Diamond геймера не подведет
Diamond геймера не подведет
В кругах ценителей подвижных компьютерных игр имя Diamond Multimedia говорит многое. Впрочем, продукция этой фирмы пользуется успехом не только у геймеров. Ее уважают и многие профессионалы-дизайнеры. Естественно, как вы уже догадались, дальше речь пойдет о графических ускорителях.
Разнообразные графические карты не единственное, чем может гордиться компания Diamond. Но именно эти устройства подняли ее рейтинг у широкого пользователя. На протяжении уже нескольких лет 3D-акселераторы этой фирмы неизменно входят в число самых лучших. С этим соглашаются и проводящие обзоры компьютерные издания, и независимые эксперты. В прошлом году особый успех сопутствовал плате Viper V330 - универсальному графическому ускорителю, отлично подходящему как для интерактивной 3D-графики и игр, так и для приложений 2D-дизайна.
Плата Viper V330 выполнена на базе одного из хитов прошлого сезона - на чипе Riva 128 от компании nVIDIA. Применение этой микросхемы позволяет достичь неплохой производительности, но, к сожалению, сопряжено с некоторыми неудобствами для пользователя. Это касается не только Viper V330, но и других плат на основе Riva 128. Во-первых, ограничение объема локальной видеопамяти у Riva 128 закрывает перспективы повышения производительности. Во-вторых, приходится воевать с драйверами, которые никак не доведут до ума.
ОЕМ-вариант Viper V330, который я тестировал, имеет шину PCI, что упрощает ее установку в компьютеры предыдущего поколения, в которых нет AGP. Размещенная на плате 100-мегагерцевая SGRAM-память объемом 4 мегабайта при наличии интегрированного 230-мегагерцевого преобразователя RAMDAC обеспечивает высокие разрешения и частоты разверток.
При максимальном поддерживаемом разрешении 1,600 х 1,200 пикселов и 65 тысячах цветов частота кадров достигает 85 Гц. Достаточно для использования Viper V330 в компьютерах, предназначенных для автоматизированного проектирования. Впрочем, для этого у нее маловата производительность. Зато для обычных приложений, для которых оптимален режим 1,024 х 768 пикселов, частота кадров может быть и 120 Гц (если ваш монитор вытянет), а число цветов - 65 тысяч или 16.8 миллиона.
По производительности 2D-графики как в обычных офисных приложениях, так и в профессиональных пакетах дизайна Viper V330 показала хорошие, но не лучшие результаты (см. диаграмму). Тестирование по Winbench 97 выполнялось на компьютере с 266-мегагерцевым Pentium II, 64 мегабайтами памяти и винчестером Quantum Fireball SE на 8.4 гигабайта. При установке 300- и 333-мегагерцевых процессоров тенденция сохранилась.
Небольшое отставание по производительности компенсируется наличием превосходного драйвера. В принципе, платы от Diamond всегда славились очень хорошими драйверами, и Viper V330 не стала исключением. Это при том, что сама nVIDIA до сих пор не выпустила окончательную версию reference-драйверов для своего чипа-бестселлера. Пока приходится пользоваться второй бета-версией, и надежда на выход окончательного релиза, который смогли бы встроить в свои драйверы производители плат на Riva 128, слабеет день ото дня.
Последняя версия драйвера к Viper V330 - ее номер 4.10.01.0126 - включает поддержку OpenGL и утилиту управления дисплеем InControl Tools 95. Этот драйвер почти не задает вопросов при инсталляции, добавляет пачку страничек в диалог "Свойства дисплея" и позволяет настраивать частоту кадров, положение картинки, меню и клавиши ускоренного переключения режима дисплея, выполнять цветовую коррекцию и т.п. Полный джентльменский набор. Кроме того, новые возможности появляются и у мышки. Щелчок левой кнопкой на свободном месте рабочего стола вызывает меню Start системы Windows. Сначала это может вас напугать, но потом оказывается даже удобным. Правая кнопка выдает обычное для рабочего стола контекстное меню, дополненное командами переключения режима и другими функциями InControl. Это меню можно настроить по своему вкусу.
Кстати, пару слов о инсталляции. Если вы собираетесь заменить плату в своем компьютере, сначала установите стандартный драйвер Super VGA 640 x 480 и только после этого замените плату. Установка драйвера Viper V330 выполняется при запуске программы инсталляции, то есть нестандартным для Windows путем. Если система при загрузке после установки Viper V330 найдет новое оборудование и начнет искать драйверы под него, мужественно отказывайтесь от услуг Plug & Play и потом запускайте программу инсталляции от Diamond.
Отличительная черта Windows-драйвера Viper V330 - повышенная четкость изображения при большой частоте кадров. Например, драйвер от похожей по архитектуре на Viper V330 платы ASUS V3000 при разрешении 1,024 х 768 пикселов при переключении на
85 Гц на моем мониторе выдает слегка размытые буквы. Viper V330 этим досадным заболеванием не страдает и при переходе с 75 на 85 Гц кадровой развертки (не так вредно для зрения) вы не испытываете никаких неудобств.
А вот, с точки зрения геймера, Viper V330 однозначно выигрывает в сравнении с ближайшими конкурентами - платами на базе того же чипа Riva 128. Причем тут она и оказалась быстрее конкурентов, и предложила больше сервиса, и выдала более качественную картинку. Производительность 3D-графики, измеренная с помощью популярных игровых программ, у Viper V330 немного лучше, что видно по диаграмме.
Особенно радует то, что Diamond встроила поддержку OpenGL в основной Windows-драйвер и вам не придется добывать в Интернет и устанавливать поверх обычного еще и бета-драйвер от nVIDIA. Правда, драйвер от Diamond не дает возможности поиграть с настройками параметров 3D-графики. Однако в Quake, как и в других играх, вы можете изменить яркость (гамму) изображения общепринятым способом, а не залезая для этого в реестр Windows, чтобы дописать нужные параметры вручную.
Впрочем, гибкость настройки 3D-параметров обеспечивается при использовании утилит для Riva 128, которых уже написано много, и найти их в Интернет не составляет труда. Рекомендую вам PowerStrip или EZ Tweak. С их помощью вы сможете выставить и объем памяти для текстур, и гамму и даже проверить работу платы. Особенно богата возможностями PowerStrip, настроек у которой, ей-богу, не меньше, чем у самой Windows 95. Впрочем, и без этих утилит вы получаете полноценную поддержку OpenGL и Direct3D. Игры обнаруживают установленные в системе драйверы, понимают их и не требуют хитроумных манипуляций с файлами, часто нужных для других 3D-карт.
Впрочем, в том же Quake II картинка могла бы быть получше (светлее и чище), но это, скорее всего, сказывается наследственность базового бета-драйвера nVIDIA. Подождем еще?
В целом же Diamond Viper V330 - отличная плата для 3D-игр и приложений. Она также хороша и для деловой графики, и для дизайнерских пакетов. Если учесть, что в розничной версии имеется еще и видеовыход (на моей ОЕМ-плате его не было), появится возможность поиграть на большом экране телевизора, что вызывает более сильные ощущения. Самый существенный недостаток платы Viper V330 - более высокая, чем у многих конкурирующих плат на Riva 128, цена. Как известно, за популярную и солидную марку всегда приходится доплачивать.
Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)
Плата предоставлена фирмой "Дилвест" - титульная страница
В кругах ценителей подвижных компьютерных игр имя Diamond Multimedia говорит многое. Впрочем, продукция этой фирмы пользуется успехом не только у геймеров. Ее уважают и многие профессионалы-дизайнеры. Естественно, как вы уже догадались, дальше речь пойдет о графических ускорителях.
Разнообразные графические карты не единственное, чем может гордиться компания Diamond. Но именно эти устройства подняли ее рейтинг у широкого пользователя. На протяжении уже нескольких лет 3D-акселераторы этой фирмы неизменно входят в число самых лучших. С этим соглашаются и проводящие обзоры компьютерные издания, и независимые эксперты. В прошлом году особый успех сопутствовал плате Viper V330 - универсальному графическому ускорителю, отлично подходящему как для интерактивной 3D-графики и игр, так и для приложений 2D-дизайна.
Плата Viper V330 выполнена на базе одного из хитов прошлого сезона - на чипе Riva 128 от компании nVIDIA. Применение этой микросхемы позволяет достичь неплохой производительности, но, к сожалению, сопряжено с некоторыми неудобствами для пользователя. Это касается не только Viper V330, но и других плат на основе Riva 128. Во-первых, ограничение объема локальной видеопамяти у Riva 128 закрывает перспективы повышения производительности. Во-вторых, приходится воевать с драйверами, которые никак не доведут до ума.
ОЕМ-вариант Viper V330, который я тестировал, имеет шину PCI, что упрощает ее установку в компьютеры предыдущего поколения, в которых нет AGP. Размещенная на плате 100-мегагерцевая SGRAM-память объемом 4 мегабайта при наличии интегрированного 230-мегагерцевого преобразователя RAMDAC обеспечивает высокие разрешения и частоты разверток.
При максимальном поддерживаемом разрешении 1,600 х 1,200 пикселов и 65 тысячах цветов частота кадров достигает 85 Гц. Достаточно для использования Viper V330 в компьютерах, предназначенных для автоматизированного проектирования. Впрочем, для этого у нее маловата производительность. Зато для обычных приложений, для которых оптимален режим 1,024 х 768 пикселов, частота кадров может быть и 120 Гц (если ваш монитор вытянет), а число цветов - 65 тысяч или 16.8 миллиона.
По производительности 2D-графики как в обычных офисных приложениях, так и в профессиональных пакетах дизайна Viper V330 показала хорошие, но не лучшие результаты (см. диаграмму). Тестирование по Winbench 97 выполнялось на компьютере с 266-мегагерцевым Pentium II, 64 мегабайтами памяти и винчестером Quantum Fireball SE на 8.4 гигабайта. При установке 300- и 333-мегагерцевых процессоров тенденция сохранилась.
Небольшое отставание по производительности компенсируется наличием превосходного драйвера. В принципе, платы от Diamond всегда славились очень хорошими драйверами, и Viper V330 не стала исключением. Это при том, что сама nVIDIA до сих пор не выпустила окончательную версию reference-драйверов для своего чипа-бестселлера. Пока приходится пользоваться второй бета-версией, и надежда на выход окончательного релиза, который смогли бы встроить в свои драйверы производители плат на Riva 128, слабеет день ото дня.
Последняя версия драйвера к Viper V330 - ее номер 4.10.01.0126 - включает поддержку OpenGL и утилиту управления дисплеем InControl Tools 95. Этот драйвер почти не задает вопросов при инсталляции, добавляет пачку страничек в диалог "Свойства дисплея" и позволяет настраивать частоту кадров, положение картинки, меню и клавиши ускоренного переключения режима дисплея, выполнять цветовую коррекцию и т.п. Полный джентльменский набор. Кроме того, новые возможности появляются и у мышки. Щелчок левой кнопкой на свободном месте рабочего стола вызывает меню Start системы Windows. Сначала это может вас напугать, но потом оказывается даже удобным. Правая кнопка выдает обычное для рабочего стола контекстное меню, дополненное командами переключения режима и другими функциями InControl. Это меню можно настроить по своему вкусу.
Кстати, пару слов о инсталляции. Если вы собираетесь заменить плату в своем компьютере, сначала установите стандартный драйвер Super VGA 640 x 480 и только после этого замените плату. Установка драйвера Viper V330 выполняется при запуске программы инсталляции, то есть нестандартным для Windows путем. Если система при загрузке после установки Viper V330 найдет новое оборудование и начнет искать драйверы под него, мужественно отказывайтесь от услуг Plug & Play и потом запускайте программу инсталляции от Diamond.
Отличительная черта Windows-драйвера Viper V330 - повышенная четкость изображения при большой частоте кадров. Например, драйвер от похожей по архитектуре на Viper V330 платы ASUS V3000 при разрешении 1,024 х 768 пикселов при переключении на
85 Гц на моем мониторе выдает слегка размытые буквы. Viper V330 этим досадным заболеванием не страдает и при переходе с 75 на 85 Гц кадровой развертки (не так вредно для зрения) вы не испытываете никаких неудобств.
А вот, с точки зрения геймера, Viper V330 однозначно выигрывает в сравнении с ближайшими конкурентами - платами на базе того же чипа Riva 128. Причем тут она и оказалась быстрее конкурентов, и предложила больше сервиса, и выдала более качественную картинку. Производительность 3D-графики, измеренная с помощью популярных игровых программ, у Viper V330 немного лучше, что видно по диаграмме.
Особенно радует то, что Diamond встроила поддержку OpenGL в основной Windows-драйвер и вам не придется добывать в Интернет и устанавливать поверх обычного еще и бета-драйвер от nVIDIA. Правда, драйвер от Diamond не дает возможности поиграть с настройками параметров 3D-графики. Однако в Quake, как и в других играх, вы можете изменить яркость (гамму) изображения общепринятым способом, а не залезая для этого в реестр Windows, чтобы дописать нужные параметры вручную.
Впрочем, гибкость настройки 3D-параметров обеспечивается при использовании утилит для Riva 128, которых уже написано много, и найти их в Интернет не составляет труда. Рекомендую вам PowerStrip или EZ Tweak. С их помощью вы сможете выставить и объем памяти для текстур, и гамму и даже проверить работу платы. Особенно богата возможностями PowerStrip, настроек у которой, ей-богу, не меньше, чем у самой Windows 95. Впрочем, и без этих утилит вы получаете полноценную поддержку OpenGL и Direct3D. Игры обнаруживают установленные в системе драйверы, понимают их и не требуют хитроумных манипуляций с файлами, часто нужных для других 3D-карт.
Впрочем, в том же Quake II картинка могла бы быть получше (светлее и чище), но это, скорее всего, сказывается наследственность базового бета-драйвера nVIDIA. Подождем еще?
В целом же Diamond Viper V330 - отличная плата для 3D-игр и приложений. Она также хороша и для деловой графики, и для дизайнерских пакетов. Если учесть, что в розничной версии имеется еще и видеовыход (на моей ОЕМ-плате его не было), появится возможность поиграть на большом экране телевизора, что вызывает более сильные ощущения. Самый существенный недостаток платы Viper V330 - более высокая, чем у многих конкурирующих плат на Riva 128, цена. Как известно, за популярную и солидную марку всегда приходится доплачивать.
Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)
Плата предоставлена фирмой "Дилвест" - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1998 год в рубрике hard :: video