Take No Prisoners

Пленных не брать!



Но почему, спросите вы? Ведь во все времена и у любого народа взять кого-нибудь в плен, особенно на войне, считалось не только почетным, но и весьма прибыльным делом. Вспомните, в эпоху рассвета греческой и римской империй захваченного на поле битвы врага можно было после выгодно обменять на украшенное золотом и серебром оружие и доспехи. Много позднее, во времена войны на Кавказе, так красочно описанной в своих произведениях М.Ю. Лермонтовым, горец, получивший выкуп за русского офицера, мог позволить себе купить превосходного скакуна. Даже в наше время, если постараться, можно получить кругленькую сумму в зеленых бумажках. Правда, сейчас уже все реже можно услышать слово пленный, все чаще звучит такое понятие, как "заложник", но если не вдаваться в детали, то это одно и то же. Так почему же девиз и название игры, о которой далее и пойдет речь, - "Пленных не брать!"?

Take No Prisoners - одна из последних совместных игровых разработок фирмы Red Orb и издательской компании Raven Software в жанре action и в какой-то мере является продолжением Mageslayer'овского ряда, поскольку полностью построена на его "движке". Но если в Mageslayer была задействована средневековая оболочка с разномастными демонами и ужасными монстрами, то Take No Prisoners, наоборот, своим сюжетом убегает далеко вперед, в постапокалипсический San Antonio (есть такой городок в Америке). Да, да, то, чего так опасался и боялся весь цивилизованный мир, свершилось. Третья мировая война, или что-то в этом роде, сделала свое грязное дело - практически уничтожила большую половину населения планеты (в том числе и Сан Антонио), а остальных превратила в уродов. Причем, одних сделала калеками и инвалидами физически, а других - психически. Одним словом, милый в прошлом городок Сан Антонио, а теперь серый и мрачный, наводнен толпами злых мутантов и не менее опасных разносортных придурков, которые взяли, да и поделили его на многочисленные Зоны. Каждая из этих Зон ревностно охраняется ее жителями (зонерами), а проще говоря, преступными группировками, не терпящими какого-либо стороннего вмешательства в свои дела. Встреча с представителями любой из этих Зон чревата крупными неприятностями, если только гость не располагает "пригласительным билетом" в виде приличного дробовика или ручного пулемета. А у вас, наемника Слэйда (в прошлом кадрового военного), таких билетов хоть пруд пруди. Именно поэтому некая таинственная политическая организация нанимает вас для выполнения ответственного задания - расчистить себе дорогу и, усеяв ее трупами, пройти через все Зоны к центру города, где все еще стоит Большой Энергетический Купол. Но не расслабляйтесь, это еще только цветочки, ягодки будут поджидать вас внутри этого сооружения, когда придется, бегая по многочисленным этажам и коридорам, искать "матрицу с преломляющими кристаллами" - единственный уцелевший после войны источник энергии.

Так чего же вы ждете, господин Слэйд? Задание ясно? Тогда вперед! Перед вами уже "гостеприимно" открыты границы двадцати игровых Зон, где воинствующие молодчики из более чем двадцати группировок уже приготовились к "торжественной встрече" дорогого гостя. Да, да, господин Слэйд, о вашем прибытии все уже знают, так что не прячьте уж очень далеко свой арсенал, состоящий приблизительно из двадцати видов оружия различных марок, типов и систем. Оно вам наверняка вскоре понадобится, как впрочем и все остальные powerups'ы, амуниция и транспортные средства. Убивайте всех и вся на своем пути, господин Слэйд, пленных не берите, они нам не нужны. Помните, главная ваша цель - "матрица с преломляющими кристаллами", важна только она. В ходе выполнения своего задания вы можете действовать на свое усмотрение и использовать любые средства. Так, например, вам разрешается натравливать одних зонеров на других, оказывать материальную поддержку любой группировке, заниматься мародерством и использовать любые подручные средства для уничтожения противника. В ваших интересах максимально быстро найти самый эффективный способ и наиболее действенное оружие для уничтожения жителей каждой определенной Зоны. Не забывайте также пользоваться своим карманным PDD (переносное устройство обработки данных), в памяти которого заложена уйма всяких полезных кодов и паролей. Только обладая нужной комбинацией символов, вы сможете открывать двери, активизировать подъемники и пользоваться транспортными средствами. И еще одно, господин Слэйд, чтобы вы знали, базы данных вашего PDD не хватит для выполнения всего задания, в связи с чем настоятельно рекомендуем шарить по карманам убитых вами противников, вдруг да попадется что-нибудь чертовски ценное и полезное. Вот и все, инструктаж закончен. Можете идти, господин Слэйд. Желаем вам удачи (в этом безнадежном деле)!

Вот такое напутствие можно дать бедолаге Слэйду перед началом игры Take No Prisoners. Этому парню в самом деле придется ой, как не сладко. Всевозможные опасности будут подстерегать его на каждом шагу и в первую очередь, конечно же, жители Сан Антонио, правильнее сказать, то что от них осталось. Я не собираюсь знакомить вас со всеми представленными в игре "живыми мишенями", а остановлюсь (для наглядности) лишь на нескольких противниках. Люди-крысы - довольно малочисленная группировка, в масштабах целого города, но довольно-таки неприятные товарищи. Проживая под землей, они никогда (по собственной воле) не выходят на поверхность, предпочитая нападать в неосвещенных местах, в условиях практически нулевой видимости. Вооруженные легкими арбалетами, которые стреляют пропитанными ядом стрелами, люди-крысы чувствуют себя уверенно только когда находятся в численном преимуществе. Для их быстрого усмирения достаточно "шарахнуть" из какого-нибудь мощного оружия с большим радиусом поражения или воспользоваться зажигательной смесью. Еще один вариант прогулки по Сан Антонио, чреватый мелкими неприятностями - встреча с психически неуравновешенными товарищами, именуемыми Psychos. Они, как самые настоящие самураи-смертники, обвешались с ног до головы динамитными шашками и в одиночку бродят по улицам в поисках своей жертвы. Причем, ввиду их умственной неполноценности, довольно часто они испытывают большую проблему с идентификацией друга от врага и облегчают вам задачу, взрываясь в толпе себе подобных. Чтобы не отправиться в радиоактивную заоблачную даль на свидание со своими предками, достаточно внимательно посмотреть по сторонам и чуть что, сразу и издалека пальнуть разок-другой в его сторону из ружьишка (заодно посмотрите на фейерверк). Но не надо расслабляться, это все была только "мелочь пузатая", есть в игре Take No Prisoners кое-кто и посерьезней. Например, "красные береты" - одна из четырех "беретных" группировок, сформированных уцелевшими кадровыми военными и бывшими полицейскими. Эти ребятки поддерживают в своих Зонах какую-никакую, а дисциплину. Прибавьте к этому их неплохое вооружение, старую привычку носить бронежилеты и хорошо отработанную тактику ведения боевых действий. Вопросы есть? Как с ними бороться? Хороший вопрос, по существу. Ответ - не знаю. Лично я предпочитаю на случай встречи с "беретами" всегда иметь под рукой что-нибудь крупнокалиберное, да помощнее, чтобы могло пробить их armor с первого выстрела. Но и это еще не самый опасный противник. Хуже всего, когда вы сцепитесь с Nerd'ами. Эти господа, ненавидящие панков, яппи и иже с ними, когда-то в свое время переняли у них все знания и мастерство, благодаря чему ныне получили возможность изготавливать лазерное оружие, гранаты и устройства, генерирующие энергетические щиты. Но и у них есть слабое место, которым грех было бы не воспользоваться - ближний бой. Специализируясь на использовании различных проявлений чистой энергии, они отдают предпочтение только нападениям с большого расстояния, и если вы сумеете с ними сблизиться (а это отнюдь не очень просто), считайте что они уже покойники. Ну, и как вам ваши противники, господа Слэйды? Это всего лишь представители четырех группировок, а ведь их всего двадцать две, не забывайте об этом, как и о том, что убивать каждого из них лучше каким-то одним видом оружия.

Начинать смертоубийство в Сан Антонио вам придется, имея в наличии лишь saber (похожую на всем известную lightsaber) и простенькую винтовку (assault rifle). И только потом, после нескольких стычек с противником, вы, мои дорогие Слэйды, сможете позаимствовать у трупов что-то посерьезнее. Что именно? Ну, допустим, Molotov Cocktail - милая бутылочка с зажигательной смесью внутри. Полезная штучка для создания дополнительного освещения, особенно при встрече с "крысами". Или, например, Laser Rifle. Тоже вроде ничего особенного, ну винтовка, ну лазерная, а толку? А вы попробуйте пострелять в коридоре, да еще в большую толпу, да подпитайте ее компактным водородным магазином, сразу же увидите ее пользу. Луч лазера будет не поглощаться стенами, а отражаться от них, нанося тем самым врагу серьезные потери в живой силе. Я уже не говорю о том времени, когда вы обзаведетесь Zombie Grenade Launcher и Phased Tachyon Pulse Cannon. Последняя пушечка стреляет мощным энергетическим импульсом, что особенно полезно при уничтожении разнообразных транспортных средств и всевозможного оборудования. К вашим услугам в игре "Пленных не брать!" также множество всякой полезной мелочевки, типа огнеметов, дробовиков, пусковых ракетных установок, сюрикенов и гранат, начиная от газовых и заканчивая разрывными. Воюйте, господа Слэйды. На мой взгляд, для вас созданы все условия, только ради всего святого, в целях собственной безопасности, во время нападения не забывайте о защите.

Спасение воюющих - дело рук самих воюющих. И правильно, вот укокошат вас пару раз своими стрелами люди-крысы, тогда вы уже не станете проходить мимо иногда встречающихся по пути защитных средств. С ними, правда, в игре Take No Prisoners ощущается некоторая напряженность. Я бы сказал так, лежат они редко, но метко. Если вам что-то и попалось из этой области, можно смело предположить, что через пару десятков метров оно вам уже понадобится. Например, в большинстве случаев полезно пользоваться Body Armor, если такая "беда" у вас есть. Она обеспечивает защиту верхней части вашего туловища от пуль и осколков гранат и снарядов, но, к сожалению, не от лучевого оружия. От всякого рода энергетических штучек неплохо помогает Energy Shield, который поглощает все лазерные лучи, наверняка убившие бы вас в обычных условиях. Энергетическая броня (это уже другой вид защитных средств) охватывает все ваше тело и спасает от воздействия одноименного поражающего фактора, но мало помогает при прямом попадании пули. Ну и естественно, если в ваши планы не входит к концу игры стать монстроподобным господином Слэйдом, вам просто необходимо хотя бы время от времени прибегать к помощи Radiation Shield. Эта штуковина защитит вас от радиоактивного излучения, главное - регулярно менять в ней одноразовые кассеты, примерно так, как вы это делаете с противогазом или фильтром пылесоса. Одним словом, предохраняйтесь и защищайтесь от поражающих факторов оружия противника и окружающей среды так же тщательно, как и от СПИДа, и будете долго-долго оставаться живым, здоровым и невредимым на протяжении всех уровней игры Take No Prisoners.

Кстати об уровнях, которых ровным счетом двадцать штук, имеется в виду игра с компьютером. Так вот, знаете чем отличается Take No Prisoners от остальных представителей жанра action? Не знаете, а жаль, ведь отличие есть и очень большое. Все дело в том, что данная игра построена не так, как все. Обычно любая "стрелялка" или любой "экшн" подразумевает определенную постепенность или линейность - прошел первый уровень, приступай ко второму, затем третьему и только потом четвертому, и никак иначе. А "Пленных не брать!", наоборот, характеризуется не линейным подходом к прохождению игровых уровней. Например, сели вы играть и захотелось начать с шестнадцатой Зоны (уровня), да ради Бога, "нема базару". Если вам все-таки удалось его пройти, что сделать с базовым комплектом вооружения не так-то просто, можете запросто вернуться в первый уровень, а затем прямо с середины перепрыгнуть на девятый. Согласитесь, что такая игровая раскладка намного интереснее, чем стандартная, поскольку обеспечивает полную свободу действий и передвижения, как в реальном мире, в настоящих боевых условиях. Ну и, конечно же, какая "стрелялка" в наше время обходится без сетевого варианта. Take No Prisoners, мало того, что не является исключением из правил, так еще и предлагает целых шесть различных вариантов мультигейма. Три из них наверняка вам известны, это Deathmatch, Capture the Flag и "Co-op mode", а вот встречались ли остальные три, можно поспорить. Четвертый вариант - Arsenal. Суть его в том, что вам предлагается уничтожить одного и того же соперника шесть раз, причем постоянно меняя оружие (сначала из винтовки, потом из огнемета, затем закидать гранатами и так далее). Capture the Crystal очень похож на вариант с флажками, только необходимо найти и захватить кристалл. Но самый хороший вариант называется Assassin: каждому игроку тайно от остальных дается конкретный адресат, которого необходимо выследить и уничтожить. Получается, что все игроки одновременно находятся и в роли охотника, и в роли добычи, причем никто не знает и даже не может подозревать под чьей личиной скрывается его смерть. Игра "Пленных не брать" поддерживает сетевую игру (IPX, TCP/IP), соединение через модем и в Internet на фирменном сервере фирмы Red Orb, называемом Red Orb Zone (ROZ).

Новыми свойствами и особенностями, кроме вариантов мультигейма, может похвастаться и игровая графика. Начну, пожалуй, с того, что в Take No Prisoners игроку предоставляется возможность выбора точки наблюдения за действиями своего персонажа. Их две, первая из них обеспечивает прямой нисходящий просмотр - главный герой постоянно находится в самом центре экрана, показывая игроку только свою макушку и небольшие участки пространства впереди, сзади, справа и слева от себя, а второй, наклоненный - наблюдение ведется из точки, расположенной чуть сзади и чуть выше головы Слэйда, что позволяет ему обозревать большой участок местности по ходу своего движения. Что лучше и удобнее, решать вам. Лично для меня не важно, что происходит позади, поскольку я практически никогда не останавливаюсь, поэтому я выбираю второй вариант и оказываюсь прав, еще издалека замечая пущенную в меня ракету или брошенную бутылку с зажигательной смесью.

Графически игра выполнена в SVGA-режиме с цветовым разрешением 320х200 и 640х480, но даже самая "крутая" версия, ориентированная на поддержку 3D-акселераторов с разрешением 800х600, оставляет желать лучшего. Почему? Попробую объяснить на конкретном примере. Допустим, вы уже находитесь внутри заветного купола и смотрите по сторонам. Что же вы видите? Вас окружает действительно трехмерная архитектура, но на этом все хорошее кончается. Персонажи, техника и атрибуты смотрятся абсолютно плоскими, что сразу и значительно портит впечатление от игры "Пленных не брать!". В музыкальном и звуком отношении дело обстоит намного лучше. Take No Prisoners предлагает игроку прослушать, помимо midi-формата, еще девятнадцать различных "саундтреков", которые довольно удачно вписываются в атмосферу игры. Каждый атрибут или вид оружия имеет свой собственный "голос", не утомляющий слух даже после нескольких часов непрерывной игры. Высказывания противников полны юмора и доброй издевки, всех, кроме безумных Psycho, которые только и делают, что истерично смеются по поводу или без оного. Поэтому всегда при встрече с ними возникает страстное желание сразу же или пристрелить их, или пустить пулю себе в голову. Но это, конечно же, перебор, вы должны остаться в живых и выполнить свое игровое предназначение до конца.

Еще одна неприятность, связанная с игрой Take No Prisoners, заключается в довольно сложном управлении. Хотя вам и предоставляется возможность настроить по своему усмотрению все звуковые, видео, графические и остальные игровые опции, все равно остается порядка тридцати пяти кнопок на клавиатуре, которыми необходимо, если и не постоянно, то довольно часто, пользоваться. Такой подход к управлению был бы логичен для какого-нибудь военно-воздушного симулятора, но никак не для жанра action. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь и уберечь свои пальцы от искривления, настоятельно рекомендую воспользоваться помощью любой игровой панели, где присутствует возможность перепрограммирования кнопок управления. А в целом игра "Пленных не брать!" не такая уж и плохая, оружие стреляет, транспортные средства возят вас туда сюда, прямо-таки идиллическая картина. От вас лишь требуется беречь боеприпасы, вовремя нажимать спусковой крючок и постоянно искать ключи и пароли.

Take No Prisoners предлагает четыре уровня сложности, от простого до самого "крутого". Пройти можно любой, если периодически сохраняться. Не пытайтесь сделать это в самом начале любого уровня, ничего не получится, необходимо пройти немного вглубь и кого-либо "завалить", тогда ваш результат будет записан игрой. Многим геймерам, наверное, будет интересен процесс поиска ключей и подбора оружия для уничтожения определенного противника, но хочу сразу предупредить, что это не так просто, как может показаться сначала. Скорее всего, вас много-много раз убьют, и вы не единожды будете плутать по улицам и коридорам, пока разберетесь со всем этим "хозяйством". В заключение хочу сказать: если вам нравятся такие игры, как Daikatana, Duke Nukem Forever, Half-Life, Quake II, SiN и Unreal, то скорее всего вы останетесь довольны и Take No Prisoners.

Евгений Бубенников - титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1998 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета