Азы летного искусства

Азы летного искусства



Задолго до изобретения радаров, реактивного двигателя и самонаводящихся ракет, только умение летчика и надежность его крылатой машины определяли исход "смертельного воздушного танца". Военные летчики, пионеры авиации, встречая противника во время боевого вылета, сначала приветствовали его, а уже потом приступали непосредственно к воздушной дуэли. Пули, попадая в фюзеляж самолета, рвали обшивку и откалывали крупные куски деревянного каркаса. Зрелище было воистину душераздирающим. Согласно статистическим данным того времени, на апрель 1917 года, средняя продолжительность "летной" жизни и пилота, и самого самолета во время ведения военных действий, исчислялась двумя неделями. Это, конечно же, ничтожно малый срок, но именно эти фанерные тихоходные летательные аппараты и безрассудно рвавшиеся в небо мужчины и женщины положили начало стремительному развитию авиации.

Я полагаю, немногие смогут припомнить игру "Красный Барон", появившуюся в 1990 году, но если кто-то из вас все же успел познакомиться с ней до того, как она канула в лету, наверняка отметил превосходно переданную сущность воздушного боя времен первой мировой войны. Возможно, эта игра слишком долго "лежала под сукном", ожидая своего продолжения, но сейчас это уже неважно, поскольку, сегодня Red Baron II появился в продаже. Производителем этой игры, относящейся к жанру WWI combat flight simulator, по-прежнему является фирма Dynamix, а вот издателем на этот раз выступила компания Sierra On-Line. О том, какой вклад в разработку и раскрутку "Красного Барона 2" внесла эта издательская компания, я расскажу чуть попозже, после того, как распишу перед вами все достоинства и недостатки этой игры.

Ни для кого уже не является большой новостью тот факт, что ежегодно в Америке проводится международная торговая выставка Е3, на которой играм отводится далеко не самая последняя роль. Так вот, я полагаю, что бронзовая медаль, а соответственно и третье место среди игр-симуляторов, завоеванное в честной и упорной борьбе Red Baron II, уже говорит о многом. А если еще учесть, что первое и второе места достались таким играм, как Sub Culture и Extreme Assault (тоже симуляторы, но немного другого плана), то вывод напрашивается сам собой - "Красный Барон 2" лучше всех. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с прилагаемого к игре справочного руководства, которое насчитывает более двухсот страниц машинописного текста. Фактически, большая его половина посвящена краткому историческому обзору методик и приемов воздушного боя того времени, а также началу развития авиастроения. Вы также узнаете о самых известных пилотах тех лет, которые прославили свои имена в боях и сыграли далеко не последнюю роль в исходе войны - Eddie Rickenbacker, Max Immelmann и непосредственно "Красный Барон", Manfred von Richtohofen. Информация представлена очень красочно и, что немаловажно, просто и доходчиво, обязательно ознакомьтесь с нею перед началом игры. Не стоит отмахиваться от предлагаемой вам производителем помощи, как от никчемной бумажки. Если вы не знакомы со спецификой воздушного боя времен первой мировой войны, вам это справочное руководство очень пригодится. Почему? Хотя цель игры очень проста - сесть в самолет, полететь и сбить кого-нибудь или взорвать что-нибудь, - сделать это не так-то просто. Не забывайте, что вы будете находиться в открытой кабине аэроплана, а это не такая скоростная машина, как уже ставший привычным F22, маневренности у нее, как у ведра с грязной водой, и дай Бог, чтобы хотя бы две пули, выпущенные вами по самолету противника, во время первого вылета полетели в нужном направлении. Даже геймерам-асам, в совершенстве владеющим техникой современного воздушного боя и свободно управляющим реактивными самолетами, придется заново учиться летать.

Допустим, вы уже все прочитали, запомнили и, может быть, усвоили. Можно переходить непосредственно к игре. Red Baron II предлагает два варианта игры - сингл (вы против компьютера) и мультигейм. Оставим пока в покое сетевую игру, мы вернемся к ней немного позднее, а рассмотрим первый вариант. Он тоже предлагает игроку определиться и выбрать одиночную миссию или полномасштабную кампанию. Одиночная миссия хороша тем, что на нее уходит не очень много времени (вполне хватит обеденного перерыва) и можно основательно набраться опыта перед началом построения своей карьеры в кампании или мультигейме. Выберите опцию "Fly Now" - и можете приступать к настройке игровых параметров, как то: тип собственного самолета, типы самолетов противника и их количество, уровень подготовленности пилотов противника (всего их пять, от новобранца до аса) и отрезок времени, в течение которого вы будете с первым встретившимся вам врагом находиться один на один (потом подлетят остальные). Ежели вам "влом" заниматься всей этой коррекцией, выделите в настройках пункт "произвольная установка", и тогда можно летать одну миссию несчетное количество раз, она все время будет разной. Но "Fly Now" вскоре вам наскучит, это уж как пить дать, и тогда наступит время полномасштабной кампании, в которой вы сможете прославить свое имя и изменить ход всей войны. Но и здесь вам будет предложен выбор. Во-первых, кем, собственно, вы хотите быть по национальной принадлежности - американцем, французом, англичанином или немцем? Надо же за кого-то воевать, в противном случае вы никак не сможете присоединиться к военным действиям в небе над Европой в период с апреля 1916 по ноябрь 1918 года. Я, например, успешно отлетал две миссии, как немецкий летчик, пока в третьей не нарвался на французского аса и не погиб смертью храбрых в неравном бою. А жаль, такое удачное было начало. В кампании вы раз за разом, совершив очередной удачный вылет, набираетесь опыта и создаете себе репутацию, которая определяется количеством боевых наград и возможностью служебного роста. Вы сможете не только сменить самолет на более "современный", но и перейти в новом звании в другую эскадрилью с более опытными летчиками. Но изначально вы всего лишь рядовой пилот, беспрекословно подчиняющийся всем приказам своего начальства, будь то командир эскадрильи или невзрачненький лейтенантик, ваш ведомый. Тем не менее, у вас есть все шансы, чтобы самому когда-нибудь стать комэском. Наберитесь терпения, почаще летайте, побольше сбивайте - и ваша мечта сможет осуществиться.

Как я уже говорил, миссии в игре "Красный Барон 2" очень разнообразны, одна непохожа на другую. Так, например, в первой вы будете сбивать самолеты противника, во второй - уничтожать огромный цеппелин, в третьей, наоборот, его защищать, а еще сопровождать бомбардировщики, уничтожать технику и живую силу врага на земле и вести патрулирование воздушного пространства над передовой линией фронта. В отличие от первой версии игры, в Red Baron II фирма-разработчик Dynamix уделила большое и очень пристальное внимание проработке наземных объектов и целей. Их численность внушает уважение и благоговейный трепет. Некоторые из них можно и нужно уничтожать, такие как железнодорожные составы, мосты, ангары для самолетов и дирижаблей, автомобильную технику, артиллерию, танки и так далее, а остальные (типа городов, деревень, ферм, аэродромов) являются, так называемыми, интерьерными элементами. Но хотелось бы обратить ваше внимание на полное соблюдение в игре "Красный Барон 2" исторической достоверности. Нигде - ни на земле, ни в воздухе - вы не увидите ничего такого, что не было изобретено или не использовалось в начале двадцатого века. Если перед вами железнодорожный состав, то тянет его паровоз, если танк, то он выглядит так же "коряво-игрушечно", как выглядел и в действительности. Но особая точность и достоверность характеризует именно игровые летательные аппараты - этому при разработке уделялось особое внимание.

Самолеты, на которых вы можете совершать боевые вылеты в игре Red Baron II, можно разделить на три класса: английские, французские и немецкие. Про американские ни слуху, ни духу: то ли они в то время их просто не выпускали, то ли еще что, но придется принимать все, как есть. Итак, начнем знакомство с игровым авиапарком с английских самолетов, которые представлены следующими моделями: Airco DH-2, Sopwith Pup, Sopwith Triplane, Sopwith Camel, SE 5a и Sopwith Snipe. Французские летчики летали на Morane Saulnier N, Nieuport 11, Nieuport 17, Nieuport 24, Nieuport 28, SPAD VII и SPAD XIII. Немецкие пилоты в это время изучали в боевых условиях летные качества следующих самолетов: Fokker EIII, Fokker Dr I, Fokker DVII (Mercedes), Pfalz DIII, Pfalz DXII, Albatros DII, Albatros DIII, Albatros Dva и Halberstadt DII. Это только те "этажерки", на которых можно летать, но не стоит забывать и об "нелетабильных" аэропланах, коих в "Красном Бароне 2" около пятнадцати моделей. Все игровые летательные аппараты воспроизведены с эскизов и чертежей реальных моделей самолетов и поэтому наглядно выглядят совсем как настоящие. Даже технические характеристики у них почти одинаково совпадают с оригиналами. Например, если обратиться к историческим источникам, то можно узнать, что максимальная скорость немецкого Fokker DVII равнялась186.5 kph. В игре Red Baron II ему чуть-чуть добавили прыти, и теперь он летает со скоростью 204 kph, но это никак не сказывается на боевых качествах. Или если в реальной жизни английский Sopwith Triplane мог достигнуть максимальной высоты полета в десять тысяч футов за одиннадцать минут и пятнадцать секунд, то теперь, в игре, то же самое можно выполнить за семь минут и сорок две секунды. Но и это еще не все, вместе с техническими характеристиками своих прототипов игровые самолеты приобрели и все их недостатки. Как вы помните, летательные аппараты начала века не отличались особой прочностью. Некоторые самолеты не могли справиться с боковым ветром, другие - рассыпались прямо в воздухе при выходе из крутого пике. Об этом стоит особо помнить в тот момент, когда вы перед миссией выбираете себе "воздушный тихоход". Да, я понимаю, что вы не располагаете данными о том, какая модель лучше или крепче, но ничего, полетаете, поразбиваетесь - и узнаете.

В современных "леталках" увидеть самолет противника не составляет большого труда, ведь всегда под рукой находится радар, который заблаговременно сообщит о его приближении. В начале века, на заре развития авиации, все было иначе: пилот полагался только на свое зрение. Летая на своем биплане с открытой кабиной, летчик постоянно крутил головой направо и налево, вверх и вниз, это было просто жизненно необходимо. В "Красном Бароне 2" обзор осуществляется несколькими способами. Их три - lockdown, slewable и outside. Давайте рассмотрим каждый из них.

Начнем с первого - lockdown, который является основным в игре Red Baron II. Этот вариант обзора соответствует, если так можно выразиться, зрению пилота, а так как летчик имеет возможность поворачивать свою голову в любую сторону, то, соответственно, это можете делать и вы. От вас требуется всего лишь научиться правильно использовать клавиши вспомогательной цифровой клавиатуры. Изначально, начиная полет, вы смотрите вперед, за это действие отвечает клавиша "8", чтобы повернуть голову вправо, нажмите "6", влево - "4", назад (максимально вправо) - "2", а вниз (на свои колени) - "5". Есть две специальные клавиши - "9", когда взгляд направлен вперед и вверх (необходим во время воздушных дуэлей), и "3" (вы смотрите вперед и вниз). Нажатие на клавишу "3" сработает только при условии, что перед этим вы активировали клавишу "5". Вы увидите карту полета с проложенным курсом, нанесенными целями и так далее. Если в данный момент нажать клавишу "7", то на вашем планшете перевернется один лист, а если стукнуть по "единичке", сработает прокрутка данной странички вниз. Нажатие клавиш "8", "4", "6" или "2" вернет вас к управлению самолетом, но планшет останется открытым на последней рассматриваемой вами странице.

Второй способ обзора - slewable, который в чем-то похож на предыдущий. Представьте себе, что вы - пилот и перед вами самолет противника, искусно маневрирующий и постоянно меняющий высоту. Что вы будете делать? Конечно же, стараться не терять его из виду, для чего будете постоянно поворачивать свою голову следом за ним, куда бы он ни перемещался. Вот это и есть вариант slewable. Чтобы войти в него, необходимо нажать клавишу F2. Сначала, пока в пределах видимости нет ни одного вражеского самолета, вы смотрите только вперед, но при первом визуальном контакте, стоит лишь нажать "а", как цель будет зафиксирована. Ваш взгляд будет автоматически следовать за противником до тех пор, пока он не окажется в "мертвой" зоне (сзади или под вашим самолетом). Клавиша "n" позволяет переключиться на другую цель, причем можно выбрать между фиксацией на самолете своей эскадрильи (клавиша "f"), своего подразделения (клавиша "m") или вражеском ("e"). В бою, когда перед вами несколько потенциальных целей, можно выбирать между самым ближайшим к вам самолетом противника ("d") или самым опасным для вас ("t"), который уже в состоянии открыть огонь. Если вам захочется вернуться к обзору lockdown, нажмите F1. Наверняка придется потратить несколько часов, прежде чем вы научитесь правильно использовать обзор slewable и еще столько же для осознания необходимости поочередного применения обоих вариантов.

Третий способ обзора - outside. Нажав клавишу F3, вы как бы очутитесь вне кабины вашего самолета и будете наблюдать все происходящее со стороны. При этом остаются активными все те же клавиши, что и при slewable, плюс к ним добавляются "z" и "x", меняющие масштаб изображения. F4 позволит вам вращать виртуальную операторскую камеру вокруг вашего самолета, F5 разместит ее на определенном расстоянии сзади, F6 - то же самое, но с незначительной временной задержкой, F7 - установка "fly by" (чем-то напоминающая дистанционное управление бипланом), а F8 даст возможность во всех подробностях рассмотреть летательный аппарат противника (только после того, как вы зафиксировали его в виде цели). Между прочим, в "Красном Бароне 2" у вас есть возможность использования автопилота, и чтобы включить его, нажмите "/". Совместное нажатие клавиш ctrl и "/" - обманный способ активизации автопилота, при котором компьютер, управляя вашим самолетом, будет использовать тот же самый AI, что и для остальных, то есть он даже начнет сражаться вместо вас. "Мы сидим, а денежки идут" - иногда приятно расслабиться и посмотреть, как PC сбивает свои же самолеты.

Никто не возьмется отрицать, что один из самых лучших и привлекательных путей для симуляторов воздушного боя - сетевая игра. Red Baron II обеспечивает поддержку одновременного подключения до восьми игроков через Интернет, IPX, TCP/IP и двух через модем. Любителям поиграть непосредственно в Internet фирма-разработчик сообщает и рекомендует воспользоваться для этого web-серверами SIGS/WON. SIGS - Sierra Internet Gaming System, а WON - World Opponent Network. Перед тем, как допустить вас непосредственно к игре на этих серверах, их хозяева очень любезно поинтересуются кое-какими сведениями, а именно: именем, почтовым адресом и адресом электронной почты. Причем email необходим только для того, чтобы отправить вам ваш личный пароль для доступа на SIGS/WON. Все, больше никакая информация не требуется. Игра бесплатная и информация о вашей кредитной карточке (даже если она и имеется) никого не интересует. Единственное, что вы должны будете сделать - определиться, присоединяетесь ли вы к уже кем-то начатой игре или начинаете свою собственную? Если остановили свой выбор на втором варианте, то вам предоставляется возможность заказать все игровые условия, как то: уровень сложности, число жизней, общее количество вооружения и тип мультигейма. Всего для сетевого варианта "Красного Барона 2" предусмотрено два типа игры - поединок и разрушение определенной цели. Первый подразумевает обыкновенную воздушную дуэль (без задействования каких-либо еще объектов), где каждый сам за себя или эскадрилья на эскадрилью. Второй тип строится на конкретной задаче - игрок должен уничтожить определенную наземную цель до того, как противник уничтожит аналогичную у него. При игре через Internet предусмотрен еще один вариант, так называемый, "сторонний наблюдатель". Допустим вас сбили столько раз, сколько требовалось по условиям игры, или вам просто надоело летать и стрелять, тогда, не выходя из игры, вернитесь к менюшным опциям и выберите этот пункт. Теперь можете не спеша сварить себе кофейку и, устроившись поудобнее и закурив сигаретку, втихомолку посмеиваться и наблюдать за тем, как ваши бывшие оппоненты сбивают друг друга.

В игре "Красный Барон 2" управление самолетом осуществляется двумя способами - с клавиатуры или джойстиком. Второй вариант предпочтительнее, особенно если в вашем распоряжении джойстик типа Sidewinder Force Feedback Pro (с функцией обратной связи), привносящий еще больше реализма в игру. Так, например, налетевший внезапно сильный боковой порыв ветра заставит ваш самолет отклониться от заданного направления полета и накренит рукоять в определенную сторону. Игровая панель управления, она же приборная доска вашего летательного аппарата, обеспечит вас всей необходимой для успешного пилотирования информацией. Температурный датчик вовремя предупредит о перегревании двигателя, топливный индикатор не позволит допустить перерасхода горючего, а тахометр, компас, альтиметр, inclinometer, спидометр и artificial horizon, дадут знать о поддерживаемых оборотах, направлении, скорости, высоте полета и так далее. Кроме того, вы всегда имеете возможность обратиться к своему планшету, где на карте обозначена вся необходимая информация, начиная от расположения своего аэродрома, всех целей и заканчивая вашим текущим местонахождением. Если вы ранее уже успели освоиться в кабине сверхзвукового истребителя, то расположиться с удобствами в аэроплане для вас не составит никакого труда.

Теперь позвольте перейти к обозрению чисто технической стороны исполнения Red Baron II. Начну, пожалуй, с рассмотрения системных требований, предъявляемых игрой к PC. Для того, чтобы полетать на допотопных самолетах, вам понадобится, как минимум, Pentium-II-300 MMX c 64megSDram, а также: 4.3 gig HD, видеокарта Matrox millenium II 8 meg wram, звуковая карта Awe64 Gold, 56k-modem и 24x CD-Rom. Ну-ну, тише, господа, тише! Не надо так сильно стучать челюстью об пол и пугать окружающих. Естественно, это всего лишь шутка. Еще не скоро будет создана такая игра, которая могла бы "похвастаться" такими жесткими системными условиями. Если говорить серьезно, то "Красный Барон 2" прекрасно будет себя чувствовать под Windows 95 на Pentium 133 с 16 мегабайтами оперативной памяти, 213 мегабайтами свободного пространства на винчестере (полная установка), четырехскоростным CD-ROM'ом и 256-цветовой SVGA-видеокартой. Сразу хочу предупредить вас об одном нюансе, который оговаривается производителем, - если ваша машина построена на базе процессора Cyrix или AMD, следует ожидать незначительного уменьшения скорости игры. Но спешу вас обнадежить, что согласно моим наблюдениям, визуально это практически незаметно.

Кое-какие проблемы с инсталляцией игры все-таки могут возникнуть, но с процессорами это уже никак не будет связано. Во-первых, игра запускается только с компакт-диска, без оного у вас ничего не получится. Далее, иногда возникают проблемы при чтении данных с игрового компакта. Можно посоветовать два способа исправления ситуации - почистить CD-ROM или облегчить ему работу. Что я имею в виду? В "Красном Бароне 2" очень много всяких видео-заставок и "сидюк", особенно, если он низкооборотистый, подолгу задумывается. Попробуйте сделать следующий финт - перепишите все данные с компакт-диска из директории Data\Video на винчестер в папку Sierra\RebaronII\Data. Это, конечно, "ухайдокает" примерно двести мегабайт объема жесткого диска, но если подходить с другой стороны, - несколько увеличит скорость чтения игрового компакт-диска. Следующий нюанс - выбор цветового разрешения. При разрешении 1024х768 вы не только будете испытывать трудности с чтением надписей в меню, но еще и повышается вероятность нестыковки драйвера видеокарты с DirectX5.0. Поэтому лучше сразу при инсталляции ограничьтесь вариантом 640х480х256 цветов. Последняя из известных мне "глючных" ситуаций - использование CD-ROM'ов, выпущенных фирмой Mitsumi. По невыясненным причинам, Red Baron II иногда просто отказывается поддерживать с ними "рабочие отношения". А так, в принципе, в остальном все отлично, берете игровой компакт и инсталлируете "Красного Барона 2" на сорок пять, сто двадцать восемь или двести тринадцать мегабайт жесткого диска.

Графически игра выполнена очень профессионально, придраться не к чему. Но разве можно было бы ожидать от Red Baron II чего-то другого, когда разрабатывалась она совместными усилиями фирмы Dynamix и компании Sierra On-Line в течение двух лет? Взяв за основу графический движок "Красного Барона 1" и радикально его усовершенствовав, Sierra в итоге получила Three Space 2.0. Новый движок придал Red Baron II динамику и реализм, подкачав только в одном - полном отсутствии поддержки 3D-карт графических ускорителей. Но даже это упущение, которое, кстати, обещают в скором времени исправить, никоим образом не сказалось на качестве игровой графики. Все пейзажи, ландшафты и объекты в "Красном Бароне 2" смотрятся весьма и весьма правдоподобно. Аэропланы графически оформлены с применением большего количества многоугольников, чем это делается обычно, в связи с тем, что игра походит на очень малых дистанциях. Все, во что вам когда-нибудь придется стрелять, будет взрываться и загораться. Даже дым и следы трассеров, воспринимаются как настоящие. Так что, как оказывается, вовсе не обязательно в наше время гнаться за "3D", можно вполне обойтись и без оного, чтобы создать хороший симулятор.

Игра хороша, слов нет. Она уже нашла немало поклонников во всем мире и это еще не предел. Победное шествие Red Baron II на восток продолжается и скоро наверняка Минск и вся его геймерская аудитория окажется у ее ног. Не берусь судить за всех, но одно могу сказать с полной уверенностью - для меня "Красный Барон 2" - это "то, что надо".

Евгений Бубенников - титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 1998 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета