В Греческом зале
В Греческом зале
Как-то на днях собралась у меня дома теплая компания по поводу дня рождения моей жены и, уже не помню, после какого по счету тоста, зашла у нас беседа про музеи как хранители национального достояния любой страны. Ладно, достояние достоянием, а я вдруг вспомнил, что сам-то почитай лет сто в музеях не был. То времени нет, то еще что-нибудь мешает. С другой стороны, не так много я в жизни видел музеев, в которые захотелось бы заглянуть еще раз. Разве что "Музей чертей" в Каунасе, да еще "Морской музей" в Санкт-Петербурге. И тут кто-то из гостей задал очень даже резонный вопрос, а нельзя ли прогуляться по музеям, так сказать, виртуально? И действительно! У всяких там, совершенно никому не известных, частных лиц свои страницы есть. У правительственных организаций - есть. Есть даже у библиотек и подводных лодок. Правда, если про лодки, то я имею в виду те из них, которые ходят под американским или английским флагами. Так почему не может быть своей страницы у музеев?
Как оказалось, Большая Сеть может рассказать про музеи мира очень много и очень интересно. Собственно, в Интернет существует целый особый мир интерактивных музеев. Надо всего лишь войти в него. А сделать это удобнее всего через справочный сервер "Музеи Европы" (www.museumguide.com/), который охватывает полторы тысячи экспозиций, запланированных с мая 1997 по май 1998 года. Правда, данная поисковая служба предназначена скорее для общего информирования посетителя. Охватывая гигантское количество всяческих музеев, она, тем не менее, выдает лишь краткую текстовую справку, содержащую лишь самые общие сведенья.
Если задаться целью не подготовить "культурную программу" вашего предстоящего отпуска в ту или иную страну, а просто "прогуляться" по виртуальным залам, то удобнее прибегнуть к услугам другой "культурной" поисковой службы (www.city-govt.ci.bellingham.wa.us/museum.htm). Во-первых, она содержит не справки, а непосредственно ссылки на музейные страницы. А во-вторых, ее география ограничивается лишь размерами нашей планеты. Тут вы найдете "адресок" практически любого музея мира, на чем бы он ни специализировался. От этнографии ацтеков до Элвиса Пресли.
Начав свое посещение музейных страниц, я, в первое время особенно, не выходил за географическую границу бывшего Советского Союза, думал, что сумел сразу же заметить различие между сайтами "наших" и "не наших" музеев.
Судите сами, взять хотя бы Зоологический музей московского университета (cp1251.deol.ru/culture/museum/zoom/index.htm) . Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся, в основном, за счет частных пожертвований, среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.
Почти все музейные собрания университета погибли в Московском пожаре 1812 г; сохранилась лишь небольшая часть кораллов и раковин моллюсков. В 20-е г.г. из восстановленного Кабинета было выделено зоологическое собрание, которое составило основу одноименного музея, размещенного в новом аудиторном университетском корпусе (бывший дом Пашкова). Принцип организации был систематическим, долженствующий иллюстрировать естественную систему животных. В 1822 г. была опубликована первая опись коллекций музея, включавших более 1 тыс. экземпляров позвоночных и около 20 тыс. экземпляров беспозвоночных животных.
В 20-е г.г. в здании были размещены рабочие помещения Научно-исследовательского ин-та зоологии Плавморнина, с 1930 г. - службы и подразделения вновь организованного Биологического факультета Московского университета, в структуру которого был введен сам музей. В эти годы (с 1904 по 1930) музей возглавлял проф. Г.А.Кожевников. При нем в стенах музея сгруппировались ученые-зоологи, труды которых впоследствии получили всемирное признание: специалисты по беспозвоночным животным акад. Л.А.Зенкевич, проф. Боруцкий; энтомологи проф. Б.Б.Роддендорф, проф. Е.С.Смирнов; ихтиолог акад. Л.С.Берг; орнитологи проф. Г.П.Дементьев, проф. Н.А.Бобринской, проф. Н.А.Гладков; териологи проф. С.И.Огнев, проф. В.Г.Гептнер. В 1931 г. Зоологический музей был передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса (до 1939 г.) и получил название "Центральный государственный зоологический музей". Объем научных фондов к началу 40 г. достиг 1,2 млн. экз.
В июле 1941 г. все залы музея были закрыты. Часть научных коллекций была эвакуирована в Ашхабад, остальные были размещены в Нижнем зале. В марте 1942 г. были открыты для посещения оба зала второго этажа, в 1945 г. -нижний. Эвакуированные фонды были возвращены в 1943 г. В 50-е гг. основным событием стало освобождение здания музея от служб Биологического ф-та в связи с его переездом в новое здание МГУ на Ленинских горах, что позволило существенно улучшить размещение научных коллекций.
Научная часть музея в настоящее время включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии, эволюционной морфологии. Численность научных штатов - 26 чел. Среди них - ведущие в мире специалисты по систематике отдельных таксонов безраковинных и раковинных моллюсков, ракообразных, клещей, жесткокрылых и двукрылых насекомых, бычковых рыб, пустынных грызунов. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся разработки в области теоретической таксономии. Ежегодно издаются труды музея под общим названием "Исследования по фауне" (вышло 34 тома), публикуются научные монографии (за последние годы не менее 20, среди них фундаментальная сводка "Млекопитающие Евразии"), каталоги коллекций (в первую очередь типовых, также Демидовской коллекции моллюсков), методические пособия по их хранению. При поддержке музея издаются 4 научных журнала в области зоологии.
По объему фондов Зоологический музей МГУ входит в число первых десяти крупнейших музеев мира по данному профилю, занимает второе место в России (после Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге). Его научные фонды в настоящее время включают более 4,5 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хр., причем значительный вклад вносят отраслевые институты Российской Академии Наук Проблем эволюции и экологии, Океанологии, Географии и др. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн., из них жуков - свыше 1 млн.); весьма значительны собрания по млекопитающим (200 тыс.), птицам (140 тыс.). Из регионов наиболее полно представлена Палеарктика.
Научная библиотека музея насчитывает около 200 тыс. ед.хр. преимущественно специализированных изданий по зоологии. Среди особо ценных - прижизненные издания конца XVIII - начала XIX в.в. К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Г. Фишера. Достопримечательность библиотеки - книги и оттиски из личных собраний ученых-зоологов С.И. Огнева, Н.И. Плавильщикова, Г.П. Дементьева и др.
В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов. Общий принцип ее построения сохранен прежним: два зала отведены под систематическую часть, один эволюционно-морфологический. В Нижнем зале размещены беспозвоночные, рыбы, амфибии и рептилии. В Верхнем зале - птицы и млекопитающие. Ключевая концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия животных мировой фауны. Задача эволюционной экспозиции - демонстрация действия основных законов и правил макроэволюционных преобразований морфологических структур.
Т.е. о самом музее его страницы рассказывают очень и очень много, но текст слабо иллюстрирован и для посетителя музея, а не самой страницы, представляет лишь академический интерес.
Не слишком отличается и подход Политехнического музея Москвы (cp1251.deol.ru/culture/museum/poli-teh/politeh.htm), которому в декабре 1997 года исполнилось 125 лет.
Инициаторами создания Политехнического музея были ученые, объединившиеся в 1864 году в Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний. Однако Общество не имело постоянной базы, где можно было бы развернуть работу по просвещению масс. И тогда возникла мысль создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний (так тогда назывался Политехнический музей), превратив его в трибуну для пропаганды научных знаний. Коллекции музея, по мысли его создателей, должны быть строго систематизированы и, представляя многообразный мир науки и техники, должны стимулировать развитие производства, профессионального образования и просвещения.
Чтобы собрать экспонаты для музея, было решено устроить в Москве Всероссийскую промышленную выставку, приурочив ее к 200-летию со дня рождения Петра I. Экспонаты выставки должны были носить познавательный характер: раскрывать основы производства, демонстрироваться в действии, служить образовательным целям. Торжественное открытие выставки состоялось 30 мая 1872 года. Успех выставки был огромный, за три месяца ее посетили 750 тыс.чел. Главная задача - собрать экспонаты для будущего музея - была решена.
Создание Политехнического музея стало возможным, благодаря единению различных слоев российского общества: научной интеллигенции, государственной власти, предпринимательских кругов. 12 декабря 1872 года Политехнический музей принял первых посетителей во временно арендованном помещении - дом Степанова на Пречистенке (дом N 7). С этого дня началось его служение делу просвещения и прогресса.
В 1874 году началось строительство специального здания для музея по проекту архитектора И.А. Монигетти, первая часть которого была завершена в 1877 году, и коллекции музея переехали на свое постоянное место. Дальнейшее строительство продолжалось 30 лет (в 1896 году было построено правое крыло, а в 1907 - левое, с Большой аудиторией).
Политехнический музей стал домом, трибуной и лабораторией передовой научной и технической мысли. В его стенах рассматривались, демонстрировались и проходили научную апробацию многие технические идеи (радиосвязь, телевидение, телефония, электрическое освещение, техника летательных аппаратов, космические путешествия), обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества. Эта деятельность музея привлекала к нему внимание широкой публики, а также стимулировала активную творческую работу в его стенах замечательных ученых, таких как А.Г.Столетов, Н.Е.Жуковский, К.А.Тимирязев, Н.А.Умов, С.А.Чаплыгин и др. Создание Большой аудитории, вскоре превратившейся в главную публичную аудиторию Москвы, сделало возможным широкую демонстрацию научных опытов, проведение лекций, диспутов, докладов, конференций, литературных вечеров, политических мероприятий с участием около 1000 человек. Можно сказать, что в конце XIX - начале XX веков музей стал главным научным, культурным и просветительным центром России.
В революционные годы музей становится и центром общественно-политической жизни страны. Послереволюционные годы заложили новые традиции Политехнического музея: политическую активность, следование официальным установкам партии в пропаганде идей социалистической индустриализации...
Музейное собрание хранит свыше 90 коллекций и насчитывает более 130 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными памятниками науки и техники. Экспозиция музея занимает около 10.5 тыс.кв.м., она построена по хронологическому принципу с привлечением подлинных исторических материалов, памятников науки и техники, с широким использованием действующих макетов и моделей, демонстрационных установок, художественных диорам.
Видимо, авторский коллектив разработчиков официального сайта своего музея, стараясь рассказать о нем как можно больше, также слишком увлекся и поместил на своей странице всего десяток общих видов музейных залов.
А вот, кто действительно порадовал глаз усталого киберпутешественника, так это Музей коневодства (cp1251.deol.ru/culture/museum/koni.htm). "Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...." - эти слова поэта невольно вспоминаются в залах Музея коневодства. И не случайно. Хранящаяся здесь тематическая художественная коллекция не имеет равных в мире.
Собрать воедино лучшие образцы "конного жанра" и "конского портрета" - такую задачу поставил перед собой в начале нынешнего столетия коннозаводчик Я.И. Бутович. Не считаясь с затратами, он покупал картины, рисунки, скульптуры, заказывал портреты рысаков своего конного завода. К 1917 году в имении Прилепы Тульской губернии было уже настоящее художественное собрание - "Коннозаводская галерея", так называл ее хозяин. Коллекция значительно пополнилась в первое послереволюционное десятилетие, когда Бутович оставался в Прилепах директором конного завода и галереи, ставших государственными.
Все собранное Бутовичем богатство (почти 1200 экспонатов) было в 1928 году перевезено в Москву и стало основой фондов Государственного научно-художественного музея коневодства и коннозаводства, открытого при Московском ипподроме 23 января 1929 г. Самого же основателя музея сначала ненадолго арестовали, а потом выслали из столицы. Живя в Вязьме, а впоследствии в Щиграх, он составлял подробное описание коллекции и писал воспоминания, содержащие множество интересных сведений. Умер Я.И. Бутович в крайней нужде в 1937 или 1938 году, точная дата его смерти неизвестна. В 1940 году музей был передан Тимирязевской академии.
Художественные фонды насчитывают более 3500 картин, произведений графики, скульптуры и прикладного искусства. Дополненные крупнейшей фототекой (свыше 55000 негативов), видеотекой, обширными тематическими коллекциями почтовых марок, открыток и конвертов, значков, всевозможных сувениров, они воссоздают в зрительных образах историю и современное состояние отечественного коневодства. В библиотеке музея - свыше 12000 книг и журналов по коневодству, от уникальных фолиантов 16-18 веков до современных русских и зарубежных изданий. И большая часть этого богатства размещена в электронных залах музея в Интернет и доступна для просмотра, что выделяет Музей коневодства из всей когорты российских музеев.
Если же пройтись "по заграницам", то настоятельно рекомендую посетить Лондонский музей (www.museum-london.org.uk/MOLsite/menu.htm), посвященный истории одного из старейших городов мира.
Любопытно, что Лондонский музей, являясь музеем города, рассказывает не о "великих людях", живших или когда-либо бывавших в нем, хотя этому уделено достаточно много внимания, а повествует о самом Лондоне. Представлены такие темы, как, например, лондонские такси, прачечные, пабы, порт, самые известные площади, железнодорожные вокзалы и станции метро. Тут можно увидеть и старые фотографии речных паромов Темзы конца прошлого века и последний городской кэб. Все любовно описано и представлено. В результате, с интерактивных страниц перед зрителем как бы предстает весь этот огромный город и его долгая и богатая событиями история.
Любителям "красоты" имеет смысл поинтересоваться экспозицией Музея изобразительного искусства города Даллас в соединенных Штатах Америки (www.unt. edu/dfw/dma/www/dma.htm). Его страницы так же огромны, как и сам музей. Причем, это уже гораздо ближе к обычному пониманию термина "музей". Титульная страница содержит лишь общую болтовню и описание "как к нам добраться", а дальше фактически находится сам музей, с его залами, экспозициями и раритетами. Правда, иллюстрации все же оставляют желать лучшего, и это малость портит впечатление от хорошей работы.
Ну, а самых привередливых "путешественников по миру искусства" я бы направил в Канадский музей цивилизации, что в городе Квебеке (www.cmcc.muse.digital.ca/cmc/cmceng/welcmeng.html). По своей организации он сильно смахивает на Даллас, но превосходит его, как слон Моську. Тут можно найти практически все. От австралопитека до Первой трансконтинентальной канадской железной дороги. От Гражданской войны в США до Жанны Д'Арк. Экспозиция настолько огромна, что авторы создали специальную многоуровневую интерактивную карту залов музея, иначе заблудиться в них - элементарно.
Понятное дело, что одна газетная статья просто не в состоянии вместить в себя описание всех музеев, собраний и галерей, имеющихся в Сети. Их там десятки тысяч. Да и, честно говоря, я не ставил перед собой задачи рассказать, пусть даже мельком, о каждом из них. Скорее наоборот, цель статьи, как и всей рубрики, показать, что Интернет пригоден практически каждому: физику и лирику, фанатику и созерцателю. Ибо нет другого такого места, где понятие границ и расстояний теряло бы всяческий смысл.
Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница
Как-то на днях собралась у меня дома теплая компания по поводу дня рождения моей жены и, уже не помню, после какого по счету тоста, зашла у нас беседа про музеи как хранители национального достояния любой страны. Ладно, достояние достоянием, а я вдруг вспомнил, что сам-то почитай лет сто в музеях не был. То времени нет, то еще что-нибудь мешает. С другой стороны, не так много я в жизни видел музеев, в которые захотелось бы заглянуть еще раз. Разве что "Музей чертей" в Каунасе, да еще "Морской музей" в Санкт-Петербурге. И тут кто-то из гостей задал очень даже резонный вопрос, а нельзя ли прогуляться по музеям, так сказать, виртуально? И действительно! У всяких там, совершенно никому не известных, частных лиц свои страницы есть. У правительственных организаций - есть. Есть даже у библиотек и подводных лодок. Правда, если про лодки, то я имею в виду те из них, которые ходят под американским или английским флагами. Так почему не может быть своей страницы у музеев?
Как оказалось, Большая Сеть может рассказать про музеи мира очень много и очень интересно. Собственно, в Интернет существует целый особый мир интерактивных музеев. Надо всего лишь войти в него. А сделать это удобнее всего через справочный сервер "Музеи Европы" (www.museumguide.com/), который охватывает полторы тысячи экспозиций, запланированных с мая 1997 по май 1998 года. Правда, данная поисковая служба предназначена скорее для общего информирования посетителя. Охватывая гигантское количество всяческих музеев, она, тем не менее, выдает лишь краткую текстовую справку, содержащую лишь самые общие сведенья.
Если задаться целью не подготовить "культурную программу" вашего предстоящего отпуска в ту или иную страну, а просто "прогуляться" по виртуальным залам, то удобнее прибегнуть к услугам другой "культурной" поисковой службы (www.city-govt.ci.bellingham.wa.us/museum.htm). Во-первых, она содержит не справки, а непосредственно ссылки на музейные страницы. А во-вторых, ее география ограничивается лишь размерами нашей планеты. Тут вы найдете "адресок" практически любого музея мира, на чем бы он ни специализировался. От этнографии ацтеков до Элвиса Пресли.
Начав свое посещение музейных страниц, я, в первое время особенно, не выходил за географическую границу бывшего Советского Союза, думал, что сумел сразу же заметить различие между сайтами "наших" и "не наших" музеев.
Судите сами, взять хотя бы Зоологический музей московского университета (cp1251.deol.ru/culture/museum/zoom/index.htm) . Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся, в основном, за счет частных пожертвований, среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.
Почти все музейные собрания университета погибли в Московском пожаре 1812 г; сохранилась лишь небольшая часть кораллов и раковин моллюсков. В 20-е г.г. из восстановленного Кабинета было выделено зоологическое собрание, которое составило основу одноименного музея, размещенного в новом аудиторном университетском корпусе (бывший дом Пашкова). Принцип организации был систематическим, долженствующий иллюстрировать естественную систему животных. В 1822 г. была опубликована первая опись коллекций музея, включавших более 1 тыс. экземпляров позвоночных и около 20 тыс. экземпляров беспозвоночных животных.
В 20-е г.г. в здании были размещены рабочие помещения Научно-исследовательского ин-та зоологии Плавморнина, с 1930 г. - службы и подразделения вновь организованного Биологического факультета Московского университета, в структуру которого был введен сам музей. В эти годы (с 1904 по 1930) музей возглавлял проф. Г.А.Кожевников. При нем в стенах музея сгруппировались ученые-зоологи, труды которых впоследствии получили всемирное признание: специалисты по беспозвоночным животным акад. Л.А.Зенкевич, проф. Боруцкий; энтомологи проф. Б.Б.Роддендорф, проф. Е.С.Смирнов; ихтиолог акад. Л.С.Берг; орнитологи проф. Г.П.Дементьев, проф. Н.А.Бобринской, проф. Н.А.Гладков; териологи проф. С.И.Огнев, проф. В.Г.Гептнер. В 1931 г. Зоологический музей был передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса (до 1939 г.) и получил название "Центральный государственный зоологический музей". Объем научных фондов к началу 40 г. достиг 1,2 млн. экз.
В июле 1941 г. все залы музея были закрыты. Часть научных коллекций была эвакуирована в Ашхабад, остальные были размещены в Нижнем зале. В марте 1942 г. были открыты для посещения оба зала второго этажа, в 1945 г. -нижний. Эвакуированные фонды были возвращены в 1943 г. В 50-е гг. основным событием стало освобождение здания музея от служб Биологического ф-та в связи с его переездом в новое здание МГУ на Ленинских горах, что позволило существенно улучшить размещение научных коллекций.
Научная часть музея в настоящее время включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии, эволюционной морфологии. Численность научных штатов - 26 чел. Среди них - ведущие в мире специалисты по систематике отдельных таксонов безраковинных и раковинных моллюсков, ракообразных, клещей, жесткокрылых и двукрылых насекомых, бычковых рыб, пустынных грызунов. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся разработки в области теоретической таксономии. Ежегодно издаются труды музея под общим названием "Исследования по фауне" (вышло 34 тома), публикуются научные монографии (за последние годы не менее 20, среди них фундаментальная сводка "Млекопитающие Евразии"), каталоги коллекций (в первую очередь типовых, также Демидовской коллекции моллюсков), методические пособия по их хранению. При поддержке музея издаются 4 научных журнала в области зоологии.
По объему фондов Зоологический музей МГУ входит в число первых десяти крупнейших музеев мира по данному профилю, занимает второе место в России (после Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге). Его научные фонды в настоящее время включают более 4,5 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хр., причем значительный вклад вносят отраслевые институты Российской Академии Наук Проблем эволюции и экологии, Океанологии, Географии и др. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн., из них жуков - свыше 1 млн.); весьма значительны собрания по млекопитающим (200 тыс.), птицам (140 тыс.). Из регионов наиболее полно представлена Палеарктика.
Научная библиотека музея насчитывает около 200 тыс. ед.хр. преимущественно специализированных изданий по зоологии. Среди особо ценных - прижизненные издания конца XVIII - начала XIX в.в. К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Г. Фишера. Достопримечательность библиотеки - книги и оттиски из личных собраний ученых-зоологов С.И. Огнева, Н.И. Плавильщикова, Г.П. Дементьева и др.
В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов. Общий принцип ее построения сохранен прежним: два зала отведены под систематическую часть, один эволюционно-морфологический. В Нижнем зале размещены беспозвоночные, рыбы, амфибии и рептилии. В Верхнем зале - птицы и млекопитающие. Ключевая концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия животных мировой фауны. Задача эволюционной экспозиции - демонстрация действия основных законов и правил макроэволюционных преобразований морфологических структур.
Т.е. о самом музее его страницы рассказывают очень и очень много, но текст слабо иллюстрирован и для посетителя музея, а не самой страницы, представляет лишь академический интерес.
Не слишком отличается и подход Политехнического музея Москвы (cp1251.deol.ru/culture/museum/poli-teh/politeh.htm), которому в декабре 1997 года исполнилось 125 лет.
Инициаторами создания Политехнического музея были ученые, объединившиеся в 1864 году в Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний. Однако Общество не имело постоянной базы, где можно было бы развернуть работу по просвещению масс. И тогда возникла мысль создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний (так тогда назывался Политехнический музей), превратив его в трибуну для пропаганды научных знаний. Коллекции музея, по мысли его создателей, должны быть строго систематизированы и, представляя многообразный мир науки и техники, должны стимулировать развитие производства, профессионального образования и просвещения.
Чтобы собрать экспонаты для музея, было решено устроить в Москве Всероссийскую промышленную выставку, приурочив ее к 200-летию со дня рождения Петра I. Экспонаты выставки должны были носить познавательный характер: раскрывать основы производства, демонстрироваться в действии, служить образовательным целям. Торжественное открытие выставки состоялось 30 мая 1872 года. Успех выставки был огромный, за три месяца ее посетили 750 тыс.чел. Главная задача - собрать экспонаты для будущего музея - была решена.
Создание Политехнического музея стало возможным, благодаря единению различных слоев российского общества: научной интеллигенции, государственной власти, предпринимательских кругов. 12 декабря 1872 года Политехнический музей принял первых посетителей во временно арендованном помещении - дом Степанова на Пречистенке (дом N 7). С этого дня началось его служение делу просвещения и прогресса.
В 1874 году началось строительство специального здания для музея по проекту архитектора И.А. Монигетти, первая часть которого была завершена в 1877 году, и коллекции музея переехали на свое постоянное место. Дальнейшее строительство продолжалось 30 лет (в 1896 году было построено правое крыло, а в 1907 - левое, с Большой аудиторией).
Политехнический музей стал домом, трибуной и лабораторией передовой научной и технической мысли. В его стенах рассматривались, демонстрировались и проходили научную апробацию многие технические идеи (радиосвязь, телевидение, телефония, электрическое освещение, техника летательных аппаратов, космические путешествия), обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества. Эта деятельность музея привлекала к нему внимание широкой публики, а также стимулировала активную творческую работу в его стенах замечательных ученых, таких как А.Г.Столетов, Н.Е.Жуковский, К.А.Тимирязев, Н.А.Умов, С.А.Чаплыгин и др. Создание Большой аудитории, вскоре превратившейся в главную публичную аудиторию Москвы, сделало возможным широкую демонстрацию научных опытов, проведение лекций, диспутов, докладов, конференций, литературных вечеров, политических мероприятий с участием около 1000 человек. Можно сказать, что в конце XIX - начале XX веков музей стал главным научным, культурным и просветительным центром России.
В революционные годы музей становится и центром общественно-политической жизни страны. Послереволюционные годы заложили новые традиции Политехнического музея: политическую активность, следование официальным установкам партии в пропаганде идей социалистической индустриализации...
Музейное собрание хранит свыше 90 коллекций и насчитывает более 130 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными памятниками науки и техники. Экспозиция музея занимает около 10.5 тыс.кв.м., она построена по хронологическому принципу с привлечением подлинных исторических материалов, памятников науки и техники, с широким использованием действующих макетов и моделей, демонстрационных установок, художественных диорам.
Видимо, авторский коллектив разработчиков официального сайта своего музея, стараясь рассказать о нем как можно больше, также слишком увлекся и поместил на своей странице всего десяток общих видов музейных залов.
А вот, кто действительно порадовал глаз усталого киберпутешественника, так это Музей коневодства (cp1251.deol.ru/culture/museum/koni.htm). "Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...." - эти слова поэта невольно вспоминаются в залах Музея коневодства. И не случайно. Хранящаяся здесь тематическая художественная коллекция не имеет равных в мире.
Собрать воедино лучшие образцы "конного жанра" и "конского портрета" - такую задачу поставил перед собой в начале нынешнего столетия коннозаводчик Я.И. Бутович. Не считаясь с затратами, он покупал картины, рисунки, скульптуры, заказывал портреты рысаков своего конного завода. К 1917 году в имении Прилепы Тульской губернии было уже настоящее художественное собрание - "Коннозаводская галерея", так называл ее хозяин. Коллекция значительно пополнилась в первое послереволюционное десятилетие, когда Бутович оставался в Прилепах директором конного завода и галереи, ставших государственными.
Все собранное Бутовичем богатство (почти 1200 экспонатов) было в 1928 году перевезено в Москву и стало основой фондов Государственного научно-художественного музея коневодства и коннозаводства, открытого при Московском ипподроме 23 января 1929 г. Самого же основателя музея сначала ненадолго арестовали, а потом выслали из столицы. Живя в Вязьме, а впоследствии в Щиграх, он составлял подробное описание коллекции и писал воспоминания, содержащие множество интересных сведений. Умер Я.И. Бутович в крайней нужде в 1937 или 1938 году, точная дата его смерти неизвестна. В 1940 году музей был передан Тимирязевской академии.
Художественные фонды насчитывают более 3500 картин, произведений графики, скульптуры и прикладного искусства. Дополненные крупнейшей фототекой (свыше 55000 негативов), видеотекой, обширными тематическими коллекциями почтовых марок, открыток и конвертов, значков, всевозможных сувениров, они воссоздают в зрительных образах историю и современное состояние отечественного коневодства. В библиотеке музея - свыше 12000 книг и журналов по коневодству, от уникальных фолиантов 16-18 веков до современных русских и зарубежных изданий. И большая часть этого богатства размещена в электронных залах музея в Интернет и доступна для просмотра, что выделяет Музей коневодства из всей когорты российских музеев.
Если же пройтись "по заграницам", то настоятельно рекомендую посетить Лондонский музей (www.museum-london.org.uk/MOLsite/menu.htm), посвященный истории одного из старейших городов мира.
Любопытно, что Лондонский музей, являясь музеем города, рассказывает не о "великих людях", живших или когда-либо бывавших в нем, хотя этому уделено достаточно много внимания, а повествует о самом Лондоне. Представлены такие темы, как, например, лондонские такси, прачечные, пабы, порт, самые известные площади, железнодорожные вокзалы и станции метро. Тут можно увидеть и старые фотографии речных паромов Темзы конца прошлого века и последний городской кэб. Все любовно описано и представлено. В результате, с интерактивных страниц перед зрителем как бы предстает весь этот огромный город и его долгая и богатая событиями история.
Любителям "красоты" имеет смысл поинтересоваться экспозицией Музея изобразительного искусства города Даллас в соединенных Штатах Америки (www.unt. edu/dfw/dma/www/dma.htm). Его страницы так же огромны, как и сам музей. Причем, это уже гораздо ближе к обычному пониманию термина "музей". Титульная страница содержит лишь общую болтовню и описание "как к нам добраться", а дальше фактически находится сам музей, с его залами, экспозициями и раритетами. Правда, иллюстрации все же оставляют желать лучшего, и это малость портит впечатление от хорошей работы.
Ну, а самых привередливых "путешественников по миру искусства" я бы направил в Канадский музей цивилизации, что в городе Квебеке (www.cmcc.muse.digital.ca/cmc/cmceng/welcmeng.html). По своей организации он сильно смахивает на Даллас, но превосходит его, как слон Моську. Тут можно найти практически все. От австралопитека до Первой трансконтинентальной канадской железной дороги. От Гражданской войны в США до Жанны Д'Арк. Экспозиция настолько огромна, что авторы создали специальную многоуровневую интерактивную карту залов музея, иначе заблудиться в них - элементарно.
Понятное дело, что одна газетная статья просто не в состоянии вместить в себя описание всех музеев, собраний и галерей, имеющихся в Сети. Их там десятки тысяч. Да и, честно говоря, я не ставил перед собой задачи рассказать, пусть даже мельком, о каждом из них. Скорее наоборот, цель статьи, как и всей рубрики, показать, что Интернет пригоден практически каждому: физику и лирику, фанатику и созерцателю. Ибо нет другого такого места, где понятие границ и расстояний теряло бы всяческий смысл.
Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1998 год в рубрике интернет :: разное