Трэкинг и демо-сцена? А что же это такое?
Трэкинг и демо-сцена? А что же это такое?
Введение
Трэкинг - форма создания, сочинения музыки на компьютере, начало которому дала так называемая демо-сцена. Нельзя сказать, что демо-сцена возникла сразу или же в какой-то конкретный день или час. В середине восьмидесятых существовало несколько действительно популярных компьютерных платформ для домашнего использования. Это были Apple, Atari и Commodore. Каждая из них имела свои преимущества и свои недостатки, всех их объединяла одно - вы могли заниматься программированием на них. И люди делали это. Создавалось огромное количество всевозможных программ, которые работали, смешно сейчас даже сказать, на машинах с 64 килобайтами памяти.
Позже, когда вышеприведенные платформы достаточно развились и для них появилось много коммерческого софта, его стали "ломать", а для того чтобы более полно выразить себя и польстить своему самолюбию, стали делать красочные "интро" для своих крэков. Конечно, многие люди, особенно крутые программисты, называли эти занятия пустой тратой времени, однако вскоре сформировался круг людей, которые делали "интро" очень классно и профессионально. Вся соль была в том, чтобы с помощью оригинальных и навороченных кодов выжать из машины максимум ее возможностей. И это нравилось людям - многим из-за визуальных и спецэффектов, многим из-за музыки.
В 1987 году субкультуры крэкеров и создателей демок ("интро") окончательно разделились. Некоторое время спустя, стали появляться другие популярные платформы, и многие с маломощных бытовых компьютеров пересели на IBM. Это произошло из-за ряда объективных причин. Даже самая простенькая 286 в то время по производительности гораздо превосходила почти все существующие до этого бытовые платформы. Ее процессора было вполне достаточно для миксинга в режиме реального времени 4-х каналов цифрового звука. Это позволило делать демки гораздо более красочными и эффектными.
Как бы там ни было, почти вся демо-сцена переключилась на PC, а с BBS все перешли на Internet. Каждый год количество людей, задействованных на демо-сцене, росло по экспоненте. Все больше и больше людей начинало увлекаться этим. В 1992 году акцент стал крениться с кодинга (программирования) к музыке. А с развитием процессоров и компьютерных технологий эти процессы развивались все стремительнее. С появлением более современных звуковых карт, программ для обработки цифрового звука, а также благодаря значительному удешевлению компьютерных комплектующих, количество людей, работающих с трэкерами, достигло колоссальных размеров.
Трэкинг - это...
Музыка являлась частью демо-сцены с тех пор, как демки появились на Commodore-64. Она была именно той составляющей, которая делала их действительно "мультимедийными". Именно с тех пор и пошел отсчет эры трэкеров.
У многих людей слово трэкеры сразу же ассоциируется с таким понятием, как "MOD". Многие и сейчас, еще по инерции, называют свои программы для проигрывания трэкерной музыки примерно так: "Mod player" и т.п. Понятие MOD впервые появилось на компьютере Amiga, который обладал достаточными аппаратными возможностями для одновременного проигрывания четырех звуков из разных источников. Программы, с помощью которых вы могли загружать в память компьютера звуки и задавать последовательность их звучания, а после сохранять всю вашу работу в компактные файлы, содержащие как используемые звуки, так и требуемые последовательности, и ввели понятие "modul" по отношению к такого рода файлам. После такие файлы можно было легко прилинковать к уже отлаженной демке, что многие и делали.
Для того чтобы сделать процесс сочинения "модулей" более простым, программное обеспечение (например, такое как ProTracker) шло вместе с определенным набором звуков (т.е. сэмплов), файлам которых были присвоены определенные расширения и названия.
Одними из первых трэкеров для PC были такие небезызвестные четырехканальные программы, как ModEdit и Scream Tracker (сделанный группой Future Crew, в частности господином Psi). Scream Tracker позволял сохранять модули как с прилинкованными сэмплами (STM), так и без них (STS). ModEdit был несколько попроще и покорявее, но многие использовали и его.
Четырехканальный стандарт просуществовал достаточно долго. Были разработаны соответствующие негласные правила и принципы сочинения музыки с помощью этих каналов. В основном вся музыка делилась на ритм-канал, канал для баса, соло-канал и канал для аккордов (сэмпл двух или более нот, сыгранных одновременно, обычно с небольшим зацикливанием). Конечно, все эти правила вовсе не обязывали действовать именно так, а не иначе, но это являлось хорошим тоном.
Из-за ограничения в каналах, ритм-секция была очень фрагментарной в тех треках, что были сделаны на столь ранних экземплярах софта, поэтому в основном преобладали барабанные лупы (кусок ритма, зацикленный так, что создавалась иллюзия звучания полноценной ударной партии).
Появились также и проигрыватели модулей - TrakBlaster, Protected Module Player (который вроде бы жив и до сих пор). Они могли не только проигрывать mod-файлы, но и показывать осциллограммы звука (этой функцией в свое время так гордилась Amiga).
С течением времени все развивалось, и в 1994 году на суд широкой публики был вынесен Scream Tracker 3 (формат файла - S3M), который поддерживал уже 8 каналов, а в случае обладания соответствующей аудиокартой и быстрым компьютером теоретически можно было добиться 16 каналов. 669Composer (также восьмитрековый) был сделан несколько ранее и ввел в обиход понятие восьмиканального MOD файла. Также продолжали поддерживаться многие эффекты, разработанные еще со времен Amiga (tremolo, glissando, paning и т.п.).
Следующим в иерархии трэкеров возник Multi-Tracke, который поддерживал уже 32 канала, но использовал свой формат файлов MTM (усовершенствованная версия .669).
Следующая программа, сделанная трэкеровщиками для трэкеровщиков, - Fast Tracker 2. Она явилась такой же исторической в истории трэкинга, как когда-то Scream Tracker. Поддержка 32 каналов, встроенный сэмпл и луп-редактор, а также множество других полезных функций привлекли к себе внимание многих людей, занимающихся созданием музыки на PC.
Следом за ним вышел Impulse Tracker, который по интерфейсу был схож со Scream Tracke, но имел гораздо более обширные возможности. За сумму в 30$ также можно было заказать соответствующую программку, с помощью которой вы могли нарезать свой собственный компакт-диск высококачественными звуковыми файлами (.Wav) с музыкой, сделанной в IT.
Конечно, о многих программах еще можно было упомянуть, но все это лишь разновидности софта, который построен на сформировавшейся идеологии трэкеров.
В споре рождается истина
С момента появления полупрофессиональных и любительских музыкальных плат (таких как Gravis Ultrasound, Creative Labs AWE-32, Turtle Beach Tropez) идут ожесточенные споры о том, какой способ написания музыки на PC лучше: с помощью MIDI или трэкеров. Сторонники трэкеров напирают на то, что на таком софте можно работать с любой звуковой картой, имеющей цифровой тракт (за исключением Adlib). Еще один плюс трэкерам добавляет простота в использование, а также то, что под загружаемые сэмплы отводится практически вся свободная оперативная память компьютера. Все это действительно так, однако такая универсальность и простота подразумевает под собой и достаточно усредненное качество звука. Я не спорю, что обладая такими классными платами, как Gravis или AWE, можно добиться достаточно высокого уровня звучания (ибо изначально во всех современных трэкерах заложена поддержка продукции компаний Gravis и Creative Labs), однако здесь не может быть и речи об использовании всех тех внутренних возможностей (поканальный эффект процессор, фильтры, модуляция), которыми обладают карты сэмплерного типа (AWE, Tropez и т.п.), да и некоторые функции, выполняемые контроллерами MIDI, тоже гораздо приятнее реализованы, чем то же самое в трэкерах. Так или иначе, скоро этот вопрос будет окончательно разрешен, так как уже вышел софт под названием Gigasampler (под Win 95), который совместил в себе преимущества работы как цифровым трактом звуковой платы, так и возможной коннекции и управления по MIDI.
Ник Худяков (I.C.)
E-mail: nick@nestor.minsk.by - титульная страница
Введение
Трэкинг - форма создания, сочинения музыки на компьютере, начало которому дала так называемая демо-сцена. Нельзя сказать, что демо-сцена возникла сразу или же в какой-то конкретный день или час. В середине восьмидесятых существовало несколько действительно популярных компьютерных платформ для домашнего использования. Это были Apple, Atari и Commodore. Каждая из них имела свои преимущества и свои недостатки, всех их объединяла одно - вы могли заниматься программированием на них. И люди делали это. Создавалось огромное количество всевозможных программ, которые работали, смешно сейчас даже сказать, на машинах с 64 килобайтами памяти.
Позже, когда вышеприведенные платформы достаточно развились и для них появилось много коммерческого софта, его стали "ломать", а для того чтобы более полно выразить себя и польстить своему самолюбию, стали делать красочные "интро" для своих крэков. Конечно, многие люди, особенно крутые программисты, называли эти занятия пустой тратой времени, однако вскоре сформировался круг людей, которые делали "интро" очень классно и профессионально. Вся соль была в том, чтобы с помощью оригинальных и навороченных кодов выжать из машины максимум ее возможностей. И это нравилось людям - многим из-за визуальных и спецэффектов, многим из-за музыки.
В 1987 году субкультуры крэкеров и создателей демок ("интро") окончательно разделились. Некоторое время спустя, стали появляться другие популярные платформы, и многие с маломощных бытовых компьютеров пересели на IBM. Это произошло из-за ряда объективных причин. Даже самая простенькая 286 в то время по производительности гораздо превосходила почти все существующие до этого бытовые платформы. Ее процессора было вполне достаточно для миксинга в режиме реального времени 4-х каналов цифрового звука. Это позволило делать демки гораздо более красочными и эффектными.
Как бы там ни было, почти вся демо-сцена переключилась на PC, а с BBS все перешли на Internet. Каждый год количество людей, задействованных на демо-сцене, росло по экспоненте. Все больше и больше людей начинало увлекаться этим. В 1992 году акцент стал крениться с кодинга (программирования) к музыке. А с развитием процессоров и компьютерных технологий эти процессы развивались все стремительнее. С появлением более современных звуковых карт, программ для обработки цифрового звука, а также благодаря значительному удешевлению компьютерных комплектующих, количество людей, работающих с трэкерами, достигло колоссальных размеров.
Трэкинг - это...
Музыка являлась частью демо-сцены с тех пор, как демки появились на Commodore-64. Она была именно той составляющей, которая делала их действительно "мультимедийными". Именно с тех пор и пошел отсчет эры трэкеров.
У многих людей слово трэкеры сразу же ассоциируется с таким понятием, как "MOD". Многие и сейчас, еще по инерции, называют свои программы для проигрывания трэкерной музыки примерно так: "Mod player" и т.п. Понятие MOD впервые появилось на компьютере Amiga, который обладал достаточными аппаратными возможностями для одновременного проигрывания четырех звуков из разных источников. Программы, с помощью которых вы могли загружать в память компьютера звуки и задавать последовательность их звучания, а после сохранять всю вашу работу в компактные файлы, содержащие как используемые звуки, так и требуемые последовательности, и ввели понятие "modul" по отношению к такого рода файлам. После такие файлы можно было легко прилинковать к уже отлаженной демке, что многие и делали.
Для того чтобы сделать процесс сочинения "модулей" более простым, программное обеспечение (например, такое как ProTracker) шло вместе с определенным набором звуков (т.е. сэмплов), файлам которых были присвоены определенные расширения и названия.
Одними из первых трэкеров для PC были такие небезызвестные четырехканальные программы, как ModEdit и Scream Tracker (сделанный группой Future Crew, в частности господином Psi). Scream Tracker позволял сохранять модули как с прилинкованными сэмплами (STM), так и без них (STS). ModEdit был несколько попроще и покорявее, но многие использовали и его.
Четырехканальный стандарт просуществовал достаточно долго. Были разработаны соответствующие негласные правила и принципы сочинения музыки с помощью этих каналов. В основном вся музыка делилась на ритм-канал, канал для баса, соло-канал и канал для аккордов (сэмпл двух или более нот, сыгранных одновременно, обычно с небольшим зацикливанием). Конечно, все эти правила вовсе не обязывали действовать именно так, а не иначе, но это являлось хорошим тоном.
Из-за ограничения в каналах, ритм-секция была очень фрагментарной в тех треках, что были сделаны на столь ранних экземплярах софта, поэтому в основном преобладали барабанные лупы (кусок ритма, зацикленный так, что создавалась иллюзия звучания полноценной ударной партии).
Появились также и проигрыватели модулей - TrakBlaster, Protected Module Player (который вроде бы жив и до сих пор). Они могли не только проигрывать mod-файлы, но и показывать осциллограммы звука (этой функцией в свое время так гордилась Amiga).
С течением времени все развивалось, и в 1994 году на суд широкой публики был вынесен Scream Tracker 3 (формат файла - S3M), который поддерживал уже 8 каналов, а в случае обладания соответствующей аудиокартой и быстрым компьютером теоретически можно было добиться 16 каналов. 669Composer (также восьмитрековый) был сделан несколько ранее и ввел в обиход понятие восьмиканального MOD файла. Также продолжали поддерживаться многие эффекты, разработанные еще со времен Amiga (tremolo, glissando, paning и т.п.).
Следующим в иерархии трэкеров возник Multi-Tracke, который поддерживал уже 32 канала, но использовал свой формат файлов MTM (усовершенствованная версия .669).
Следующая программа, сделанная трэкеровщиками для трэкеровщиков, - Fast Tracker 2. Она явилась такой же исторической в истории трэкинга, как когда-то Scream Tracker. Поддержка 32 каналов, встроенный сэмпл и луп-редактор, а также множество других полезных функций привлекли к себе внимание многих людей, занимающихся созданием музыки на PC.
Следом за ним вышел Impulse Tracker, который по интерфейсу был схож со Scream Tracke, но имел гораздо более обширные возможности. За сумму в 30$ также можно было заказать соответствующую программку, с помощью которой вы могли нарезать свой собственный компакт-диск высококачественными звуковыми файлами (.Wav) с музыкой, сделанной в IT.
Конечно, о многих программах еще можно было упомянуть, но все это лишь разновидности софта, который построен на сформировавшейся идеологии трэкеров.
В споре рождается истина
С момента появления полупрофессиональных и любительских музыкальных плат (таких как Gravis Ultrasound, Creative Labs AWE-32, Turtle Beach Tropez) идут ожесточенные споры о том, какой способ написания музыки на PC лучше: с помощью MIDI или трэкеров. Сторонники трэкеров напирают на то, что на таком софте можно работать с любой звуковой картой, имеющей цифровой тракт (за исключением Adlib). Еще один плюс трэкерам добавляет простота в использование, а также то, что под загружаемые сэмплы отводится практически вся свободная оперативная память компьютера. Все это действительно так, однако такая универсальность и простота подразумевает под собой и достаточно усредненное качество звука. Я не спорю, что обладая такими классными платами, как Gravis или AWE, можно добиться достаточно высокого уровня звучания (ибо изначально во всех современных трэкерах заложена поддержка продукции компаний Gravis и Creative Labs), однако здесь не может быть и речи об использовании всех тех внутренних возможностей (поканальный эффект процессор, фильтры, модуляция), которыми обладают карты сэмплерного типа (AWE, Tropez и т.п.), да и некоторые функции, выполняемые контроллерами MIDI, тоже гораздо приятнее реализованы, чем то же самое в трэкерах. Так или иначе, скоро этот вопрос будет окончательно разрешен, так как уже вышел софт под названием Gigasampler (под Win 95), который совместил в себе преимущества работы как цифровым трактом звуковой платы, так и возможной коннекции и управления по MIDI.
Ник Худяков (I.C.)
E-mail: nick@nestor.minsk.by - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: разное