Окно в трехмерный мир
Окно в трехмерный мир
Сегодня вопрос о том, какой 3D-акселератор лучше купить, все чаще приходится слышать даже от самых морально устойчивых пользователей. То есть от тех, кто всегда по-спартански ограничивал себя в играх и не считал апгрейд наилучшим ежемесячным вложением семейных капиталов.
Если разрешите, попробую коротко охарактеризовать самые популярные на нашем рынке 3D-чипсеты. На мой взгляд, знаменитый Voodoo от 3Dfx, который у всех на слуху, уже не открывает наилучший путь, чтобы войти в мир трехмерной графики. Платы на его основе достаточно дороги, причем высокие показатели быстродействия демонстрируют самые дорогие решения на Voodoo2. И очевидна чисто игровая ориентация этого чипсета.
Платы на базе чипсетов Rage от ATI Technologies подходят больше для профессиональной работы, львиная доля которой приходится на 2D-приложения. Они позволяют нарастить память и получить очень высокие разрешения, обладают хорошими возможностями просмотра и ввода видео, но уступают конкурентам в 3D-производительности и полноте реализации функций 3D-графики. Есть у них и проблемы с OpenGL.
Возможно, более привлекательным для новичка, который к тому же не ограничивает свое общение с компьютером только играми, решением окажутся платы на основе чипсета Riva 128 от nVIDIA. Уже анонсированы два следующих поколения этих микросхем - Riva 128ZX и Riva TNT, - но пока нам доступны платы только на базе их прародителя, то есть на оригинальном Riva 128.
Зато эти платы стоят не дороже конкурирующих решений, обладают самой высокой в своем классе производительностью 2D-графики и при достаточно полной реализации 3D-функций не уступают по скорости знаменитым Voodoo. Приятно также, что появляются все новые карты на Riva 128. Недавно, например, я познакомился с акселератором CoolView 3D, выпущенным компанией DOOIN Electronics.
Все платы на Riva 128 близки друг к другу и конструктивно, и по показателям быстродействия. Не исключение и CoolView 3D. У этой карты интерфейс PCI и 4 мегабайта локальной видеопамяти. Шина PCI может оказаться предпочтительным решением для большинства пользователей. В отличие от AGP-устройств, ее можно установить на любую материнскую плату и не переживать из-за конфликтов с Windows 95.
Чип Riva 128, положенный в основу CoolView 3D, обеспечивает высокие показатели производительности. Его 128-разрядная архитектура, встроенная текстурная
кэш-память, геометрический и текстурный процессоры, 230-мегагерцевый RAMDAC и 128-битовая локальная шина к SGRAM-памяти позволяют добиться от недорогой платы отличных характеристик.
Тесты ZD WinBench 97, которые я, как всегда, проводил на своей испытательной системе с Penti-
um II, подтвердили, что плата CoolView 3D по скорости выполнения Windows-приложений входит в число лучших. При 266-мегагерцевом процессоре, разрешении экрана 1,024 х 768 пикселов и 16-битовом цвете CoolView 3D показала 111 Business Graphics WinMarks и 50.6 High-End Graphics WinMarks.
Ее "коллега" ASUS AGP-V3000 (тоже на Riva 128), идя ноздря в ноздрю с Matrox Millenium II, в данных условиях была быстрее - 121 и 57.6 WinMarks соответственно. Такой же разрыв сохранился и во всех остальных тестах - при 300- и 333-мегагерцевом процессоре, при других разрешениях и глубине цвета. В целом CoolView 3D очень близка по 2D-производительности к Matrox Mystique 220 и заметно опережает платы на 3Dfx Voodoo и ATI Rage Pro.
В вопросах 3D-производи-тельности CoolView 3D также чуточку уступила более дорогой и мощной ASUS AGP-V3000. По тестам OpenGL в Quake II она показала скорость кадров 32.5 fps (при разрешении 640 х 480 пикселов) и 26.8 fps (при 800 х 600), отстав всего на пару кадров. В любом случае это в полтора-два раза лучше, чем для плат на 3Dfx Voodoo, которые я испытывал и описывал раньше.
Под интерфейсом Direct3D плата CoolView 3D также показала очень хорошую скорость. Тесты с помощью Turok дали 40 fps (при 640 х 480) и 32 fps (при 800 х 600). Снова чуть впереди оказалась ASUS AGP-V3000, вперед вырвалась и Cardex Dragon 1000 на Voodoo с показателем 41.2 fps при 640 х 480, а все остальные карты остались далеко позади. Результаты тестов с Forsaken картину принципиально не изменили, но теперь CoolView 3D удалось немного (на пару кадров в секунду) обогнать V3000 - 55.53 и 51.54 у CoolView 3D против 54.43 и 50.56 у V3000 при разрешениях 640 х 480 и 800 х 600 соответственно.
Принято указывать, что чипсет Riva 128, ограничивая возможность установки видеопамяти 4 мегабайтами, лимитирует и разрешения экрана для работы с профессиональными Windows-приложениями. Да, это так. Но на каком уровне находится эта граница возможного? Судите сами: при 32-битовом цвете максимальное разрешение у CoolView 3D составляет 1,152 х 864 пиксела при частоте кадров до 120 Гц, 16-битовый цвет позволяет работать с разрешениями до 1,280 х 1,024 при 100 Гц.
А какой режим является оптимальным для вашего монитора? Только те профессионалы, у которых есть мощный 20-дюймовый монитор, нуждаются в большем. К тому же CoolView 3D я не рекомендовал бы для профессиональной работы с САПР. Для этого есть другие решения. Эта карта хороша тем, что позволяет и с 2D-графикой Windows поработать, и 3D-игрушками развлечься, и даже попробовать свои силы в серьезной 3D-графике и анимации.
Но не подумайте, что к CoolView 3D нет претензий. Первое, что бросается в глаза, - на плате предусмотрено место для видеовыходов, позволяющих подключить телевизор, но эти возможности остались нереализованными. Микросхема CoolView 3D не снабжена теплоотводящим радиатором, что может привести к проблемам при ее использовании с повышенной частотой системной шины (хотя я ее разгонял до
83 МГц, ничего такого не заметил, но и работал-то недолго).
Есть замечания и по программному обеспечению. На прилагаемом к CoolView 3D компакт-диске есть копия руководства в формате Acrobat Reader, драйверы для систем Windows 95, 3.11 и NT 3.51/4.0, программа проигрывания аудио- и видеодисков с воспроизведением MPEG. Нет никаких приложений, игр и других приятных вещиц, какими комплектуют свои изделия ведущие компании-производители.
Драйверы устанавливаются стандартным для операционной системы путем, то есть вручную. Если механизм Plug & Play не сработает, вам придется самостоятельно лезть в диалог свойств экрана и менять драйвер. Кстати, перед этим рекомендую почитать инструкцию и изучить содержимое компакта, чтобы потом не путаться в директориях на нем.
Далее, драйвер для Windows 95 (он же подходит для Windows 98) не отличается удобством. Вы получаете всего три странички в диалоге "Свойства...", но и на них не найдете ничего полезного. На первой предоставляется возможность изменить частоту регенерации экрана, на второй предложена неудобная настройка гаммы изображения (нет тестовой картинки, изменение только в отдельных каналах), а третья и вовсе выдает всевозможную информацию, но не позволяет ничего поменять.
Разумеется, нет и намека на поддержку OpenGL. Чтобы протестировать CoolView 3D, как, впрочем, и другие платы на Riva 128, мне пришлось воспользоваться бета-версией драйвера OpenGL от компании nVIDIA. Дело привычное, если есть доступ к Web-сайту фирмы, можно это даже и не считать неудобством, но с CoolView 3D не захотела работать самая свежая версия OpenGL-драйвера. Пришлось извлечь из запасников первую "бету".
Программа просмотра видео WinCine 3.11 мне понравилась. Хотелось бы только иметь видеовыход, а еще лучше и видеовход. Но поскольку их нет, пришлось довольствоваться воспроизведением только файлов и компактов.
Пора подвести итог. Графическая карта CoolView 3D от DOOIN Electronics - одна из самых дешевых на Riva 128 и обладает неплохим быстродействием. Отсутствие возможностей видео и недоработанные драйверы не служат достаточной причиной для отказа от нее. Эти болезни являются общими и касаются даже плат на 3Dfx Voodoo. Так что, если вы уже дозрели до личного знакомства с 3D, советую обратить внимание и на CoolView 3D, а не только на более известные модели акселераторов.
Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)
Плата предоставлена фирмой Sky Systems - титульная страница
Сегодня вопрос о том, какой 3D-акселератор лучше купить, все чаще приходится слышать даже от самых морально устойчивых пользователей. То есть от тех, кто всегда по-спартански ограничивал себя в играх и не считал апгрейд наилучшим ежемесячным вложением семейных капиталов.
Если разрешите, попробую коротко охарактеризовать самые популярные на нашем рынке 3D-чипсеты. На мой взгляд, знаменитый Voodoo от 3Dfx, который у всех на слуху, уже не открывает наилучший путь, чтобы войти в мир трехмерной графики. Платы на его основе достаточно дороги, причем высокие показатели быстродействия демонстрируют самые дорогие решения на Voodoo2. И очевидна чисто игровая ориентация этого чипсета.
Платы на базе чипсетов Rage от ATI Technologies подходят больше для профессиональной работы, львиная доля которой приходится на 2D-приложения. Они позволяют нарастить память и получить очень высокие разрешения, обладают хорошими возможностями просмотра и ввода видео, но уступают конкурентам в 3D-производительности и полноте реализации функций 3D-графики. Есть у них и проблемы с OpenGL.
Возможно, более привлекательным для новичка, который к тому же не ограничивает свое общение с компьютером только играми, решением окажутся платы на основе чипсета Riva 128 от nVIDIA. Уже анонсированы два следующих поколения этих микросхем - Riva 128ZX и Riva TNT, - но пока нам доступны платы только на базе их прародителя, то есть на оригинальном Riva 128.
Зато эти платы стоят не дороже конкурирующих решений, обладают самой высокой в своем классе производительностью 2D-графики и при достаточно полной реализации 3D-функций не уступают по скорости знаменитым Voodoo. Приятно также, что появляются все новые карты на Riva 128. Недавно, например, я познакомился с акселератором CoolView 3D, выпущенным компанией DOOIN Electronics.
Все платы на Riva 128 близки друг к другу и конструктивно, и по показателям быстродействия. Не исключение и CoolView 3D. У этой карты интерфейс PCI и 4 мегабайта локальной видеопамяти. Шина PCI может оказаться предпочтительным решением для большинства пользователей. В отличие от AGP-устройств, ее можно установить на любую материнскую плату и не переживать из-за конфликтов с Windows 95.
Чип Riva 128, положенный в основу CoolView 3D, обеспечивает высокие показатели производительности. Его 128-разрядная архитектура, встроенная текстурная
кэш-память, геометрический и текстурный процессоры, 230-мегагерцевый RAMDAC и 128-битовая локальная шина к SGRAM-памяти позволяют добиться от недорогой платы отличных характеристик.
Тесты ZD WinBench 97, которые я, как всегда, проводил на своей испытательной системе с Penti-
um II, подтвердили, что плата CoolView 3D по скорости выполнения Windows-приложений входит в число лучших. При 266-мегагерцевом процессоре, разрешении экрана 1,024 х 768 пикселов и 16-битовом цвете CoolView 3D показала 111 Business Graphics WinMarks и 50.6 High-End Graphics WinMarks.
Ее "коллега" ASUS AGP-V3000 (тоже на Riva 128), идя ноздря в ноздрю с Matrox Millenium II, в данных условиях была быстрее - 121 и 57.6 WinMarks соответственно. Такой же разрыв сохранился и во всех остальных тестах - при 300- и 333-мегагерцевом процессоре, при других разрешениях и глубине цвета. В целом CoolView 3D очень близка по 2D-производительности к Matrox Mystique 220 и заметно опережает платы на 3Dfx Voodoo и ATI Rage Pro.
В вопросах 3D-производи-тельности CoolView 3D также чуточку уступила более дорогой и мощной ASUS AGP-V3000. По тестам OpenGL в Quake II она показала скорость кадров 32.5 fps (при разрешении 640 х 480 пикселов) и 26.8 fps (при 800 х 600), отстав всего на пару кадров. В любом случае это в полтора-два раза лучше, чем для плат на 3Dfx Voodoo, которые я испытывал и описывал раньше.
Под интерфейсом Direct3D плата CoolView 3D также показала очень хорошую скорость. Тесты с помощью Turok дали 40 fps (при 640 х 480) и 32 fps (при 800 х 600). Снова чуть впереди оказалась ASUS AGP-V3000, вперед вырвалась и Cardex Dragon 1000 на Voodoo с показателем 41.2 fps при 640 х 480, а все остальные карты остались далеко позади. Результаты тестов с Forsaken картину принципиально не изменили, но теперь CoolView 3D удалось немного (на пару кадров в секунду) обогнать V3000 - 55.53 и 51.54 у CoolView 3D против 54.43 и 50.56 у V3000 при разрешениях 640 х 480 и 800 х 600 соответственно.
Принято указывать, что чипсет Riva 128, ограничивая возможность установки видеопамяти 4 мегабайтами, лимитирует и разрешения экрана для работы с профессиональными Windows-приложениями. Да, это так. Но на каком уровне находится эта граница возможного? Судите сами: при 32-битовом цвете максимальное разрешение у CoolView 3D составляет 1,152 х 864 пиксела при частоте кадров до 120 Гц, 16-битовый цвет позволяет работать с разрешениями до 1,280 х 1,024 при 100 Гц.
А какой режим является оптимальным для вашего монитора? Только те профессионалы, у которых есть мощный 20-дюймовый монитор, нуждаются в большем. К тому же CoolView 3D я не рекомендовал бы для профессиональной работы с САПР. Для этого есть другие решения. Эта карта хороша тем, что позволяет и с 2D-графикой Windows поработать, и 3D-игрушками развлечься, и даже попробовать свои силы в серьезной 3D-графике и анимации.
Но не подумайте, что к CoolView 3D нет претензий. Первое, что бросается в глаза, - на плате предусмотрено место для видеовыходов, позволяющих подключить телевизор, но эти возможности остались нереализованными. Микросхема CoolView 3D не снабжена теплоотводящим радиатором, что может привести к проблемам при ее использовании с повышенной частотой системной шины (хотя я ее разгонял до
83 МГц, ничего такого не заметил, но и работал-то недолго).
Есть замечания и по программному обеспечению. На прилагаемом к CoolView 3D компакт-диске есть копия руководства в формате Acrobat Reader, драйверы для систем Windows 95, 3.11 и NT 3.51/4.0, программа проигрывания аудио- и видеодисков с воспроизведением MPEG. Нет никаких приложений, игр и других приятных вещиц, какими комплектуют свои изделия ведущие компании-производители.
Драйверы устанавливаются стандартным для операционной системы путем, то есть вручную. Если механизм Plug & Play не сработает, вам придется самостоятельно лезть в диалог свойств экрана и менять драйвер. Кстати, перед этим рекомендую почитать инструкцию и изучить содержимое компакта, чтобы потом не путаться в директориях на нем.
Далее, драйвер для Windows 95 (он же подходит для Windows 98) не отличается удобством. Вы получаете всего три странички в диалоге "Свойства...", но и на них не найдете ничего полезного. На первой предоставляется возможность изменить частоту регенерации экрана, на второй предложена неудобная настройка гаммы изображения (нет тестовой картинки, изменение только в отдельных каналах), а третья и вовсе выдает всевозможную информацию, но не позволяет ничего поменять.
Разумеется, нет и намека на поддержку OpenGL. Чтобы протестировать CoolView 3D, как, впрочем, и другие платы на Riva 128, мне пришлось воспользоваться бета-версией драйвера OpenGL от компании nVIDIA. Дело привычное, если есть доступ к Web-сайту фирмы, можно это даже и не считать неудобством, но с CoolView 3D не захотела работать самая свежая версия OpenGL-драйвера. Пришлось извлечь из запасников первую "бету".
Программа просмотра видео WinCine 3.11 мне понравилась. Хотелось бы только иметь видеовыход, а еще лучше и видеовход. Но поскольку их нет, пришлось довольствоваться воспроизведением только файлов и компактов.
Пора подвести итог. Графическая карта CoolView 3D от DOOIN Electronics - одна из самых дешевых на Riva 128 и обладает неплохим быстродействием. Отсутствие возможностей видео и недоработанные драйверы не служат достаточной причиной для отказа от нее. Эти болезни являются общими и касаются даже плат на 3Dfx Voodoo. Так что, если вы уже дозрели до личного знакомства с 3D, советую обратить внимание и на CoolView 3D, а не только на более известные модели акселераторов.
Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)
Плата предоставлена фирмой Sky Systems - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 1998 год в рубрике hard :: video