Америка глазами программиста
Америка глазами программиста
Программирование
Внешне процесс разработки и продажи программного обеспечения у них выглядел так же, как и у нас. Кардинальное отличие - в потребностях рынка. В США сейчас экономический подъем, а его следствие - огромный спрос на информационные технологии. Там автоматизируются такие фирмы, которые у нас в Беларуси и калькулятора-то не имеют дальше бухгалтерии, и те виды деятельности, на автоматизацию которых у нас никто не даст и гроша. В США на 3-4 порядка больше используемых информационных систем на душу населения, чем у нас, поэтому их ажиотаж по поводу проблемы двухтысячного года нам не понять.
Магазины программного обеспечения для индивидуальных пользователей заполнены и покупателями, и товаром. Довольно много людей (но далеко не все) имеют домашние компьютеры, в основном используя Internet и игровые программы. Взрослым американцам проще пойти в магазин и купить игру за 20-30 долларов, чем искать, у кого бы переписать, хотя в принципе никто ничем не брезгует.
Прекрасно поставлено распространение информации. Издается огромное число журналов по самым специализированным темам, включая отдельные программные продукты. Большинство из них доступно в книжных магазинах, а 1-2 десятка наиболее распространенных - в каждом киоске. Ведущие специалисты в области программирования (Йордон, Дейт, Мартин) постоянно совершают турне по различным городам США с лекциями на свои излюбленные темы, и эти лекции пользуются огромной популярностью - их посещают тысячи специалистов. Разумеется, лекции платные - 20-50 долларов. Если специалист хоть раз их посетит и заполнит распространяемую там анкету, то его всегда будут приглашать на подобные мероприятия, то есть регулярно высылать приглашения на работу или на дом.
Огромен спрос на программистов, поэтому люди всех специальностей, часто несмотря на зрелый возраст, переквалифицируются в программисты. Из-за потребностей рынка высок уровень иммиграции в США программистов из СНГ, Индии, Цейлона, а также китайцев и корейцев из всех стран мира. Массовый исход в программисты привел к понижению уровня программирования в целом, и я на основании своих наблюдений могу с высокой степенью достоверности утверждать, что выпускник белорусского вуза по уровню ничуть не ниже, если не выше, типичного американского программиста.
Изменился и облик подразделений предприятий, занимающихся автоматизацией. Если в 60-х и 70-х годах крупные корпорации, оснащенные мэйнфреймами, нанимали огромные штаты программистов, да еще и передавали часть кодирования в Индию и на Филиппины, то сегодня картина кардинально изменилась. Собственные штаты разработчиков и крупные проекты нынче не в ходу.
В моде - маленькие консультационные фирмы со штатом в 2-4 человека. Они находят и собирают бригады программистов, которые месяцами и даже годами сидят у конечного заказчика и работают на конкретный проект. Договор между консультационной фирмой и заказчиком предусматривает прекращение оплаты труда программистов по окончании проекта. Как только проект закрывается, программиста переводят на другой проект, а при отсутствии работы - увольняют. Заказчика не смущает то, что программисту-контрактнику приходится платить раза в полтора больше, чем собственному. Зато ему надо платить только тогда, когда это действительно необходимо, и за то, что необходимо.
А крупные прикладные проекты перестали делать из-за того, что "асфальтовая топь программирования" (по Ф.Бруксу) оказалась непреодолимой, и проект чаще всего оказывался морально устаревшим и ненужным еще до окончания его программирования, если оно длилось 2-3 и более лет. Ведь бизнес в условиях конкуренции быстро меняется, и за годы разработки задача, решаемая будущей системой, становится неактуальной, а техническое решение - морально устаревшим. По этой же причине предпочитают, чтобы процесс программирования происходил прямо на глазах у заказчика, поэтому программисты, нанятые консультационными фирмами для выполнения проектов, сидят прямо в офисе заказчика.
Поэтому сегодня предпочитают быстрое прототипирование. С помощью средств быстрой разработки (RAD) за пару месяцев разрабатывают небольшую, но полезную программу, решающую важный, но небольшой круг задач, и внедряют у заказчика. Ее дальнейшее развитие происходит в порядке сопровождения. По сути дела, на этот способ давно перешла Microsoft. В США считается, что продукты Microsoft пригодны к использованию, лишь начиная с 3-й версии, а достигают совершенства и зрелости только с 5-й.
Консультационная фирма берет на себя ответственность за развитие автоматизированной системы у заказчика. Она подбирает заказчику поставщиков аппаратного и программного обеспечения, участвует в оценке предлагаемых ими проектов и проведении тендеров, а также в том, что у них называется управлением изменениями, т.е. обновлением парка вычислительной техники и программного обеспечения в соответствии с изменившимися потребностями.
Влияние формы на содержание
Мне предоставили возможность ознакомиться с исследованием состояния автоматизированной системы, используемой одной государственной организацией. Прекрасно оформленный 50-страничный труд состоял из перечня установленного оборудования и программного обеспечения с его характеристиками, общих рассуждений на тему Windows и архитектуры клиент-сервер, обосновывалась необходимость перехода на новые технологии и описывались дальнейшие цели и направления переоснащения заказчика. За этот опус, напоминающий нашу добротную студенческую курсовую работу, заказчик заплатил без малого 10 тыс. долл.
Вообще мне показалось, что в Америке часто проходит любая глупость, лишь бы она была хорошо оформлена. Мне довелось участвовать в собрании лучших сил автоматизации города Луивилля, посвященном развитию города в плане автоматизации в ближайшие годы. Собрались руководители фирм и их заместители. Собрание вел молодой человек из муниципалитета, который два часа демонстрировал все свое красноречие, говоря прописные истины. Все уважаемые в городе фирмачи молча сидели и слушали этого напыщенного мальчишку, никто не пикнул и не зевнул, хотя мой последующий опрос показал, что все понимали, что время потрачено зря. Это - тоже Америка: разговаривать во время чьего-то выступления или иным способом демонстрировать свое безразличие - крайняя степень невежливости. У нас, конечно, тоже, но...
Однако самым для меня любопытным на собрании были розданные каждому участнику совещания информационные листки с выдержками из Бизнес-плана развития Большого Луивилля на 1998-2002 годы, касающимися развития информационных технологий. Цитирую их в переводе:
"Приоритет: внедрить в Луивилле технологическую инфраструктуру мирового класса... Цели:
1. Приняв 1997 год за основу, увеличить в каждый из 5 последующих лет число корпораций, внедривших электронную почту и/или имеющих Web-страницы.
2. Приняв 1997 год за основу, увеличить в каждый из 5 последующих лет число учебных курсов, предлагаемых через Internet.
3. Приняв 1997 год за основу, увеличить в каждый из 5 последующих лет число местных провайдеров Internet."
Вам лично это ничего не напоминает?
После заседания я рассказал двум руководителям фирм, присутствовавших на собрании, о том, как, работая в юности на заводе, ежеквартально сам составлял и брал на себя Повышенные социалистические обязательства, планируя те мероприятия, которые будут сделаны автоматически помимо моей воли. Наше чувство юмора все-таки отличается от американского. Американцы тем не менее восприняли мой рассказ без эмоций. Мне показалось, что они восприняли цитируемый документ как необходимую часть делового ритуала: а вдруг за всеми разговорами муниципальный госзаказ отломится?
Далее. Руководители наших отечественных служб автоматизации, как правило, бывшие программисты или электронщики, а руководители соответствующих служб в США - профессиональные управленцы, окончившие университеты по специальности business administration. По этой причине процесс принятия решений в организациях США отличается от принятого у нас. В частности, при приобретении аппаратных и программных средств американские руководители вынуждены полагаться на рекламу в гораздо большей степени, нежели наши.
Так, мне рассказали, что суще-ствует разрыв между закупками и реальным использованием программ. Например, лидирующий по статистике закупок Microsoft Internet Information Server находится по частоте использования лишь на третьем месте после аналогичных серверов Apache (80% рынка) и Netscape. Это происходит оттого, что специалисты-профессионалы вынуждены класть на полку то, что закуплено их читающими рекламу, но не разбирающимися в предмете начальниками, и использовать то, что считают технически более совершенным.
Microsoft
В первые три недели моего пребывания я попадал исключительно в фирмы, руководители и менеджеры которых говорили мне: "Надо работать только на продуктах Microsoft. Visual Basic5 - самый лучший инструмент разработки приложений. SQL Server (ну, и еще, так и быть, Oracle) - самая лучшая система управления базами данных, Windows NT5 - самая лучшая операционная система, Internet Explorer и Internet Information Server покрывает все потребности в Internet и Extranet."
"Все остальные фирмы и продукты, кроме Microsoft, не заслуживают внимания. Delphi? Да ведь это же продукт фирмы Borland! Borland проигрывает рынок и испытывает финансовые трудности. [На момент разговора фирма Borland еще сохраняла свое прежнее название.] Netware? Novell теряет рынок, Netware надо срочно снимать и ставить NT5. Informix, Sybase, Powersoft? Они проиграли. Netscape, Sun, IBM? Они обязательно проиграют в будущем. Единственный достойный инструмент - Visual Basic, СУБД - SQL Server, OC - NT5."
Услышав это от пяти разных людей в трех разных фирмах, я решил, что чего-то не понимаю, и вскоре мне представился случай встретиться в университете Южной Индианы с профессором экономики Джерри Уиттом, у которого я спросил: "Скажите, а что, в США принято выбирать программные средства не по их техническим достоинствам, а на основании колебаний курса акций их фирм-разработчиков? Почему все так любят Microsoft? Неужели только за курс их акций?"
На это профессор раскричался на меня и не мог успокоиться минут 10: "Да потому что Microsoft знает, что мне, пользователю, надо. Мне не нужны все Ваши замысловатые технические штучки. Мне нужен молоток, понимаете, молоток. Юра, Вы знаете, что такое молоток?" - При этом профессор сделал ряд резких размашистых движений рукой в воздухе и продолжил:
"Мой брат-компьютерщик установил мне навороченную машину с Office 97 и Word, Excel, PowerPoint, но я, как и 10 лет назад, пользуюсь WordStar, потому что мне хватает его простых возможностей для выполнения большинства необходимых мне действий. Иногда я пользуюсь Word для красивой печати документов, подготовленных в WordStar. У меня много работы и совершенно нет времени разбираться в ваших технических усовершенствованиях и тратить дни и месяцы на освоение того, что мне не нужно. Мне нужен молоток. А Microsoft изготавливает именно молотки."
Да. Блажен, кто верует...
Поняв, однако, что не в состоянии полностью ответить на мой вопрос, он проводил меня к своему коллеге, который оказался профессором информатики Рэем Висманом. Внимательно выслушав меня, Рэй посмеялся вместе со мной над всеми вышеприведенными цитатами и спокойно сказал: "Юра, успокойтесь, не обращайте внимания на этих людей. Они судят по рекламе и курсу акций потому, что плохо разбираются в предмете. Конечно же, никто не пишет серьезные проекты на Visual Basic. Мне знаком случай, когда написанный на нем проект показал катастрофическую производительность, и пришлось пригласить специалистов из Microsoft. Они пришли, посмотрели и сказали: "Вы выбрали неудачный инструмент для такого рода разработок". Конечно, крупные проекты делаются с использованием других инструментов, того же Delphi."
И я успокоился. Тем более, что человек, в доме которого я остановился, руководитель службы автоматизации крупнейшей в мире после "МакДональдс" сети ресторанов быстрого питания "Жареные цыплята Кентукки", ругал Microsoft. Дело в том, что он, никогда не программировавший профессиональный менеджер, оказался поклонником IBM.
Юрий Зиссер, президент фирмы
"Надежные программы" - титульная страница
Программирование
Внешне процесс разработки и продажи программного обеспечения у них выглядел так же, как и у нас. Кардинальное отличие - в потребностях рынка. В США сейчас экономический подъем, а его следствие - огромный спрос на информационные технологии. Там автоматизируются такие фирмы, которые у нас в Беларуси и калькулятора-то не имеют дальше бухгалтерии, и те виды деятельности, на автоматизацию которых у нас никто не даст и гроша. В США на 3-4 порядка больше используемых информационных систем на душу населения, чем у нас, поэтому их ажиотаж по поводу проблемы двухтысячного года нам не понять.
Магазины программного обеспечения для индивидуальных пользователей заполнены и покупателями, и товаром. Довольно много людей (но далеко не все) имеют домашние компьютеры, в основном используя Internet и игровые программы. Взрослым американцам проще пойти в магазин и купить игру за 20-30 долларов, чем искать, у кого бы переписать, хотя в принципе никто ничем не брезгует.
Прекрасно поставлено распространение информации. Издается огромное число журналов по самым специализированным темам, включая отдельные программные продукты. Большинство из них доступно в книжных магазинах, а 1-2 десятка наиболее распространенных - в каждом киоске. Ведущие специалисты в области программирования (Йордон, Дейт, Мартин) постоянно совершают турне по различным городам США с лекциями на свои излюбленные темы, и эти лекции пользуются огромной популярностью - их посещают тысячи специалистов. Разумеется, лекции платные - 20-50 долларов. Если специалист хоть раз их посетит и заполнит распространяемую там анкету, то его всегда будут приглашать на подобные мероприятия, то есть регулярно высылать приглашения на работу или на дом.
Огромен спрос на программистов, поэтому люди всех специальностей, часто несмотря на зрелый возраст, переквалифицируются в программисты. Из-за потребностей рынка высок уровень иммиграции в США программистов из СНГ, Индии, Цейлона, а также китайцев и корейцев из всех стран мира. Массовый исход в программисты привел к понижению уровня программирования в целом, и я на основании своих наблюдений могу с высокой степенью достоверности утверждать, что выпускник белорусского вуза по уровню ничуть не ниже, если не выше, типичного американского программиста.
Изменился и облик подразделений предприятий, занимающихся автоматизацией. Если в 60-х и 70-х годах крупные корпорации, оснащенные мэйнфреймами, нанимали огромные штаты программистов, да еще и передавали часть кодирования в Индию и на Филиппины, то сегодня картина кардинально изменилась. Собственные штаты разработчиков и крупные проекты нынче не в ходу.
В моде - маленькие консультационные фирмы со штатом в 2-4 человека. Они находят и собирают бригады программистов, которые месяцами и даже годами сидят у конечного заказчика и работают на конкретный проект. Договор между консультационной фирмой и заказчиком предусматривает прекращение оплаты труда программистов по окончании проекта. Как только проект закрывается, программиста переводят на другой проект, а при отсутствии работы - увольняют. Заказчика не смущает то, что программисту-контрактнику приходится платить раза в полтора больше, чем собственному. Зато ему надо платить только тогда, когда это действительно необходимо, и за то, что необходимо.
А крупные прикладные проекты перестали делать из-за того, что "асфальтовая топь программирования" (по Ф.Бруксу) оказалась непреодолимой, и проект чаще всего оказывался морально устаревшим и ненужным еще до окончания его программирования, если оно длилось 2-3 и более лет. Ведь бизнес в условиях конкуренции быстро меняется, и за годы разработки задача, решаемая будущей системой, становится неактуальной, а техническое решение - морально устаревшим. По этой же причине предпочитают, чтобы процесс программирования происходил прямо на глазах у заказчика, поэтому программисты, нанятые консультационными фирмами для выполнения проектов, сидят прямо в офисе заказчика.
Поэтому сегодня предпочитают быстрое прототипирование. С помощью средств быстрой разработки (RAD) за пару месяцев разрабатывают небольшую, но полезную программу, решающую важный, но небольшой круг задач, и внедряют у заказчика. Ее дальнейшее развитие происходит в порядке сопровождения. По сути дела, на этот способ давно перешла Microsoft. В США считается, что продукты Microsoft пригодны к использованию, лишь начиная с 3-й версии, а достигают совершенства и зрелости только с 5-й.
Консультационная фирма берет на себя ответственность за развитие автоматизированной системы у заказчика. Она подбирает заказчику поставщиков аппаратного и программного обеспечения, участвует в оценке предлагаемых ими проектов и проведении тендеров, а также в том, что у них называется управлением изменениями, т.е. обновлением парка вычислительной техники и программного обеспечения в соответствии с изменившимися потребностями.
Влияние формы на содержание
Мне предоставили возможность ознакомиться с исследованием состояния автоматизированной системы, используемой одной государственной организацией. Прекрасно оформленный 50-страничный труд состоял из перечня установленного оборудования и программного обеспечения с его характеристиками, общих рассуждений на тему Windows и архитектуры клиент-сервер, обосновывалась необходимость перехода на новые технологии и описывались дальнейшие цели и направления переоснащения заказчика. За этот опус, напоминающий нашу добротную студенческую курсовую работу, заказчик заплатил без малого 10 тыс. долл.
Вообще мне показалось, что в Америке часто проходит любая глупость, лишь бы она была хорошо оформлена. Мне довелось участвовать в собрании лучших сил автоматизации города Луивилля, посвященном развитию города в плане автоматизации в ближайшие годы. Собрались руководители фирм и их заместители. Собрание вел молодой человек из муниципалитета, который два часа демонстрировал все свое красноречие, говоря прописные истины. Все уважаемые в городе фирмачи молча сидели и слушали этого напыщенного мальчишку, никто не пикнул и не зевнул, хотя мой последующий опрос показал, что все понимали, что время потрачено зря. Это - тоже Америка: разговаривать во время чьего-то выступления или иным способом демонстрировать свое безразличие - крайняя степень невежливости. У нас, конечно, тоже, но...
Однако самым для меня любопытным на собрании были розданные каждому участнику совещания информационные листки с выдержками из Бизнес-плана развития Большого Луивилля на 1998-2002 годы, касающимися развития информационных технологий. Цитирую их в переводе:
"Приоритет: внедрить в Луивилле технологическую инфраструктуру мирового класса... Цели:
1. Приняв 1997 год за основу, увеличить в каждый из 5 последующих лет число корпораций, внедривших электронную почту и/или имеющих Web-страницы.
2. Приняв 1997 год за основу, увеличить в каждый из 5 последующих лет число учебных курсов, предлагаемых через Internet.
3. Приняв 1997 год за основу, увеличить в каждый из 5 последующих лет число местных провайдеров Internet."
Вам лично это ничего не напоминает?
После заседания я рассказал двум руководителям фирм, присутствовавших на собрании, о том, как, работая в юности на заводе, ежеквартально сам составлял и брал на себя Повышенные социалистические обязательства, планируя те мероприятия, которые будут сделаны автоматически помимо моей воли. Наше чувство юмора все-таки отличается от американского. Американцы тем не менее восприняли мой рассказ без эмоций. Мне показалось, что они восприняли цитируемый документ как необходимую часть делового ритуала: а вдруг за всеми разговорами муниципальный госзаказ отломится?
Далее. Руководители наших отечественных служб автоматизации, как правило, бывшие программисты или электронщики, а руководители соответствующих служб в США - профессиональные управленцы, окончившие университеты по специальности business administration. По этой причине процесс принятия решений в организациях США отличается от принятого у нас. В частности, при приобретении аппаратных и программных средств американские руководители вынуждены полагаться на рекламу в гораздо большей степени, нежели наши.
Так, мне рассказали, что суще-ствует разрыв между закупками и реальным использованием программ. Например, лидирующий по статистике закупок Microsoft Internet Information Server находится по частоте использования лишь на третьем месте после аналогичных серверов Apache (80% рынка) и Netscape. Это происходит оттого, что специалисты-профессионалы вынуждены класть на полку то, что закуплено их читающими рекламу, но не разбирающимися в предмете начальниками, и использовать то, что считают технически более совершенным.
Microsoft
В первые три недели моего пребывания я попадал исключительно в фирмы, руководители и менеджеры которых говорили мне: "Надо работать только на продуктах Microsoft. Visual Basic5 - самый лучший инструмент разработки приложений. SQL Server (ну, и еще, так и быть, Oracle) - самая лучшая система управления базами данных, Windows NT5 - самая лучшая операционная система, Internet Explorer и Internet Information Server покрывает все потребности в Internet и Extranet."
"Все остальные фирмы и продукты, кроме Microsoft, не заслуживают внимания. Delphi? Да ведь это же продукт фирмы Borland! Borland проигрывает рынок и испытывает финансовые трудности. [На момент разговора фирма Borland еще сохраняла свое прежнее название.] Netware? Novell теряет рынок, Netware надо срочно снимать и ставить NT5. Informix, Sybase, Powersoft? Они проиграли. Netscape, Sun, IBM? Они обязательно проиграют в будущем. Единственный достойный инструмент - Visual Basic, СУБД - SQL Server, OC - NT5."
Услышав это от пяти разных людей в трех разных фирмах, я решил, что чего-то не понимаю, и вскоре мне представился случай встретиться в университете Южной Индианы с профессором экономики Джерри Уиттом, у которого я спросил: "Скажите, а что, в США принято выбирать программные средства не по их техническим достоинствам, а на основании колебаний курса акций их фирм-разработчиков? Почему все так любят Microsoft? Неужели только за курс их акций?"
На это профессор раскричался на меня и не мог успокоиться минут 10: "Да потому что Microsoft знает, что мне, пользователю, надо. Мне не нужны все Ваши замысловатые технические штучки. Мне нужен молоток, понимаете, молоток. Юра, Вы знаете, что такое молоток?" - При этом профессор сделал ряд резких размашистых движений рукой в воздухе и продолжил:
"Мой брат-компьютерщик установил мне навороченную машину с Office 97 и Word, Excel, PowerPoint, но я, как и 10 лет назад, пользуюсь WordStar, потому что мне хватает его простых возможностей для выполнения большинства необходимых мне действий. Иногда я пользуюсь Word для красивой печати документов, подготовленных в WordStar. У меня много работы и совершенно нет времени разбираться в ваших технических усовершенствованиях и тратить дни и месяцы на освоение того, что мне не нужно. Мне нужен молоток. А Microsoft изготавливает именно молотки."
Да. Блажен, кто верует...
Поняв, однако, что не в состоянии полностью ответить на мой вопрос, он проводил меня к своему коллеге, который оказался профессором информатики Рэем Висманом. Внимательно выслушав меня, Рэй посмеялся вместе со мной над всеми вышеприведенными цитатами и спокойно сказал: "Юра, успокойтесь, не обращайте внимания на этих людей. Они судят по рекламе и курсу акций потому, что плохо разбираются в предмете. Конечно же, никто не пишет серьезные проекты на Visual Basic. Мне знаком случай, когда написанный на нем проект показал катастрофическую производительность, и пришлось пригласить специалистов из Microsoft. Они пришли, посмотрели и сказали: "Вы выбрали неудачный инструмент для такого рода разработок". Конечно, крупные проекты делаются с использованием других инструментов, того же Delphi."
И я успокоился. Тем более, что человек, в доме которого я остановился, руководитель службы автоматизации крупнейшей в мире после "МакДональдс" сети ресторанов быстрого питания "Жареные цыплята Кентукки", ругал Microsoft. Дело в том, что он, никогда не программировавший профессиональный менеджер, оказался поклонником IBM.
Юрий Зиссер, президент фирмы
"Надежные программы" - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1998 год в рубрике del :: новости