Нет, нет, нет, мы хотим сегодня!

Нет, нет, нет, мы хотим сегодня!

О Pentium II и AGP сказано и написано уже немало, и здесь вопрос перспектив и приоритета Intel всем понятен, поэтому не буду на этом останавливаться. Позволю себе лишь замолвить слово за "некорпоративных" пользователей ПК, которым в ближайшее время перейти на Pentium II и новую архитектуру несколько затруднительно. Тем не менее многие из них являются обладателями CPU Pentium-ММХ 166 - 233, потенциал которых еще достаточно высок.

В связи с этим было бы очень здорово, если бы вы уделили больше внимания системным платам под Socket 7 с портом AGP и по возможности протестировали какое-нибудь из этих изделий, а еще лучше несколько. Благо первые ласточки уже появляются. Например, фирма "Бытпром" предлагает по вполне доступной цене MB от Lucky Star на чипе VIA VP3.

Я думаю, это интересует многих пользователей, поскольку архитектура новая, возникают вопросы с совместимостью, устойчивостью работы, драйверами, BIOS и т.д. Без консультации специалиста и тестирования тут никак не обойтись. В противном случае деньги могут быть просто выброшены на ветер.

Дмитрий Ниагур,Могилев

Совершенно с вами согласен, что потенциал процессоров Pentium с ММХ еще далеко не исчерпан как деловыми приложениями, так и играми и мультимедийными программами. Более того, при тестировании 3D-производительности систем на Pentium-ММХ и Pentium II получаются очень интересные результаты. В частности, становится очевидным, что скорость кадров в GL Quake в большей степени зависит от того, насколько хорош графический ускоритель, а не процессор. По крайней мере, разница в ценах при установке крутой 3D-платы и переходе на процессор нового поколения заставляет задуматься. Это тема для отдельного разговора.

Вы правы также, когда говорите о превосходстве Intel. Именно она диктует сегодня условия на рынке как процессоров, так и материнских и графических плат. И не скажу, что это плохо. Посмотрите сами, какая картина сложится к лету. В середине апреля планируется выпуск модификации Pentium II без встроенного кэша второго уровня - процессоров Covington. Такой 166-мегагерцевый чип будет стоить $150 (здесь и далее цены оптовые). Одновременно Intel понизит цены на Pentium-ММХ - стоимость 166- и 200-мегагерцевых чипов упадет до $92, 233-мегагерцевых - до $130. Подешевеют и обычные Pentium II - чипы с частотой 233 и 266 МГц будут стоить $195, 300-мегагерцевые - $370, а недавно анонсированные 333-мегагерцевые - $480. Сравните эти цифры с сегодняшними ценами на процессоры конкурирующих с Intel фирм и прикиньте, смогут ли те пойти на такое же беспрецедентное снижение.

Кстати, ценовая политика Intel делает переход на Pentium II почти таким же доступным, как радикальное обновление системы Socket 7. Так что актуальность разработки и доводки чипсетов VIA VP3 и MVP3, а также материнских плат на них снова оказывается под вопросом. Это не означает, конечно, что не стоит писать на эту тему.

К сожалению, широкое сравнительное тестирование плат класса Socket 7 с шиной AGP провести тяжело, поскольку они пока выпускаются в очень ограниченных количествах и реально доступны лишь считанные модели. Более того, пока результаты таких испытаний не обнадеживают. Выигрыш в производительности, достигаемый за счет использования AGP-акселераторов на таких платах, мизерный, а проблем с устойчивостью работы, драйверами и BIOS - больше, чем достаточно.

Например, компания FIC, первой предложившая "мамку" PA-2012 на чипсете VIA VP3 еще полгода назад, только-только смогла решить большинство проблем. И эта модель все еще является страшным дефицитом. Другие фирмы приступили к разработкам плат Socket 7 с AGP позже и, естественно, тоже еще не добрались до их серийного производства.

Я уже рассказывал в рубрике "Компьютерный магазин" о FIC PA-2012 ("КГ", N№43 за 4 ноября прошлого года). В этом году публиковалось подробное описание материнской платы Sunray II VIA AGP, созданной компанией California Graphics & Peripherals, Inc. Обе описанные платы могут стоить для пользователя ах от $150 до $200, то есть значительно дороже, чем "шедевры" от Lucky Star и Acorp, у которых есть одно существенное преимущество - их уже можно без особых проблем купить даже у нас.

Впрочем, сказав "без проблем", я немного погорячился. Самому мне пока не довелось познакомиться с моделями от Lucky Star и Acorp поближе, но мои знакомые - хорошие спецы, не одну собаку съевшие на "штучной" сборке компьютеров под заказ и исправлении того, что "наваяли" наши лидеры рынка, мнению их я привык доверять - отреагировали на расспросы об этих новинках весьма негативно. Они считают, что Lucky Star и Acorp, как обычно, слишком поспешили наводнить рынок дешевыми платами. Более того, возникающие проблемы совместимости и "глюки", похоже, связаны не только с BIOS, но и с плохой разводкой этих плат, что, разумеется, никакими программными апгрейдами не исправишь...

Поживем - посмотрим. Надеюсь, что в скором времени я смогу поделиться с вами информацией о новых платах Socket 7 с AGP и чипсетом VIA MVP3, поддерживающим тактовую частоту шины 100 мегагерц. Можете не сомневаться, что я не пройду мимо такой возможности, особенно если учесть, что сии продукты и меня самого весьма интересуют.

А пока разрешите предложить вам список компаний - партнеров VIA Technologies, выпускающих или разрабатывающих материнские платы Socket 7 на базе Apollo VP3. Эти компании сотрудничают с VIA, и их продукция проходит тестирование изготовителем чипсета.

Фирма Модель

Chaintech 5ATM,5AGM

DFI P5BV3,P5XV3

EFA P5VP3-ATX

EPoX P55-VP3

FIC PA-2012

FreeTech P5F88

Gemlight GMB-P58VPS,GMB-P58VAX

Lucky Star 5VP3,5AVP3

MSI MS-5171

TMC AI5VG,TI5VG

Octek Rhino VP3

PC Partner VIA809DS,VIB806DS

Shutte HOT-595

Soltek SL-54T5, SL-55B5

Tyan S1592S

USI PRO-266

Zida 5DLX


Роман Соболенкоroman-sobolenko@usa.net

Решил написать по поводу вашей статьи о "сильных эмоциях" в "КГ", N№6 от 17.02.98. У меня есть парочка вопросов:

- Карта 3D Emotion является, по сути дела, не видеокартой, а дополнительным устройством, подключаемым к PCI-слоту? Я правильно понял?

- Где ее можно купить, и за сколько?!

Вообще, интересно читать в "КГ" публикации, посвященные железу, особенно про 3D-акселераторы - это сейчас прямо тема N№1. Тут, в общем-то, Quake2 очень повлиял на умы геймеров - снится Voodoo и тому подобное... А вот статьи, подобные вашей, пробуждают покупательскую активность среди геймеров и неплохо срабатывают в качестве рекламы. Я вот поддался... Но это и неплохо, я думаю....

Дмитрий Рабко

Меньше всего хочу, чтобы вы воспринимали мои статьи в "Компьютерном магазине" как ловкую рекламу. Поверьте уж, что и не пахнет тут ею. Я вообще не перевариваю рекламу, особенно в последнее время, когда она окончательно перестала соответствовать действительности. В своей газете, конечно, приходится терпеть ее, как неизбежное зло, приносящее тем не менее деньги и дающее возможность не сдирать с читателей три шкуры. Главное, чтобы неизбежное зло не победило и не расползлось по всей газете. Но чаще верх в споре одерживает рекламный отдел: легкие деньги - сильнейший аргумент, а наше с вами мнение стоит значительно меньше.

Что я не занимаюсь идиотской "скрытой" рекламой, как считают некоторые, за любой мухой подозревающие наличие слона, лучше всего подтвердит ответ на второй ваш вопрос. Более того, иногда буйная реклама заставляет отказаться от описания интересных и достойных похвалы устройств... Но пока пару слов о первом вопросе - будем последовательны.

Карта 3D Emotion от California Graphics - нормальный графический ускоритель. У нее интерфейс PCI, что делает ее привлекательной для владельцев не самых новомодных компьютеров. 3D Emotion не требует наличия в системе другой видеоплаты, так как построена на двух чипах Voodoo Rush, а не просто Voodoo.

На мой взгляд, потрясающий успех фирме 3Dfx не в последнюю очередь принесло и то, что она предложила энтузиастам-геймерам, у которых во всем мире карманы от баксов не лопаются, два варианта. По первому - с помощью чипов Voodoo - можно оставить уже имеющуюся плату, соединив ее мониторный выход со входом поставленного в соседний слот Voodoo-ускорителя специальным кабелем. То, что не надо ничего выбрасывать, греет душу. Плюс новая карта немного дешевле обходится.

Второй вариант - установка акселератора на чипах Voodoo Rush. В них предусмотрен интерфейс VR с чипом-компаньоном, который возьмет на себя функции 2D-ускорения. На чипах Voodoo Rush создают полные графические ускорители, обладающие функциями 2D- и 3D-ускорения, поддерживающие "живое" видео. И, кстати, именно благодаря узкой специализации на 3D-графике чипы Voodoo и Voodoo Rush, взваливая остальную работу на плечи другой карты или чипа-компаньона, добиваются столь впечатляющего качества и скорости.

Одним словом, к Calgraph 3D Emotion ничего подключать не требуется - она сама обладает всеми необходимыми функциями. С другой стороны, она и в самом деле является дополнением - в том смысле, что придает вашему компьютеру дополнительные возможности работы с 3D-графикой, видео и даже стереоскопическими изображениями.

А теперь о печальном. Мне не известна ни одна местная фирма, предлагающая хоть какую-то продукцию от California Graphics, что отнюдь не радует. Можно, конечно, попытаться плату 3D Emotion заказать у компьютерных "челноков", но в успехе этого мероприятия я также сомневаюсь - ребята предпочитают поменьше возиться с нетрадиционными изделиями. Свою сотню они легко поднимут на платах S3, которые на каждом углу валяются, зачем им бегать в поисках каких-то там Emotion...

Если все же решитесь на самостоятельные поиски, сообщаю информацию, которая может пригодиться. Выпущенная в октябре прошлого года 3D Emotion сегодня при покупке через Интернет напрямую у компании Calgraph стоит $199 (за $209 предлагается комплект с полной версией Terricide и OEM-версией MDK Mission Laguna Beach). Однако покупать через Интернет неудобно (попробуй найти среди знакомых владельца подходящей карточки!) и накладно, так как "уличная" цена на те же графические карты существенно ниже. Даже с учетом доставки в наше болото.

Если теперь потребуете ответа, какого, спрашивается, я писал о плате, которую купить невозможно, оправдаюсь тем, что просто понравилась она мне. И характеристики неплохие, и далеко не в каждом акселераторе встречается возможность стереоочки подключить. А то что за трехмерная графика такая, когда она плоская на экране, как камбала?

Роман Соболенкоroman-sobolenko@usa.net

Прочитал вашу статью насчет видеокарты Diamond 3D Monster II. Многие мои знакомые ждут с нетерпением ее прихода. Конечно, и я с ними. По этому поводу есть вопросы: как скоро, на ваш взгляд, она может появиться в Гомеле и сколько будет стоить 1 штука?

Дмитрий Фесков

Про этот ускоритель я готовлю сейчас более полный материал, чем вышедшее в "Хронике" сообщение. Может быть, вы найдете его в этом же номере. Если вас новинка заинтересовала серьезно, полезно будет почитать о ней подробнее. Тем более что времени для этого предостаточно.

Дело в том, что пока карточка Monster 3D II не продается нигде. Но она уже представлена в окончательном варианте и работает просто замечательно. Поставки компания Diamond Multimedia Systems, Inc. планирует начать в марте и только на территории США. До Европы новый ускоритель дойдет, видимо, позже. Предположительно в розницу Monster 3D II будет стоить под $250. Это с учетом богатой коллекции игр и изящной, не ОЕМ'овской, упаковки.

Менеджеры из Diamond Multimedia предвидят громадный спрос на плату со столь незаурядными возможностями - как-никак, на ней стоят сразу три чипа нового поколения 3Dfx Voodoo 2, да еще можно связать две карточки вместе и за счет это увеличить быстродействие 3D-графики практически в шесть раз по сравнению с неплохо известной у нас платой Monster 3D (без II - модель прошлого года). Поэтому они совместно с рядом крупнейших в Америке розничных торговцев компьютерной техникой и комплектующими сейчас проводят программу, по которой можно "застолбить" себе экземплярчик технического чуда. Обходится это где в $10, а где и вовсе бесплатно - вам просто присылают в ответ на заявку пронумерованный счет-инвойс, организуя таким образом очередь. Как обычно, все эти операции производятся через Интернет, так что можете сами посмотреть, как это все выглядит.

Однако в данном случае хоть есть перспектива не только посмотреть, но и купить потом, когда вожделенная плата наконец появится и на нашем рынке. А что рано или поздно это произойдет, можно не сомневаться. Слава Богу, графическими картами от Diamond у нас торгуют.

Сроки, естественно, мне неизвестны, и даже гадать не возьмусь. Кто его знает, какой силы ажиотаж будет сопровождать начало продаж в США. А от этого зависит, насколько быстро Diamond найдет силы заняться остальными регионами.

Правда, рискну все же сделать прогноз. Думаю, что пока Monster 3DII до наших краев дойдет, цена существенно упадет и передовая игровая 3D-технология окажется доступной не только самым "продвинутым" в денежных делах. Глядишь, к тому же, появятся достойные конкуренты, почти при тех же характеристиках отличающиеся более низкой стоимостью, - Diamond свое место в мире мультимедиа знает и за свою марку считает обязательным взять достойные деньги. А люди платят с удовольствием, поскольку ее продукты того стоят.

Роман Соболенкоroman-sobolenko@usa.net

Недавно у нас в р.п. Микашевичи Лунинецкого р-на Брестской обл. состоялся свой небольшой чемпионат по Quake II. В чемпионате приняли участие 10 человек. Он проходил в помещении, любезно предоставленном Виктором Василевским, которому мы выражаем особую благодарность. ЛВС была построена из 5 компьютеров от Р-120 до AMD К6-200ММХ. Чемпионат продолжался 2 дня. Питание, правильнее сказать, утоление жажды пивом производилось на деньги участников соревнования.

Теперь пару слов о победителях и призерах. Абсолютным чемпионом во всех весовых категориях стал Владимир Воробей, который показал незаурядное мастерство при применении лазерного пистолета, с помощью его истребляя даже соперников, вооруженных HyperBlaster, не говоря уже о других видах оружия.

Второе место занял Геннадий Буневич, студент 2-го курса БГУИР. Третье место у Дмитрия Колбовича. Его особенная черта: Always Run - ON и умение в режиме Free Look написать из Machine Gun свое имя на стене. Поэтому большинство "фрагов" им было заработано на уничтожении противников, движущихся где-то высоко или внизу. Четвертое место занял Владимир Фицнер, чья излюбленная тактика - найти RailGun, забраться куда-нибудь на горку и делать дырки в соперниках. Все перечисленные товарищи используют при игре мышь.

Остальные участники соревнований тоже показали неплохой уровень игры. Все они активно использовали передвижения ползком, что на первых порах давало неплохую возможность подобраться вплотную к сопернику, который не применяет Free Look.

Теперь о наших проблемах. Самая большая беда - это релейная АТС. Благодаря такому "высококачественному" оборудованию проблематично выйти на BBS, не говоря уже о том, чтобы сыграть в Quake где-нибудь на сервере в Internet. Поэтому у нас нет возможности померяться силами с профи из других городов и объективно оценить уровень своей игры.

Просим всех читателей "КГ" поделиться с нами опытом создания сети в небольшом городе. Прокладывал ли кто-нибудь кабель между домами? Может, с помощью радио? Будем очень благодарны.

Группа юзеров и программистов из р.п. Микашевичи

Интерес геймеров к вопросам соединения между собой нескольких компьютеров уходит корнями в далекое прошлое (по компьютерным меркам, разумеется). Я знал нескольких энтузиастов, которые установили одну из древних версий Novell NetWare только для того, чтобы поиграть в SNIPES. Что это была за цацка, вспоминать и страшно, и приятно.

Геймеры опробовали массу способов подключения машин друг к другу. Ими применялись кабели последовательного интерфейса RS-232 немыслимой длины, модемы и, конечно, LAN-адаптеры. В принципе, насколько мне известно, совершенно новых технологий они не изобрели, но кучу хитростей и усовершенствований придумали. Недостаточно богатые финансы заставляют искать не совсем традиционные пути и применять неожиданные приемы.

В частности, в Минске известны примеры удачного кабелирования компьютерщиками многоквартирных домов, благодаря чему живущие в одном или в соседних подъездах юзеры получили возможность перейти на качественно новый уровень эксплуатации своих машин. Налицо не только радость от бегания друг за другом по коридорам Quake, но и экономия средств за счет совместного использования дорогих ресурсов - винчестеров, принтеров, CD-ROM и т.п. На очереди задачи по объединению таких островков в единую сеть... В общем, так рождалась и Интернет.

Редакция "КГ" и от своего имени призывает участников проектов создания частных компьютерных сетей поделиться опытом (в том числе и печальным), соображениями, находками и идеями. Общими усилиями мы способны разобраться со всеми сложностями.

У нас в редакции развернута вполне приличная одноранговая локальная сеть на витой паре, есть хороший выход на Интернет по 64-килобитной выделенке. По этой причине многие проблемы, над которыми приходится биться домашним пользователям при построении своих сетей, нас обходят стороной. Очевидно, что стандартная методика построения офисных и корпоративных сетей в таких случаях не может быть применена в чистом виде. Хорошая сеть предприятия - весомые материальные затраты, что неприемлемо для домашних пользователей.

В ближайшем будущем я собираюсь начать серию рассказов о сетевых технологиях, аппаратуре и программном обеспечении. Сам я не слишком силен в этих делах, но, надеюсь, помогут друзья-специалисты, да и фирмы информацией поделятся. Что же касается описания конкретных проектов, обмена опытом и идеями - это останется за вами.

Роман Соболенкоroman-sobolenko@usa.net - титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1998 год в рубрике разное :: тусовка

©1997-2022 Компьютерная газета