Видеоплата с AGP, недорого...

"Видеоплата с AGP, недорого..."



Все мы с интересом следим за новациями в компьютерных технологиях, но не очень-то спешим примерить их к своей машине. Старый и проверенный принцип "пусть сначала утрясется" обычно не подводит. По крайней мере, такое технологическое воздержание помогает выиграть в цене.

Похоже, что в ближайшее время начнется массовый переход на платформу Pentium II. Ах, как не правы были те, кто обрадовался "уходу" Intel из сектора микропроцессоров для недорогих персональных компьютеров. Не могла так просто корпорация пожертвовать солидным куском прибылей в пользу конкурентов. Хоть те и воспрянули духом, но Intel тоже не дремала и выпустила процессор Celeron - тот же Pentium II, но без встроенного вторичного кэша и подешевле.

Переход на эти процессоры позволит воспользоваться массой новых технологий, таких как периферийная шина USB и графическая AGP. Причем если их преимущества многим пока еще не ясны, то от покупки видеоплат с AGP уже ничего не сдерживает. Это первое время нам предлагали чертовски дорогие 3D-акселераторы. Сегодня в широкой продаже появились и недорогие AGP-платы, вписывающиеся в скромный бюджет и дающие в то же время возможность почувствовать себя на волне передовых технологий.

В частности, компания S3, любимая всеми за дешевые видеоплаты, еще год назад выпустила поддерживающий AGP чип ViRGE/GX2, и теперь, наконец, мы можем приобрести графический AGP-ускоритель меньше чем за $50.

Его возможности не так уж и слабы, даже если сравнивать с втрое более дорогими устройствами. Чип ViRGE/GX2 включает в себя высокопроизводительные 2D- и 3D-процессоры, 170-мегагерцевый преобразователь RAMDAC и схему формирования телевизионного сигнала, что позволяет подключить к компьютеру телевизор и играть на большом экране.

Поддержка AGP дает возмож-ность использовать для хранения текстур 3D-графики основную память компьютера, что сулит повышение реалистичности, хотя на практике судить об этом сложно. Возможно, пока еще не написаны игры и программы, рассчитанные на технологию AGP. С другой стороны, подключение графической карты по отдельной шине гарантирует уменьшение нагрузки на системную шину PCI, по которой качаются данные с винчестера и других устройств.

Кроме AGP, компания S3 заложила в ViRGE/GX2 еще несколько передовых технологий. Интегрированный TV-выход позволяет подключить любой телевизор или видеомагнитофон, поддерживающий телевизионные стандарты PAL либо NTSC. Для этого на плате имеются композитный и S-Vi-deo выходы. Сигнал фильтруется от фликер-искажений (дрожание). Задействована схема компенсации слишком высоких частот разверток, благодаря которой на телевизоре помещается вся картинка, как на мониторе, без обрезки по краям.

На плате S3 ViRGE/GX2 установлено 4 мегабайта 83-мегагерцевой памяти SGRAM. Ее достаточно на разрешения до 1,600 х 1,200 пикселов при 256 цветах. Однако, поскольку для недорогой машины никто не покупает здоровенный 20-дюймовый дисплей, важнее, что поддерживается разрешение 1,024 х 768 пикселов при 65 тысячах цветов и частоте кадров до 85 Гц. Этот режим оптимален для игр и деловых приложений. Если же вы хотите работать с профессиональной графикой, все же поищите другой адаптер, так как 24- и 32-битовый цвет при высоком разрешении поддерживается этой платой только при чересстрочной развертке.

Встроенный графический энжин S3d не только обеспечивает быструю двумерную графику, но и предоставляет основные 3D-функции. Среди них равномерное закрашивание и закрашивание по алгоритму Гуро, билинейная и трилинейная фильтрация текстур, MIP-текстурирование, наложение видеотекстур, коррекция перспективы, Z-буферизация, затемнение в глубине сцены, затуманивание и прозрачность.

Чтобы всем этим богатством воспользоваться, потребуется найти хороший драйвер 3D-графики. В комплект поставки платы входит компакт с драйверами, но они порядком устарели. Лучше всего обратиться за софтом на Web-сайт компании S3 или посетить один из любительских сайтов, посвященных 3D-графике, адаптерам и чипсетам (скажем, www.dimen-sion3d.com). Там вы найдете не только самые свежие драйверы и утилиты, но и массу полезных сведений - какие игрушки и программы поддерживаются вашей платой, что нового произошло у фирмы-изготовителя, как повысить 3D-производительность компьютера и т.п.

Кстати, что касается производительности. Было бы глупо рассчитывать, что плата стоимостью меньше $50 положит на обе лопатки гораздо более дорогих чемпионов. Я протестировал S3 ViRGE/GX2 на своем испытательном компьютере (процессор Pentium II 266-333 МГц, 64 мегабайта памяти, винчестер Quantum FB SE на 8.4 Гбайта) и обнаружил, что эта плата смотрится совсем неплохо на фоне конкурентов. При 266-мегагерцевом процессоре, разрешении 1,024 х 768 пикселов и 16-битовом цвете S3 ViRGE/GX2 показала 95.4 единицы по тестам Business Graphics WinMarks 97 и 42.7 по High-End Graphics WinMarks 97, заметно обогнав ATI XPERT@Work, ASUS 3DP-V264GT/Pro и платы на чипсете 3Dfx Voodoo Rush (см. диаграмму).

В области 3D-графики результаты оказались куда скромнее. Очевидно, что заядлым геймерам и в дальнейшем придется порядочно раскошеливаться за удовольствие. К сожалению, я не смог из-за поганой работы Интернет раздобыть драйверы поддержки OpenGL для ViRGE/GX2, поэтому у меня нет результатов тестирования по Quake II и GL Quake.

Зато тесты под Direct3D провести удалось, хотя они и не порадовали. Во-первых, скорость кадров слишком мала для нормальной игры, особенно по сети с "живыми" противниками. При разрешении 640 х 480 в Forsaken скорость составила 13.56 fps, а в Turok, как и следовало ожидать, оказалась еще меньше - всего 10.7 fps. Во-вторых, опять-таки сказались плохие драйверы, не обеспечившие поддержку доброй половины 3D-функций, выполняемых чипом ViRGE/GX2. Отсутствие прозрачности (альфа-смешивания), страшная нестыковка текстурированных поверхностей вызывают просто брутальные ощущения в том же Forsaken. Но надежда на нормальную игру остается, поскольку это чисто драйверные проблемы.

В любом случае, S3 ViRGE/GX2 - достаточно дешевая плата, в которой реализована пачка новых технологий, позволяющая задействовать AGP в компьютере на Celeron или Pentium II и работающая в таких машинах гораздо надежнее, чем "хиты" прошлого - платы на S3 Trio64.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой Sky Systems
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета