Русский музей: живопись

ДИСКОТЕКА



Русский музей: живопись

13 апреля 1895 года Император Всея Руси Николай Второй подписал Указ, которым учредил открыть 19 марта 1898 года в Москве "Российский музей Императора Александра Третьего". Так впервые в России был основан государственный музей русского искусства, открытый для всех сословий, интересующихся культурой государства и его историей.

Несколько позднее, в 1917-м, прогремела революция и про императоров предпочли забыть, но музей остался и продолжил свое благое дело. За сто лет, прошедшие со дня его основания, музей, ставший просто русским, собрал в своих запасниках более трехсот пятидесяти тысяч экземпляров произведений русского искусства, а экспозиция теперь размещается аж в четырех больших зданиях. К своему столетнему юбилею Русский музей решил выпустить мультимедийную энциклопедию на компакт-диске, посвященную истории самого музея и представляющую богатство собранной коллекции. В работе приняли участие сотрудники музея, фирма AI Lab как разработчик энциклопедии и известная российская софтверная компания "1С" как издатель. В результате увидела свет лицензионная энциклопедия "РУССКИЙ МУЗЕЙ: ЖИВОПИСЬ".

На компакт-диске представлена избранная коллекция русской живописи за период с начала восемнадцатого до первой половины двадцатого века. Однако все это затевалось не только ради демонстрации нескольких десятков картин, как это часто делалось ранее. Фактически "РУССКИЙ МУЗЕЙ: ЖИВОПИСЬ" является самой настоящей энциклопедией по одной конкретной области искусства. Каждое полотно сопровождается краткой историей его создания, а также описанием судьбы самого шедевра, местами не менее увлекательной, чем само полотно. Причем все картины и иконы выполнены на чрезвычайно высоком художественном уровне, вполне позволяющем почувствовать красоту оригинала, даже глядя на изображение на экране монитора. Чувствуется тесное взаимодействие разработчиков со специалистами музея. Однако полотна сопровождают не только рассказы о истории изобразительного искусства, но и увлекательные рассказы о судьбах мастеров, эти шедевры создавших.

Как и положено хорошему большому национальному музею, мультимедийная энциклопедия "РУССКИЙ МУЗЕЙ: ЖИВОПИСЬ" предлагает посетителям на выбор два варианта общения. Можно нажать экранную клавишу с надписью "ШОУ", и перед вами предстанет нечто в роде заранее приготовленной экскурсии по одному из величайших музеев России. С музыкальным сопровождением. С историческими или искусствоведческими справками. С демонстрацией полотен на весь экран. Очень красиво, наглядно и совершенно необременительно. А второй вариант рассчитан на индивидуальных ценителей красоты и позволяет как бы самому прогуляться по залам музея, полюбоваться наиболее понравившимися работами сколь угодно долго. Почитать сопроводительную информацию. Обратиться за справкой по тому или иному встретившемуся непонятному или сомнительному термину.

Однако наиболее примечательными фрагментами русского изобразительного искусства восемнадцатого-двадцатого веков содержание энциклопедии "РУССКИЙ МУЗЕЙ: ЖИВОПИСЬ" не исчерпывается. Дело в том, что экспозиция музея размещается в четырех зданиях, которые уже сами по себе могут являться произведениями искусства, шедеврами зодчества и неотъемлемой частью русской культуры. Русский музей занимает помещения Михайловского дворца (основная экспозиция), Строгановского дворца, Мраморного дворца и резиденции императоров российских - Михайловского замка. Эти здания имеют свою многолетнюю историю и служат своего рода драгоценной оправой к тем культурным сокровищам, которые собраны в их стенах. Поэтому авторы энциклопедии "РУССКИЙ МУЗЕЙ: ЖИВОПИСЬ" постарались уделить внимание самим зданиям и поместили иллюстрированный рассказ о них в материалы компакт-диска. Причем особое внимание уделено Михайловскому дворцу как центральному зданию Русского музея и Михайловскому замку как наиболее исторически значимому из всех отданных под нужды национального музея.

О Михайловском дворце стоит сказать особо. Авторы энциклопедии поместили в ней еще и интерактивный поэтажный план-схему Михайловского дворца. Теперь посетитель может не только лицезреть выдающейся красоты полотна, являющиеся российским национальным достоянием, но еще и пройтись по залам музея. Правда, виртуально. Однако статичные фотографии, которые призваны создать иллюзию присутствия, выполнены с высоким мастерством и показывают залы с самых выигрышных ракурсов, что производит очень сильное впечатление.

Также требуется отметить высокий общий художественный уровень оформления интерфейса всей мультимедийной энциклопедии в целом. Рассказывая об искусстве, "РУССКИЙ МУЗЕЙ: ЖИВОПИСЬ" сам может рассматриваться как такое произведение. Прекрасный дизайн, естественно переплетающийся с содержанием, позволяет буквально почувствовать эту материализованную красоту и создает стойкое желание посетить Русский музей лично, настолько наглядно все это предстает на экране компьютерного монитора.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by

Компакт-диски предоставлены
фирмой "ВИДЕОПЕЧАТЬ"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике дискотека :: энциклопедия

©1997-2024 Компьютерная газета