Мой любимый Sound Forge 4.0
Мой любимый Sound Forge 4.0
Многие любители углубленной работы с мультимедиа и звуком спорят о том, какой звуковой редактор круче. Действительно, раньше просто глаза разбегались от обилия различных программных продуктов этого плана на мировом рынке software. Были и Wave SE (Turtle Beach Systems), и Cool Edit (Syntrillium), и Golde Edit, и Software Audio Workshop и многие другие. Некоторые из них к сегодняшнему дню уже благополучно скончались, некоторые продолжают развиваться и совершенствоваться. Но я свой выбор сделал уже давно и чувствую, что не ошибся.
На мой взгляд, лучшей программой для линейного редактирования цифрового звука, обработки различными эффектами и фильтрами уже в течение ряда лет является продукт компании Sonic Foundry - Sound Forge.
Уже по своим встроенным возможностям и удобному пользовательскому интерфейсу Sound Forge 4.0 опережает все программы массового пользования такого типа. С помощью Sound Forge вы можете записывать, редактировать цифровой звук, а также заниматься его дизайном.
Область применения этой программы достаточно широка. Это запись и редактирование музыки, создание звукового сопровождения для мультимедиа и интерактивных программ, разработка звуковых концепций для игр, CD-мастеринг, анализ аудио данных.
Неоспоримое преимущество Sound Forge 4.0 дает еще и то, что его функции могут быть расширены с помощью DirectX плагинов, которые позволяют заниматься изменениями параметров различных эффектов и прослушивать эти изменения в режиме реального времени. Но к этому мы еще вернемся.
Редактирование с помощью Sound Forge
Если вы уже знакомы со стандартным интерфейсом Windows, то освоить SF вам не составит труда. Для увеличения производительности и ускорения работы с файлами (которые бывают весьма "крупными" по объему) есть возможность работы с ними в так называемом direct mode, то есть не загружать в память весь .Wav целиком, а манипулировать им напрямую.
Многооконный интерфейс, регулируемые размеры и насыщенность панели управления намного повысят комфорт и удобство при работе с SF.
Быстрая навигация среди множества аудиоокон, маркеры, выделенные регионы тоже могут облегчить жизнь загруженному работой человеку. А изменение порядка следования регионов в плэйлисте не вызывают реальных изменений в структуре самого аудиофайла (т.н. недеструктивное редактирование).
Применение процессов и эффектов
Вы можете использовать всевозможные комбинации процессов и эффектов для обработки своих звуковых файлов, а также можете синтезировать свои собственные звуки. SF поддерживает 8-битные и 16-битные моно и стерео файлы с частотой дискретизации от 2kHz до 96kHz почти любых аудиоформатов (поддерживаются: Adlib Samples ASMP (PCM и ADPCM); Amiga SVX, IFF; CCITT (mu-Law и A-Law); Covox V8; Creative Labs VOC (8 и 16 бит); Dialogic VOX (ADPCM); Gravis Patch PAT, InterVoice (ADPCM, mu-Law, A-Law); Java AU; Macintosh AIF, SND; Microsoft Video for Windows AVI; Microsoft Wave WAV; Microsoft ACM: ADPCM, IMA ADPCM, GSM 6.10; Group TrueSpeech; MIDI/SDS; NeXT/Sun AU, SND; RealAudio RA; SampleVision SMP; Sound Designer 1 DIG,SD). Не считая простейших функций редактирования (cut, copy, delete), которыми весьма просто и удобно пользоваться, существует ряд дополнительных сервисных функций на основе идеологии drag-n-drop (микширование файлов, резка/вставка фрагментов, перекрестное наложение). SF также позволяет контролировать уровень звукового сигнала во время воспроизведения и записи.
Далее приведу список процессов, эффектов и функций, которыми обладает исходная версия SF 4.0:
Auto Trim/Crop; Channel Converter; Convert to 8-bit; DC offset; Graphic Equalizer (10 полос); Paragraphic Equalizer (4 полосы); Parametric Equlizer (фильтры: high-pass, low-pass, band-pass и band-reject); Graphic Fade; Fade In/Out; Insert Silence; Invert/Flip; Mute; Normalize to peak or RMS power; Pan/Expand; Resample (конвертация от 2kHz до 96kHz c анти-алиас фильтром); Reverse; Smooth/Enhance; Time Compress/Expand; Volume; ACM filter; Amplitude Modulation; Chorus; Delay/Echo (Simple и Multi-Tap); Graphic Dynamics (работающий как компрессор, лимитер, экспандер, гейт); Multi-Band Dynamics (4-х полосный компрессор/лимитер); Envelope; Flange/Wah-wah; Gapper/Snipper; Noise Gate; Pitch Bend/Shift changes; Reverb (19 типов помещений); Vibrato; Auto Region (устанавливает границы регионов по значениям атаки и паузам); Crossfade Loop; Sampler (поддержка сэмплеров, использующих MIDI/SDS или SCSI/SMDI протоколы передачи аудиоданных); FM Synthesis (4 оператора).
DirectX Plug-In
Поистине необъятные возможности дают заложенные в архитектуру SF 4.0 процедуры использования внешних модулей, поддерживающих DirectX. Эти модули (плагины) выпускает сама компания Sonic Foundry и другие, независимые, разработчики звукового программного обеспечения. На сегодняшний день у меня в коллекции уже около 46 таких модулей, и с каждым днем их количество все увеличивается, а возможности все расширяются.
Sonic Foundry Noise Reductio Plug-In
Назначением данного модуля является обнаружение и удаление низкоуровневых фоновых шумов, таких как шум пленки в кассетных магнитофонах, электрический шум (наводки), что позволяет получить в итоге чистый и достаточно качественный звук. Классификационная карта нежелательных шумов создается на основе кусочка звукового файла, где присутствуют данные шумы. После чего звуковой сигнал сепарируется по частотам, и ненужные фрагменты удаляются без существенного изменения основной звуковой нагрузки.
В комплект входят также модуль (Click Removal) удаления щелчков (clicks) из записи и модуль для восстановления и чистки записей, сделанных с винилов (Vinyl Restoration).
Click Removal
Модуль Click Removal выявляет и удаляет щелчки в записи, которые возникают вследствие перегрузки записи или из-за повреждения цифровых аудиофайлов. С помощью данной "примочки" вы сможете удалить или интерполировать ненужные щелчки в автоматическом или ручном режиме.
Vinyl Restoration
Этот модуль удаляет щелчки и потрескивания, а также шумы поверхности, которые свойственны всем записям, записанным с пластинки. Расширенные функции фильтрации позволяют привести в хорошее состояние даже те записи, которые сделаны с очень "запиленных" пластинок.
Batch Converter Plug-In
Данный плагин позволят сохранить просто массу времени, когда требуется обработать большое количество файлов (например, отконвертировать их в другой формат) с помощью повторяющихся однотипных операций. Десятки, сотни, тысячи файлов могут быть обработаны быстро и просто. Вы можете записать любой процесс, который, по вашему мнению, будете часто использовать, и позволить SF 4.0 выполнить всю работу за вас.
Все приведенные выше модули являются лишь малой толикой того, что уже реально есть для SF 4.0. Для музыканта, звукоинженера и просто любителя поковыряться со звуком открываются безграничные возможности по получению новых оригинальных звуков, нового саунда. Именно открытая структура SF, позволяющая пользователю самому расширять набор базовых модулей специфическими функциями, обеспечила ту популярность и признание, которые есть сейчас у компании Sonic Foundry и ее детища Sound Forge.
Ник Худяков (I.C.) - титульная страница
Многие любители углубленной работы с мультимедиа и звуком спорят о том, какой звуковой редактор круче. Действительно, раньше просто глаза разбегались от обилия различных программных продуктов этого плана на мировом рынке software. Были и Wave SE (Turtle Beach Systems), и Cool Edit (Syntrillium), и Golde Edit, и Software Audio Workshop и многие другие. Некоторые из них к сегодняшнему дню уже благополучно скончались, некоторые продолжают развиваться и совершенствоваться. Но я свой выбор сделал уже давно и чувствую, что не ошибся.
На мой взгляд, лучшей программой для линейного редактирования цифрового звука, обработки различными эффектами и фильтрами уже в течение ряда лет является продукт компании Sonic Foundry - Sound Forge.
Уже по своим встроенным возможностям и удобному пользовательскому интерфейсу Sound Forge 4.0 опережает все программы массового пользования такого типа. С помощью Sound Forge вы можете записывать, редактировать цифровой звук, а также заниматься его дизайном.
Область применения этой программы достаточно широка. Это запись и редактирование музыки, создание звукового сопровождения для мультимедиа и интерактивных программ, разработка звуковых концепций для игр, CD-мастеринг, анализ аудио данных.
Неоспоримое преимущество Sound Forge 4.0 дает еще и то, что его функции могут быть расширены с помощью DirectX плагинов, которые позволяют заниматься изменениями параметров различных эффектов и прослушивать эти изменения в режиме реального времени. Но к этому мы еще вернемся.
Редактирование с помощью Sound Forge
Если вы уже знакомы со стандартным интерфейсом Windows, то освоить SF вам не составит труда. Для увеличения производительности и ускорения работы с файлами (которые бывают весьма "крупными" по объему) есть возможность работы с ними в так называемом direct mode, то есть не загружать в память весь .Wav целиком, а манипулировать им напрямую.
Многооконный интерфейс, регулируемые размеры и насыщенность панели управления намного повысят комфорт и удобство при работе с SF.
Быстрая навигация среди множества аудиоокон, маркеры, выделенные регионы тоже могут облегчить жизнь загруженному работой человеку. А изменение порядка следования регионов в плэйлисте не вызывают реальных изменений в структуре самого аудиофайла (т.н. недеструктивное редактирование).
Применение процессов и эффектов
Вы можете использовать всевозможные комбинации процессов и эффектов для обработки своих звуковых файлов, а также можете синтезировать свои собственные звуки. SF поддерживает 8-битные и 16-битные моно и стерео файлы с частотой дискретизации от 2kHz до 96kHz почти любых аудиоформатов (поддерживаются: Adlib Samples ASMP (PCM и ADPCM); Amiga SVX, IFF; CCITT (mu-Law и A-Law); Covox V8; Creative Labs VOC (8 и 16 бит); Dialogic VOX (ADPCM); Gravis Patch PAT, InterVoice (ADPCM, mu-Law, A-Law); Java AU; Macintosh AIF, SND; Microsoft Video for Windows AVI; Microsoft Wave WAV; Microsoft ACM: ADPCM, IMA ADPCM, GSM 6.10; Group TrueSpeech; MIDI/SDS; NeXT/Sun AU, SND; RealAudio RA; SampleVision SMP; Sound Designer 1 DIG,SD). Не считая простейших функций редактирования (cut, copy, delete), которыми весьма просто и удобно пользоваться, существует ряд дополнительных сервисных функций на основе идеологии drag-n-drop (микширование файлов, резка/вставка фрагментов, перекрестное наложение). SF также позволяет контролировать уровень звукового сигнала во время воспроизведения и записи.
Далее приведу список процессов, эффектов и функций, которыми обладает исходная версия SF 4.0:
Auto Trim/Crop; Channel Converter; Convert to 8-bit; DC offset; Graphic Equalizer (10 полос); Paragraphic Equalizer (4 полосы); Parametric Equlizer (фильтры: high-pass, low-pass, band-pass и band-reject); Graphic Fade; Fade In/Out; Insert Silence; Invert/Flip; Mute; Normalize to peak or RMS power; Pan/Expand; Resample (конвертация от 2kHz до 96kHz c анти-алиас фильтром); Reverse; Smooth/Enhance; Time Compress/Expand; Volume; ACM filter; Amplitude Modulation; Chorus; Delay/Echo (Simple и Multi-Tap); Graphic Dynamics (работающий как компрессор, лимитер, экспандер, гейт); Multi-Band Dynamics (4-х полосный компрессор/лимитер); Envelope; Flange/Wah-wah; Gapper/Snipper; Noise Gate; Pitch Bend/Shift changes; Reverb (19 типов помещений); Vibrato; Auto Region (устанавливает границы регионов по значениям атаки и паузам); Crossfade Loop; Sampler (поддержка сэмплеров, использующих MIDI/SDS или SCSI/SMDI протоколы передачи аудиоданных); FM Synthesis (4 оператора).
DirectX Plug-In
Поистине необъятные возможности дают заложенные в архитектуру SF 4.0 процедуры использования внешних модулей, поддерживающих DirectX. Эти модули (плагины) выпускает сама компания Sonic Foundry и другие, независимые, разработчики звукового программного обеспечения. На сегодняшний день у меня в коллекции уже около 46 таких модулей, и с каждым днем их количество все увеличивается, а возможности все расширяются.
Sonic Foundry Noise Reductio Plug-In
Назначением данного модуля является обнаружение и удаление низкоуровневых фоновых шумов, таких как шум пленки в кассетных магнитофонах, электрический шум (наводки), что позволяет получить в итоге чистый и достаточно качественный звук. Классификационная карта нежелательных шумов создается на основе кусочка звукового файла, где присутствуют данные шумы. После чего звуковой сигнал сепарируется по частотам, и ненужные фрагменты удаляются без существенного изменения основной звуковой нагрузки.
В комплект входят также модуль (Click Removal) удаления щелчков (clicks) из записи и модуль для восстановления и чистки записей, сделанных с винилов (Vinyl Restoration).
Click Removal
Модуль Click Removal выявляет и удаляет щелчки в записи, которые возникают вследствие перегрузки записи или из-за повреждения цифровых аудиофайлов. С помощью данной "примочки" вы сможете удалить или интерполировать ненужные щелчки в автоматическом или ручном режиме.
Vinyl Restoration
Этот модуль удаляет щелчки и потрескивания, а также шумы поверхности, которые свойственны всем записям, записанным с пластинки. Расширенные функции фильтрации позволяют привести в хорошее состояние даже те записи, которые сделаны с очень "запиленных" пластинок.
Batch Converter Plug-In
Данный плагин позволят сохранить просто массу времени, когда требуется обработать большое количество файлов (например, отконвертировать их в другой формат) с помощью повторяющихся однотипных операций. Десятки, сотни, тысячи файлов могут быть обработаны быстро и просто. Вы можете записать любой процесс, который, по вашему мнению, будете часто использовать, и позволить SF 4.0 выполнить всю работу за вас.
Все приведенные выше модули являются лишь малой толикой того, что уже реально есть для SF 4.0. Для музыканта, звукоинженера и просто любителя поковыряться со звуком открываются безграничные возможности по получению новых оригинальных звуков, нового саунда. Именно открытая структура SF, позволяющая пользователю самому расширять набор базовых модулей специфическими функциями, обеспечила ту популярность и признание, которые есть сейчас у компании Sonic Foundry и ее детища Sound Forge.
Ник Худяков (I.C.) - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft