Особенности компьютерной математики

Особенности компьютерной математики

Мы - великий народ. Мы изобрели бездорожье задолго до появления колеса. И дверной глазок в Европу прорубили - тоже мы. Наши национальные символы - пушка (которая ни по кому никогда не стреляла) и колокол (который никогда ни по ком не звонил). Только нам удалось центральное кладбище совместить с главным международным аэродромом страны. И даже первый Volkov Commander написали тоже мы!

Николай ДАНИЛОВnl@cityline.ru


Чем "мы" отличаемся от "них", так это стремлением во что бы то ни стало найти свой, особенный, самый рациональный путь буквально во всем. В освоении целинных земель и банковском деле. В авиастроении и терминологии. В политике и экономике. И не имеет никакого значения, что вместо кратчайшего пути мы постоянно бредем по каким-то непроходимым болотам, ломаем ноги по самым заковыристым буеракам и прочно обосновываемся на последнем месте практически во всем, кроме художественной гимнастики и фигурного катания. Мы просто уникальны, поэтому за нашими границами наши достижения и наши способы предпочитают вежливо называть "особенностью национального характера"...

"Мы" всегда все делали, чтобы не хуже чем у людей, чтобы не отстать или чтобы ликвидировать отставание. Дабы не уронить лица перед державами, мы и компьютер кинулись осваивать, а заодно, или точнее - по инерции, вломились в кибернетическое пространство. Эта вычислительная техника никому, кроме центра управления космическими полетами и госкомстата, не нужна. Ее нужно осваивать и потом каждый божий день совершенствоваться, дабы опять не оказаться среди аутсайдеров. Ее нужно каждые несколько лет обновлять, а через каждое десятилетие - просто выбрасывать. Зачем все это, если древние калькуляторы МК первых серий до сих пор вполне справляются с работой, причем им не требуются никакие таинственные "апгрейды". А в компьютерах, точнее в их процессорах, между прочим, драгоценные металлы применяются... Золото. Серебро. Платина. Поди потом, отчитайся перед компетентными органами, если ни в одной "интеловской" спецификации нет точных указаний о количестве этих самых драгметаллов в конкретных типах микросхем. И ради чего, ради замены пары-тройки секретарш и окончательного изничтожения таких милых любому старорежимному бухгалтеру деревянных счетов да милых сердцу механических пишущих машинок?

Но все же мы, в очередной раз, стыдливо прикрыли разлапистыми ветвями сибирских елей исполосанные автогеном останки лучших в мире танков и признали факт своей беспросветной отсталости от цивилизации. И опять, в который уже раз, кинулись догонять "цивилизованный мир" своим собственным, не проторенным, путем. Из Москвы в Петербург, через Владивосток... Раз уж мы снова последние, так пусть весь мир запомнит наш беспримерный рывок и оценит оригинальность и эффективность нашего собственного, национального, пути. Мы загадочные, но уверенные и гордые. В этот раз точно получится. Просто не может не получиться. Все вперед и не стонать. Шаг вправо, шаг влево, ну вы сами знаете...

Кто сказал, что мы навсегда позади? Кто смалодушничал и возжелал подражать Западу? Лишь преступная близорукость отдельных "товарищей" не позволяет в должной мере оценить всю уникальность и перспективность нашего нынешнего положения. Да, мы несколько отстали. Да, отставание исчисляется десятилетиями, но зато мы прекрасно знаем путь и полностью "в курсе" всех ошибок и недочетов, допущенных лидерами. Такое знание бесценно! Сколько они шли к своему триумфу? Тридцать лет? А сколько они на это потратили времени, материалов и денег?

Мы теперь во всеоружии. В наших руках статистика. Мы сегодня, что заградительные отряды в Великую Отечественную. Только в этот раз на передовой мрут "они", а мы, за "их" спинами, спокойно оцениваем развитие процесса и готовимся "малой кровью", лихим кавалерийским наскоком, опираясь на "их" статистику и нашу гениальность, ворваться в решающий момент и вот она - наша победа! Только наше время еще не пришло, надобно выждать малость и только тогда... Нам не впервой бросать кавалерийские полки под гусеницы танков. Жаль, что сейчас еще в решительное наступление рано и приходится любой ценой держать "наши" рубежи. Брестская крепость в полном окружении почти полгода дралась, мы не можем не повторить их подвиг. Поэтому "наши" электронные заводы должны, до особого указания, тоже стоять насмерть. Это в нашем национальном характере - всегда насмерть стоять.

Правда, что-то странное таится в этих статистических цифрах. Уже почти два года процессоры удваивают тактовую частоту, но почти не набирают в производительности. В то же время каждый мало-мальский прирост тут же съедается каким-нибудь "потоковым видео" или "реал тайм аудио". На страницах газет и журналов состязаются не цифры, а сторонники тех или иных тестовых программ. И состязаются они в красноречии, ибо каждый тест, разработанный "под особенности" функционирования того или иного "камня", того или иного набора микросхем, какого-нибудь конкретного контроллера, естественно, показывает именно его однозначное превосходство над всеми остальными соревнующимися. "Интеловские" тесты не оставляют ни капли сомнения в вопросе "какой процессор выбрать?", равно как и тестовые программы, взятые "на щит" основными конкурентами фирмы "Интел" на рынке центральных процессоров. ИБМ, вообще, "удивила" мир сообщением о разработке гигагерцового процессора. Судя по всему, скоро процессоры перейдут в область частот радиовещания и самым дорогим и объемным модулем персонального компьютера станет корпус, ибо он должен будет защищать не только внутренности от внешних механических воздействий и окружающую аппаратуру от радионаводок, но еще и самого человека от рентгеновского и всякого другого излучения, свойственного ядерной физике. А к каждому компьютеру в обязательном порядке будет прилагаться бесплатный потиворадиационный скафандр высшей категории защиты.

Сегодня самым массовым типом монитора является конструкция на электронно-лучевой трубке. Их выпускается больше, чем всех ноутбуков и карманных калькуляторов вместе взятых. Цены упали просто до неприличия. Пятнадцатидюймовый "обычный" монитор, обеспечивающий все необходимые характеристики полупрофессионального оборудования, стоит в десять раз меньше, чем такой же тонкопленочный. Что мы будем строить (в смысле, какие "нам" нужны заводы, какие "нам" нужны производственные линии и что "мы" сейчас ударными темпами лет за двадцать пять возведем в любой точке любого чистого поля, коих в нашей стране больше чем достаточно), опираясь на абсолютно научные данные мировой статистики? Правильно, а что "мы" с этими заводами будем делать дальше, когда построим, а? Перепрофилируем под изготовление стеклянных ваз и настенных светильников? Ведь за время строительства остальной мир не будет нас дожидаться и давно уже усовершенствует пленочные технологии и "пленки" спокойно захватят пальму первенства в конструкции мониторов, как это было с накопителями на жестких дисках или микросхемами памяти. Так что "мы" потом с этими заводами станем делать, если продукция, на которую они рассчитаны, уже станет никому не нужна, а снести цеха станет дешевле, чем перепрофилировать?

Или взять модную нынче Интернет. Как утверждает "их" статистика, уже через три года в Интернет будет постоянно находится более пятисот миллионов человек. Если же взять "на карандаш" вообще всех, кто более или менее постоянно пользуется Всемирной Паутиной, то общая цифра зашкаливает за миллиард. Можете себе представить кучу "баксов", если каждый из них положит на пол всего один доллар. Уже к двухтысячному году объем одних только прямых покупок через Сеть достигнет семисот миллионов "зеленых рублей". Ради этого, вроде как, имеет смысл подраться за свой кусок пирога.

Эта Интернет "нам",естественно, нужна, как зайцу - стоп-сигнал. Красивая такая игрушка, от которой пользы - свежих порнографических картинок с зарубежных серверов надергать да, возможно, еще поинтересоваться погодой в Аризоне. Это фермера в Техасе волнует вопрос максимальной оперативности при определении уровня цен на зерновые будущего урожая. Он, опять же через Сеть, сможет быстрее соседа, еще не купившего себе "он-лайн", найти самого выгодного покупателя и заключить с ним контракт, что, как всем понятно, принесет дополнительные деньги и процветание. А "наш" колхоз интересуется мировыми видами на урожай, как Винни Пух ананасами. Тем не менее, Интернет у "нас" пытаются всячески стимулировать и развивать. Директивно, как всегда. Ведь существует мировая статистика, убеждающая "нас" магией огромных величин торговых доходов. Наверняка налоговые инспекции многих "наших" стран уже прикидывают новые ставки на электронную разновидность видов деятельности. Ведь речь-то идет о миллиардах долларов! Так и слышится хриплый крик попугая капитана Флинта - пиастры, пиастры, пиастры!

Вот только кто может объяснить, каким образом была получена цифра кибернетических доходов? Как вообще можно вычислить то, что напрямую зависит от технологий, которые сегодня еще только зарождаются? Прибыль от торговли в Интернет может быть получена лишь в том случае, если будет развернута сама торговля, а это никак невозможно при существующей сегодня платежной системе. Нужны совершенно новые виды платежей, в особенности - надежные, защищенные от подделки, электронные деньги, а они существуют пока лишь в виде локальных экспериментов или чрезвычайно сырых проектов, которым так же далеко до массового применения, как от Солнца до Веги (это такая очень далекая звезда). Тем не менее, западная статистика уже не только знает, что торговля будет (что не так уж и трудно), но и успела точно подсчитать все доходы...

Тем не менее, эта же статистика оказывается не в состоянии толком ответить на совсем простой вопрос - а сколько пользователей Интернет на самом деле? Сколько их в конкретных регионах? Например, в США, где уж точно работать несоизмеримо проще, чем, например, в России или Беларуси? И, что самое главное, как учесть этих самых пользователей? Можно подсчитать количество доменов (например, SU или RU), но это настолько же точно, насколько точечными могут быть ракетные удары системами залпового огня "ГРАД". С другой стороны, можно просто просуммировать количество клиентов, заявленное провайдерами, но как учесть тех, кто имеет несколько "подключений" у разных поставщиков одновременно? Отсеять их невозможно, так как публикация поименных списков против воли каждого клиента есть нарушение Закона, на что сами провайдеры, естественно, не пойдут. Кроме того, еще существует множество людей, пользующихся Интернет, но не зарегистрированных в ней. Это, например, сотрудники предприятий, владеющих корпоративным доступом, т.е. принадлежащим организации, а не конкретному лицу. Купив, например, выделенную линию, добрая сотня человек может пользоваться Сетью, но у провайдера будет числиться всего один клиент. Потом, достаточно много людей пользуются чужими паролями по согласованию с их официальными владельцами. Я уже не считаю всевозможных взломщиков и "хороших друзей" технического персонала, пользующихся Паутиной нелегально, но постоянно. Просканировать телефонные номера, откуда происходит подключение также бесполезно. Один человек может иметь два адреса: один - дома, другой - на работе. Так как же статистика считает клиентов Интернет, тем более, определяет темпы их прироста? А ведь на основании статистических выкладок "мы" пытаемся еще и свой особенный путь отыскать. Сие больше похоже на поиски черной кошки в темной комнате, когда ее там нет. Многие люди весьма обоснованно спрашивают, а можно ли считать пользователями Интернет тех, у кого "он лайн" нет, но есть адрес электронной почты, которых, кстати, тоже может быть гораздо больше, чем один? Не меньшую проблему создают "фидошники". Как с ними быть, тоже учитывать или все же строго ограничиться протоколом TCP/IP?

На эту тему очень метко съязвил Николай Данилов, которого я процитировал в самом начале, - "Мы можем все. Придумать полдюжины кодировок вместо одной? На пальцах объяснить, почему лучше приобретать компьютеры, собранные неквалифицированными доярками из некачественных комплектующих? Подключить друг друга к Интернету? - Пожалуйста, вот вам Интернет, вот переходник к нему, вот адаптер, вот трансформатор, вот свежие драйвера к трансформатору. Поменяйте розетки и обязательно сообщите нам, если он у вас вдруг заработает! А когда в дополнение к Интернету вам потребуется еще и электронная почта - доплатите двадцать условных долларов в кассу напротив. Так вам его с собой, или здесь визитки закажете с сетевыми адресами?"

"Мы" можем действительно все. Опираясь на цифры, сомнительность которых не вызывает сомнения (простите за тафталогию), "мы" стремимся непременно свернуть с проторенной дороги и рвануть огородами, как "нам" кажется, наперерез. В шестидесятых "наши" предшественники тоже прикидывались "умными героями" и свято верили, что сплотив ряды и сомкнув строй, они легко обскачут американскую корпорацию ИБМ. Их труды вылились в "шкафы" серии ЕС, копировавшие такие же ИБМ-овские "шкафы". С той лишь разницей, что американцы уже заканчивали эру мэйнфреймов и готовились к эпохе персональных компьютеров, которую, кстати сказать, ИБМ как раз и проспала, а мы, вгрохав в устаревшую технологию миллиарды рублей и десятки лет, заново изобрели отличный паровой двигатель собственной конструкции. Не удивительно, что попытка предложить его на мировой рынок провалилась, ибо там уже давно активно пересаживались на электрокары и раритетами не интересовались. Тем более, что этот советский "паровик" требовал и дров особой системы, и смазочного масла неизвестного типа. Те, кто помнят первые ЕС-овские персоналки, не дадут соврать, вместо изящных модулей памяти, применявшихся в IBM PC/XT, с которых мы "слизывали" идею, "наши" "придумали" огромные панели памяти, занимавшие столько же места, сколько вся материнская плата, а дисководы и контроллер периферийных устройств монтировался в отдельный корпус, так как в базовом блоке места больше не оставалось. Помните, как страна гордилась своими героями и с вожделением составляла журналы рабочего времени на ПЭВМ? И где эти ЕС-184х нынче?

Я это к тому, что не повторяем ли "мы" судьбу надменных тевтонских рыцарей из легенды про Ваню Сусанина? Развитие научно-технического прогресса столь же непредсказуемо, как и полет "сумасшедшей пули". Когда-то сами компьютеры считались, если не откровенным бредом сумасшедшего, то во всяком случае - явно чрезмерным авангардизмом. А с тех пор прошло всего ничего, лет эдак тридцать... Точно так же, как идея графической операционной системы, многократно охаянная мэтрами аналого-цифровых терминалов. Только извечная "отвязанность" макинтошей позволила выжить идее графической ОС, а сегодня БГ (не путать с Борисом Гребенщиковым) естественным жестом поставил под сомнение целесообразность существования самой ДОС. Когда-то жесткие диски считались верхом совершенства систем длительного хранения данных. Всякие там смарт-карты, флэш-картриджи и перепрограммируемые ПЗУ большой емкости назывались не иначе как извращениями.

Любой путь должен куда-нибудь вести. И если уж собираться в дорогу, то имеет смысл узнать, что нас ждет там, на финише. А что за финишной лентой может ждать, если даже лидеры не знают, где расположен вожделенный финиш и существует ли он вообще? Честно говоря, развитие техники идет не по классической схеме домостроения (проект-котлован-фундамент-стены-перекрытия-крыша-отделка внутреннего интерьера), а скорее напоминает скоростное ориентирование на пересеченной местности (замерли-сориентировались-засекли приметный камешек или деревце-свернули карту и бросились туда сломя голову, а там цикл повторяется...). Общего победителя нет, как нет и конца соревнованию. Лишь время от времени тот или иной игрок вырывается вперед. Причем, куда конкретно надо попасть не знает никто из участников, и многие лидеры теряют позиции как раз потому, что, начав заблуждаться, продолжают свято верить в собственную непогрешимость и бегут дальше, не жалея сил.

Что из этого следует, а то, что в процессе развития нет ни финиша, (после достижения которого можно отдышаться и пойти хлебнуть пивка), ни общего предварительного плана (который определяет, как все будет выглядеть по окончании всех трудов), а значит нельзя и "срезать" путь, чем лихо обойти всех лидеров разом. Во всяком случае, в глобальном, стратегическом, масштабе. Все, что теоретически достижимо, это отыграть пару лишних очков на чрезвычайно кратковременном отрезке, примерно полтора года или даже меньше. Но такие скорости явно не для "нас". "Мы" только общее согласование вопроса "а стоит ли вообще что-нибудь делать" умеем затягивать на десятилетия. Потом еще проектирование и черчение занимает пяток лет. Еще столько же съедает само строительство. Потом - года два на наладку и доводку. Таким образом "нам", для уверенной победы "нашим" способом "большого стратегического рывка наперерез", требуется никак не меньше двадцати лет, а это сегодня сопоставимо со всей протяженностью истории вычислительной техники. Вот и подумайте, можно ли угадать, что понадобиться через двадцать лет и начать строить промышленную базу "под это" уже сегодня?

Я отнюдь не пытаюсь доказать, что "наше" положение настолько безнадежно, что и дергаться не стоит. Вовсе нет. Просто, как мне кажется, стоит задуматься над тем, что если "наш" способ "все учесть, все предусмотреть, все рассчитать и потом уверенно срезать" уже в который раз не дает требуемого результата, то возможно все дело в ошибочности самой методики, а не в злонамеренности или халатности исполнителей? Может, в порядке эксперимента, имеет смысл попробовать "как все", т.е. двинуться проторенной дорогой, по которой до "нас" с успехом прошли Япония и Германия, Тайвань и Гонконг, Сингапур и Малайзия, а также Южная Корея?

В конце концов, прогресс ведь это не общевойсковой бой, где пулеметное гнездо можно буквально завалить трупами. Это скорее спорт, в котором, перед получением шанса попробовать себя в высшей лиге, надо сначала до седьмого пота потренироваться в заштатных дворовых командах, да за мастерами сумки поносить. Что интересно, Япония потратила двадцать лет на то, чтобы из заштатного сборщика из американских комплектующих превратиться в несомненного мирового лидера. Южной Корее на это понадобилось семнадцать лет. Гонконгу - пятнадцать. Сингапур и Малайзия добрались до самостоятельного проектирования и производства масок для выращивания процессоров уже за двенадцать лет. Десять лет назад тайваньские товары являлись синонимом понятия "брак", а сегодня три четверти комлектующих имеют тайваньское происхождение. "Мы" модернизируем свою промышленность уже более десяти лет, с тысяча девятьсот восемьдесят четвертого года. Все подтягиваем ее к мировым стандартам и подтягиваем, а вместо приближения, цель всех "наших" усилий не только не приблизилась, но даже удалилась и маячит едва различимо в дымке горизонта. По "их" меркам, за такое время "мы" должны были, если не лидерами отрасли стать, то во всяком случае производить большую часть всего, что имеет отношение к компьютерам. А пока, кроме мышиных ковриков и низкокачественных аналогов внутренних модемов "Спортсер 14400", "мы" ничего путного так и не выдали. Как говорится, родила гора мышь.

И так ли уж страшно, что еще довольно длительное время лучшими процессорами останутся кристаллы фирмы "Интел", а основными конкурентами останутся "Сайрикс" и "АМД"? Ведь если "мы" продолжим по старинке валять дурака с умным видом, то это все равно произойдет. Может, стоит сначала "пригласить варягов на царство", как это уже было в Истории Руси? Во всяком случае, историки этот факт развития государства российского единодушно оценивают положительно.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1998 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета