Эра музыкальной профанации

Эра музыкальной профанации

С появлением новых компьютерных технологий, программного обеспечения, а также благодаря возникающим идеологиям создания музыки с помощью обыкновенного персонального компьютера, все больше и больше людей во всем мире присоединяются к армии "электронных" музыкантов.

Действительно, с появлением компьютера делать музыку стало гораздо легче. Не надо больше искать место для репетиций, не надо платить бешеные деньги за музыкальные инструменты, не надо, в конце концов, учиться играть на этих музыкальных инструментах. Все, что требуется, - желание создавать музыку и минимум знаний в области теории звука, а также функциональных особенностей соответствующего программного обеспечения. С одной стороны, это, конечно, хорошо. Облегчение реализации творческих идей несет собой насыщение мира музыки планеты свежими мыслями. Но как показывает практика, количество не всегда переходит в качество.

Для того чтобы более ясно представить себе всю сложность создавшегося положения, необходимо рассмотреть категории людей, включившихся в процесс музыкального творчества благодаря развитию компьютерно-музыкальных технологий.

Первая категория - прогрессивно настроенные музыканты и звукорежиссеры, оценившие возможности компьютера в процессе создания музыки, а также ее окончательном сведении, мастеринге и т.п. Эта категория людей наиболее трезво и грамотно смотрит на процесс компьютеризации музыкального производства. Она признает все удобства, которые дают программы для редактирования и обработки звука, она прекрасно представляет себе насколько может ускорить работу программный секвенсор (благодаря визуализации данных и расширенному набору функций). Однако это вовсе не означает, что компьютер становится для таких людей идолом. Нет, это всего лишь средство для максимально эффективного достижения желаемого результата.

Вторая категория людей - "старое" новое поколение. Эти люди еще в начале девяностых стали заниматься компьютерами и музыкой. Слово "трэкер" - бальзам на их исстрадавшееся сердце. Они еще помнят те золотые времена, когда четыре хрипящих канала были верхом блаженства, а стокилобайтовый модуль песенки, снятой с METALLICA, вызывал у непосвященных чувство восторга и уважения. В большинстве случаев люди из этой категории - "технари". Они досконально знают акустику, неплохо программируют и наизусть знают штук пять-шесть схем "музыкальной платы COVOX" (на резисторах, микросхемах и т.п.). Они бесконечно уверены в том, что наступит когда-нибудь такой момент, когда любую самую навороченную студию сможет заменить компьютер, соответствующий софт и небольшая горсточка периферийного оборудования (типа MIDI-клавиатуры, MIDI микшерной консоли и парочки плат для работы с цифровым звуком).

Третья категория - "желторотая молодежь". Сравнительно новые люди в мире компьютерной музыки, избалованные ежедневно выходящим новым музыкальным софтом и крутеющими прямо на глазах звуковыми платами. Эти ребятки с трудом разбираются в компьютерных технологиях. Зачастую они даже не в состоянии поставить Windows на свой крутой и навороченный PC. Единственное, на что их хватает, это разобраться досконально в тех программах, с которыми они постоянно работают, и успешно их использовать.

Четвертая категория - "новобранцы". Наивные мальчики и девочки, смотрящие большими глазами как на компьютер, так и на синтезаторы и любые другие атрибуты музыканта. Они мечтают делать музыку, потому что это модно, круто и захватывающе интересно. Для них все в новинку, они смотрят на мир компьютерной музыки сквозь розовые очки.

Конечно, нельзя назвать эти деление исчерпывающим, но все же в какой-то мере это отражает действительное положение вещей.

"Так в чем же профанация? - спросите вы. - Разве плохо, что у людей появилась возможность свободно заниматься музыкой, разве плохо, что этот процесс облегчился во многие десятки раз?" Ответ на этот вопрос прост - в какой-то мере это плохо. И вот почему. Всем известно, что спрос рождает предложение. Это справедливо и для области компьютерной музыки. Давно уже сформировался стереотип, что "стоит только нажать на кнопочку, и компьютер сам сочинит вам классную и крутую музыку."

Широкой публике нужны именно такие программы, хотя такой подход в корне не верен. Однако многие создатели музыкального софта ведутся на поводке у масс, и похожие программы действительно разрабатываются.

Коллекции лупов или музыкальный коллаж

Суть последних разработок в мире музыкального программного обеспечения для масс заключается в следующем. Навороченный графический интерфейс, эмулирующий реальные электронные аппараты для создания и воспроизведения музыки (драм-машинки, синтезаторы, ди-джейские вертушки, микшеры, эффект-процессоры). Максимально упрощенная идеология программы, которая позволяет в короткие сроки освоить все функции данного софта. И самое главное - идеология лупов. Под лупами в данном контексте понимается фрагмент ритмической партии и мелодии, который в зацикленном варианте создает иллюзию звучания динамичного и непрерывного ритм-трека или трека с мелодией. Производством коллекций лупов занимаются специализированные фирмы, которые привлекают для их создания множество студийной аппаратуры, а также профессиональных музыкантов и звукоинженеров.

Люди первой и второй категории (то бишь музыканты и продвинутые компьютерщики) к таким программам относятся скептически. Они прекрасно понимают, что ширпотреб, коим и является такой софт, способен породить только ширпотреб. Коллекции лупов, поставляемые с Magix Music Maker, который так усиленно рекламируют по спутниковым телеканалам, компакты с гитарными рифами, синтезаторными темами - музыкальный материал, который используется почти всеми. Следовательно, эксклюзивной музыку, имея такую базу, создать нельзя. Все это можно отнести к области баловства или развивающих музыкальных игр, но только не к творчеству.

Самым опасным является то, что третья и четвертая группы ориентируются как раз на софт такого рода. Это и понятно, ведь не надо ничего придумывать. Все уже готово - и ритмы, и мелодии, и басовая линия, и даже спецэффекты. Нужно только скомпоновать и можно хвастаться перед друзьями "своей" музыкой.

Дабы не показать голословным, завершу свои рассуждения обзором ряда программ, схожих с теми, речь о которых шла выше.

MAGIX MUSIC MAKER

Рекламный буклет гласит так: "Мечтали ли вы когда-нибудь стать ди-джеем, техно-маэстро или просто ремикшером? Magix Music Maker - это то, что вам нужно. Здесь есть 16-трековый arranger, в котором вы сможете смешивать и компановать с помощью идеологии drag'n'drop .wav,.avi и .bmp файлы, для создания фантастических музыкальных композиций. К программе прилагается более чем 1000 высококачественных лупов (в wav-формате), что больше чем достаточно для начала вашей творческой карьеры. Эти лупы включают в себя гитарные, басовые, синтезаторные, барабанные фрагменты, а также специальные эффекты, которые могут быть использованы для создания высококачественного музыкального материала. Вдобавок к этому существует еще 11 других компакт-дисков с лупами, которые называются "sound pools". Они могут быть приобретены отдельно. Стили лупов варьируются от рока, поп-музыки, джаза, хип-хопа до техно, эмбиента и просто танцевальных сэмплов..." Еще с помощью этой программы можно синхронизировать готовые видеофрагменты с танцующими людьми так, что они будут двигаться в ритм вашей музыки.

В качестве комментариев хочется добавить, что ни в рекламном буклете, ни где бы то ни было еще ни слова не говорится о творчестве, о создании своих оригинальных мелодий, ритмов. Речь даже не идет об обработке звука, что в мире электронной музыки является одним из основополагающих методик.

GrooveMaker+Dancity 1.1

Совсем недавно компания IK Multimedia анонсировала новую версию своего пакета GrooveMaker+Dancity 1.1, который является комбинацией программы GrooveMaker и коллекции сэмплов Dancity.

По мнению фирмы, GrooveMaker - это первый грув генератор, базирующийся на мощном sample layering алгоритме с богатой библиотекой лупов. Теперь создание танцевальной музыки стало еще проще и быстрее. С помощью GrooveMaker вы можете проигрывать, микшировать и изменять грувы прямо в режиме реального времени. Раздельные контроллеры громкости, панорамы, а также кнопки solo и mute дают вам необходимый контроль над процессом развития фонограммы. Возможность варьирования темпа лупов (+/- 20%) создает иллюзию работы ди-джея во время сета. Включенный в состав GrooveMaker Virual Synth Arpeggiator сможет придать вашему выступлению "живую" окраску.

GrooveSequencer из данного пакета служит для связи готовых фрагментов музыки в единый музыкальный трек. Все это можно сделать с помощью одного "клика" мышки.

В состав сэмпл-коллекции Dancity входит 504 барабанных лупа студийного качества (от 98 до 180bpm), разделенных на 8 категорий. Имеется большое количество инструментальных лупов, включая басовые, FX, pad, перкуссионные, вокальные. А также многое другое.

И действительно, зачем "заморачиваться", придумывать что-то свое, работать в студии, изучать гармонию, теорию музыки, когда добрые дяди сделали уже все за вас в студии?

ACID

Из всех вышеперечисленных программ ACID от Sonic Foundry - наверное, единственная более-менее полезная и профессионально сделанная программа. Являясь надстройкой для классного редактора цифрового аудио Sound Forge 4.0, ACID - специализированная программа для работы с лупами, а также достаточно специфический многоканальный "DAT-магнитофон". ACID позволяет прослушать луп, прежде чем вы добавите его в свою аранжировку, причем автоматически подсчитает его скорость (в bpm). В режиме реального времени вы можете заниматься резкой/вклейкой кусков аудио, менять питч и темп звуков, контролировать громкость каждого звука, его панораму, а также накладывать в режиме реального времени эффекты, совместимые с DirectX. Для более точного редактирования звуков вы можете переключиться в Sound Forge и сделать все, что вам нужно. А так как ACID совместим еще и идеологией CD Architect, то вам не составит труда согнать результаты вашей работы прямо на CD.

Краткий список функций: неограниченное количество аудио треков (все зависит лишь от вычислительно мощности вашего компьютера); автоматическое вычисление скорости лупов; 16 и 24-битная поддержка; поддержка DirectX плагинов; поддержка SMPTE-синхронизации; неограниченный уровень undo/redo; возможность рендеринга аранжировки в общий wav-файл.

Вот такие интересные программки сейчас выпускаются... Самое печальное то, что из-за общей малограмотности и неосведомленности в области электронной музыки многие люди не понимают, что аудиоматериал, создаваемый с помощью таких луповых программ, абсолютно не нов и не интересен. Это не творчество - это просто завуалированный плагиат. И если эти программы используются для обучения или для развлечения себя, то это нормально. Однако если же это представляется на суд широкой публики и выдается за собственное творчество - это просто профанация. И многие не понимают этого.

Ник Худяков (I.C.) - титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2022 Компьютерная газета
oJnWE3?=нD}{DfHM=|]| ,Rh٣ <Ļi՛)^l`6=Rep9oyB~{<@- $ 3?:͜i*Ifgf$;9'yUw9Z.N#ҧcxS`np^i㺔o; :_].mC[tTbH)n̳\jzskV[CMͿ v}\I?lI_ }:7„CzhrE