Лежат ли деньги под ногами?

Лежат ли деньги под ногами?

Недаром говорят, что реклама - двигатель торговли. Она же является движущей силой средств массовой информации. Олимпийские игры, тран-слируемые по всем телеканалам, - это тоже реклама. В сущности, подавляющая часть всего, что нас окружает и к чему мы все привыкли, только на рекламе и держится.

Суммарная стоимость всех ресурсов Интернет давно перевалила за триллионы долларов (особенно, если посчитать стоимость времени, авторских прав и всего того, что делается "за интерес", хотя вполне может быть оплачено), но киберпутешественники платят в основном лишь за трафик, ну еще может быть ежемесячную абонентскую плату. Остальное все привыкли получать совершенно даром. Причем сия дармовщина вовсе не ассоциируется с низким качеством или ограниченными возможностями. Наоборот, почти все из этого "бесплатного" вообще лучшее в мире. Все это оплачивается деньгами рекламодателей и, надо сказать, очень немалыми деньгами, что нередко наводит на мысль, мол, настала эра техногенной "золотой лихорадки". Для того чтобы заработать один миллиард на продаже самолета, нужно сначала вложить миллиардов десять в его строительство (возвести конструкторское бюро, возвести завод, нанять персонал, закупить оборудование, получить сырье, сам самолет построить). Для того чтобы заработать один миллион на программных продуктах, надо потратить меньше, примерно триста-четыреста тысяч на разработку самой программы, на ее издание, рекламу, организацию каналов сбыта и служб сервисной поддержки.

Куда ни кинь - всюду клин! Везде требуется вложить прорву денег и "заморозить" их на длительное время, прежде чем наметится хоть малейшая надежда на отдачу. Понятно, что далеко не всем по карману начать свое дело. Тем не менее, подобная ситуация отнюдь не нова для Истории Человечества. В свое время желающие быстро разбогатеть стремились в Британскую Индию, позднее - в испанскую Вест-Индию, еще позднее - пиратствовать в Карибское море, потом - на Дикий Запад за дармовой землей, после этого - две "золотые лихорадки" (в Калифорнии и на Аляске). Теперь настала пора Интернет.

Внешне, Интернет обладает всеми чертами "золотого дна". Паутина не имеет границ, что позволяет оперировать огромным количеством потенциальной читательской аудитории, исчисляющейся миллиардами человек. Причем начальные затраты не просто малы, они смехотворны. Персональный компьютер чаще всего уже есть и его стоимость в расчет можно не принимать. Стоимость програм-много обеспечения также чрезвычайно мала, если об этом вообще можно говорить в нашей стране. Для того чтобы сделать собственную страницу, иным мастерам достаточно всего максимум недели. Сопровождение сайта занимает не более одного часа в день. На первый взгляд, никаких дополнительных расходов не требуется. Многие серверы бесплатно предоставляют место для размещения страницы и адрес электронной почты. Поисковые службы, даже такие известные и популярные, как Yahoo (www.yahoo.com), готовы совершенно даром зарегистрировать вас в своей информационной базе. Учитывая средний уровень посещаемости таких мест в полтора-два миллиона обращений в сутки, можно сказать, что мировая реклама обеспечена.

Остается найти рекламодателей и приготовить большую лопату. Исследовательская группа Jupiter Communications (www.jup.com) провела свои расчеты и опубликовала отчет, в котором оценивает общий объем рекламных денег в Интернет цифрой в пять миллиардов долларов на 2000-й год. Если это не золотая жила, то тогда я ничего не понимаю в геологии.

Со скоростью эпидемии гриппа Интернет охватила мания по имени "сотвори себе страницу и подыми из-под ног длинный бакс". Сегодня количество частных страниц во Всемирной Паутине едва ли не превышает общую численность населения нашей планеты. Кроме того, создали свои web-страницы и многочисленные фирмы, решившие освоить дармовой, но внешне сверхдоходный источник получения прибыли. Не обошла сия напасть и русскую часть Сети. Более того! Именно с Интернет многие начинающие программисты связывают свои надежды, если не разбогатеть сказочно, то во всяком случае получить не слишком обременительный источник постоянного приличного дохода. Теперь отличительной чертой "русской Интернет" стали клубы бесплатного обмена рекламными баннерами и обязательным наличием на странице огромной надписи "тут могла бы быть ваша реклама".

Как говорится, "и коню понятно", что она могла бы быть. Вопрос в том, почему ее там до сих пор нет? Вокруг носятся миллиарды долларов, а рекламы все нет и нет. Причем попытки принудительно "ткнуть носом" рекламодателя в собственный сайт чаще всего приводит не к заключению долгожданного контракта на размещение рекламы, а к значительному ухудшению отношений с ним. Что происходит? Почему при внешней эффективности в Интернет побеждают считанные единицы, в то время как в аутсайдерах остаются девять из каждых десяти стартовавших?

Как ни печально, но ответ лежит не в области программирования или дизайна, а в области обычной математики средних классов. Перед тем как получить деньги от инвестора (предположим, такого удалось отыскать), всегда необходимо ответить на простой вопрос - кто будет платить за банкет? И несмотря на всю виртуальность, вариантов существует всего два. Если предлагаемый "товар" настолько ценен, что за его получение потребители согласны расстаться с некоторым количественным денежных знаков, то доступ к сайту можно смело сделать платным и вопрос отпадет сам собой. В противном случае, не остается иного выхода, как уповать на ажиотаж среди рекламодателей. Сама страница внешне остается бесплатной для посетителей, что позволяет привлекать новых читателей, вместо того чтобы отпугивать их требованием ввести код доступа. И тут вступает в свои права элементарная математика, которая утверждает, что даром в Интернет можно только разориться.

Не секрет, что абсолютная халява бывает только в мышеловках. Халявные ресурсы Интернет не так уж и бесплатны. Во всяком случае, если с вас действительно не собираются брать деньги, то и перечень предоставляемых услуг в этих места чрезвычайно ограничен и не позволяет создать полноценный источник доходов. Зачастую такие местах предоставляют до смешного мало дискового пространства и запрещают его коммерческое использование. Одного мегабайта вполне достаточно для размещения краткого рассказа о себе и фотографии своей любимой кошки, но чрезвычайно мало для создания даже скромного иллюстрированного журнала. Не говоря уже об организации виртуального магазина. Да и предоставляемых владельцами сервера прав не достаточно для организации даже половины минимально необходимых сервисов. Моя собственная страница занимает полтора мегабайта, хотя содержит всего два десятка небольших статей и минимальное количество графики. Всяких там "обратных связей", "гостевых книг" и прочих радостей на ней нет, тем не менее - полтора мегабайта...

Но свою страницу я изначально ориентировал на "некоммерческое" применение, поэтому подобные проблемы для меня не актуальны. В то время как финансовый прицел с самого начала требует определенного просчета. В Интернет сегодня опубликовано довольно много всевозможных прайс-листов, на основе которых можно получить "усредненную" смету расходов по созданию и содержанию собственного коммерческого проекта web-страницы. Я преднамеренно не пользуюсь "западными" цифрами. Там все стоит гораздо дороже. "Наши" расценки значительно ниже. Сто мегабайт дисковой емкости обходится примерно в сто долларов ежемесячно. Програм-мное обеспечение, если за него платить, стоит ориентировочно пятьсот долларов единоразово. Ну и сама Интернет обойдется долларов в тридцать-пятьдесят за регистрацию и столько же каждый месяц за четыре-пять "бесплатных" часов доступа. Все, что сверх, - полтора доллара за час. Не слишком жлобствуя, но и не транжиря время понапрасну, долларов в триста-четыреста в месяц уложиться можно. Получается, что за один год требуется израсходовать от пяти до шести тысяч долларов. Это если не брать в расчет зарплату, расходы на поиск и подготовку материала к публикации, открытие и обслуживание расчетного счета. Даже если все делать будет один "универсал", способный и "графику сделать", и "дизайн облагородить", и "стилистику обеспечить", и секретаря-машинистку заменить, то долларов триста в месяц ему все равно понадобится, что подымает нижнюю планку годовых расходов почти до десяти тысяч "зеленых". Не следует забывать, что живем мы не в Америке, и банки просто так счета не открывают. Да и сами счета у нас разные. Частный счет в Сбербанке не позволяет оперировать им как обычным расчетным. Дело даже не в том, что сам банк быстро возьмет вас "на карандаш", а в том, что организации не в состоянии просто так переводить деньги на частные счета и налоговые органы интересуются подобными проводками в самую первую очередь... Отсюда вытекает необходимость официальной регистрации юридического лица (расход денег) и получения учетного номера налогоплательщика (не только трата средств на саму процедуру, но еще и ежемесячные немилосердные поборы). Таким образом, к уже "набежавшим" десяти тысячам неизбежно еще прибавляются очень немалые суммы, в некоторых случаях способные минимум даже удвоить. А что говорят желающие "застолбить свой золотоносный участок"? "Ну, мы найдем спонсора, который все оплатит, или привлечем рекламодателей..."

А теперь давайте подсчитаем: при "стандартной" стоимости одного показа рекламного баннера в два цента за год требуется, как мининум, "продать" двести пятьдесят восемь тысяч показов или двадцать одну с половиной тысячу показов в месяц, или семьсот семнадцать показов в день. Налоги и минимальная зарплата персоналу требуют удвоения "минимальных" показателей "показов". Элементарная математика: хотите заработать деньги - исхитритесь добиться, как минимум, полутора тысяч показов рекламного баннера. Один показ длится, в среднем, около минуты, значит минимальная длительность посещения сайта должна быть никак не менее полутора-двух тысяч минут, что равняется двадцати пяти часам - минимум. Если учесть мировую статистику, то в "цивилизованном" мире одно посещение длится от десяти до пятнадцати минут. В русской части Интернет этот показатель еще меньше. Слишком уж дорого стоит каждый час киберпутешествия по "нашим" доходам. Таким образом получается, что вашу страницу ежедневно должны посещать, как минимум, двести-триста человек, а с учетом всяких "случайных" прохожих, которые приводят к обновлению счетчика, но не задерживаются на странице, - и того больше, до пяти сотен посещений. Причем даже сто посещений в день сверх минимальной нормы принесут всего один-два доллара, или тридцать-шестьдесят "баксов" в месяц... Заметьте, все расчеты построены на предположении стопроцентной продаваемости рекламной площади вашей страницы. Возьмите электронную таблицу и постройте график зависимости между объемом минимально необходимого для "выживания" количества ежедневных посещений и процентным отношением "проданного" рекламного места. При пятидесятипроцентном уровне продаваемости нужно обеспечить гарантированность, как минимум, тысячи обращений на вашу страницу в сутки.

На практике подобное обеспечить не так уж и просто, как кажется. Именно поэтому страниц в Интернет много, а победителей в финансовом соревновании так же мало, как нашедших свою золотую жилу и разбогатевших на ней в Калифорнии в эпоху пресловутой "золотой лихорадки".

Нельзя не признать, что в специализированных областях математика малость отличается от той, которую использую я. Дело в том, что любое "особое" место или "особая" тема обычно сопряжена и с "особыми" расценками. Так, официальные расценки в области, к примеру, торговли оружием где-то на порядок выше стоимости рекламных услуг в любой другой области. Но и рынок потенциальных читателей в любой "специализированной" области значительно уже...

Не менее важной является проблема поиска своего "места под солнцем". Без серьезной маркетинговой работы и через десять лет вашу страницу будут знать лишь только ваши знакомые. В то время как говорить о какой-либо коммерческой эффективности web-страницы можно лишь при довольно высоких показателях посещаемости, достижимых лишь по истечении достаточно продолжительного времени. Такими показателями далеко не все страницы могут похвастаться. Откровенно говоря, таких мест вообще раз-два и обчелся. Три-четыре русскоязычные поисковые службы, пяток журналов типа "Паравозов-ньюс" и все... Между прочим, Интернет за границей стоит перед аналогичными проблемами. Cnet (ww.cnet.com) продает не более восьмидесяти процентов рекламной площади. Менее известные места не могут похвастаться и семидесятью процентами. Даже очень популярные серверы, но ориентированные на всех без исключения, например, та же Yahoo, продает всего двадцать процентов рекламных баннеров...

Естественно, везде и всегда выигрывали самые хитрые и самые смекалистые. Можно попробовать огорошить мир неслыханно низкими расценками, можно придумать своему сайту малость сексуальное название, и будьте уверены - в поисках "клубнички" к вам повалят, но, не найдя желаемого, так же быстро удалятся. Возникает классический замкнутый круг: мелкие, никому не известные страницы мало интересны рекламодателям, а рекламные агентства получат больше головной боли, чем коммерческой выгоды от возможных комиссионных при продаже практически бросовых рекламных площадей. Придется не только экономить длительное время на собственной зарплате, но и рекламодателей искать самостоятельно. А они (потенциальные рекламодатели) обязательно воспользуются неотъемлемым правом задать ряд крайне трудных и неудобных вопросов. Например, кто конкретно посещает вашу страницу: взрослые, дети, мужчины, женщины и т.д. Какие материалы пользуются наибольшей популярностью и какой именно. Как часто обновляется страница, откуда "приходят" большинство посетителей. И можно быть совершенно уверенным, что кроме скромной цифры общего количества посетителей, вы сказать ничего не сможете, что вряд ли покажется им убедительным основанием для заключения с вами рекламного контракта. Не удивляйтесь, если вас попросят обеспечить пятьдесят-сто тысяч показов бесплатно - для проверки эффективности. Подумайте реально, насколько это в ваших силах? Только не забывайте, что статистика - наука упрямая, и она утверждает, что среднестатистический "буржуйский" сайт продает рекламу в несколько раз дешевле, чем именитый, в котором при размещении рекламы первостепенное значение играет известность торговой марки. Так, реклама на web-странице местной белорусской фирмы ни при каких условиях не сможет тягаться с такими известными местами, как сервер IBM.

Естественно, нельзя не задать вопрос: каким образом при подобном раскладе некоторые ухитряются не только сводить концы с концами, но еще и зарабатывать приличные деньги, миллионы долларов к примеру? Ответ прост - совместительством. Долевым участием в разных журналах, газетах, дизайнерских компаниях, помогают продавать авиационные билеты, обеспечивают международное бронирование мест в гостиницах. При этом Интернет служит лишь средством, а не непосредственным источником зарабатывания денег. Деньги дают акционеры, купившие акции, коих выпущено десятками тысяч. Вообще-то, можно сказать, что поисковая служба для Yahoo скорее альтруизм, чем работа. Хотя реклама позволяет такой альтруизм несколько удешевить. Получается, что известность логотипа, при явной убыточности, обеспечивает привлекательность всяких других проектов, гораздо менее привлекательных, но несопоставимо более прибыльных. А они компенсируют расходную часть бюджета непосредственно поисковой службы.

Только не стоит отчаиваться, если кому этот рассказ покажется чересчур уж мрачным. Ну, во-первых, в любой мышеловке есть дырочки, а кот для того и живет, чтоб мыши не жирели (это не я придумал), а во-вторых, для нашей страны все только начинается и говорить о том, что правила игры сформировались тут окончательно, еще слишком рано.

Давным-давно, в ноябре 1995 года, Дмитрий Вернер, ученый-астрофизик (даже не программист вовсе), ради интереса стал публиковать в Интернет анекдоты, собранные им по всяким источникам. Так появились знаменитые "Анекдоты из России". Очень быстро из малоизвестной частной страницы "Анекдоты" превратились в оживленное место и получили собственное доменное имя (www.anekdot.ru). Содержание страницы в течение полутора лет требовало всего двух часов в сутки. Со временем, просто свалка анекдотов "обросла механизацией", собственной поисковой системой, стала публиковаться рейтинговая таблица популярности и, уж совсем редкость в те годы, рассылка заказанных анекдотов по электронной почте. Такой подход завоевал популярность, и в первом квартале 1997 года "Анекдоты из России" завоевали приз популярности поисковой системы Rambler (www.rambler.ru/top100/), до этого принадлежавший странице фирмы "Россия-Он-Лайн" - ведущему провайдеру услуг Интернет в России.

Пример "Анекдотов" поучителен еще и потому, что показывает многие, доселе мало изученные, стороны развития крупных Интернет-проектов. Рост популярности принес и более чем ощутимое количество возмущенной корреспонденции. Клиентов мало заботило, почему произошел тот или иной сбой баннеров, картинок или даже самой связи. Возникла классическая ситуация переходного периода, свойственная любой нормальной фирме. Работы - выше крыши. Заказчики, т.е. рекламодатели, постоянно задерживают оплату. "Благодарные" клиенты дают о себе знать только заявками на анекдоты да безжалостной критикой недостатков. Надо заметить, что некоторая обезличенность Сети приводит к резкому росту безответственных и крайне резких высказываний почем зря. В результате - ни благодарности, ни денег, ни удовольствия и никаких перспектив... Многие на этом ломаются. Подкосило это и Дмитрия Вернера. Он официально объявил о прекращении существования "Анекдотов" и стал активно все "сворачивать". К счастью, нашелся покупатель, способный просто выложить за популярное место очень достойную сумму и сразу же очутиться среди лидеров нового рынка. Его "купила" корпорация NetSkate (www.netskate.ru). Теперь "Анекдоты" опять выходят, очень популярны и даже, если верить новостям, вот-вот станут выходить в виде юмористического бумажного журнала.

Как видите, пример чрезвычайно наглядный. И он, к счастью, далеко не единственный. Журналисты, естественно, малость преувеличивают текущую "золотоносность" Интернет и размер валяющихся под ногами самородков, но это вовсе не означает полную бесперспективность каких-либо коммерческих начинаний в Паутине. Ищите. Боритесь. Дерзайте. Популярная поисковая служба может быть вполне "продана" зарубежному партнеру и тем самым превратится в иностранный филиал. Сайт с материалами общего назначения можно превратить в популярный журнал и предложить "с потрохами" обеспеченному предприятию, специализирующемуся на Интернет, на предоставлении услуг или занимающемуся чем-нибудь еще, но знакомому со спецификой работы в Сети. Да и сама "русская" часть Интернет растет, как заросли бамбука. Расценки на доступ с каждым месяцем заметно падают, а это увеличивает общую численность всяких шатающихся по Паутине. Не стоит забывать, что в бывшем Советском Союзе не так давно проживало двести пятьдесят миллионов человек, а это больше, чем в США и Канаде вместе взятых... И если не все, то большая часть из них в самое ближайшее время доступ к Сети получат... Вот уж когда действительно станет тесно, а пока - дорог на порядок больше, чем путников.

Дополнительные материалы читайте в журнале "Internet" (www.internet.ru).

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета