Кто стучится в дверь моя, видишь дома нет никто?
Кто стучится в дверь моя, видишь дома нет никто?
Имэйл родил Юзнета. Юзнет родил Гестбука. Ток родил Айэрси. Айэрси родил Вебчата. Вебчат родил Джавачата. Имэйл родил Мэйлин-Глиста. Мэйлин-Глист родил Спама. Гофер родил Веба. Веб родил... кого только он ни родил! (Роман ЛЕЙБОВ)
Насколько можно судить по истории нашей планеты, появление любого нового способа коммуникации неизменно преображало окружающую действительность. И о чем бы ни шла речь, результат всегда оставался неизменным. Люди стремились не только узнать, "а что там, где нас нет?", но еще и старались найти себе собеседников по интересам за пределами того города или деревни, в которых они реально проживали.
Так, появление регулярной почтовой службы быстро перевело почтовую корреспонденцию из категории сообщений государственной важности в поток корреспонденции совершенно частного характера. Как только отправлять и получать письма стало не только дешево и несложно, но еще и удобно, почта стала средством дистанционного общения. Даже в СССР, стране изначально изолированной от внешнего мира, возникли и до недавнего времени пользовались достаточно большой популярностью многочисленные клубы знакомств по переписке. Самыми различными способами происходил взаимный обмен адресами, и дальше люди, никогда не встречавшиеся лично, активно общались на взаимно интересные темы.
Изобретение Беллом телефона тоже самым непосредственным образом сказалось на тесноте и оперативности взаимного общения. Лет двадцать назад среди подростков пользовалось популярностью весьма оригинальное занятие: наугад набиралась комбинация цифр и, в зависимости от того, кто и как ответил, производилась попытка завязать разговор. Иногда, если интересы говорящих совпадали, телефонное знакомство могло продолжаться некоторое время.
В общем, если не забираться очень далеко, людям всегда хотелось общаться. Желательно необременительно, легко, удобно и с обязательной возможностью прекратить все в любую секунду без каких-либо последствий. В этом, кстати сказать, крайне наглядно проявляется та степень, с которой общественное мнение в самом прямом смысле давит на каждого из нас. Представьте себе, что по центральному проспекту города спокойно прогуливается молодой человек в средневековой кольчуге и изъясняется с окружающими соответственно... Его, может, в психушку и не запрут, но можно поручиться, что почти все прохожие станут с недоумением (а местами и с опаской) оборачиваться вслед, а каждый встречный милиционер не преминет проверить документы и уровень алкогольных паров в выдохе. И лишь в самую последнюю очередь окружающие вспомнят про права человека или про святой принцип "разрешено все то, что не запрещено".
Появление Интернет, в свете всего перечисленного, просто не могло не вылиться в изменение условий и правил взаимного общения. Однако быстро стало ясно, что механический перенос в киберпространство способов общения из реальной жизни малоперспективен. Из достаточно трудоемкой, операция одновременной рассылки, например, пяти сотен писем в почте электронной превратилась в одно простое действие, что тут же вылилось в горы передаваемого мусора нежелательного для получателя содержания. Так возникли в Интернет первые "чаты" или "разговорные комнаты", как их предпочитают переводить официально.
Особой привлекательностью чаты стали пользоваться потому, что туда может зайти любой прохожий, как в местный бар. Зайти, поздороваться и поучаствовать в общем трепе. Активно или пассивно, как слушатель. При этом совершенно неважно, как тебя зовут, кто ты и откуда, а также насколько правдиво то, что ты о себе говоришь. Более того, в любой момент можно уйти и никто не узнает твоего настоящего имени.
Открылись, как минимум, две перспективы. Во-первых - преодолеть то самое пресловутое давление общественного на личное, а во-вторых - легко находить себе интересных собеседников, где бы они на самом деле ни находились. Между прочим, еще вовсе не факт, что анонимность чатов стимулирует разнузданный разгул секса в киберпространстве. Спору нет, девочки с мальчиками в Сети немало обсуждают достоинства разнообразных поз, тем не менее общая статистика показывает, что распределение интересов в Интернет не слишком отличается от аналогичного показателя реальной жизни. А вот развитие способов он-лайн общения говорит о наличии большого на это спроса.
С распространением он-лайн все больше и больше пользователей становились постоянными клиентами Сети и посетителями этих кибернетических тусовок. Возникла своего рода параллельная вселенная, живущая собственной жизнью по собственным, гораздо менее строгим, правилам. Общаться стало действительно легко. Да и само общение максимально приблизилось к его естественной форме - разговору. Пусть пока вместо общения голосом разговор идет с помощью быстрого печатания, однако режим реального времени компенсирует столь незначительное неудобство.
Дальнейшим развитием обычных чатов стал IRC (Internet Relay Chat). Преимущество системы IRC над обычным виртуальным баром заключается в своего рода регистрации пользователей и возможности в дальнейшем искать друг друга по этим именам. Кроме того, в IRC стало возможным создавать так называемые каналы, т.е. своего рода группы по интересам, обособленные от общего разговора. Около пяти лет назад IRC стала быстро развиваться по всему миру, и в настоящее время ее ресурсами пользуются около тридцати (по другим данным - до пятидесяти) тысяч человек ежедневно.
Правда, IRC оказалась не лишена и ряда принципиальных недостатков. Они касаются и принципа поддержания целостности имен, и отсутствия механизма оповещения о появлении того или иного пользователя в системе, и многое другое. Хотя и по сей день не умолкают горячие возражения сторонников IRC, тем не менее несколько израильских программистов посчитали недостатки этой системы чрезмерными и попробовали создать нечто новое, способное в гораздо более полной мере удовлетворить запросам пользователей.
В июле 1996 года Сефи Вигисер, Арик Варди, Яир Гольдфингер и Амнон Амир создали ICQ, а заодно и компанию Mirabilis для ее продвижения на рынок пользовательских Интернет-инструментов для оперативного общения. "I seek you", или "Я ищу тебя", откуда и получилось сокращение ICQ, оказалась настолько удобной, что быстро получила неофициальное название Интернет-пейджера. Помимо возможностей, привычных по обычным чатам, ICQ может еще и передавать/принимать файлы, минуя многочисленные затруднения и ограничения электронной почты. При этом ICQ-клиент, как только компьютер запускает удаленный доступ, немедленно устанавливает связь с одним из серверов системы. Система, в свою очередь, регистрирует подключение и передает уведомление об этом всем желающим. Аналогичным образом проверяется очередь сообщений на предмет стоящих в ожидании посланий, адресованных этому клиенту. В итоге, ICQ можно рассматривать как если и не законченную, то во всяком случае близкую к таковой, универсальную он-лайн/оф-лайн систему Интернет-коммуникации для массового пользователя. Как корпоративного, т.е. предприятий и организаций, так и частного применения.
Дополнительно о сравнительных характеристиках IRC и ICQ можно прочитать в статьях: "14159265358 колен Рунетовых" Романа Лейбова (inter.net.ru:8080/6/7.html), "ICQ против IRC: война миров" Артура Введенского (inter.net.ru:8080/ 6/2.html), "Интернет-общение" Ивана Паравозова (inter.net.ru: 8080/6/6.html), "Компания Mirabilis - авторы ICQ" (inter.net.ru:8080/ 6/1.html), "Разговорчики в сетях" Антона Носика (inter.net.ru:8080/6/ 4.html), "Электронный харассмент Или самбо в чате" Натальи Сарской (inter.net.ru:8080/6/3.html).
Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница
Имэйл родил Юзнета. Юзнет родил Гестбука. Ток родил Айэрси. Айэрси родил Вебчата. Вебчат родил Джавачата. Имэйл родил Мэйлин-Глиста. Мэйлин-Глист родил Спама. Гофер родил Веба. Веб родил... кого только он ни родил! (Роман ЛЕЙБОВ)
Насколько можно судить по истории нашей планеты, появление любого нового способа коммуникации неизменно преображало окружающую действительность. И о чем бы ни шла речь, результат всегда оставался неизменным. Люди стремились не только узнать, "а что там, где нас нет?", но еще и старались найти себе собеседников по интересам за пределами того города или деревни, в которых они реально проживали.
Так, появление регулярной почтовой службы быстро перевело почтовую корреспонденцию из категории сообщений государственной важности в поток корреспонденции совершенно частного характера. Как только отправлять и получать письма стало не только дешево и несложно, но еще и удобно, почта стала средством дистанционного общения. Даже в СССР, стране изначально изолированной от внешнего мира, возникли и до недавнего времени пользовались достаточно большой популярностью многочисленные клубы знакомств по переписке. Самыми различными способами происходил взаимный обмен адресами, и дальше люди, никогда не встречавшиеся лично, активно общались на взаимно интересные темы.
Изобретение Беллом телефона тоже самым непосредственным образом сказалось на тесноте и оперативности взаимного общения. Лет двадцать назад среди подростков пользовалось популярностью весьма оригинальное занятие: наугад набиралась комбинация цифр и, в зависимости от того, кто и как ответил, производилась попытка завязать разговор. Иногда, если интересы говорящих совпадали, телефонное знакомство могло продолжаться некоторое время.
В общем, если не забираться очень далеко, людям всегда хотелось общаться. Желательно необременительно, легко, удобно и с обязательной возможностью прекратить все в любую секунду без каких-либо последствий. В этом, кстати сказать, крайне наглядно проявляется та степень, с которой общественное мнение в самом прямом смысле давит на каждого из нас. Представьте себе, что по центральному проспекту города спокойно прогуливается молодой человек в средневековой кольчуге и изъясняется с окружающими соответственно... Его, может, в психушку и не запрут, но можно поручиться, что почти все прохожие станут с недоумением (а местами и с опаской) оборачиваться вслед, а каждый встречный милиционер не преминет проверить документы и уровень алкогольных паров в выдохе. И лишь в самую последнюю очередь окружающие вспомнят про права человека или про святой принцип "разрешено все то, что не запрещено".
Появление Интернет, в свете всего перечисленного, просто не могло не вылиться в изменение условий и правил взаимного общения. Однако быстро стало ясно, что механический перенос в киберпространство способов общения из реальной жизни малоперспективен. Из достаточно трудоемкой, операция одновременной рассылки, например, пяти сотен писем в почте электронной превратилась в одно простое действие, что тут же вылилось в горы передаваемого мусора нежелательного для получателя содержания. Так возникли в Интернет первые "чаты" или "разговорные комнаты", как их предпочитают переводить официально.
Особой привлекательностью чаты стали пользоваться потому, что туда может зайти любой прохожий, как в местный бар. Зайти, поздороваться и поучаствовать в общем трепе. Активно или пассивно, как слушатель. При этом совершенно неважно, как тебя зовут, кто ты и откуда, а также насколько правдиво то, что ты о себе говоришь. Более того, в любой момент можно уйти и никто не узнает твоего настоящего имени.
Открылись, как минимум, две перспективы. Во-первых - преодолеть то самое пресловутое давление общественного на личное, а во-вторых - легко находить себе интересных собеседников, где бы они на самом деле ни находились. Между прочим, еще вовсе не факт, что анонимность чатов стимулирует разнузданный разгул секса в киберпространстве. Спору нет, девочки с мальчиками в Сети немало обсуждают достоинства разнообразных поз, тем не менее общая статистика показывает, что распределение интересов в Интернет не слишком отличается от аналогичного показателя реальной жизни. А вот развитие способов он-лайн общения говорит о наличии большого на это спроса.
С распространением он-лайн все больше и больше пользователей становились постоянными клиентами Сети и посетителями этих кибернетических тусовок. Возникла своего рода параллельная вселенная, живущая собственной жизнью по собственным, гораздо менее строгим, правилам. Общаться стало действительно легко. Да и само общение максимально приблизилось к его естественной форме - разговору. Пусть пока вместо общения голосом разговор идет с помощью быстрого печатания, однако режим реального времени компенсирует столь незначительное неудобство.
Дальнейшим развитием обычных чатов стал IRC (Internet Relay Chat). Преимущество системы IRC над обычным виртуальным баром заключается в своего рода регистрации пользователей и возможности в дальнейшем искать друг друга по этим именам. Кроме того, в IRC стало возможным создавать так называемые каналы, т.е. своего рода группы по интересам, обособленные от общего разговора. Около пяти лет назад IRC стала быстро развиваться по всему миру, и в настоящее время ее ресурсами пользуются около тридцати (по другим данным - до пятидесяти) тысяч человек ежедневно.
Правда, IRC оказалась не лишена и ряда принципиальных недостатков. Они касаются и принципа поддержания целостности имен, и отсутствия механизма оповещения о появлении того или иного пользователя в системе, и многое другое. Хотя и по сей день не умолкают горячие возражения сторонников IRC, тем не менее несколько израильских программистов посчитали недостатки этой системы чрезмерными и попробовали создать нечто новое, способное в гораздо более полной мере удовлетворить запросам пользователей.
В июле 1996 года Сефи Вигисер, Арик Варди, Яир Гольдфингер и Амнон Амир создали ICQ, а заодно и компанию Mirabilis для ее продвижения на рынок пользовательских Интернет-инструментов для оперативного общения. "I seek you", или "Я ищу тебя", откуда и получилось сокращение ICQ, оказалась настолько удобной, что быстро получила неофициальное название Интернет-пейджера. Помимо возможностей, привычных по обычным чатам, ICQ может еще и передавать/принимать файлы, минуя многочисленные затруднения и ограничения электронной почты. При этом ICQ-клиент, как только компьютер запускает удаленный доступ, немедленно устанавливает связь с одним из серверов системы. Система, в свою очередь, регистрирует подключение и передает уведомление об этом всем желающим. Аналогичным образом проверяется очередь сообщений на предмет стоящих в ожидании посланий, адресованных этому клиенту. В итоге, ICQ можно рассматривать как если и не законченную, то во всяком случае близкую к таковой, универсальную он-лайн/оф-лайн систему Интернет-коммуникации для массового пользователя. Как корпоративного, т.е. предприятий и организаций, так и частного применения.
Дополнительно о сравнительных характеристиках IRC и ICQ можно прочитать в статьях: "14159265358 колен Рунетовых" Романа Лейбова (inter.net.ru:8080/6/7.html), "ICQ против IRC: война миров" Артура Введенского (inter.net.ru:8080/ 6/2.html), "Интернет-общение" Ивана Паравозова (inter.net.ru: 8080/6/6.html), "Компания Mirabilis - авторы ICQ" (inter.net.ru:8080/ 6/1.html), "Разговорчики в сетях" Антона Носика (inter.net.ru:8080/6/ 4.html), "Электронный харассмент Или самбо в чате" Натальи Сарской (inter.net.ru:8080/6/3.html).
Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 1998 год в рубрике soft :: интернет