Уроки геометрии

ДИСКОТЕКА



Уроки геометрии

До сих пор продолжаются споры между пламенными сторонниками и ярыми противниками компьютерного интерактивного образования. И столько же времени появляются все новые и новые обучающие интерактивные программы, рассчитанные на самые различные категории населения. В том числе и на самых маленьких пользователей, которым от трех до шести лет. И эти программы неуклонно повышают свой технический и педагогический уровень.

НПО "ЗАЗЕРКАЛЬЕ" выпустило новую образовательную интерактивную программу "УРОКИ ГЕОМЕТРИИ" и продемонстрировало тот эталон, на который надо ровняться в дальнейшем. Как следует из названия компакт-диска, представленный на нем курс является компьютерным учебником по геометрии для дошкольного образования и рассчитан на детей с трех лет. Фактически же, с данной программой можно начинать занятия детям уверенно говорящим самостоятельно и понимающим устную разговорную речь, что зачастую встречается и в более раннем возрасте.

Столь низкий возрастной порог обусловлен отнюдь не академическим уровнем преподаваемой геометрии и арифметики. Весь курс обучения построен на активном взаимном общении между ребенком и программой-педагогом, говорящей на естественном языке. Кстати, необходимо отметить прекрасный подбор человеческого голоса и актерскую подготовку этого человека, так как результат получился прекрасный. Компьютер, с которым ассоциируется голос программы в глазах ребенка, предстает эдаким безмерно терпеливым и чрезвычайно доброжелательным учителем, готовым скорее играть с ребенком, чем серьезно его чему-то учить. Этим курс "УРОКИ ГЕОМЕТРИИ" значительно выигрывает перед аналогичными продуктами, присутствующими на рынке.

Весь курс геометрии построен на получении пользователем базовых навыков распознавания сложных фигур в целом и умении раскладывать их на простые элементы, а также составлять сложное из простых составляющих. Все это сильно перемешано с многочисленными играми для детей младшего возраста, так что зачастую нельзя сказать, где заканчивается игра и начинается урок. Ребенок практически все время играет, слушает простые стишки и детские песенки, которые просят его что-нибудь сделать, показать или выбрать. Это способствует высокой степени усвоения материала при отсутствии ощущения нудного урока и монотонности, что обычно быстро снижает интерес ребенка к учебному процессу и отрицательно сказывается на качестве и скорости усвоения материала.

Все собранные на диске "УРОКИ ГЕОМЕТРИИ" задачи условно делятся на ассоциативные, вычислительные и указательные. Ассоциативность используется для объяснения маленькому человеку самых базовых понятий об окружающем мире. Так, например, квадрат имеет столько же сторон и углов, сколько и у прямоугольника, но он более полный. Поняв это, ребенок далее вполне уверенно ориентируется и среди многочисленных геометрических фигур с менее выраженными отличиями между собой. После освоения минимального набора базовых геометрических знаний ему предлагаются указательные задачи, основанные на нахождении фигуры среди множества предложенных вариантов всего, что совпадает с заданным эталоном. Позднее ученику предоставится возможность и самому нарисовать заданный эталон или только произнесенное вслух задание. Это особенно хорошо стимулирует мыслительные процессы у детей, так как исподволь заставляет их осмысливать услышанное и принимать конкретные решения на основе понятого с их последующим выполнением. Далее следуют всякие задачи счетного характера, например выбор цифры, соответствующей количеству углов многоугольника. Это, помимо геометрии, закладывает в ребенке прочный фундамент для дальнейшего освоения арифметики.

Таким образом, курс "УРОКИ ГЕОМЕТРИИ" даже несколько выходит за рамки освоения основ геометрии, так как вместе с ней учит детей и логическому мышлению, и арифметике, и даже навыкам общения с персональным компьютером. Причем все делается в виде увлекательных игр, совершенно не обременяющих ребенка. Зато применение подобных курсов позволяет значительно раньше развить ребенка, гораздо эффективнее подготовить его к школьной программе, а также в самом раннем возрасте привить ему желание учиться, получать и осваивать новые знания и не воспринимать процедуру обучения как нечто монотонное, скучное и малоинтересное. А ведь именно эти причины в подавляющем большинстве случаев приводят к низкой успеваемости ребенка в школе и, как правило, к сложностям в плане дальнейшего профессионального образования.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by

Компакт-диски предоставлены фирмой "ВИДЕОПЕЧАТЬ"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике дискотека :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета