Краткая история хакерства

Краткая история хакерства

Сначала были "настоящие программисты", хотя сами себя они ни "хакерами", ни как-нибудь иначе не называли, да и само прозвище "настоящий программист" сформировалось в 80-е годы. Началось же все в 1945 году, когда идея компьютера привлекала лучшие умы человечества. С момента появления первого в мире компьютера ENIAC, стала более-менее последовательно развиваться техническая культура программистов-энтузиастов. "Настоящие программисты" же пришли из инженерных и физических наук. До сих пор о них думают, как о людях в белых халатах и толстых очках, программирующих на Фортране и других, теперь уже забытых, языках. Именно они-то и были предшественниками хакеров. Начиная с времен окончания второй мировой войны и до ранних семидесятых, эти люди были основой технической культуры в области компьютерной техники. Именно этой эпохой датируются многие произведения хакерского фольклора, включая Законы Мэрфи и иные почитаемые творения.

Началом эпохи хакерства можно сейчас считать 1961 год, когда MIT (Массачусетский технологический институт) приобрел свой первый компьютер. Там приспособили машину в качестве любимой технической "игрушки" и изобрели средства для программирования, жаргон и культуру вцелом, следы которой можно отыскать и по сей день. Компьютерная культура MIT впервые ввела в употребление термин "хакер". Следует отметить, что MIT был не единственным центром передовой компьютерной мысли, кроме нее была лаборатория искусственного интеллекта Стенфордского университета. Обе эти лаборатории объединяли умнейших людей, внесших огромный вклад в развитие хакерства как в техническом, так и в культурном плане.

Говоря о развитии хакерства, следует также рассказать и об ARPANET - первой высокоскоростной континентальной компьютерной сети, созданной по заказу Министерства обороны. Позже эта сеть соединила сотни университетов и исследовательских лабораторий, что породило широкий обмен информацией и подтолкнуло совместные исследования в области компьютерных технологий. Электронные магистрали ARPANET соединили программистов-энтузиастов по всей стране, что позволило им преодолеть разрозненность и осознать себя в качестве особой группы.

Следующим важным пунктом развития хакерской культуры стал знаменитый исследовательский центр Palo Alto. Более чем на десять лет, от ранних 70-х до середины 80-х, он стал "кузницей" передовых идей и технологий - современная мышь, Windows, иконки для программного обеспечения, лазерный принтер были изобретены именно здесь. Данный исследовательский центр внес громадный вклад в развитие хакерства.

Кроме ARPANET, 1969 год принес также изобретение программистом из Bell Labs Кеном Томсоном (Ken Thompson) системы UNIX. Другой компьютерщик Дэннис Ритчи (Dennis Ritchie) изобрел новый язык программирования "C" для использования под находившимся в разработке UNIX. Идея создания программных продуктов, отличающихся удобством и гибкостью в работе, была высоко оценена. Томсон и Ритчи первыми осознали, что компьютерные технологии достигли достаточно высокого уровня для того, чтобы можно было целиком написать операционную систему на "C" и не создавать новое программное обеспечение каждый раз, когда предыдущее оказывалось устаревшим. Данное изобретение сделало возможным создание унифицированного программного обеспечения для различных типов компьютеров, что, в свою очередь, позволило программистам обменивать средства программирования между компьютерами разных типов и не заниматься каждый раз "изобретением велосипеда." Кроме того, UNIX и "С" были очень просты в обращении, поэтому отпала необходимость постоянного обращения к справочникам, что значительно облегчало работу.

Благодаря вышеперечисленным качествам, к 1980 году данные программные продукты получили широкое распространение среди университетов, исследовательских институтов и, конечно, среди хакеров. В ARPANET UNIX и "С" также получили широкую известность. Любые два компьютера, оснащенные UNIX, могли обмениваться электронной почтой по телефонным линиям, поэтому в 1980 году были созданы первые подразделения сети Usernet, которая вскоре затмила ARPANET.

Интересно посмотреть, как складывались отношения между первым поколением хакеров и теми, кто все же предпочел UNIX. После появления сайтов UNIX в ARPANET эти две культуры хакеров начали постепенно смешиваться. Поначалу этот процесс проходил достаточно сложно - о UNIX-хакерах думали как о группе выскочек, использующих в своей деятельности примитивные средства, которые в шутку называли "каменные ножи и медвежьи шкуры". Несколько позже появилось третье течение, речь о котором пойдет ниже. В 1975 году на рынке появились первые персональные компьютеры, и в последующие годы началось их стремительное совершенствование. Возможности микрокомпьютеров были хорошо понятны, это-то и привлекло к ним новое поколение хакеров. Их языком программирования стал Бейсик, который хакеры, работавшие с UNIX, а тем более "настоящие программисты", считали примитивным и презирали за это.

Таково было положение дел в 1980 году: рядом развивались три схожие, но и в то же время различающиеся технически культуры. Эта ситуация длилась недолго, и первыми пострадали хакеры, выросшие на ARPANET - в 1983 году корпорация NEC решила сосредоточить свои усилия на UNIX системах, тем самым лишив своей поддержки пользователей и разработчиков более старой компьютерной техники.

UNIX-хакеров ждало иное будущее. В 1982 году их группа из Беркли основала Sun Microsystems. В своей деятельности они ориентировались на то, что создаваемые ими рабочие станции хотя и были дорогими для рядового пользователя, но для корпораций и университетов оказались достаточно доступными. Благодаря этому они и получили такое распространение. Рабочие станции, созданные Sun и иными производителями, открыли перед хакерами новые горизонты. Эти машины были созданы для работы с высокоскоростной графикой и позволяли объединить разрозненные сетевые данные. На протяжении 80-х годов внимание всего хакерства было поглощено созданием программных средств для использования вышеперечисленных преимуществ рабочих станций.

Когда в 1984 году UNIX стал коммерческим продуктом, в рядах хакеров обнаружились противоречия между относительно связанной между собой "сетевой нацией", которая объединялась вокруг Internet и Usernet (и в своем большинстве использовала миникомпьютеры или рабочие станции, работавшие под UNIX), и обширной, но разрозненной братией поклонников "персоналок". С наступлением 90-х годов позиции рабочих станций оказались значительно ослабленными появлением новых дешевых и высокопроизводительных персональных компьютеров, сделанных на основе 386-х процессоров фирмы Intel. Впервые хакеры-одиночки смогли позволить себе иметь домашние компьютеры, поддерживающие UNIX и связь с Internet. Но это не относилось к почитателям MS-DOS, которые хотя и переросли в DOS и Mac-хакеров, но тем не менее не стали самостоятельной культурой. Темпы технического прогресса оказались столь высокими, что пятьдесят различных технических культур появились и исчезли, подобно мотылькам. Им не удалось создать соб-ственный жаргон, фольклор и оригинальную историю. Кроме того, у них не было сети, за исключением некоторых экспериментальных, не получивших распространения.

Превращение UNIX в коммерческий продукт сделало его малодоступным. Выходом из создавшегося положения стала разработка студентом Хельсинкского университета Линусом Торвальдсом, на основе ядра UNIX для 386 компьютеров, новой операционной системы Linux. Причем инициатива создания такого программного продукта была поддержана хакерами по всему миру, и многие из них приняли активное участие в его разработке. Работа была организована по гибкой схеме: каждую неделю выходили доступные всем желающим релизы Linux, одновременно же шел процесс рассмотрения предложений и идей пользователей, проходил отбор наиболее интересных и жизнеспособных из них, что и определило высокое качество данного программного продукта. Результатом этих стараний стало то, что к 1993 году Linux смог соперничать по надежности с коммерческими версиями UNIX. Созданием Linux хакеры опровергли мнение, что такой сложный программный продукт, как операционная система, может быть создан только небольшой и хорошо организованной группой специалистов. Это имело огромное психологическое воздействие, и впервые хакеры получили возможность реального влияния на состояние рынка программного обеспечения.

Подводя итог, следует признать, что основное течение хакеров сформировалось вокруг Internet и до сих пор в значительной степени ассоциируется с технической культурой UNIX. Как известно, в последние годы сильно возрос интерес к Internet и, соответственно, возросла роль хакеров во "всемирной паутине". Многие хакеры 80-х и 90-х стали провайдерами и предоставляют пользователям возможность доступа в Internet. Благодаря популярности данной глобальной сети у хакеров появилась возможность выступать в защиту своих интересов, примером этого может служить их победа в споре о введении цензуры в Internet, что ярко свидетельствует о их влиянии.

Сейчас все сходятся во мнении, что Internet и компьютерные технологии окажут сильное влияние на развитие человечества в 21 веке. В этой ситуации культура хакеров, их фольклор, традиции и отношения становятся частью общего культурного наследия человечества. И будущее хакеров выглядит весьма заманчивым.

Дмитрий Зарицкий(aka Melcor) - титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета