И AGP, и 3D могут стоить совсем немного

И AGP, и 3D могут стоить совсем немного



Покупатель уже смирился с тем, что в его машине должен стоять графический ускоритель. И не простой, а 3D. Волнует только вопрос, сколько придется сверху отстегнуть за технологические новшества.

Помните историю с ММХ? Придумала Intel для своих процессоров десяток новых команд, назвала их технологией ММХ и заставила всех задуматься. Конкуренты стали ломать голову, как и в свои процессоры встроить такие же команды. Пользователей озадачили вопросом, на кой черт им эти новые команды нужны. Деньги за них платишь, а работают ли с ними хоть какие-то программы, не понятно. Но и программисты не дремлют. В спешном порядке они начали адаптировать свои продукты к ММХ. Говорят, даже эффекта добились. Но в любом случае сегодня вам уже не удастся купить новую машину без этих команд.

Нечто подобное наблюдается и с 3D-графикой. Что она должна быть трехмерной, решили, с нами не посоветовавшись. Начали изо всех сил повышать 3D-производительность. Отвергли шину PCI, к которой в свое время тоже масса вопросов была. Придумали новую шину AGP, специально для графики. И начали делать акселераторы. Сначала дорогие, но вот уже появились и вполне доступные массовому пользователю. Что они из себя представляют?

Например, возьмем графическую плату LuckyStar T-985. Она построена на базе чипа Trident 3DImage 985, оснащена 4 мегабайтами памяти и шиной AGP. Стоит совсем недорого - меньше полусотни баксов. Хороший способ приобщиться к современным технологиям? Приобщиться - да, воспользоваться - вряд ли. Но обо всем по порядку.

Начнем с чипа, который, как обычно, определяет возможности графической платы. Как и другие фирмы, выпускающие контроллеры для видеоплат, Trident Microsystems, Inc. не могла остаться в стороне от моды на 3D-графику. Она не успела попасть в пионеры этого перспективного дела, но свой вариант разработала.

В чипе 3DImage 985 реализованы все функции обычного Windows-ускорителя. Среди них поддержка 8-, 16-, 24- и 32-битового цвета. Набор аппаратно реализованных функций графического пользовательского интерфейса Windows GUI, включая аппаратный курсор, рисование линий, векторных полигонов и т.д. При 4 мегабайтах памяти плата LuckyStar T-985 поддерживает разрешения до 1,600 х 1,200 пикселов в 16-битовом цвете. При наиболее распространенном разрешении 1,024 х 768 пикселов частота кадров составляет 75 Гц.

Как Windows-ускоритель, плата LuckyStar T-985 при тестировании показала совсем неплохие результаты. Разумеется, если учитывать не только скорость, но и сколько за нее пришлось заплатить. Для измерений я применял стандартные тесты ZDLabs WinBench 97, представляющие собой замер времени на работу двух наборов типовых приложений - для деловой графики (Business Graphic WinMarks 97) и профессионального дизайна (High-End Graphics WinMarks 97). Тесты, результаты которых приведены на диаграмме, выполнялись на компьютере с процессором Pentium II 266 МГц при разрешении 1,024 х 768 пикселов и 16-битовом цвете.

Уступив в 2D-скорости многим более дорогим картам, LuckyStar T-985 смогла тем не менее обогнать такие популярные у нас платы, как Helios 3D Voodoo Rush и ASUS 3DP-V264GT/Pro. Причем как для бизнес-приложений, так и для профессиональных графических программ. Так что для работы эта плата совсем неплоха. И дешевая, и характеристики на приличном уровне.

Кроме того, у чипа 3DImage 985 имеются кое-какие возможности для 3D-графики. В частности, MIP-текстурирование, билинейная фильтрация и перспективная коррекция текстур, закрашивание по алгоритму Гуро, совместимые с OpenGL операции смешивания. Производительность 3D-энжина тоже довольно высока - до 1.2 млн. полигонов и до 67 млн. текстурированных пикселов в секунду. Правда, новейший чип Riva TNT от прославившейся в последние годы на 3D-графике nVIDIA работает куда быстрее - 8 млн. полигонов и 250 млн. пикселов. И стоит раз в пять дороже.

Кому нужна эта самая 3D-графика? Есть приложения, которые с ней работают. Среди них системы автоматизированного конструирования, трехмерной компьютерной анимации, твердотельного моделирования и еще кое-какие специальные научные приложения. Предпринимаются попытки скрестить 3D-графику с Web и даже бизнес-программами, но пока результаты не утешительны. И, конечно, море разливанное всевозможных игровых программ - стрелялки, бродилки, леталки, гонки...

Так вот, для серьезной работы надо меньше, чем для развлечений. Пороки, как водится, стоят дороже. Оценить 3D-производи-тельность LuckyStar T-985 по популярным игровым программам мне не удалось. Я не нашел к этой плате драйвера OpenGL, необходимого для Quake, а с играми Turok и Forsaken, использующими интерфейс Direct3D, эта плата не сошлась характером. Впрочем, даже судя по описанию, ее набор 3D-функций слабоват для игрушек, хотя, быть может, и достаточен для серьезных приложений.

Чип Trident 3DImage 985 обладает еще и встроенными возможностями видео, но на плате Lucky-Star T-985 для них не нашлось места.

В общем, плата LuckyStar T-985 совсем неплоха для Windows-приложений, включая и обычные программы для работы с текстом и данными, и деловую графику, и профессиональную обработку изо-бражений. По разрешениям и глубине цвета она удовлетворит большинство пользователей. Ее 3D-возможности недостаточны для игр (да и не все 3D-игры с ней пойдут), и для профессионального применения вы, наверное, тоже предпочтете приобрести более дорогую и знаменитую плату. Если же такими штучками, как 3D-анимация, вы занимаетесь любительски, то желаю успеха. Только придется поискать драйверы посвежее и, если повезет, поддерживающие OpenGL.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой SkySystems
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета