Что есть работа за бугром?

Что есть работа за бугром?

Как нам всем живется, я вам объяснять не стану. Оно и так понятно. Одним нравится, другие мирятся, третьи на все махнули рукой. Однако есть и четвертые, которые с надеждой обозревают окрестности, в той или иной мере серьезно рассчитывая унести ноги в места более приятные к проживанию и гораздо более ценящие истинных специалистов. Только не надо делать такие большие и испуганные глаза. Это не я придумал. Еще в петровские времена на Руси с радостью принимали зарубежных специалистов на царскую службу. В свое время в Европе даже возникло массовое явление эмиграции специалистов на гораздо более доходные должности у русских. Со временем желающих стало настолько много, что возник нешуточный конкурс, и империя даже смогла позволить себе роскошь не брать всех подряд. Помните, был такой французский офицер Наполеон, который Бонапарт? Так вот, еще до того, как он стал Императором всех французов, этот молодой человек пробовал предложить свою шпагу России. И, может быть, зря от его услуг тогда отказались, кто знает... С тех пор изменилось немногое. Если у нас предпочитали нанимать иностранцев, то Европа охотно принимала наших. Вспомните, где созданы большинство шедевров русской классики - и давайте теперь говорить спокойно.

Во всем мире считается совершенно естественным и абсолютно обоснованным правом стремление любого человека предлагать свои профессиональные услуги там, где на них есть более платежеспособный спрос. И тому есть, как минимум, два веских основания. Если вы не можете должным образом работать по своей специальности, то рано или поздно ваш профессиональный уровень перестанет быть передовым. Стало быть, есть уже одна веская причина. А вторая причина более чем естественна - деньги. Если их никто не способен заплатить тут, то почему бы не попробовать заработать их там?

Другое дело - как это сделать? Вот тут и кроется основная заковырка. Все дело в том, что понятие "работа" в нашей стране сильно отличается от аналогичного термина, например, в Америке. Откровенно говоря, там многое отличается, но работа разнится особенно. Благодаря изначальной изолированности Советского Союза от всего мира, мы как-то с самого рождения привыкли, что единственной преградой для найма на работу является прописка. Право на труд нам гарантировано Конституцией, так что если есть где жить, то... Также известно, что в той же Америке такого понятия, как прописка, нет вовсе, стало быть работа есть своего рода добровольное соглашение между нанимателем и нанимаемым. Особенно, по нашему мнению, если нанимаемый согласен на меньшую оплату и является специалистом в самом широком понимании.

На практике все оказывается совсем не так. Есть такая шутка: что будет делать программист, если на его рабочем столе в светильнике перегорит лампочка? Ответ понятен лишь забугорным жителям - ничего, потому что это чисто аппаратная проблема. Вам смешно? И очень даже зря. По мнению самого среднего американца (тем более руководителя), любое дело лишь тогда достигнет успеха, если им заниматься будет специалист своего дела. Это в нашем мире каждый водитель должен не только знать правила дорожного движения и обладать опытом вождения автомобиля, но и еще уметь его ремонтировать, уметь договариваться с поставщиками запасных частей, охранниками на автостоянках и еще много другого. Поэтому, когда человек нанимается на работу у нас, он стремиться упомянуть все свои профессиональные и околопрофессиональные навыки, ибо широта спектра характеризует его с самой лучшей стороны. Мол, как хорошо, что кандидат так много знает и умеет. Понятно, что не во всех отраслях он профессионал, но не беда. Если надо - подтянется. Собственно говоря, отдел кадров больше интересует наличие бумажек или хоть каких-нибудь подтверждений, а не реальный уровень навыков в каждой из указанных в резюме областей.

В Соединенных Штатах картина диаметрально противоположная. Чем больше всяких специальностей вы перечислите в собственном представлении, тем больше специалистов будут задавать вам всякие трудные вопросы. Причем каждого из них интересует уровень профессиональных навыков в своей области. Таким образом может получиться, что декларированная универсальность может сыграть злую шутку и обернуться дополнительным количеством минусов при собеседовании. Вообще говоря, уже сам институт собеседования очень мало знаком нашему человеку. Созданные на предприятиях кадровые службы по большей части занимались чисто формальными вопросами и какой-либо пользы не приносили, хотя и должны были. А в развитых странах от правильного подбора кадров во многом зависит большая часть успеха любого предприятия. Поэтому они стараются сразу подобрать себе именно тот персонал, который им необходим. А крупные корпорации вообще периодически прочесывают учебные заведения с целью нахождения подходящих кандидатур. С такими людьми еще в колледжах и университетах заключаются контракты, и корпорации из своего кармана оплачивают им учебу. На этом фоне наше неумение корректно себя подать зачастую оборачивается достаточно печально. Чрезмерная молчаливость и непритязательность частенько расценивается как неуверенность в собственных силах и несоответствие с налагаемыми требованиями. С другой стороны, излишнее бахвальство пристально анализируется и выявленные преувеличения также заносятся в графу отрицательных фактов. Кроме того, сотрудники отделов по найму персонала зачастую проходят специализированную подготовку и стремятся не просто задать положенное количество банальных вопросов, а стараются вынудить кандидата проявить свои естественные реакции. Поэтому вперемешку с вопросами по делу, вам могут быть заданы совершенно непонятные вопросы, местами несколько провокационного характера.

Для того чтобы избежать совершенно излишних вопросов, тем более если они могут свидетельствовать не в вашу пользу, стоит сразу определиться с двумя важными пунктами. И самый важный из них - область, в которой вы хотите работать. Это в нашей стране программист - и чтец, и жнец, и на дуде игрец. А там существует довольно строгая иерархия в производственной специализации. Наладчики занимаются исключительно наладкой аппаратуры и больше ничем. Обычных программистов не пускают к настройке операционных систем и вообще не пускают за пределы того языка, на котором они работают. Специалисты-системщики не бывают сетевиками, и так далее, и тому подобное.

Что же касается нынешнего положения дел, то расклад примерно такой. Среди программистов наибольшим спросом пользуются специалисты по VB и VC++. Эти языки распространены шире всего. Несколько меньшим спросом пользуются специалисты по сетевым технологиям и системные администраторы. В отличие от наших реалий, в странах с развитой рыночной экономикой сети не распространены разве что в общественных туалетах, так что спрос есть. А вот на кого практически нет никакого спроса, так это на сборщиков и наладчиков электронно-вычислительной аппаратуры. И нечего удивляться. Если не делать слишком умный вид, то придется признать, что собрать компьютер может даже ребенок и приглашать для этого человека из-за океана никто не стремится.

Что же касается материального выражения этого спроса, то однозначных цифр тут нет и вряд ли когда-нибудь будут. Дело в том, что существуют как бы две плоскости в оплате труда: общая и узкопрофессиональная. Общая - это тот же VB, С ++, Delphy и даже Access. Сюда же относятся операционные системы фирмы Microsoft. Особенно Windows NT, которую не слишком жалуют у нас. А узкопрофессиональная область - это специализация в достаточно редких пакетах по управлению бизнесом (PeopleSoft, Baan, Oracle Applications). Так как подобное обеспечение используют лишь серьезные корпоративные клиенты, оперирующие несравнимо большими суммами, то и оплата труда специалистов у них гораздо выше. Иногда даже на порядок. Оно и понятно. От надежности функционирования этого программного обеспечения зависят миллиарды долларов, так что скряжничество в этой среде стоит слишком дорого.

Что касается конкретно должностных окладов, то тут самое непосредственное значение имеет не только область работы, но и ее место. Мы как-то уже привыкли, что в Минске уровень заработных плат ниже, чем в Москве, но выше, чем, например, в Могилеве или Витебске. В Соединенных Штатах эти различия тоже существуют и местами даже в значительной мере. Для некоторых регионов дельта может составлять до пятнадцати - двадцати процентов. К тому же следует учесть, что в разных штатах значительно разнится уровень и методика налогообложения. Таким образом, внешне более высокие цифры годового дохода за счет более высоких налогов могут обернуться даже меньшей суммой, реально остающейся на руках.

Тем не менее, кое-какие цифры все же назвать можно. Исполнительный директор (Creative Director) ориентировочно 62000 долларов. Инженер по программному обеспечению (Software Engineer) около 57000. Специалист по онлайновым продажам (Online Marketer) чуть более 50000. Технический писатель (Technical Writer) - примерно наравне с онлайновым продавцом. Это, чтоб вы не перепутали, годовой доход ДО налогообложения. И это ставки для работников - мужчин. Хоть Америка и корректная страна, но свою корректность она доводит частенько до грани маразма. По фильмам и книгам в Западном полушарии, женщины добились высочайшей степени равных прав с мужчинами. Только это в теории, а на практике девять десятых американских программистов - мужчины, это означает неофициальную дискриминацию. Правда, столь тонкую, что найти повод подать в суд чрезвычайно трудно. Если вообще возможно.

Вторым важным отличием американских правил является система страховой медицины. Врачи в Америке являются самой высокооплачиваемой, но и высокопрофессиональной категорией. Перевожу - любые медицинские услуги и медикаменты стоят очень дорого. Средняя пломба - до пятисот долларов. Однако для большинства американцев существует система страховых полисов. В идеальных случаях страховка покрывает до восьмидесяти процентов медицинских расходов. Вообще-то, страховок надо три: общую, покрывающую обычные медицинские расходы, стоматологическую и офтальмологическую. Причем все они также сильно разнятся в зависимости от количества конкретных случаев, компенсирующихся страховой компанией. Причем о страховке работодатель, по американским законам, должен беспокоиться ничуть не меньше, чем сам работник. Так что если вам предстоит общаться с нанимателями - имейте это в виду.

Также стоит забыть про огромное достоинство русских специалистов - дешевизну. Когда средняя зарплата в СССР составляла пятнадцать - семнадцать долларов, наши специалисты за рубежом были готовы пахать за гроши и жутко этим гордились. Но очень скоро в процессе еды пришел аппетит, и сегодня "наш" специалист обходится не дешевле местного. Да и компьютеры проникли не только в нашу страну. Программирование активно изучают в Юго-Восточной Азии, Индии и странах Британского Содружества, а уровень платы, на которую согласны выходцы оттуда, значительно ниже нашего. Такие вот дела.

Равно как и дела в плане знания иностранного, в частности, английского языка. Конечно, можно гордиться тем, что американцы иностранного вообще почти не знают, но не они к нам собираются ехать, а вы к ним. Я, конечно, не специалист в английском, но все же могу предположить, что диалект Би-Би-Си, которому чаще всего учат как истинно английскому, мало похож на тот язык, на котором действительно говорят в Америке. Во всяком случая с литовским, который я знаю, дела обстоят именно так. Да и русский, на котором мы все общаемся, не похож на классический язык Толстого и Пушкина.

Как признаются бывшие русские, кто обосновался в Америке насовсем, те знания, которые обычно бывают получены в многочисленных компьютерных играх, чтением help-файлов и занятиями с учебными программами, слишком недостаточны для нормального общения с окружающими. Дело в том, что нормальные люди все больше говорят, а не пишут, и навык хорошо читать не может заменить навык понимать устную речь. И уж если вы всерьез намерены смотаться за "длинным" баксом, то придется сначала потратится на занятия с репетитором.

Ну и последнее - визы. Понимаете, за многие десятилетия экономической и политической изолированности нашей страны мы как-то все отвыкли, что на заработки можно ездить не только за рубеж, но и из-за границы к нам. А в Америку частенько ездят подрабатывать. К большому, надо сказать, неудовольствию местного населения. И дело тут вовсе не в нелюбви к иностранцам. Ради Бога. Да вся Америка была построена трудом эмигрантов. Дело в том, что приезжие соглашаются на меньшую оплату за один и тот же труд (помните, чем мы больше всего гордимся и на что рассчитываем), а это сбивает цены на труд местных. Поэтому в Соединенных Штатах приняты довольно строгие законы по защите рынка труда. Это, во-первых, довольно высокие ставки минимального годового дохода для конкретных профессий. Для программистов это около шестидесяти тысяч долларов в год. И если соответствующие службы прослышат, что кто-то где-то хоть на десять долларов меньше... А во-вторых, иностранец, получающий визу в посольстве, сразу ограничивается в ряде прав. Прежде всего - в праве наняться на работу в Америке.

Для того чтобы работать легально, нужно получить визу класса Н1. Это так называемая "рабочая виза", чаще всего оформляемая нанимателем. Кстати, она предоставляет вам право работать только на этом конкретном предприятии и юридически только ему и принадлежит. Причем вся процедура требует достаточно длительного времени, порою до полугода, а также участия квалифицированного юриста. Вообще-то, можно попытаться пробиться и самостоятельно, но это довольно-таки сложно и к тому же стоит от пятисот до полутора тысяч долларов.

А вообще, процедура получения рабочей визы многоступенчата и лишена каких-либо гарантий. Причем инициатором должна выступать американская компания - наниматель. Она должна получить разрешение нанять работника-иностранца. Это просто. Сложности начинаются тогда, когда наниматель обращается в Министерство Труда США за Labor Certification для вас. На этом этапе он должен доказать, что именно вы нужны ему и Америке и что вы имеете высшее образование, и что вы будете получать не менее установленного законом минимума. Потом предстоит побороться с иммиграционной службой, которая по своим неведомым мотивам может затянуть ответ на очень долго. Особенно, если вы в Штатах уже были и по неосторожности получили квитанцию за неправильную парковку или переход проезжей части в неположенном месте. А уж если вы еще и не оплатили эту квитанцию, то шансов вообще может не быть. Но самое веселое, что это еще не все. После хождения по мукам вы уже сами топаете в американское посольство и обращаетесь за въездной визой. Причем наличие всех вышеперечисленных разрешений предоставляет всего лишь шанс, а не гарантию. Вы пройдете собеседование на английском и вполне можете остаться ни с чем. Но если вы ее получите, то будьте морально готовы, что работодатель имеет полное право прекратить ее действие в одностороннем порядке и тогда придется покинуть страну в десятидневный срок.

Я вовсе не пытаюсь кого-нибудь напугать. Просто есть масса тонкостей, которые лучше знать заранее. Дело в том, что американская полиция, служба иммиграции и соответствующий отдел Министерства труда за то и получают свои деньги, что вылавливают незаконных рабочих. С одной стороны, это вызвано заботой о тех беднягах, чаще всего мексиканцах, которых держат на положении средневековых рабов, а с другой - по причине наличия закона. В любом случае, если вас задержат за работу без рабочей визы, то вышлют, и в ближайшие несколько лет путь вам в Америку закрыт. Это не считая немелкого штрафа.

Потом, когда удастся зацепиться, малость поработать и осмотреться, можно дальше плыть и самому, а вначале не грех задуматься над обращением в рекрутинговое агентство, которое занимается трудоустройством. Конечно, всяко бывает, но при должном подходе вполне можно найти заслуживающий доверия вариант. Подавляющее большинство этих агентств держится именно на том, что за время своей деятельности обросли массой прочных связей со всевозможными работодателями и хорошо представляют кому что нужно. В их базе данных есть многочисленные реальные заявки по найму на работу, что значительно облегчает поиск места за рубежом.

А вообще, перед тем как всерьез браться за столь кардинальные изменения в собственной жизни, не лишним будет побродить малость по Интернет, например, и почитать, что люди рассказывают. Причем желательно люди уже кое-чего добившиеся "там" и понимающие в том, что говорят.

Дополнительно на тему трудо-устройства за рубежом можно прочесть в статьях: "Справка одного из рекрутинговых агентств" Владимира Соловьева, генерального директора агентства "Universal Personnel" (www.cterra.com/241/tema_no- mera/chapter3.html); "Как программисту найти работу в США" Вадима Михайленко, выпускника Минского радиотехнического института, ныне системный дизайнер в корпорации "Дженерал Электрик" (www. cterra. com/241/tema_nomera/ chapter4. html); "Не приходила ли вам в голову мысль "свалить за бугор"?" (www.cterra. com/241/week_question/index.html).

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 1998 год в рубрике чтиво :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета