Алло! Смольный!

Алло! Смольный!

К хорошему привыкаешь быстро. Такова уж человеческая природа. Когда-то мир прекрасно обходился дымами сигнальных костров и старательными гонцами, а теперь его трудно себе представить без обычного телефона. И дело даже не в том, что большая часть привычных удобств просто невозможна без телефона, например, служба скорой помощи, пожарной охраны и повседневного общения. Все вокруг завязано на использовании изобретения Белла.

Одно плохо - все стоит денег. И если местные разговоры еще куда ни шло, то междугородние никогда не отличались дешевизной. Причин тому много и они далеко не так однозначны, как может показаться. Это и достаточно жесткая монопольная позиция правительств некоторых государств, считающих телефонную связь исключительно собственной прерогативой, и внедрение телефонными компаниями принципа "дорогой звонок оплачивает звонок нерентабельный". Последнее означает, что тариф междугороднего звонка специально завышен, чтобы разница могла компенсировать расходы на продвижение телефонной инфраструктуры в низконаселенные области, в которых ее самоокупаемость невозможна в принципе, например, в сельской местности. В нашей стране к прочим болячкам добавляется понятие естественной монополии (надеюсь, смысл объяснять не нужно) и крайне нерациональная структура самой системы связи (как аппаратной, так и организационной). Честно говоря, в конечном счете не так уж и важно, почему междугородние звонки стоят так дорого. Гораздо любопытнее получить ответ на вопрос, каким образом можно сэкономить.

А сэкономить вполне можно. И решением задачи является опять же Интернет. С точки зрения технологии, Всемирная паутина есть та же телефонная сеть, только по проводам передается не человеческий голос, а скомпрессированные определенным образом данные. Однако и голос, и данные передаются по проводам в виде электрических сигналов, что позволяет предположить, что и голос вполне по силам передать по Паутине. Это как раз и открывает перспективу экономии денег. Ведь в Интернет, за счет сильного сжатия, в единицу времени передается на несколько порядков информации больше, чем при обычном телефонном разговоре. Только вместе с достоинствами это имеет и ряд недостатков.

Во-первых, в отличие от простой сети телефонов, в которой нужно иметь всего лишь одну телефонную станцию и два телефонных аппарата, в Интернет-телефонии требуется еще, как минимум, два компьютера-посредника. Тут система выглядит слегка посложнее. С обычного телефона звонок попадает на компьютер-шлюз, где перекодируется в форму, подходящую для трансляции по линиям Паутины. Получателем сигнала является такой же компьютер-шлюз, который и перенаправляет звонок на тот телефон, куда вы хотели попасть. Стало быть, для успешного функционирования системы требуется создать густую сеть шлюзов и отработать методику их глобальной международной адресации. Правда, это не представляет слишком большой проблемы, ибо нечто похожее уже существует при адресации web-узлов. Кстати сказать, то, о чем сейчас идет речь, уже существует в мире и достаточно активно эксплуатируется.

Во-вторых, как только голос попал в Сеть, на него перестали влиять все окружающие шумы и помехи. Да и откуда им взяться, если на каждом промежуточном узле цифровой пакет неоднократно подвергается проверке на предмет неизменности содержания. Правда, возникает вторая проблема. Технология передачи данных в Интернет не следит за скоростью их передачи. Ведь главное, чтобы данные вообще добрались до адресата, а быстро это будет или медленно - уже не суть. Будучи вполне приемлемой в обычном случае, эта методика часто оборачивается серьезной потерей качества результирующего звучания. Поэтому загруженность линий связи играет первостепенное значение при передаче телефонного звонка через Интернет. В попытке каким-нибудь образом этот барьер преодолеть, интернет-телефония попробовала отказаться от подтверждения получения пакетов, что должно было несколько понизить загрузку канала связи и увеличить его пропускную способность. Вообще-то, цель достигнуть удалось. Правда, за счет потери части передаваемых пакетов. Но оказалось, даже десятипроцентная потеря данных не слишком сказывается на качестве звучания и даже без двадцати-двадцати пяти процентов содержимого по телефону через Интернет говорить можно. В конце концов, довольно быстро привыкаешь к внезапным задержкам в самых неожиданных местах.

Однако на этом дело не остановилось. В настоящее время, правда, не только из-за обслуживания телефона, а по причине возросшего количества передаваемых мультимедийных данных, критичных не только к их целостности, но и к своевременности их доставки (или, как еще принято говорить, к непрерывности потока данных), для данных подобного рода предлагается ввести в методику передачи информации в Интернет своего рода систему приоритетов. Мультимедийным данным присваивается наибольшая срочность, и при трансляции эти пакеты передаются в первую очередь. Таким образом, и телефонный разговор, подпадающий под эту категорию, теоретически, будет транслироваться быстрее всего.

На сегодняшний день, интернет-телефония получила чрезвычайно широкое развитие. Не только в нашей стране есть желающие экономить средства на телефонных счетах. Правда, именно для бывшего Советского Союза этот способ коммуникаций сулит наибольшие перспективы именно по причине финансовой привлекательности. Поэтому именно в России сегодня ведутся наиболее активные работы по развитии данного направления.

Дополнительно на тему интернет-телефонии можно прочитать в статье Артема Попова "Новая строчка на визитной карточке: адрес интернет-телефона" (inter. net.ru:8080/6/9.html)

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета