Почты бывают всякие

Почты бывают всякие

Судя по всему, самым первым видом почты была голубиная. Естественно, ни о какой строгой системности не могло быть и речи, но должную степень оперативности сизокрылые почтальоны все же обеспечивали. Несколько позднее в разных странах стала возникать фельдегерская служба. Из нее постепенно выкристаллизовалась та почта, к которой мы все привыкли. С почтамтами, индексами и филателистическими марками.

До тех пор, пока основной объем информации существовал в бумажном виде, обычная почтовая система вполне удовлетворяла запросам населения. В конце концов, толстую книгу можно отправить бандеролью, а что-нибудь срочное - телеграммой. И все бы было хорошо, но придумало человечество такую странную штуку - компьютер, которая оперировала уже не с бумажным, а с чисто электронным представлением информации. Естественно, очень скоро возник вопрос - а каким образом можно передать из точки "А" в точку "Б", например, обычный файл. Первое время применялся вполне обычный прием. Файлы пересылались на твердом носителе, например, перфокартах, дискетах или магнитной ленте. Однако больно накладно выходило каждый раз тратиться на недешевый носитель. Даже я застал еще те времена, когда пятидюймовая дискета на шестьсот сорок "Ка" стоила более пяти долларов. Довольно быстро практически любая крупная компания или банк обзавелись собственным вычислительным центром, и проблема удобной передачи электронных данных стала со всей остротой.

Вскоре проблема была решена. Так как массовой операционной системой того времени была ОС UNIX, то методика передачи данных (это называется "протокол") разрабатывалась под нее. Позднее, с появлением персональных компьютеров, Дисковой Операционной Системы (ДОС) и массовым распространением модемов, система электронной почты приспособилась к новым условиям, как еще позднее она адаптировалась к Интернет.

Электронная почта (или E-mail) получила огромное распространение прежде всего из-за своего потрясающего удобства. Обычный почтовый ящик, в лучшем случае, висит в подъезде, и любой проказник может вытащить оттуда только что прибывший журнал или просто поджечь содержимое. Если же обзавестись абонементной ячейкой в местном почтовом отделении, что далеко не всегда возможно (ящиков на всех не хватает), то придется каждый день таскаться на почту. Даже тогда, когда ящик пуст. Прибавьте к этому жесткую зависимость от календарного графика рабочих и выходных дней, схемы движения почтовых вагонов и наличия на почте нужного количества людей, которые рассортируют всю пришедшую корреспонденцию. При этом, отправляя свои письма, приходится постоянно помнить о размере и типе конвертов, а также количестве и виде наклеенных на него марок.

Когда же обычный человек попадает в мир почты электронной, то складывается полное впечатление, что он оказывается на другой планете. Во-первых, для того чтобы добраться до почтового ящика, нет нужды куда-либо ходить. Это делается посредством компьютера и модема. Во-вторых, электронный ящик куда как надежнее обычного. Теоретически, например, тот же системный администратор может просмотреть его содержимое, но только при условии, что вы сами обменивались открытыми письмами и не применяли никаких мер шифрования. Однако сисадмины крайне редко лазят по чужим ящикам - и без того хватает забот. В-третьих, что самое приятное, система адресов электронной почты едина для всего мира, и вы не будете ломать голову над вопросом - "а как в какой-нибудь отдельно взятой забугряндии принято писать адрес. Начиная с номера дома или с имени любимой кошки домуправа?". А в-четвертых, для E-mail не существует выходных, праздников или нерабочего времени. Таким образом, работа с электронной почтой доставляет одно удовольствие. Находясь за своим компьютером, можно легко общаться со всем миром. Это удобство породило два массовых ныне явления: эхо-конференции и рекламу по электронной почте.

Эхо-конференции являются своего рода электронным аналогом обычного собрания "кружка по интересам". Каждый участник может написать свое обращение на заданную тему и отправить его на определенный почтовый сервер. Тот, получив очередное письмо, приобщает его к пакету других авторов и автоматически рассылает по адресам, указанным в списке подписчиков. Для того чтобы попасть в этот список, обычно нужно просто прислать соответствующим образом заполненную заявку. Одни конференции рассылаются даром, другие - требуют оплаты. Их перечень и условия обычно можно получить у вашего провайдера. Такой сервис уже давно стал стандартным.

Реклама по E-mail не столь однозначна, как, например, эхо-конференции, так как отправка хотя бы сотни писем в электронном виде не требует наличия того же ксерокса и куда быстрее. Программное обеспечение позволяет взять всего один текст и указать список адресов, по которым его следует разослать. Учитывая смехотворно низкую относительную себестоимость электронной почты (проверено на собственном опыте), рассылка тысячи рекламных буклетов обычным способом обходится практически на один-полтора порядка дороже, и, что куда важнее, несопоставимо дольше. Однако медаль, как ей и положено, имеет две стороны. В последнее время доходным бизнесом стала продажа баз данных электронных почтовых адресов желающим устроить массированную рекламную компанию своего товара или услуг. В США это привело к солидной проблеме, когда совершенно незаинтересованные люди вынуждены платить приличные деньги за перекачивание огромнейшего количество совершенно ненужной им информации.

Однако в целом, электронная почта приносит значительно больше пользы, по сравнению с теми неудобствами, которые с ней связаны. Другое дело, что мир вычислительной техники весьма разнообразен и разнолик, что порождает определенные трудности для людей, пользующихся компьютерами. Внешне все выглядит довольно-таки просто и логично. На планете существует сеть базовых компьютерных узлов с четко оговоренными адресами. Такие компьютеры именуются хостами. Каждый хост может являться также вершиной пирамиды из локальных серверов, с ним связанных. Такая пирамида называется домен. Каждый домен имеет свое общее имя. В каждом домене можно организовать сколь угодно большое количество серверов электронной почты. Этот сервер сродни обычному почтовому отделению. В нем можно создать сколь угодно большое количество индивидуальных почтовых ящиков.

На практике это выглядит следующим образом. Электронный адрес состоит из четырех основных элементов: [имя индивидуального ящика] [разделитель, в качестве которого всегда используется символ "эт", - @] [имя почтового сервера] [имя домена]. Когда вы отправляете письмо, оно попадает в ваш индивидуальный почтовый ящик. Ящик состоит из двух отделений: входящие и исходящие. Все, что вы хотите отправить, попадает, естественно, в исходящие. Почтовый сервер периодически опрашивает все исходящие отделения и пересылает их содержимое адресатам. В качестве адресата, на первом этапе, рассматривается имя домена. Это все равно, что получателем письма, адресованного в Вашингтон, округ Колумбия, в первую очередь станет хост, обслуживающий Соединенные Штаты Америки. Поступив туда, соответствующий компьютер пересылает корреспонденцию на указанный адрес почтового сервера получателя. А тот, в свою очередь, занимается раскладкой писем по отделениям "входящие" индивидуальных почтовых ящиков. Реальная система, конечно, несколько сложнее и имеет ряд тонкостей и особенностей, но обычному пользователю эти детали практически ничего не говорят. Так что мы их оставим в стороне. Главное - представить общий механизм работы.

На практике, пользователи электронной почты сталкиваются только с двумя проблемами и одной задачей. Первая проблема заключается в том, что и по сей день эксплуатируются несколько операционных систем, что породило несколько протоколов передачи данных. Первоначально, все, что от E-mail требовалось, это переслать некоторое количество символов текста из одной точки в другую. Поэтому первый протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) был предназначен исключительно для передачи символов ASCII. Практически все клиентские программы, работающие под ДОС, используют именно этот протокол. Теоретически, любое электронное письмо не выходит за рамки ASCII. Оно состоит из обычного текста и может быть легко передано с помощью SMTP.

Однако в реальной жизни, как это частенько случается, возникает вторая проблема, связанная опять же с весьма своеобразным пониманием понятия "стандарт" в мире вычислительной техники. Дело в том, что информация в кибернетическом пространстве кодируется. Так, в области кодирования текста существуют стандарты Ср1251 и KOI-8. Вообще-то, их несколько больше, но эти применяются наиболее часто. Все "оконные" операционные системы фирмы Microsoft, активно продвигаемые для серверов различного назначения, оперируют в Ср1251. Все, что функционирует под UNIX, зачастую работает в KOI8. Для адекватного обмена данными между ними существуют так называемые шлюзы.

Задача шлюза заключается в перекодировке данных при их передачи из одной сети в другую. Допустим, ваш провайдер пользуется UNIX, таким образом ваше письмо будет закодировано в KOI-8. Сервер домена, например, работает под Windows NT, значит шлюз "перегонит" ваше письмо в Ср1251. По пути может оказаться, что требуется обратная перекодировка, а потом опять в Ср1251, потому что получатель корреспонденции работает в Windows 95. К чему могут привести многочисленные перекодировки, к тому же производимые разнородными программами по различным алгоритмам, можно посмотреть на простом примере. Возьмите, например, англо-русский программный переводчик. Составьте неоднозначную фразу на любом языке. Ну хотя бы: "через несколько минут седой волк, рысцой бежавший по кромке леса, поймет всю глубину своих заблуждений". И пусть программа переведет это на английский, а потом опять на русский. Гарантирую, что после пяти - шести циклов вы не узнаете своей фразы.

Примерно так обстоят дела и в E-mail. Нет совершенства в этой жизни, увы. Правда, способ борьбы с напа-стью все же существует. Так как протокол SMTP довольно нестоек ко всякого рода коллизиям, то был придуман способ уменьшить их влияние. Это стандарт MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions). Вместо того чтобы пересылать информационное письмо, которое может прийти поврежденным, теперь можно отправить лишь его пустую оболочку, а к ней присоединить некий модуль. В качестве такового вполне уместно использовать файл любого широко известного приложения. Наиболее часто применяются файлы MS Word, WordPad или любых других редакторов, создающих файлы массового вида (например, в обычном тхт-формате, читаемом абсолютно везде). Так как присоединенный файл не является с точки зрения шлюза текстовой информацией, то перекодировке он не подвергается. Получив такое письмо, адресат извлекает присоединенный файл и загружает его в соответствующее приложение.

Вообще, файлы еще можно внедрять. Разница заключается в том, что некоторые виды данных не могут быть изменены. Например, малейшее несоответствие данных в пересылаемой картинке или аудио-фрагменте могут привести к тому, что они окажутся испорченными окончательно и бесповоротно. И если помарка на фотографии (в зависимости от ее величины) может быть подправлена средствами хорошего графического редактора, то сбой в томе архива вообще не позволит этот архив распаковать, и его можно будет только выкинуть. При внедрении в контейнер письма вписывается обычное битовое (т.е. состоящее из нолей и единиц) представление встраиваемых данных, и вероятность вкрадывания ошибки при прохождении шлюзов снижается до совершенно смешных значений.

С развитием Интернет несколько видоизменилась и сама электронная почта. Прежде всего, она поставила перед пользователями обычную задачу выбора: какой вариант себе выбрать. Обычная почта работает в режиме off-line. Вы подключаетесь к своему почтовому ящику, и клиент-ская программа пересылает на сервер вашу исходящую корреспонденцию, а затем прочитывает пришедшую. Можно, конечно, опрашивать ящик хоть каждые пять минут, но почтовый сервер будет ею заниматься только по своему собственному графику. Ну, например, четыре раза в сутки. Как показывал мой собственный опыт, схема off-line обеспечивает получение электронного письма, отправленного из Минска в Москву, примерно через двадцать пять - тридцать часов. Для более отдаленных регионов эта цифра адекватно возрастает.

Конечно, по сравнению с почтой бумажной, off-line E-mail куда как предпочтительней. Однако появилась Интернет и сразу же значительно изменила значение термина время и расстояние. Интернет-вариант электронной почты работает значительно быстрее. Почтовые серверы отправляют корреспонденцию сразу же, как только она попала в раздел "исходящие". Почти как в хорошем футбольном матче, когда команда проводит комбинацию в одно касание. Так как послание не тратит время на промежуточных узлах, то электронное письмо из Владивостока попадает в Минск примерно за двадцать - тридцать минут (на собственном опыте убедился). Такой вариант почты называется on-line. Подразумевается, что все элементы системы постоянно подключены к Сети.

Повседневная жизнь внесла свои коррективы в обе эти идеальные схемы. Для обмена письмами между on-line и off-line системами возникли многочисленные шлюзы. Таким образом, сейчас можно говорить о том, что существует единая система электронной почты, так как любые два ее пользователя могут обменяться письмами без ограничений. В то же время даже клиенты on-line вовсе не обязаны постоянно "сидеть" в Интернет и платить за это деньги. Важно, чтобы ваш провайдер электронной почты, так сказать, "соответствовал". Зачастую все провайдеры Интернет вместе с доступом в Сеть предоставляют и услуги электронной почты, а многие из них дают еще и место для собственного сайта. Вы, как клиент, можете опрашивать свой почтовый ящик, как в off-line режиме, т.е. периодически (хоть всего один раз в неделю), главное, что дальше ваше письмо будет путешествовать экспрессом.

Какая почта предпочтительнее, это вопрос неоднозначный и даже несколько некорректный. Хотя большинство потенциальных клиентов обычно именно так формулируют вопрос. Дело в том, что рядовой клиент с самой почтой не взаимодействует. Да и не должна у него болеть голова над протоколами, шлюзами, роутерами и маршрутизаторами. Клиент общается с конечным программным обеспечением, потому и называемым клиентским. Отсюда и следует плясать.

Мне удалось за последние три года пообщаться с разными клиентскими пакетами, так что сравнить есть что. Практически все, что работает под ДОС, относится к категории off-line и имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, крайне неудобный интерфейс. Такие программы частенько имеют массу разнородных модулей (один отвечает за чтение/редактирование письма, другой корреспонденцию только передает, третий - только принимает), которые приходится запускать по очереди. Потом, важным ограничением ДОС-пакетов является их изолированность. Так, например, базу ваших почтовых адресов нельзя перебросить в какой-либо другой пакет для обработки или даже распечатки. И последнее, фактический объем одного письма задается весьма жестко, и требуется следить за этим практически вручную. Если послание окажется несколько большим, то программа его просто не передаст на сервер.

В этом плане Windows-приложения предоставляют значительно больший уровень сервиса. Практически все почтовые клиенты широко универсальны и позволяют не только работать в их среде, но и подключать их к другим программам. Тот же Microsoft Mile прекрасно сопрягается с довольно неплохим интерфейсом приложения Exchange или даже с таким весьма удобным элементом Office 97, как Outlook. И прием, и передача данных осуществляется за один раз. В качестве редактора почты автоматически используется MS Word (допускаются варианты). И, что самое главное, эти почтовые программы могут работать с любым видом почты, как "почтой Интернет" (т.е. on-line), так и любыми другими вариантами. К тому же, даже если провайдер и установит некий фиксированный объем одного письма (увы, иногда такое бывает), то программа сама будет за этим следить, полностью освобождая человека от рутинных операций. Что касается меня, то я уже больше года пользуюсь MS Outlook и весьма им доволен.

Из всего сказанного, тем не менее, следует делать определенные выводы. Если вы лишь раз в пятилетку что-то там пересылаете или получаете, то варианты под ДОС вас вполне могут устроить. Хотя, конечно, это не лучший выбор. Во всех остальных случаях лучше все же поискать провайдера, способного предоставить on-line почту.

Что касается стоимости, то кроме обычной, в подобных случаях, мизерной ежемесячной абонентной платы, с клиента взымаются деньги за переданный и принятый по почте объем информации. Правда, стоит все это сущие копейки. Во всяком случае, если объем одного письма не превышает страницы и вы не собираетесь отправлять куда-либо полное содержание Большой Советской Энциклопедии. Мой собственный опыт показал, что переход с факсов на электронную почту, особенно при междугороднем общении, позволяет сэкономить до девяносто процентов расходов. Секрет в том, что одна машинописная страница передается менее тридцати секунд (включая время на все сопутствующие операции), а отправка ее факсом занимает минут пять - семь, в зависимости от качества факсимильных аппаратов, чистоты соединения и всяких прочих параметров. Я уже не говорю о разнице в расценках между междугородним телефоном и внутригородским звонком на почтовый сервер, даже если приплюсовать сюда оплату самой электронной почты. Однако при большом объеме данных (более двухсот килобайт) корреспонденцию все же рекомендуется архивировать для уменьшения объема. Лучше пользоваться опять же широко известными архиваторами, иначе получатель долго будет вспоминать вас "самыми добрыми" словами.

Есть в электронной почте и некоторый этикет. Как вы будете составлять письмо, как будете обращаться к получателю (на ты или на вы), это ваше интимное дело. Однако заголовок все же лучше заполнять согласно некоторым неофициальным правилам. Понятно, что письмо лишь тогда найдет адресата, если в нужном месте будет указан адрес. Его пишут, независимо от типа применяемого клиента, в графе "Кому" (To). Очень рекомендую не обходить вниманием и графу "От кого" (From). Причем, указывая свой обратный адрес, желательно тут ничего больше не писать. Многие клиентские программы поддерживают такое понятие, как "автоматически ответить". Нажатием одной кнопки формируется новое письмо, в адресе получателя которого программа прописывает содержание графы "От кого". И если при отправке послания сервер проверяет на корректность лишь адрес получателя, то содержимое типа "Иван Иванович Иванов ххх@ххх.ru" при формировании ответа может быть интерпретировано как "Иван_Иванович_Иванов_ххх@ххх.ru", и могу гарантировать, что ответ до вас так и не дойдет, потому что на сервере ххх.ru ваш ящик называется ххх, а Иван_Иванович_Иванов_ххх отсутствует напрочь. Также важно заполнять графу "Тема", причем обязательно латинскими буквами. Если ваше письмо где-нибудь некорректно пройдет шлюз, то русское пояснение превратиться в совершенно невразумительное шаманское заклинание, написанное на древнем, давно умершем языке. Если вы получаете всего одно письмо в месяц, это вовсе не означает, что тот, кому вы его отослали, пом-нит всю свою корреспонденцию наизусть. Зачастую, в большом объеме писем сортировка на важные и второстепенные производится как раз по содержимому строки "Тема". Учитывая, что многие владельцы E-mail и активно ею пользующиеся получают массу электронного рекламного мусора (пару раз мне даже предложили купить нефтеносный участок в Свазиленде), то многие послания выбрасываются в урну непрочитанными. В первую очередь туда попадает все, что не поддается опознанию. В газетах, журналах и службах технической помощи дела обстоят лучше, там стремятся читать все, более или менее, а вот заваленный лавиной писем частник вполне может и помахать шашкой.

Почтовые клиенты под Windows хороши еще тем, что, кроме старых протоколов, понимают и новые, появившиеся совсем недавно. Например, РОР (Post Office Protocol), позволяющий передавать мультимедийные данный, а также обмениваться почтой с владельцами компьютеров Macintosh.

Честно говоря, об электронной почте можно рассказывать еще довольно много, но это уже будет связано с конкретикой каждого отдельного программного клиента, коих сегодня расплодилось великое множество. Это и Microsoft Mile, и почтовая служба, встроенная в браузер фирмы Netscape, и EUDORA, и Pegasus Mail, и многие другие. Как конкретно с ними бороться, лучше прочитать в книжках или в Интернет (www.auramedia.ru/books/internet/r6B_5.html). Имеет смысл покопаться в залежах поисковых систем на эту тему. Там есть много всего интересного. Но принцип у всех клиентских пакетов практически один и тот же. Любой клиент характеризуется набором поддерживаемых стандартов (желательно наличие UUPC SMTP POP3 и MIME) и удобством работы в его среде. Причем последнее - это как раз то, с чем вам придется иметь дело каждый день, а значит - самое важное. Почта, она ведь разная бывает. Лучше, когда она быстрая и удобная.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета