более понятную геймерам скорость прорисовки кадров, отражающую интерактивность игры. Если поделить 45 миллионов пикселов на разрешение экрана 800 х 600 пикселов, получим, что скорость кадров может достигать 93.75 fps. Понятно, что на практике такой скорости достичь не удается, но мои тесты показали, что Monster 3D совсем неплохо смотрится на фоне других 3D-ускорителей (см. диаграмму). По производительности в среде OpenGL он входит в число лидеров, обгоняя остальные Voodoo-платы. При использовании Direct3D (игра Turok) на первое место выходят платы на чипсете nVIDIA Riva128, но среди плат на Voodoo Monster 3D и в этом случае входит в число лучших.

Плата Monster 3D оснащена 4 мегабайтами памяти EDO DRAM и использует интерфейс PCI. По нынешним временам это не впечатляет, но результаты тестирования говорят, что и при скромных аппаратных ресурсах можно многого достичь. В локальной памяти адаптера 2 мегабайта отведены под тестуры, а в оставшихся 2 мегабайтах размещены кадровый и Z-буферы. Благодаря такой организации памяти Monster 3D поддерживает разрешения 512 х 384, 640 х 480 и 800 х 600 пикселов при 65 тысячах цветов для каждого. Причем 24-битовые цвета преобразуются путем смешивания (dithering) в 16-битовые.

Частота регенерации экрана для режима 640 х 480 пикселов может достигать 120 Гц. При 800 х 600 пикселах максимальная частота кадровой развертки, поддерживаемая платой, составляет 85 Гц. Обычно геймеры не задаются вопросами о частоте кадровой развертки. И зря, ведь за монитором они проводят не меньше времени, чем бизнес-пользователи, так что рекомендации по безопасности для зрения должны интересовать и их. Monster 3D обеспечивает считающуюся более или менее безопасной частоту 85 Гц при всех разрешениях.

Платы на Voodoo всегда пользовались широчайшей программной поддержкой. Все без исключения игры, рассчитанные на аппаратную поддержку 3D-графики, предусматривают взаимодействие с Voodoo-акселераторами. В этом кроется одна из основных причин популярности Voodoo у геймеров. Monster 3D к тому же комплектуется как всегда превосходными драйверами от Diamond. В отличие от драйверов для других Voodoo-плат, которые часто никак в системе не проявляются, драйверы к Monster 3D вставляют в "Свойства дисплея" несколько своих страничек, позволяющих разобраться с конфигурацией и задать оптимальные параметры для игровых 3D-режимов - гамма-коррекцию, разрешения и частоты кадровой развертки, баланс быстродействия и совместимости.

И в заключение несколько слов по установке Monster 3D. Эта плата, как вы догадываетесь, не заменяет основную графическую карту компьютера, а включается вместо нее только для 3D-графики. Она устанавливается в свободный слот PCI на материнской плате и соединяется с дисплейным выходом графической платы специальным кабелем-переходником. Монитор после этого подключается ко второму разъему на Monster 3D.

Единственный обнаруженный мной недостаток Monster 3D - слишком жесткий кабель. Из-за него приходится ставить Monster 3D в самый дальний от основной видеоплаты слот, чтобы переходник не сгибать слишком сильно. Впрочем, это несерьезная проблема. Мелкие неудобства с кабелем с лихвой компенсируются удобной программой инсталляции драйверов. На компакт-диске, прилагаемом к плате, вы обнаружите не только драйверы, но и полную документацию в HTML-формате. На этом диске есть и копия немецкого Web-сайта компании Diamond, где вы найдете кучу полезной и просто интересной информации (в том числе советы и ответы на часто задаваемые вопросы).

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена компанией "Дилвест"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 1998 год в рубрике hard :: monitor

©1997-2024 Компьютерная газета