Игры, в которые мы играем
Игры, в которые мы играем
Сложилось у меня такое впечатление, что весь окружающий мир достаточно четко делится на две большие категории: на тех, кто в компьютерные игры играет, и на тех, кто этого не делает и делать, из принципиальных соображений, не собирается. Оба лагеря смотрят друг на друга с пренебрежением и постоянно обмениваются красочными витиеватыми обвинениями в неполноценности.
Первые, которые "гамеры", закаленные в многочисленных ожесточенных битвах на чужих планетах и в иных мирах, натренированные решать самые заковыристые "пазлы" и обходить неимоверно изощренные ловушки, придуманные воспаленным сознанием авторов-игроделателей, просто не могут глядеть без сожаления на остальных несчастных, которые ни разу не окунались ни в один виртуальный мир. Наверно, так же смотрели конкистадоры Кортеса на инков в Центральной Америке. Они, представители Цивилизации, пришли в мир варваров, дабы преподнести этим несчастным свет Истинной Веры.
Правда, помнится мне, коренные народы Америки отнюдь не считали себя темнотой некультурной. Точно так же и в наши дни второй лагерь, стан яростных противников всего виртуального, трехмерного и интерактивного, активно и не беспочвенно кладет свои веские козыри на сукно. Игра, вы говорите, а что это за игра такая, в которой для победы необходимо трупов навалить не меньше, чем фашисты в свое время?... И тот факт, что это трупы всякой нечисти, сути дела не меняет. Одни названия игрушек чего стоят: "Дьявол", "Смертельная битва", "Охотник - убийца". А играют в сие дети, души неокрепшие, и чему они учатся? Кровожадности. Легкости убийства. Обману. Это не считая того факта, что дети проводят за вредными экранами дни и ночи. Портят глаза. Прогуливают школу. Не учат уроки. Это если речь о детях. Однако в компьютерные игры "гайсают" и иные взрослые, окончательно впавшие в детство... Просто эпидемия какая-то. Эпидемия - значит болезнь. Болезнь - значит лечить всех этих "гамеров" надо...
Существует, правда, еще и тонкая прослойка колеблющихся. Тех, которые еще не "гамеры", но, время от времени, все же приобщаются к игровому безобразию. Но она настолько тонкая, что может не приниматься в расчет.
Вот и хочу я малость поразмыслить над вопросом: а что же такое компьютерная игра и почему это она, с одной стороны, позволяет зарабатывать целой отрасли огромные "бабки", а с другой - тратить по всему миру прямо-таки неимоверное количество человеко-часов вроде как совершенно впустую?
Подумал я вот о чем. Игра в разных странах и во все времена занимала огромное место в системе культурных ценностей мира. Шахматы и бои гладиаторов. Рыцарские ристалища и турниры по фехтованию. Призовая стрельба и собачьи бега. Бокс и вист. Преферанс и русский народный "дурак". Мы вообще играть любим и делаем это с большим удовольствием. На худой конец, если не лицедействуем сами, то смотрим, как это делают другие. Например, актеры театра и кино.
Более того! Играя, маленькие дети изучают окружающий мир. Представляя себя то милиционером, то пилотом бомбардировщика, то высоко квалифицированным доктором, они учатся общаться, снимают стресс. Да и взрослым врачи рекомендуют почаще заглядывать в спортзал или выбираться на природу. Дело даже не в том, чем конкретно заняться, а в самой смене рода занятий и окружающей обстановки. И это не вызывает бурной полемики, а компьютерные "гульни" - вызывают. Хотя нигде, кроме как "в компьютере", невозможно создать такое богатое разнообразие "миров" на все вкусы.
Вы сами посудите: один приличный отпуск с выездом "в дальние страны", с приключениями и с риском нарваться на дорожный рекет, мошенников или несчастный случай, стоит примерно пятьсот - семьсот "баксов" на человека. Это если вообще не размахиваться. Повторяю - на одного человека. Что означает общую сумму расходов "на отпуск" ориентировочно полторы "штуки" на троих. При этом надо совместить время отпусков между собой, скоординировать его с нужным временем года и потом, после двух-трех фантастических недель, остальные пятьдесят приходится только листать фотоальбом и вздыхать.
А персональный компьютер аналогичной стоимости позволяет совершать такие "отпуска" хоть каждый вечер... Да еще и каждый день - новый. Вчера - временно подменить Наполеона. Сегодня - добавить победных засечек на прикладе виртуального ремингтона. А завтра - развить собственную цивилизацию или корпорацию... В шестнадцати миллионах цветов. Со стереозвуком. Игр всяких хороших -на любой вкус и на любой цвет. Ходилки. Бродилки. Леталки. Стрелялки. Пазлы. Карты. Бильярд. Шахматы. Кубики. Стратегии. Головоломки. Обучалки. Что угодно, выбирайте по душе.
Я вовсе не хочу сказать, что электронно-программный имитатор может (или, тем более, должен) полностью заменить реальную действительность. Плавание в воде виртуальной не идет ни в какое сравнение с удовольствием окунуться в настоящий бассейн или естественный водоем. Но этого ведь и не требуется. Ну, появились автомобили, ну и что? Люди как ходили на своих двоих, так и ходят, а ведь на заре века иные прорицатели предсказывали полную атрофию нижних конечностей... Так и компьютерные игры, они вовсе не должны что-либо заменить, они скорее дополняют и вносят разнообразие.
Уж поверьте мне, игрушек всяких я видел предостаточно и могу сказать со всей ответственностью: современные игры настолько напичканы всевозможными знаниями, что могут потягаться с иными энциклопедиями. Особенно, если по ходу дела требуется хоть самую малость пошевелить извилинами. Таким образом, всех страстных электронных игроков трудно отнести в разряд "тупых придатков к клавиатуре или джойстику". Если же кто не согласен, так давайте разберемся с интеллектуальным уровнем, например, домино или карточного "дурака". Только не надо вешать лапшу про чудеса комбинаторики и аналитического мышления.
У настоящих профессионалов - может быть, а в основной своей массе этого и в помине нет. Просто люди "участвуют в процессе и получают удовольствие". Хотя страсть к игре и неуемный азарт зачастую приводят к полному разорению бильярдистов и рулеточников. Реальному, заметьте, разорению, что, по моему мнению, гораздо неприятнее, чем просто десяток-другой вечеров потраченный на "тупой отстрел всего, что попадает в зону поражения".
Что же касается истерии, нагнетаемой вокруг самого понятия "компьютерная игра", то это скорее боязнь всего малопонятного и слишком нового. Подавляющее большинство игр - иностранные. Человеку, "в англицкой мове" малосведущему, разобраться в них - дело не из простых. Особенно, когда компьютер ассоциируется, если не с исчадием ада, то с устройством, живущим совершенно самостоятельной жизнью и лишь изредка соизволяющему выполнить просьбу оператора.
Кроме того, зачастую о вредном влиянии компьютеров вообще и компьютерных игр в частности берутся рассуждать люди, самих игр в глаза не видевшие. Помните историю с показом по НТВ кинофильма "Последнее искушение Христа"? Помните, какой бурей протеста было встречено включение этого фильма в сетку вещания? Мол, как это можно - порочить имя Господа!!! Но ни один человек, во всяком случае из опрошенных журналистами в рядах демонстрантов, сам этого фильма не видел и даже не общался с теми, кто его смотрел... Но возмущены были все поголовно и требовали, ни много ни мало, фильм не показывать. Хотя в самом фильме нет ничего не только порочащего, но даже провокационного. Что интересно, после показа ленты протестов не было... А помните, как несколько десятков лет до этого, специальные комиссии госкино отбирали фильмы, исходя из идеологических, политических и всяких прочих оснований. Оказывается, это они о нас заботились. О нашем моральном здоровье. С их точки зрения, такие фильмы, как: "Апокалипсис сегодня" и "Взвод" являлись вредом в самом чистом виде.
Так и с играми. Причем их дальнейшее развитие, идущее по пути увеличения реальности, уже сегодня дает фантастический результат. Они (игры) есть и уже никуда не денутся. Объявлять их ересью попросту глупо. И не менее абсурдно делить способы релаксации на идеологически "правильные" и "вредные". А если есть желание "копья поломать", так лучше по делу, т.е. обсуждать конкретные игры, конкретные жанры или конкретные идеи.
Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница
Сложилось у меня такое впечатление, что весь окружающий мир достаточно четко делится на две большие категории: на тех, кто в компьютерные игры играет, и на тех, кто этого не делает и делать, из принципиальных соображений, не собирается. Оба лагеря смотрят друг на друга с пренебрежением и постоянно обмениваются красочными витиеватыми обвинениями в неполноценности.
Первые, которые "гамеры", закаленные в многочисленных ожесточенных битвах на чужих планетах и в иных мирах, натренированные решать самые заковыристые "пазлы" и обходить неимоверно изощренные ловушки, придуманные воспаленным сознанием авторов-игроделателей, просто не могут глядеть без сожаления на остальных несчастных, которые ни разу не окунались ни в один виртуальный мир. Наверно, так же смотрели конкистадоры Кортеса на инков в Центральной Америке. Они, представители Цивилизации, пришли в мир варваров, дабы преподнести этим несчастным свет Истинной Веры.
Правда, помнится мне, коренные народы Америки отнюдь не считали себя темнотой некультурной. Точно так же и в наши дни второй лагерь, стан яростных противников всего виртуального, трехмерного и интерактивного, активно и не беспочвенно кладет свои веские козыри на сукно. Игра, вы говорите, а что это за игра такая, в которой для победы необходимо трупов навалить не меньше, чем фашисты в свое время?... И тот факт, что это трупы всякой нечисти, сути дела не меняет. Одни названия игрушек чего стоят: "Дьявол", "Смертельная битва", "Охотник - убийца". А играют в сие дети, души неокрепшие, и чему они учатся? Кровожадности. Легкости убийства. Обману. Это не считая того факта, что дети проводят за вредными экранами дни и ночи. Портят глаза. Прогуливают школу. Не учат уроки. Это если речь о детях. Однако в компьютерные игры "гайсают" и иные взрослые, окончательно впавшие в детство... Просто эпидемия какая-то. Эпидемия - значит болезнь. Болезнь - значит лечить всех этих "гамеров" надо...
Существует, правда, еще и тонкая прослойка колеблющихся. Тех, которые еще не "гамеры", но, время от времени, все же приобщаются к игровому безобразию. Но она настолько тонкая, что может не приниматься в расчет.
Вот и хочу я малость поразмыслить над вопросом: а что же такое компьютерная игра и почему это она, с одной стороны, позволяет зарабатывать целой отрасли огромные "бабки", а с другой - тратить по всему миру прямо-таки неимоверное количество человеко-часов вроде как совершенно впустую?
Подумал я вот о чем. Игра в разных странах и во все времена занимала огромное место в системе культурных ценностей мира. Шахматы и бои гладиаторов. Рыцарские ристалища и турниры по фехтованию. Призовая стрельба и собачьи бега. Бокс и вист. Преферанс и русский народный "дурак". Мы вообще играть любим и делаем это с большим удовольствием. На худой конец, если не лицедействуем сами, то смотрим, как это делают другие. Например, актеры театра и кино.
Более того! Играя, маленькие дети изучают окружающий мир. Представляя себя то милиционером, то пилотом бомбардировщика, то высоко квалифицированным доктором, они учатся общаться, снимают стресс. Да и взрослым врачи рекомендуют почаще заглядывать в спортзал или выбираться на природу. Дело даже не в том, чем конкретно заняться, а в самой смене рода занятий и окружающей обстановки. И это не вызывает бурной полемики, а компьютерные "гульни" - вызывают. Хотя нигде, кроме как "в компьютере", невозможно создать такое богатое разнообразие "миров" на все вкусы.
Вы сами посудите: один приличный отпуск с выездом "в дальние страны", с приключениями и с риском нарваться на дорожный рекет, мошенников или несчастный случай, стоит примерно пятьсот - семьсот "баксов" на человека. Это если вообще не размахиваться. Повторяю - на одного человека. Что означает общую сумму расходов "на отпуск" ориентировочно полторы "штуки" на троих. При этом надо совместить время отпусков между собой, скоординировать его с нужным временем года и потом, после двух-трех фантастических недель, остальные пятьдесят приходится только листать фотоальбом и вздыхать.
А персональный компьютер аналогичной стоимости позволяет совершать такие "отпуска" хоть каждый вечер... Да еще и каждый день - новый. Вчера - временно подменить Наполеона. Сегодня - добавить победных засечек на прикладе виртуального ремингтона. А завтра - развить собственную цивилизацию или корпорацию... В шестнадцати миллионах цветов. Со стереозвуком. Игр всяких хороших -на любой вкус и на любой цвет. Ходилки. Бродилки. Леталки. Стрелялки. Пазлы. Карты. Бильярд. Шахматы. Кубики. Стратегии. Головоломки. Обучалки. Что угодно, выбирайте по душе.
Я вовсе не хочу сказать, что электронно-программный имитатор может (или, тем более, должен) полностью заменить реальную действительность. Плавание в воде виртуальной не идет ни в какое сравнение с удовольствием окунуться в настоящий бассейн или естественный водоем. Но этого ведь и не требуется. Ну, появились автомобили, ну и что? Люди как ходили на своих двоих, так и ходят, а ведь на заре века иные прорицатели предсказывали полную атрофию нижних конечностей... Так и компьютерные игры, они вовсе не должны что-либо заменить, они скорее дополняют и вносят разнообразие.
Уж поверьте мне, игрушек всяких я видел предостаточно и могу сказать со всей ответственностью: современные игры настолько напичканы всевозможными знаниями, что могут потягаться с иными энциклопедиями. Особенно, если по ходу дела требуется хоть самую малость пошевелить извилинами. Таким образом, всех страстных электронных игроков трудно отнести в разряд "тупых придатков к клавиатуре или джойстику". Если же кто не согласен, так давайте разберемся с интеллектуальным уровнем, например, домино или карточного "дурака". Только не надо вешать лапшу про чудеса комбинаторики и аналитического мышления.
У настоящих профессионалов - может быть, а в основной своей массе этого и в помине нет. Просто люди "участвуют в процессе и получают удовольствие". Хотя страсть к игре и неуемный азарт зачастую приводят к полному разорению бильярдистов и рулеточников. Реальному, заметьте, разорению, что, по моему мнению, гораздо неприятнее, чем просто десяток-другой вечеров потраченный на "тупой отстрел всего, что попадает в зону поражения".
Что же касается истерии, нагнетаемой вокруг самого понятия "компьютерная игра", то это скорее боязнь всего малопонятного и слишком нового. Подавляющее большинство игр - иностранные. Человеку, "в англицкой мове" малосведущему, разобраться в них - дело не из простых. Особенно, когда компьютер ассоциируется, если не с исчадием ада, то с устройством, живущим совершенно самостоятельной жизнью и лишь изредка соизволяющему выполнить просьбу оператора.
Кроме того, зачастую о вредном влиянии компьютеров вообще и компьютерных игр в частности берутся рассуждать люди, самих игр в глаза не видевшие. Помните историю с показом по НТВ кинофильма "Последнее искушение Христа"? Помните, какой бурей протеста было встречено включение этого фильма в сетку вещания? Мол, как это можно - порочить имя Господа!!! Но ни один человек, во всяком случае из опрошенных журналистами в рядах демонстрантов, сам этого фильма не видел и даже не общался с теми, кто его смотрел... Но возмущены были все поголовно и требовали, ни много ни мало, фильм не показывать. Хотя в самом фильме нет ничего не только порочащего, но даже провокационного. Что интересно, после показа ленты протестов не было... А помните, как несколько десятков лет до этого, специальные комиссии госкино отбирали фильмы, исходя из идеологических, политических и всяких прочих оснований. Оказывается, это они о нас заботились. О нашем моральном здоровье. С их точки зрения, такие фильмы, как: "Апокалипсис сегодня" и "Взвод" являлись вредом в самом чистом виде.
Так и с играми. Причем их дальнейшее развитие, идущее по пути увеличения реальности, уже сегодня дает фантастический результат. Они (игры) есть и уже никуда не денутся. Объявлять их ересью попросту глупо. И не менее абсурдно делить способы релаксации на идеологически "правильные" и "вредные". А если есть желание "копья поломать", так лучше по делу, т.е. обсуждать конкретные игры, конкретные жанры или конкретные идеи.
Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 1998 год в рубрике разное :: мелочи жизни