Ловкость виртуальных рук

Ловкость виртуальных рук

Если присмотреться внимательно, то любое дело лишь тогда становится массовым, привыч-ным и доступным, если оно приобретает народный характер. Мистер Форд вошел в Историю отнюдь не изобретением очередного автомобиля. Моторизованные коляски строили и до него, мода такая была. Только стоили они очень уж дорого. Простому обывателю такое было явно не по карману. Отсюда - ограниченность спроса, скромность предложения и практически повсеместная экспериментальность конструкций. Увы, штучность производства не позволяла заняться улучшением конструкции, натурными испытаниями, организацией международной службы сервиса. Заслуга Генри Форда перед Человечеством заключается прежде всего в том, что он придумал, как автомобили выпускать массово и недорого. Его изобретение перевернуло мир. Автомобиль стал таким же бытовым предметом, как телефон или радиоприемник.

Эта история универсальна. Телевизоры и микроволновые печки, да практически все изобретения и разработки, прошли по этому пути. Тот же персональный компьютер стал стоить менее тысячи долларов исключительно благодаря тому, что их уже установлено несколько сотен миллионов и каждый год еще прибавляется по паре сотен миллионов. С помощью компьютеров ведутся семейные и государственные бюджеты, управляются поезда и кофемолки, рисуются картины и пишутся песни, хранятся адреса для рождественских поздравлений и гробятся многие годы рабочего времени в компьютерных играх.

Точно такая же судьба постигла и Интернет. Пока по Сети передавались лишь ведомости расхода армейских портянок, уставы глажения шнурков и чертежи сверхсекретных бомбардировщиков, рядовому потребителю киберпространство было дорого и откровенно безынтересно. Но как только в нем появились газеты, тусовки, справочники, фирменные витрины и службы технической поддержки - пошла совсем другая песня. И сегодня пользователей Интернет считают, как пользователей компьютеров, сотнями миллионов.

А все дело в деньгах, господа. Это только для непосвященного идеалиста, да еще хронического халявщика, Всемирная Паутина кажется совершенно альтруистическим мероприятием. На самом деле, при своей внешней бесхозности, WEB стоит на огромной куче денег, и подавляющее большинство его участников заняты исключительно тем, как эту кучу увеличить. Обманчивое впечатление бесплатности Сети складывается прежде всего из-за того, что за вас уже заплатил кто-то другой. Корпорации платят информационным агентствам за распространение своих пресс-релизов. Фирмы-производители раскошеливаются на содержание сайтов технической поддержки. Газеты стремятся привлечь новых читателей. И все они выкладывают очень даже немалые средства. Из этого зеленого потока и произрастает Сеть.

Однако сегодняшние завсегдатаи киберпространства не что иное, как скромная компания первопроходцев, более-менее освоивших крошечный участок только что открытого гигантского материка, который еще предстоит колонизировать. А теперь давайте посчитаем. Есть в Соединенных Штатах такое престижное понятие, как список тысячи крупнейших американских компаний, обновляемый ежегодно. Это перечень упитанных котов, ворочающих несметными суммами и определяющих условия жизни рядовых граждан. На фоне оборота этих транснациональных компаний предложить им выложить на оплату Интернет по сто долларов не кажется таким уж грабежом. В результате получится скромная сумма в сто тысяч долларов. А вот если каждый из более чем сорока миллионов пользователей Всемирной Паутины только в США выложит всего по одному доллару, то...

Я это все рассказываю к тому, что никуда Паутине не деться от проведения по Сети торговых операций, ориентированных на продажу чего-либо конечному пользователю. Только приток в Сеть людей, не связанных с компьютерами напрямую, сможет развить Интернет до состояния совершенно бытового явления. Пока что мало у кого укладывается в голове, например, заказ в ближайшем магазине пары бутылок молока и свежих бубликов с помощью Интернет. Оно, конечно, понятно. Стоит ли городить огород ради копеечного действия. Однако, дело даже не в том, что покупать, а в самом факте интерактивной торговли.

Одно плохо, торговля неразрывно связана с деньгами. Причем наличные по проводам отправить как-то сложновато, а безналичный перевод пока еще дойдет... На сегодняшний день единственным средством передать некоторое количество денежных знаков из одной виртуальной точки в другую являются кредитные карточки. Их изобрели в Америке (www.chg.ru/create/Newspaper/ 298/article6.html) где-то между тридцатыми и пятидесятыми годами двадцатого века. Маленький кусочек пластика позволил не носить с собой все имеющиеся деньги и в то же время пользоваться достаточно крупными суммами. Фактически, кредитная карта (если не вдаваться в тонкости) является своего рода вариантом отсроченной оплаты. Ее владелец уже берет товар, но оплату за него лишь гарантирует. Продавец далее сам будет связываться с банком-эмитентом карты и получать там деньги. Кстати, даже в нашей стране предпринимаются попытки внедрить, помимо международных, еще и собственную систему кредитных карточек "БелКарт" (www.gis.minsk.by/softclub/public/14_4.html).

Пока никто не предложил ничего лучше, самым идеальным решением для покупок через Интернет остается эта самая кредитная карта. В конце концов, заботу переписать учетные данные карточки покупателя и контролировать, что он там положил в корзину, вполне может персональный компьютер. Тем более, что только в США насчитывается около четырехсот миллионов кредитных карточек, выданных разными банковскими системами.

Однако, в Интернет с кредиткой происходит забавный метаморфоз. Если продавец сомневается в подлинности предъявленной карточки, он может бесплатно позвонить по телефону в ближайший центр авторизации и уточнить текущее состояние карточки. А в Сети, при кажущейся легкости, такое практически невозможно. Программе ведь не объяснишь, какая карточка выглядит подозрительной, а какая - нет. В свою очередь, центры авторизации справляются со своей задачей лишь потому, что объем звонков не слишком велик. Но стоит организовать проверку каждой карточки при каждом обращении в виртуальный магазин - сотрудники центров повесятся уже к обеду.

На этой особенности Киберпространства и основывается электронное приложение Закона Больших Чисел. Именно на этом законе основывается деятельность банков, страховых компаний и пенсионных фондов. Его суть заключается в том, что средняя темпаратура по больнице практически всегда будет колебаться в области 36,6. Для киберпространства это означает, что реально продавец может проверить лишь небольшое количество кредитных карточек. Кроме того, эта процедура обычно производится, как это у нас принято говорить, в конце отчетного периода, когда пора собирать деньги за проданный товар. Отсюда получается, что содержание карточки (т.е. деньги) как бы отделяется от самой карточки. Да и вообще, деньги становятся чем-то туманным. "Если от большого взять немножко, ничего не будет," - примерно так рассуждают многие люди, пытаясь извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Собственно, что может сделать продавец в Сети, чтобы обезопасить свой бизнес? Выход один - подключиться к одной из систем электронной верификации введенной информации о кредитной карточке. Но такие системы отнюдь не всесильны. Хотя бы потому, что они вынуждены оперировать лишь с той информацией, которую ввел в форму покупатель, и могут лишь сказать - может такое быть или нет. Например, может ли быть выдана карта с таким номером отделением банка, расположенным по такому-то адресу, и так далее. Верхом совершенства считается возможность сверить введенный номер с так называемым стоп-листом, в котором указаны номера карточек, платить по которым банки не будут. Вот и открывается широкое поле деятельности для специалистов по ловкости рук. Тем более, что первым местом, где стали взимать плату за просмотр своего содержимого, явились сайты порнографического содержания, обмануть которые и ограблением-то не считается.

С точки зрения программы, кредитная карточка есть некий набор букв и цифр, организованных в определенной последовательности. Принцип VISA, Mastercard или American Express несколько разнятся, но каждая из них, тем не менее, имеет определенную структуру, по которой можно опознать тип карты, а так же сделать определенный вывод о ее подлинности. В частности, для этой цели может быть использован почтовый индекс, или Zip-код, как его именуют в Америке, а также дата истечения срока действия карточки. Но делают это программные алгоритмы, на самом деле неспособные выяснить, есть в Вашингтоне проспект генерала Духонина и не пересекается ли он с площадью Колчака. Программа проверяет только соответствие принципу.

В Интернет об этой проблеме говорят много и обстоятельно (www.asn.ru/ccards). Ведь внешне безобидное мошенничество оборачивается многомиллионными убытками, вполне способными разорить очень даже реального продавца. В частности, владельцам пришлось закрыть не так давно процветающие он-лайновые магазины на популярных спортивных узлах ESPN Sports-Zone и NBA.com.

Собственно, это и не удивительно, если учесть, что в Интернет появилось чрезвычайно много программных архивов, в которых полно всевозможных генераторов кредитных карточек, способных выдать неограниченное количество виртуальных фантомов, имеющих имя, фамилию, адрес, телефон, Zip-код и целую кучу кредитных карточек. При этом все перечисленное будет очень сильно походить на настоящее и пропускаться регистрационными формами виртуальных магазинов. Просто удивительно, сколько полезного может предоставить, например, поисковая служба "АПОРТ" (www.aport.ru), если спросить у нее "кредитные карточки"!

Однако, надо заметить, времена полной халявы и вольного пиратства давно прошли. Как только волна неплатежей при оплате заказов по телефону достигла критической отметки, владельцы магазинов стали искать способы противодействовать мошенничеству. В Америке даже возникла своя судебная практика, определившая что и как должен доказать потерпевший, чтобы банк или страховая компания возместили ему понесенный урон. С другой стороны, это определенным образом повлияло и на поведение мошенников (www.asn.ru/ccards). По фальшивым кредитным карточкам больше никто не пытается купить себе дорогой автомобиль последней модели или пару-тройку костюмов от Лагерфельда. Выработались определенные "правила безопасности", прежде всего касающиеся тех товаров, которые нужно получать лично (авиабилеты, например) или доставляемые курьером. Особенно, если получение заказа связано с некоторыми задержками по времени. Продавец обязательно постарается проверить данные указанной кредитки, если заказ производился по телефону и клиент оплатил доставку на дом. Все чаще и чаще вместе с курьером приезжает весьма не дружески настроенная полиция.

Наивно надеяться, что к "нам" это не имеем отношения. Чтобы не мучаться потом с многочисленными юридическими тонкостями и коллизиями, подавляющее большинство зарубежных он-лайн магазинов просто отказываются принимать заказы от клиентов из бывшего СССР. Даже если ваша кредитная карточка самая что ни на есть подлинная и кровными денежками обеспеченная. Так оно спокойнее.

Другое дело, что интерактивная регистрация не трассирует обращение на сайт и его владелец не может знать, что Джон Смит-Вессон (Белый Дом, Вашингтон, округ Колумбия, 234567, карточка VISA 4784550009997840) на самом деле проживает, например, в Бобруйске и дальше Бреста отродясь не выбирался. Это открывает некоторый простор для комбинаций в тех случаях, когда товаром служит информация, получаемая немедленно. Например, появившиеся недавно службы видео по заказу и Web-TV. При наличии хорошей линии, теоретически, пока еще возможно "посмотреть" последние новинки американского кинематографа. Перевода на русский, естественно, не будет, зато и платить будете по липовой кредитке.

С точки зрения зарубежного законодательства с наших мошенников взятки гладки. Это с французской или германской полицией американцам легко договариваться, что американцы, что европейцы - все широко пользуются кредитными карточками и прекрасно понимают их положительные и отрицательные стороны. В бывшем СССР экономическая и налоговая системы гораздо хуже, что не способствует развитию этого платежного инструмента на одной шестой части суши нашей планеты. Поэтому, с одной стороны, наше законодательство довольно неуклюже формулирует само понятие "мошенничества", что позволяет проскользнуть в дыры даже слону, а с другой - мошенничества с кредитными карточками в Интернет, совершаемые "нашими" людьми, не наносят урон "нашим" продавцам, стало быть "секса у нас нет".

Другое дело - вопрос этичности воровства вообще и мошенничества с кредитными карточками в частности. Это, насколько я понимаю, каждый для себя решает сам, и проповеди тут не помогут. Хотя приходится признать, что многие "правильные" дяди в прошлом были детьми и хотя бы раз пытались стащить из магазина пачку конфет или печенья.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета