Все дело в последней миле
Все дело в последней миле
Насколько я понимаю, весь мир делится на он-лайновых, офф-лайновых и промежуточных. С первыми понятно. Попав однажды в киберпространство и даже самую малость привыкнув к отсутствию такого привычного понятия, как границы (в географическом и таможенном понимании), он-лайновые быстро привыкают к хорошему, и агитировать их дополнительно - совершенно лишнее. Это все равно, что дипломированному врачу объяснять достоинства хорошо поставленной системы медицинского обеспечения. Офф-лайновые так же беспросветны, как и он-лайновые. Просто есть люди, которым Интернет попросту не нужен, и предлагать его - все равно, что пытаться всучить морской спасательный круг бедуину посреди жаркой Африки. Дело тут вовсе не в безграмотности покупателя, а в тривиальном отсутствии в африканских пустынях воды как таковой.
Другое дело - промежуточные. Что бы там ни говорила пресса, а возможность исключить большинство посредников из так называемой "технологической" цепочки - штука весьма привлекательная для достаточно обширного круга людей. Посмотрите вы телевизионный фильм сегодня вечером или нет зависит не только от самого факта съемок ленты или взаиморасчетов между кинокомпанией и прокатной конторой. На самом деле цепочка включает тьму-тьмущую самого разнообразного народа. Если, например, заместитель директора телевизионного канала лишит своих ремонтников квартальной премии, то они могут организовать "внеплановую нештатную ситуацию" с выходом из строя ключевых узлов оборудования... Вы никогда не пытались сравнить сетку вещания буржуйских каналов, тех же спутниковых, с сеткой вещания обычного телевидения в городе Минске? И очень даже зря, ибо результат прелюбопытнейший. Не говоря уже о том, что всякие там перерывы вещания в дневное время "на обед" напрочь отсутствуют, такое впечатление, что иностранная приемо-передающая аппаратура просто вечная и не требует еженедельной профилактики в течение половины рабочего дня, что у нас обычно делается по понедельникам.
То же Интернет-телевидение позволяет исключить всех этих техников, монтажеров и прочих операторов, как информационные серверы не нуждаются в бумаге, домах печати и продавцах газетных киосков. А в виртуальном магазине вас не обсчитают по той простой причине, что эти магазины не имеют живых продавцов, желающих несколько увеличить свой доход за ваш счет.
Однако в данном случае речь пойдет не о том, что можно сделать с помощью Интернет, а о том, как эту самую Интернет получить. Проблема заключается в том, что реальные расходы на он-лайн складываются из нескольких составляющих, среди которых тариф провайдера отнюдь не самая большая величина.
Если рассмотреть вопрос внимательно, то получение возможности работать в Интернет складывается из нескольких шагов. Нужен провайдер, согласный за определенную плату предоставить вам определенный уровень сервиса. Нужно обеспечить связь между провайдером и клиентом, а клиент должен иметь некоторый набор определенного оборудования. Сумма всего этого хозяйства и есть Интернет.
Самая большая сложность заключается в том, что эти безликие коммуникации на самом деле представляют мешанину труб, шахт, проводов разного сечения и назначения. И далеко не все может быть полезно. Чтобы обеспечить связь между клиентом и провайдером, нужно найти подходящий провод. Вообще-то, "проводом" может служить что угодно, от обычной "телефонной" прокладки до оптоволокна, луча лазера или чего-нибудь еще более экзотического. Отсюда сформировалось два основных направления провайдерских услуг: дозвон (или dial-up) и выделенная линия.
Дозвон, на первый взгляд, проще и дешевле. В любом городе существует достаточно развернутая сеть телефонных линий. В принципе, по стандартной медной "паре" все равно, что передавать - сигнал или голос. Телефонные станции, к которым тянутся линии от домашнего телефона, обеспечивают вполне приемлемую коммутацию между любыми двумя абонентами. Клиентов у АТС тьма-тьмущая, поэтому стоимость одной минуты разговора минимальная. Таким образом, все, что остается, так это купить модем, в среднем долларов за пятьдесят, и зарегистрироваться у провайдера. Регистрация обойдется до ста долларов. Еще тридцать-сорок американских рублей придется платить ежемесячно. За них провайдер обычно предоставляет до четырех часов бесплатно. Все наработанное "сверх" обойдется от полутора до двух с половиной долларов в час.
Но это решение имеет и оборотную сторону. Когда вы у провайдера единственный, а потому - любимый, клиент, проблем с доступом обычно не бывает. Однако провайдер не может предсказать объем ваших посещений киберпространства, а потому кровно заинтересован набрать избыточное количество клиентов. Как только задача выполняется, вы тут же начинаете это понимать по тому, как долго приходится дозваниваться до провайдера и как сильно падает пропускная способность. А что вы хотите, где вы видели товар одновременно очень дешевый и очень хороший?
Качество получаемой услуги напрямую зависит еще и от технического состояния телефонной станции, услугами которой вы пользуетесь, и даже от состояния кабельной проводки вашего здания. Но клиент за это не платит, а значит и влиять не может. Другое дело - выделенная линия. Купив ее, вы получаете постоянный канал связи, круглосуточно подключенный к провйдеру. К тому же контракт оговаривает еще и такие мелочи, как минимально гарантированная пропускная способность.
Вот только стоит все это куда дороже. Стандартная, 64-килобитная линия, обойдется до полутора тысяч долларов только за подключение, и еще около шестисот - ежемесячно.
Правда, трафик не лимитируется. Если клиент не организация, то такой тариф оказывается не по карману. Этот-то момент и ограничивает развитие Интернет вообще и в Белоруссии в частности. Однако далеко не одни мы находимся в сходной ситуации, что внушает определенную надежду. И надо заметить - весьма небезосновательную.
Если кто помнит, раньше мы все жили в одной единой стране, стало быть многие соседи Беларуси теперь ищут выход из совершенно такой же ситуации, и их опытом не грех воспользоваться. Это американские советы частенько попахивают издевательством (особенно рекомендация арендовать квартиру, в которой существует сразу и телефонная разводка, и витая пара, и даже кабельная система ISDN), а российские очень даже могут пригодиться.
Одним из таких решений может быть способ, придуманный компанией "Митино-он-Лайн" (www.mitino.msk.ru), организованной Феликсом Амировым. Что плохо в выделенной линии? Правильно, цена. Шестьсот-восемьсот долларов в месяц на одного - чрезмерно дорого. К тому же следует учесть, что одна такая линия может "обслужить" около полутора десятков клиентов одновременно. Вот Феликс Амиров и предложил создать некое общественное образование, аналогичное обычной организации. Компания "Митино-он-Лайн" занимается предоставлением услуг он-лайн в московском спальном районе Митино. Одна выделенная линия, подведенная к жилому дому, оказывается вовсе не такой уж и дорогой, вполне сопоставимой со стоимостью dial-up, при куда большей пропускной способности. В каждом из таких домов организуется своего рода товарищество пользователей Интернет, на количество которых и разделяется счет от провайдера.
Москва уже довольно далеко ушла вперед по продвижению Всемирной Паутины к рядовому пользователю. 15 мая 1998 года компания "Монлайн" и Управление экспериментальной застройки города подписали соглашение о развитии проекта "Домашние сети" в микрорайоне "Синяя птица" (www.cterra.com/251/tema_nomera/chapter4.html). Проект предусматривает строительство домов с уже проложенной сетевой кабельной инфраструктурой. Суть идеи заключается в том, чтобы подключение любой квартиры к киберпространству, с сервисом выделенной линии, обходился не выше стоимости обычного модема.
Однако на самом деле надежды большинства потенциальных пользователей Интернет напрочь разбиваются о проблему, получившую в Соединенных Штатах наименование "последней мили". Ведь все, что человеку нужно, это надежная связь с хорошей пропускной способностью по невысокой цене. И тут оказывается, что любой, у кого есть дома телефон, может получить доступ по dial-up, но это оборачивается совершенно неустойчивой связью низкого качества. А хорошая выделенная линия далеко не каждому по карману. Причем не столько по причине высокой стоимости абонентской платы, сколько ввиду этой самой "последней мили".
Как только новый клиент переступает порог офиса какого-нибудь провайдера и объявляет о своем намерении выложить некоторую сумму согласно прейскуранту, перед ним не торопятся раскатывать ковровую дорожку, пока не выяснят один простой вопрос - где конкретно располагается тот офис или квартира, которую предстоит подключать. И тут уж, как повезет. Окажется ли в вашем доме свободная "пара" или предстоит еще долго "согласовывать" вопрос с АТС - вот в чем вопрос. В последнем случае дела будут обстоять особенно плохо, потому что платить придется еще и за физическую прокладку кабеля. В лучшем случае, это обходится на уровне одной-полутора тысяч долларов, в худшем - значительно больше. Во-первых, сама работа весьма чувствительно стоит, а во-вторых, советские города какие-то одноразовые. Нет, под асфальтом улиц и в стенах домов некоторые признаки коммуникаций присутствуют, но расположены они таким образом, чтобы линия между двумя любыми точками оказалась максимально длинной и извилистой. В результате, даже если вы живете всего в одном квартале от ближайшего провайдера, протяженность прокладки выделенной линии может составить не один километр.
Проблема "последней мили" остро стоит не только в нашей стране. Те же Соединенные Штаты так же мучаются, хотя до нас им, конечно, далеко. А раз есть проблема, значит существует спрос на ее решение. Западные провайдерские компании, заинтересованные в предоставлении своих услуг максимально большему количеству клиентов, финансируют самые различные исследования в надежде получить решение этой непростой задачи. И надо сказать, что плодами многих исследовательских программ можно воспользоваться уже сегодня.
Одним из средств решения проблемы может оказаться старый добрый RadioEthernet (www.comptek.ru/radioethernet). В последнее время стало модным равняться на самый последний писк моды и за деревьями не замечать леса. Так, технология RadioEthernet почему-то считается уже устаревшей, хотя с ее помощью вполне можно организовать устойчивую связь между точками "А" и "Б" при весьма приемлемом уровне затрат. Однако опыт фирмы CompTek весьма наглядно демонстрирует явную преждевременность похоронных настроений. Во всяком случае - в России. В Москве есть дом, расположенный по адресу Удальцова, 89 (195.42.135.78), в котором провайдерская компания "Транс-ТС" (www.transts.ru) организовала радиосеть для двадцати квартир.
Проблема RadioEthernet заключается лишь в том, что основана на обычной схеме приемник-передатчик, а любой передатчик нужно регистрировать, получать разрешение на частотный диапазон и много других документов. Одному человеку такое поднять сложновато. Да и провайдер должен обеспечивать возможность применения RadioEthernet. Для Москвы сие не проблема, практически весь город накрыт сетью приемо-передатчиков. С Минском дела обстоят хуже. Выделенную линию придется все же "тянуть" в самом прямом смысле этого слова.
Еще одним вариантом "обойти" эту самую милю может служить технология DirecPC (www.direcpc.com). Ее суть заключается в том, что поток получаемых клиентом данных отделяется от потока исходящей информации. Интернет есть информация в чистом виде. Это означает, что вы получаете из Сети на порядок больше, чем сами в нее отправляете. И проблемы обычно начинаются тогда, когда какой-нибудь очень нужный сайт грузится до невозможности долго, в то время как ваш запрос проходит еще более или менее быстро.
Поэтому возникла идея: исходящий поток оставить без изменений (dial-up или выделенная линия), а входящий - вынести в более быстрый канал, например спутниковой связи (www.cterra.com/ 251/tema_nomera/chapter1.html). В результате получилась схема, при которой по медленной линии в Интернет уходит запрос на обращение к какому-нибудь ресурсу (серверу, сайту и так далее), а ответ возвращается по совершенно другому пути, через спутник на "тарелку" и далее уже в ваш компьютер.
DirecPC подход позволяет обойти "последнюю милю", правда, стоит это также весьма прилично. Наиболее свежие расценки можно найти на сервере БЕЛТЕЛЕКОМ (beltelekom.minsk.by), там же приводятся все условия для желающих. Откровенно говоря, для многих DirecPC может оказаться весьма недурственным вариантом, хотя, конечно, рядовой пользователь большого выигрыша на получит. DirecPC прежде всего рассчитан на передачу больших объемов данных, например некой директивной информации из центрального офиса в филиалы. Частные путешествия в "киберпространстве" все же связаны с получением куда меньших объемов, потому DirecPC показывает себя не с самой лучшей стороны.
В настоящее же время инженеры пытаются воспользоваться абсолютно любой сетевой структурой, какая только нас окружает. Вот, к примеру, в любом доме существует электропроводка, хотя бы осветительная. Мы как-то привыкли, что в "розетке" нет ничего, кроме "электричества". Но Интернет - это то же электричество. По кабелям информация передается с помощью электросигналов, стало быть можно попробовать по электросети передавать не только "мощность" для осветительных лампочек или микроволновых печек, но еще и сигнал для компьютера. В настоящее время все чаще мелькают в прессе упоминания о значительном прогрессе в этой области. Весьма вероятно, что через пару лет электро-модем может стать не менее привычным, чем простой, телефонный.
Еще одним экзотическим методом является совмещение информационного компьютерного сигнала и телевизионной картинки кабельного телевидения. По заявлениям разработчиков - работает неплохо. Одна трудность - в нашей стране кабельное телевидение развито примерно так же, как почтовая служба в Древнем Риме. Некоторые зачатки присутствуют, но не более того. Как не развиты и системы лазерной связи, также в определенной мере пригодные для решения проблемы "последней мили".
Получается, что пока нам не приходится ждать милости от природы, то есть от передовых технологий. Значит выход предстоит искать собственными силами и в пределах доступных сегодня технологий. А это значит, что единственным способом приблизить к себе Интернет остается "поделить" расходы на максимально большее количество пользователей (www.ter-ra.com/251/tema_nomera/chapter2. html). Вот и получается, что эту самую пресловутую "последнюю милю" можно преодолеть лишь сообща. Во всяком случае, в России этот метод дает прекрасные результаты. Видимо, есть смысл присмотреться к нему повнимательнее.
Александр Запольскис - титульная страница
Насколько я понимаю, весь мир делится на он-лайновых, офф-лайновых и промежуточных. С первыми понятно. Попав однажды в киберпространство и даже самую малость привыкнув к отсутствию такого привычного понятия, как границы (в географическом и таможенном понимании), он-лайновые быстро привыкают к хорошему, и агитировать их дополнительно - совершенно лишнее. Это все равно, что дипломированному врачу объяснять достоинства хорошо поставленной системы медицинского обеспечения. Офф-лайновые так же беспросветны, как и он-лайновые. Просто есть люди, которым Интернет попросту не нужен, и предлагать его - все равно, что пытаться всучить морской спасательный круг бедуину посреди жаркой Африки. Дело тут вовсе не в безграмотности покупателя, а в тривиальном отсутствии в африканских пустынях воды как таковой.
Другое дело - промежуточные. Что бы там ни говорила пресса, а возможность исключить большинство посредников из так называемой "технологической" цепочки - штука весьма привлекательная для достаточно обширного круга людей. Посмотрите вы телевизионный фильм сегодня вечером или нет зависит не только от самого факта съемок ленты или взаиморасчетов между кинокомпанией и прокатной конторой. На самом деле цепочка включает тьму-тьмущую самого разнообразного народа. Если, например, заместитель директора телевизионного канала лишит своих ремонтников квартальной премии, то они могут организовать "внеплановую нештатную ситуацию" с выходом из строя ключевых узлов оборудования... Вы никогда не пытались сравнить сетку вещания буржуйских каналов, тех же спутниковых, с сеткой вещания обычного телевидения в городе Минске? И очень даже зря, ибо результат прелюбопытнейший. Не говоря уже о том, что всякие там перерывы вещания в дневное время "на обед" напрочь отсутствуют, такое впечатление, что иностранная приемо-передающая аппаратура просто вечная и не требует еженедельной профилактики в течение половины рабочего дня, что у нас обычно делается по понедельникам.
То же Интернет-телевидение позволяет исключить всех этих техников, монтажеров и прочих операторов, как информационные серверы не нуждаются в бумаге, домах печати и продавцах газетных киосков. А в виртуальном магазине вас не обсчитают по той простой причине, что эти магазины не имеют живых продавцов, желающих несколько увеличить свой доход за ваш счет.
Однако в данном случае речь пойдет не о том, что можно сделать с помощью Интернет, а о том, как эту самую Интернет получить. Проблема заключается в том, что реальные расходы на он-лайн складываются из нескольких составляющих, среди которых тариф провайдера отнюдь не самая большая величина.
Если рассмотреть вопрос внимательно, то получение возможности работать в Интернет складывается из нескольких шагов. Нужен провайдер, согласный за определенную плату предоставить вам определенный уровень сервиса. Нужно обеспечить связь между провайдером и клиентом, а клиент должен иметь некоторый набор определенного оборудования. Сумма всего этого хозяйства и есть Интернет.
Самая большая сложность заключается в том, что эти безликие коммуникации на самом деле представляют мешанину труб, шахт, проводов разного сечения и назначения. И далеко не все может быть полезно. Чтобы обеспечить связь между клиентом и провайдером, нужно найти подходящий провод. Вообще-то, "проводом" может служить что угодно, от обычной "телефонной" прокладки до оптоволокна, луча лазера или чего-нибудь еще более экзотического. Отсюда сформировалось два основных направления провайдерских услуг: дозвон (или dial-up) и выделенная линия.
Дозвон, на первый взгляд, проще и дешевле. В любом городе существует достаточно развернутая сеть телефонных линий. В принципе, по стандартной медной "паре" все равно, что передавать - сигнал или голос. Телефонные станции, к которым тянутся линии от домашнего телефона, обеспечивают вполне приемлемую коммутацию между любыми двумя абонентами. Клиентов у АТС тьма-тьмущая, поэтому стоимость одной минуты разговора минимальная. Таким образом, все, что остается, так это купить модем, в среднем долларов за пятьдесят, и зарегистрироваться у провайдера. Регистрация обойдется до ста долларов. Еще тридцать-сорок американских рублей придется платить ежемесячно. За них провайдер обычно предоставляет до четырех часов бесплатно. Все наработанное "сверх" обойдется от полутора до двух с половиной долларов в час.
Но это решение имеет и оборотную сторону. Когда вы у провайдера единственный, а потому - любимый, клиент, проблем с доступом обычно не бывает. Однако провайдер не может предсказать объем ваших посещений киберпространства, а потому кровно заинтересован набрать избыточное количество клиентов. Как только задача выполняется, вы тут же начинаете это понимать по тому, как долго приходится дозваниваться до провайдера и как сильно падает пропускная способность. А что вы хотите, где вы видели товар одновременно очень дешевый и очень хороший?
Качество получаемой услуги напрямую зависит еще и от технического состояния телефонной станции, услугами которой вы пользуетесь, и даже от состояния кабельной проводки вашего здания. Но клиент за это не платит, а значит и влиять не может. Другое дело - выделенная линия. Купив ее, вы получаете постоянный канал связи, круглосуточно подключенный к провйдеру. К тому же контракт оговаривает еще и такие мелочи, как минимально гарантированная пропускная способность.
Вот только стоит все это куда дороже. Стандартная, 64-килобитная линия, обойдется до полутора тысяч долларов только за подключение, и еще около шестисот - ежемесячно.
Правда, трафик не лимитируется. Если клиент не организация, то такой тариф оказывается не по карману. Этот-то момент и ограничивает развитие Интернет вообще и в Белоруссии в частности. Однако далеко не одни мы находимся в сходной ситуации, что внушает определенную надежду. И надо заметить - весьма небезосновательную.
Если кто помнит, раньше мы все жили в одной единой стране, стало быть многие соседи Беларуси теперь ищут выход из совершенно такой же ситуации, и их опытом не грех воспользоваться. Это американские советы частенько попахивают издевательством (особенно рекомендация арендовать квартиру, в которой существует сразу и телефонная разводка, и витая пара, и даже кабельная система ISDN), а российские очень даже могут пригодиться.
Одним из таких решений может быть способ, придуманный компанией "Митино-он-Лайн" (www.mitino.msk.ru), организованной Феликсом Амировым. Что плохо в выделенной линии? Правильно, цена. Шестьсот-восемьсот долларов в месяц на одного - чрезмерно дорого. К тому же следует учесть, что одна такая линия может "обслужить" около полутора десятков клиентов одновременно. Вот Феликс Амиров и предложил создать некое общественное образование, аналогичное обычной организации. Компания "Митино-он-Лайн" занимается предоставлением услуг он-лайн в московском спальном районе Митино. Одна выделенная линия, подведенная к жилому дому, оказывается вовсе не такой уж и дорогой, вполне сопоставимой со стоимостью dial-up, при куда большей пропускной способности. В каждом из таких домов организуется своего рода товарищество пользователей Интернет, на количество которых и разделяется счет от провайдера.
Москва уже довольно далеко ушла вперед по продвижению Всемирной Паутины к рядовому пользователю. 15 мая 1998 года компания "Монлайн" и Управление экспериментальной застройки города подписали соглашение о развитии проекта "Домашние сети" в микрорайоне "Синяя птица" (www.cterra.com/251/tema_nomera/chapter4.html). Проект предусматривает строительство домов с уже проложенной сетевой кабельной инфраструктурой. Суть идеи заключается в том, чтобы подключение любой квартиры к киберпространству, с сервисом выделенной линии, обходился не выше стоимости обычного модема.
Однако на самом деле надежды большинства потенциальных пользователей Интернет напрочь разбиваются о проблему, получившую в Соединенных Штатах наименование "последней мили". Ведь все, что человеку нужно, это надежная связь с хорошей пропускной способностью по невысокой цене. И тут оказывается, что любой, у кого есть дома телефон, может получить доступ по dial-up, но это оборачивается совершенно неустойчивой связью низкого качества. А хорошая выделенная линия далеко не каждому по карману. Причем не столько по причине высокой стоимости абонентской платы, сколько ввиду этой самой "последней мили".
Как только новый клиент переступает порог офиса какого-нибудь провайдера и объявляет о своем намерении выложить некоторую сумму согласно прейскуранту, перед ним не торопятся раскатывать ковровую дорожку, пока не выяснят один простой вопрос - где конкретно располагается тот офис или квартира, которую предстоит подключать. И тут уж, как повезет. Окажется ли в вашем доме свободная "пара" или предстоит еще долго "согласовывать" вопрос с АТС - вот в чем вопрос. В последнем случае дела будут обстоять особенно плохо, потому что платить придется еще и за физическую прокладку кабеля. В лучшем случае, это обходится на уровне одной-полутора тысяч долларов, в худшем - значительно больше. Во-первых, сама работа весьма чувствительно стоит, а во-вторых, советские города какие-то одноразовые. Нет, под асфальтом улиц и в стенах домов некоторые признаки коммуникаций присутствуют, но расположены они таким образом, чтобы линия между двумя любыми точками оказалась максимально длинной и извилистой. В результате, даже если вы живете всего в одном квартале от ближайшего провайдера, протяженность прокладки выделенной линии может составить не один километр.
Проблема "последней мили" остро стоит не только в нашей стране. Те же Соединенные Штаты так же мучаются, хотя до нас им, конечно, далеко. А раз есть проблема, значит существует спрос на ее решение. Западные провайдерские компании, заинтересованные в предоставлении своих услуг максимально большему количеству клиентов, финансируют самые различные исследования в надежде получить решение этой непростой задачи. И надо сказать, что плодами многих исследовательских программ можно воспользоваться уже сегодня.
Одним из средств решения проблемы может оказаться старый добрый RadioEthernet (www.comptek.ru/radioethernet). В последнее время стало модным равняться на самый последний писк моды и за деревьями не замечать леса. Так, технология RadioEthernet почему-то считается уже устаревшей, хотя с ее помощью вполне можно организовать устойчивую связь между точками "А" и "Б" при весьма приемлемом уровне затрат. Однако опыт фирмы CompTek весьма наглядно демонстрирует явную преждевременность похоронных настроений. Во всяком случае - в России. В Москве есть дом, расположенный по адресу Удальцова, 89 (195.42.135.78), в котором провайдерская компания "Транс-ТС" (www.transts.ru) организовала радиосеть для двадцати квартир.
Проблема RadioEthernet заключается лишь в том, что основана на обычной схеме приемник-передатчик, а любой передатчик нужно регистрировать, получать разрешение на частотный диапазон и много других документов. Одному человеку такое поднять сложновато. Да и провайдер должен обеспечивать возможность применения RadioEthernet. Для Москвы сие не проблема, практически весь город накрыт сетью приемо-передатчиков. С Минском дела обстоят хуже. Выделенную линию придется все же "тянуть" в самом прямом смысле этого слова.
Еще одним вариантом "обойти" эту самую милю может служить технология DirecPC (www.direcpc.com). Ее суть заключается в том, что поток получаемых клиентом данных отделяется от потока исходящей информации. Интернет есть информация в чистом виде. Это означает, что вы получаете из Сети на порядок больше, чем сами в нее отправляете. И проблемы обычно начинаются тогда, когда какой-нибудь очень нужный сайт грузится до невозможности долго, в то время как ваш запрос проходит еще более или менее быстро.
Поэтому возникла идея: исходящий поток оставить без изменений (dial-up или выделенная линия), а входящий - вынести в более быстрый канал, например спутниковой связи (www.cterra.com/ 251/tema_nomera/chapter1.html). В результате получилась схема, при которой по медленной линии в Интернет уходит запрос на обращение к какому-нибудь ресурсу (серверу, сайту и так далее), а ответ возвращается по совершенно другому пути, через спутник на "тарелку" и далее уже в ваш компьютер.
DirecPC подход позволяет обойти "последнюю милю", правда, стоит это также весьма прилично. Наиболее свежие расценки можно найти на сервере БЕЛТЕЛЕКОМ (beltelekom.minsk.by), там же приводятся все условия для желающих. Откровенно говоря, для многих DirecPC может оказаться весьма недурственным вариантом, хотя, конечно, рядовой пользователь большого выигрыша на получит. DirecPC прежде всего рассчитан на передачу больших объемов данных, например некой директивной информации из центрального офиса в филиалы. Частные путешествия в "киберпространстве" все же связаны с получением куда меньших объемов, потому DirecPC показывает себя не с самой лучшей стороны.
В настоящее же время инженеры пытаются воспользоваться абсолютно любой сетевой структурой, какая только нас окружает. Вот, к примеру, в любом доме существует электропроводка, хотя бы осветительная. Мы как-то привыкли, что в "розетке" нет ничего, кроме "электричества". Но Интернет - это то же электричество. По кабелям информация передается с помощью электросигналов, стало быть можно попробовать по электросети передавать не только "мощность" для осветительных лампочек или микроволновых печек, но еще и сигнал для компьютера. В настоящее время все чаще мелькают в прессе упоминания о значительном прогрессе в этой области. Весьма вероятно, что через пару лет электро-модем может стать не менее привычным, чем простой, телефонный.
Еще одним экзотическим методом является совмещение информационного компьютерного сигнала и телевизионной картинки кабельного телевидения. По заявлениям разработчиков - работает неплохо. Одна трудность - в нашей стране кабельное телевидение развито примерно так же, как почтовая служба в Древнем Риме. Некоторые зачатки присутствуют, но не более того. Как не развиты и системы лазерной связи, также в определенной мере пригодные для решения проблемы "последней мили".
Получается, что пока нам не приходится ждать милости от природы, то есть от передовых технологий. Значит выход предстоит искать собственными силами и в пределах доступных сегодня технологий. А это значит, что единственным способом приблизить к себе Интернет остается "поделить" расходы на максимально большее количество пользователей (www.ter-ra.com/251/tema_nomera/chapter2. html). Вот и получается, что эту самую пресловутую "последнюю милю" можно преодолеть лишь сообща. Во всяком случае, в России этот метод дает прекрасные результаты. Видимо, есть смысл присмотреться к нему повнимательнее.
Александр Запольскис - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1998 год в рубрике интернет :: разное