Эмоции непередаваемые, впечатление глубокое

Эмоции непередаваемые, впечатление глубокое



В последнее время мы очень много (быть может, даже слишком много) внимания уделяем 3D-графике и 3D-картам. Впрочем, это не удивительно, ведь, судя по письмам, громадный интерес у читателей вызывают компьютерные игры, развлечения и, конечно же, устройства, помогающие им в этом нелегком деле.

Долгое время персональные компьютеры в нашей стране служили в основном производственным и коммерческим целям. Но вот наконец у нас появился класс домашних пользователей. Фирмы все больше машин продают именно частным лицам, а компьютер в основном загружен не бухгалтерскими расчетами, а более приятными делами.

Удовольствие, как водится, обходится недешево, но разве кто-нибудь станет экономить на своем настроении?! Скорее наоборот, найдутся способы урезать другие статьи домашнего бюджета, но обеспечить достойную конфигурацию для неиссякаемого источника хорошего настроения, каковым для многих уж стал свой, в самом деле персональный компьютер.

Продолжая тему трехмерных удовольствий, расскажу вам сегодня о выпущенной компанией California Graphics (Calgraph) в октябре прошлого года 3D-карте 3D Emotion. Она использует более традиционную шину PCI, а не AGP, что делает ее более доступной широким массам любителей поиграть с компьютером. В то же время она построена на базе популярного чипа 3D-ускорителя Voodoo Rush от 3Dfx, гарантирующего высокое быстродействие и качество трехмерной графики. Карту 3D Emotion нельзя назвать самым передовым на сегодня устройством, но у нее есть несколько приятных отличий от других массовых видеоплат на базе того же чипсета.

В частности, она позволяет, используя специальные жидкокристаллические очки, показывать каждому глазу свое изображение. Получающийся стереоэффект знаком многим по стереокино, но в данном случае объекты как бы выходят из экрана подключенного к компьютеру монитора или телевизора и предстают перед вами во всей красе - с полным цветом и реалистичным ощущением глубины.

3D Emotion - высокопроизводительная 128-битовая видеокарта. Она поддерживает разрешения до 1,600 х 1,200 пикселов при 65,536 цветах и до 1,280 х 1,024 пиксела при 24-битовом цвете, то есть 16.7 млн. цветов. При эргономичной частоте 85 кадров в секунду, необходимой, чтобы не уставали глаза во время многочасового ночного компьютерного бдения, поддерживается разрешение 1,024 х 768 пикселов при 16.7 млн. цветов. Этот режим можно считать оптимальным для домашнего компьютера с хорошим 15-дюймовым монитором. И полная цветовая палитра, и четкие линии и буквы, и мелкие элементы достаточно велики, чтобы не приходилось щуриться при взгляде на экран, как коту на солнце. Если же ограничиться 65 тысячами цветов, то можно работать с частотой 100 Гц.

Высокие показатели платы от Calgraph обеспечиваются хорошей элементной базой. Как можете убедиться по фотографии, на 3D Emotion установлены два чипа Voodoo Rush, гарантирующие высокое качество и скорость 3D-графики, высокопроизводдительный 128-битовый 2D-акселератор ProMotion AT25 производства Alliance Semiconductors с интегрированным 175-мегагерцевым RAMDAC, дающим очень стабильные частоты кадров вплоть до 200 Гц. Чипы Voodoo Rush используют базирующийся на треуголниках графический энжин как для визуализации объектов, так и для их текстурирования. Все необходимые для этого параметры и функции обеспечиваются самими чипами, что освобождает центральный процессор от занятия сложным математическим расчетом составляющих объемные поверхности треугольников и устраняет необходимость передачи большого объема графических данных по и без того загруженной шине PCI.

В Voodoo Rush использован 64-битовый интерфейс VR, совместно разработанный компаниями 3Dfx и Alliance Semiconductors. С его помощью подключаются 2D-акселератор ProMotion AT25 и совместно используемый буфер памяти. Двумерный графический акселератор обеспечивает функционирование DOS и Windows, передавая команды 3D-рендеринга чипам Voodoo Rush через совместно используемый буфер памяти. Результаты своей работы Voodoo Rush, в свою очередь, помещает напрямую в этот буфер, что делает их доступными для отображения на экране.

Схема с совместно используемой памятью обеспечивает более простой и приемлемый по стоимости интерфейс и позволяет уменьшить общее количество видеопамяти. В системе Voodoo Rush 3D-игры могут выполняться на полном экране или в окне, в то время как при применении отдельной 3D-подсистемы обычно допускается только полноэкранный режим.

Для двулинейно и трилинейно отфильтрованных текстур карта 3D Emotion обеспечивает установившуюся скорость в 45 мегапикселов в секунду, причем используются возможности LOD (Level Of Detail) MIP-текстурирования, Z-буферизации, альфа-смешивания и затуманивания. Самые передовые и продвинутые 3D-функции включают буферизацию глубины (16-битовую линейную, 22-битовую эффективную), компоновку текстур, морфинг, анимацию, линейный доступ к кадровому буферу и такие попиксельного действия спецэффекты, как дымка, прозрачность и просвечиваемость.

Существенное повышение быстродействия карты 3D Emotion достигнуто компанией Calgraph за счет выбора нового 2D-акселератора AT25 от Alliance Semiconductors. Он обеспечивает лучшую производительность и оптимизирован исключительно под двумерную графику, в то время как в большинстве других графических плат на базе Voodoo Rush применяется 2D-/3D-ускоритель AT3D, включающий вообще неиспользуемые функции 3D-графики и более слабые функции 2D.

Чип ProMotion AT25 - высокопроизводительный интегрированный 2D- и видеоускоритель. Он включает в себя усовершенствованный процессор визуализации с мощным акселератором функций графического пользовательского интерфейса (GUI) для Windows, уникальные аппаратные средства для ускорения "живого" видео, а также преобразователь RAMDAC и тактовый генератор, которые отличаются высокой стабильностью и точностью. Внутренняя 12-разрядная архитектура и сверхпроизводительный интерфейс памяти гарантируют превосходную производительность AT25 как недорогого массового Windows-ускорителя.

Видеовыход обслуживается чипом Chrontel CH7002. Этот высококачественный кодер преобразует VGA-сигналы в телевизионный стандарт NTSC или PAL и оснащен фильтром фликкер-шумов (мерцания), что позволяет одновременно выводить картинку и на компьютерный монитор, и на телевизор. Имеющийся на карте выход S-Video обеспечивает наивысшее достижимое качество просмотра на телевизионном экране.

И напоследок пару слов о несоменно заинтересовавшей вас функции стереоскопического видения. Карта 3D Emotion поддерживает систему стереовидения H3D, разработанную компанией H3D Entertainment, Inc. Эта система использует два жидкокристаллических фотозатвора, вмонтированных в легкие по весу очки. Затворы очень быстро переключаются с прозрачного на непрозрачное состояние, синхронизируясь с "левыми" и "правыми" изображениями, показываемыми на экране.

Левый глаз при этом видит картинки, подготовленные графической картой именно для левого глаза. Правый глаз получает свои картинки. Оба слегка отличающиеся друг от друга изображения "суммируются" мозгом человека таким же нормальным путем, каким обрабатывается вся поступающая от глаз информация. Возникает стереоскопическая картинка с отчетливо ощущаемой глубиной. В результате изображение на экране монитора воспринимается пользователем практически так же, как в реальной жизни, одни объекты расположены ближе, а другие - дальше. Что это дает с точки зрения компьютерных игр, думаю, объяснять не требуется.

Отрадно, что для стереовидения по системе H3D не требуются кабели и очки подключаются к компьютеру с помощью безвредных инфракрасных сигналов, излучаемых небольшим передатчиком, который крепится сверху на мониторе. Благодаря такому способу синхронизации можно даже одновременно использовать несколько пар очков, то есть вместе усесться перед большим экраном подключенного к 3D Emotion телевизора, надеть стереоочки и оттянуться по полной программе.

Разумеется, стереовидение функционирует с поддерживающими H3D играми, неподвижными изображениями из Интернет или с CD-ROM, видео и DVD. Частота кадров при этом составляет до 120 Гц.

Роман Соболенко
roman-sobolenko@usa.net
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета