Ну просто мистика какая-то!
Ну просто мистика какая-то!
Нет, я никогда и не думал, что трехмерная графика - это просто. Общение с платами 3D-ускорителей показало, что у каждой из них свой норов, но есть и общая черта. Буквально все они поставляются с устаревшими драйверами, однако и при установке скачанных из Интернет новейших версий приходится помучиться, пока все наладишь и приготовишь для тестирования.
Каждый раз, когда в мой компьютер попадает новая 3D-плата, он начинает взбрыкивать, как пьяный мустанг. Не меньше часа уходит, чтобы его обуздать и заставить игровые программы, которыми я пользуюсь для измерения 3D-производительности, признать новый графический адаптер.
Процедура, должен заметить, не из самых приятных. Порядком надоело переустанавливать Windows и сами игрушки - Quake II, GL Quake, Turok и Forsaken. Однако если знакомство иногда оказывается и не приятным, то уж точно удивляющим. В крайнее изумление повергла меня, например, плата Mystique 220 от Matrox, над которой я бился последнюю неделю.
Компания Matrox, прославившаяся в свое время недосягаемой скоростью графических акселераторов, в последнее время уступает позиции. Matrox сама производит чипсеты для графических карт и любит применять для локального буфера память WRAM - более быструю, но и более дорогую. Благодаря этому долгое время платы Millenium держали лидерство по быстродействию 2D-графики и на них молились профессионалы. Однако когда графика привлекла внимание геймеров, которым на 2D плевать, потребовались другие решения. Matrox ответила выпуском карт Mystique, оснащенных более доступной SGRAM-памятью, но также с оригинальным 64-битовым процессором MGA-1164SG.
К сожалению, при очевидных достижениях в двумерной графике Matrox никак не удается создать конкурентоспособный 3D-чипсет, пусть и не самый скоростной, но хотя бы обладающий полным набором 3D-функций. Несмотря на это компания преподносит Mystique 220 как недорогое, быстрое и функционально полное решение для 2D/3D-графики и DOS (?!).
Мне кажется, что это просто несерьезно. Стоит ли говорить о скорости 3D-графики, если из дюжины ее функций реализованы всего три? Какой в этом прок, если вы просто не видите на экране половины происходящего? Но давайте по порядку.
Графический акселератор Matrox Mystique 220 выпускается в двух версиях: обычной и для бизнеса. Отличаются они непринципиально. На плате использован 64-битовый чипсет MGA-1164SG с интегрированным 220-мегагерцевым RAMDAC. Базовые конфигурации включают 2 или 4 мегабайта SGRAM-памяти, имеется возможность ее наращивания до 8 мегабайт. Плата использует PCI с управлением шиной (bus mastering). На ней до черта коннекторов, очевидно, предназначенных для установки дочерних плат. Их назначение не попало в рамки инструкции по установке, которой меня снабдили, а излагать свои догадки на это счет не хочу, чтобы не выглядеть смешным.
Кстати, инструкция заслуживает отдельных слов. Я уже давно не видел такой толстой книги в комплекте той или иной платы. Разумеется, кроме книги есть и компакт с драйверами и утилитами. Книга хорошо оформлена и напечатана на прекрасной толстой белоснежной бумаге. Наверное, ее цена увесистым кирпичом ложится на стоимость платы. Какая жалость, что вы не найдете в ней массы полезных сведений, включая список реализованных 3D-функций. Их там нет! Толщина книги - фикция, так как в ней просто повторяется на пяти языках одна и та же короткая инструкция по установке платы и ее софта, в конце которой приведена таблица разрешений и небольшой раздел, посвященный устранению проблем. Это занимает всего страниц 30. На компакте тоже есть документация, но и она касается лишь программного обеспечения.
Я люблю сначала прочитать руководство, а только потом лезть в машину с отверткой, уже представляя себе в общих чертах проблемы, с которыми придется столкнуться. Отсутствие описания "железной" стороны продукта зародило искру неуверенности. Только спустя несколько дней упражнений с драйверами, Windows и тестовыми программами я пришел к выводу, что Matrox не захотела афишировать технические подробности потому, что просто нечего сказать.
В частности, Mystique 220 не поддерживает OpenGL, и уже это не дает возможности серьезно рассматривать ее как основу для игровой платформы. Конечно, и для Direct3D, а этот API поддерживается платой, выходит множество игр, но ведь Quake требует именно OpenGL! И не одна эта игра, а еще целый ряд популярнейших игр ориентируется на этот язык.
Итак, протестировать плату на 3D-производительность я смог только для Direct3D. Впрочем, это тоже сказано слишком громко.
Что осталось? Turok, который наравне с Quake считается одной из наиболее удобных для тестирования программ, так как в нем используются практически все 3D-эффекты, картинка очень наглядно показывает качество работы платы и предусмотрен специальный режим для подсчета частоты кадров (на очень длинном игровом ролике, что гарантирует объективность среднего значения). И в случае с Mystique 220 мне сразу стало понятно, почему эту плату не принимают в расчет многие независимые эксперты. Тестовый ролик выполнялся на глаз не слишком быстро. Сказать точнее не могу, так как Mystique 220 оказалась неспособна вывести на экран сообщения Turok о частоте кадров.
Более того, эта карта только и смогла нарисовать текстуры на стенах и монстрах. Остальные функции не работают, поэтому я не увидел ни воды, ни дыма, ни вспышек выстрелов, ни любимого водопада, ни облаков над ним. Дикая психоделическая обстановка. Противники в момент стрельбы окутываются сетчатыми кубиками, такая же сетка натянута вместо воды, водопада просто нет, но он шумит. Небо изготовлено из ржавой сетки и хорошо видно место ее крепления к стенам. В общем, детям и наркоманам не показывать!
Вторая игра для Direct3D - Forsaken - принесла больше радости. При тех же брутальных визуальных эффектах (но только в меньшем количестве, так как в ней не так сильно используются 3D-возможности, как в Turok) Forsaken выдала мне цифры! После первого прогона оказалось, что Mystique 220 значительно медленнее, чем ASUS V3000. Однако положено снимать данные при втором или третьем прогоне, когда программа "притрется" и покажет лучшую скорость кадров, поэтому я не записал пер вый результат. И зря, больше Forsaken ни разу не смогла доиграть ролик до конца! В инструкции в разделе неприятностей много раз упоминается случай, когда "программа для Windows 95 работает неправильно или вылетает", но мне не помогли рекомендации Matrox по устранению данной проблемы.
Так что сведениями о 3D-производительности Mystique 220 я поделиться не могу. Скажу только, что эту плату все равно нет смысла использовать в качестве игрового 3D-акселератора, так как она способна только на текстурирование, дымка, прозрачность и прочие важные для игр функции напрочь отсутствуют. По-моему, они не реализованы в самом чипсете, так что нет смысла искать более свежие драйверы.
И все же кое-какими цифрами я разжился. Оказывается, Mystique 220 - весьма сильный соперник в 2D-графике. Тут традиционное лидерство Matrox, хотя и пошатнувшееся, все еще ощущается. Как видите по диаграмме, Mystique 220 лишь немного уступила ASUS V3000, а в тестах High-End Graphics Winmark 97 несколько раз и обогнала ее. С учетом разницы в цене в пользу Mystique 220 это уже становится интересным.
Впечатление, что Mystique 220 ориентирована не на геймера, а на серьезного пользователя Windows, усиливается при изучении программной утилиты-драйвера PowerDesk. Как уже повелось, после инсталляции в окошко свойств монитора заглядывать просто страшно. Matrox PowerDesk довешивает туда четыре собственные странички и до неузнаваемости переделывает системную Settings. Теперь в руках пользователя рычаги для изменения размеров рабочего стола и разрешения экрана, настройки частоты кадров и цветовой гаммы...
Переключать настройки можно назначаемыми "горячими" клавишами, причем переключаются все установки сразу, а вы можете создавать свои варианты рабочего стола. Кстати, очень много внимания уделено организации так называемого виртуального рабочего стола, который по размеру больше разрешения монитора и "прокручивается" в нем, как в окне. Я не понимаю, в чем смысл заниматься сегодня подобной ерундой, когда все чаще народ покупает 17-дюймовые мониторы и есть возможность включить очень большое разрешение. Раньше, когда кроме 14-дюймовых ничего доступно не было, еще понятно, но теперь...
И напоследок о разрешениях как о предмете особой гордости matrox, судя по тому, как часто она демонстрирует таблички с ними. Плата mystique 220 благодаря 220-мегагерцевому ramdac и 4 мегабайтам памяти способна создать рабочий стол размером до 1,920 х 1,200 пикселов при 256 цветах. При 16-битовом цвете она справляется со столом 1,920 х 1,080 пикселов, а при 24-битовом - 1,280 х 1,024 пиксела. При 32-битовом цвете поддерживается размер стола 1152 х 864 пиксела.
Обратите внимание, что речь идет о виртуальном столе, а не о разрешении монитора, которое, конечно, меньше. Так что и в этих табличках нас пробуют водить за нос.
Роман Соболенко
roman-sobolenko@usa.net
Плата предоставлена
фирмой Sky Systems,тел. (017) 216-21-34
Нет, я никогда и не думал, что трехмерная графика - это просто. Общение с платами 3D-ускорителей показало, что у каждой из них свой норов, но есть и общая черта. Буквально все они поставляются с устаревшими драйверами, однако и при установке скачанных из Интернет новейших версий приходится помучиться, пока все наладишь и приготовишь для тестирования.
Каждый раз, когда в мой компьютер попадает новая 3D-плата, он начинает взбрыкивать, как пьяный мустанг. Не меньше часа уходит, чтобы его обуздать и заставить игровые программы, которыми я пользуюсь для измерения 3D-производительности, признать новый графический адаптер.
Процедура, должен заметить, не из самых приятных. Порядком надоело переустанавливать Windows и сами игрушки - Quake II, GL Quake, Turok и Forsaken. Однако если знакомство иногда оказывается и не приятным, то уж точно удивляющим. В крайнее изумление повергла меня, например, плата Mystique 220 от Matrox, над которой я бился последнюю неделю.
Компания Matrox, прославившаяся в свое время недосягаемой скоростью графических акселераторов, в последнее время уступает позиции. Matrox сама производит чипсеты для графических карт и любит применять для локального буфера память WRAM - более быструю, но и более дорогую. Благодаря этому долгое время платы Millenium держали лидерство по быстродействию 2D-графики и на них молились профессионалы. Однако когда графика привлекла внимание геймеров, которым на 2D плевать, потребовались другие решения. Matrox ответила выпуском карт Mystique, оснащенных более доступной SGRAM-памятью, но также с оригинальным 64-битовым процессором MGA-1164SG.
К сожалению, при очевидных достижениях в двумерной графике Matrox никак не удается создать конкурентоспособный 3D-чипсет, пусть и не самый скоростной, но хотя бы обладающий полным набором 3D-функций. Несмотря на это компания преподносит Mystique 220 как недорогое, быстрое и функционально полное решение для 2D/3D-графики и DOS (?!).
Мне кажется, что это просто несерьезно. Стоит ли говорить о скорости 3D-графики, если из дюжины ее функций реализованы всего три? Какой в этом прок, если вы просто не видите на экране половины происходящего? Но давайте по порядку.
Графический акселератор Matrox Mystique 220 выпускается в двух версиях: обычной и для бизнеса. Отличаются они непринципиально. На плате использован 64-битовый чипсет MGA-1164SG с интегрированным 220-мегагерцевым RAMDAC. Базовые конфигурации включают 2 или 4 мегабайта SGRAM-памяти, имеется возможность ее наращивания до 8 мегабайт. Плата использует PCI с управлением шиной (bus mastering). На ней до черта коннекторов, очевидно, предназначенных для установки дочерних плат. Их назначение не попало в рамки инструкции по установке, которой меня снабдили, а излагать свои догадки на это счет не хочу, чтобы не выглядеть смешным.
Кстати, инструкция заслуживает отдельных слов. Я уже давно не видел такой толстой книги в комплекте той или иной платы. Разумеется, кроме книги есть и компакт с драйверами и утилитами. Книга хорошо оформлена и напечатана на прекрасной толстой белоснежной бумаге. Наверное, ее цена увесистым кирпичом ложится на стоимость платы. Какая жалость, что вы не найдете в ней массы полезных сведений, включая список реализованных 3D-функций. Их там нет! Толщина книги - фикция, так как в ней просто повторяется на пяти языках одна и та же короткая инструкция по установке платы и ее софта, в конце которой приведена таблица разрешений и небольшой раздел, посвященный устранению проблем. Это занимает всего страниц 30. На компакте тоже есть документация, но и она касается лишь программного обеспечения.
Я люблю сначала прочитать руководство, а только потом лезть в машину с отверткой, уже представляя себе в общих чертах проблемы, с которыми придется столкнуться. Отсутствие описания "железной" стороны продукта зародило искру неуверенности. Только спустя несколько дней упражнений с драйверами, Windows и тестовыми программами я пришел к выводу, что Matrox не захотела афишировать технические подробности потому, что просто нечего сказать.
В частности, Mystique 220 не поддерживает OpenGL, и уже это не дает возможности серьезно рассматривать ее как основу для игровой платформы. Конечно, и для Direct3D, а этот API поддерживается платой, выходит множество игр, но ведь Quake требует именно OpenGL! И не одна эта игра, а еще целый ряд популярнейших игр ориентируется на этот язык.
Итак, протестировать плату на 3D-производительность я смог только для Direct3D. Впрочем, это тоже сказано слишком громко.
Что осталось? Turok, который наравне с Quake считается одной из наиболее удобных для тестирования программ, так как в нем используются практически все 3D-эффекты, картинка очень наглядно показывает качество работы платы и предусмотрен специальный режим для подсчета частоты кадров (на очень длинном игровом ролике, что гарантирует объективность среднего значения). И в случае с Mystique 220 мне сразу стало понятно, почему эту плату не принимают в расчет многие независимые эксперты. Тестовый ролик выполнялся на глаз не слишком быстро. Сказать точнее не могу, так как Mystique 220 оказалась неспособна вывести на экран сообщения Turok о частоте кадров.
Более того, эта карта только и смогла нарисовать текстуры на стенах и монстрах. Остальные функции не работают, поэтому я не увидел ни воды, ни дыма, ни вспышек выстрелов, ни любимого водопада, ни облаков над ним. Дикая психоделическая обстановка. Противники в момент стрельбы окутываются сетчатыми кубиками, такая же сетка натянута вместо воды, водопада просто нет, но он шумит. Небо изготовлено из ржавой сетки и хорошо видно место ее крепления к стенам. В общем, детям и наркоманам не показывать!
Вторая игра для Direct3D - Forsaken - принесла больше радости. При тех же брутальных визуальных эффектах (но только в меньшем количестве, так как в ней не так сильно используются 3D-возможности, как в Turok) Forsaken выдала мне цифры! После первого прогона оказалось, что Mystique 220 значительно медленнее, чем ASUS V3000. Однако положено снимать данные при втором или третьем прогоне, когда программа "притрется" и покажет лучшую скорость кадров, поэтому я не записал пер вый результат. И зря, больше Forsaken ни разу не смогла доиграть ролик до конца! В инструкции в разделе неприятностей много раз упоминается случай, когда "программа для Windows 95 работает неправильно или вылетает", но мне не помогли рекомендации Matrox по устранению данной проблемы.
Так что сведениями о 3D-производительности Mystique 220 я поделиться не могу. Скажу только, что эту плату все равно нет смысла использовать в качестве игрового 3D-акселератора, так как она способна только на текстурирование, дымка, прозрачность и прочие важные для игр функции напрочь отсутствуют. По-моему, они не реализованы в самом чипсете, так что нет смысла искать более свежие драйверы.
И все же кое-какими цифрами я разжился. Оказывается, Mystique 220 - весьма сильный соперник в 2D-графике. Тут традиционное лидерство Matrox, хотя и пошатнувшееся, все еще ощущается. Как видите по диаграмме, Mystique 220 лишь немного уступила ASUS V3000, а в тестах High-End Graphics Winmark 97 несколько раз и обогнала ее. С учетом разницы в цене в пользу Mystique 220 это уже становится интересным.
Впечатление, что Mystique 220 ориентирована не на геймера, а на серьезного пользователя Windows, усиливается при изучении программной утилиты-драйвера PowerDesk. Как уже повелось, после инсталляции в окошко свойств монитора заглядывать просто страшно. Matrox PowerDesk довешивает туда четыре собственные странички и до неузнаваемости переделывает системную Settings. Теперь в руках пользователя рычаги для изменения размеров рабочего стола и разрешения экрана, настройки частоты кадров и цветовой гаммы...
Переключать настройки можно назначаемыми "горячими" клавишами, причем переключаются все установки сразу, а вы можете создавать свои варианты рабочего стола. Кстати, очень много внимания уделено организации так называемого виртуального рабочего стола, который по размеру больше разрешения монитора и "прокручивается" в нем, как в окне. Я не понимаю, в чем смысл заниматься сегодня подобной ерундой, когда все чаще народ покупает 17-дюймовые мониторы и есть возможность включить очень большое разрешение. Раньше, когда кроме 14-дюймовых ничего доступно не было, еще понятно, но теперь...
И напоследок о разрешениях как о предмете особой гордости matrox, судя по тому, как часто она демонстрирует таблички с ними. Плата mystique 220 благодаря 220-мегагерцевому ramdac и 4 мегабайтам памяти способна создать рабочий стол размером до 1,920 х 1,200 пикселов при 256 цветах. При 16-битовом цвете она справляется со столом 1,920 х 1,080 пикселов, а при 24-битовом - 1,280 х 1,024 пиксела. При 32-битовом цвете поддерживается размер стола 1152 х 864 пиксела.
Обратите внимание, что речь идет о виртуальном столе, а не о разрешении монитора, которое, конечно, меньше. Так что и в этих табличках нас пробуют водить за нос.
Роман Соболенко
roman-sobolenko@usa.net
Плата предоставлена
фирмой Sky Systems,тел. (017) 216-21-34
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1998 год в рубрике hard :: video