Анатомия компьютера

ДИСКОТЕКА

Анатомия компьютера

Человек, как утверждает медицина, является чрезвычайно сложной структурой, состоящей из систем, подсистем, тканей и органов. Если что-то где-то каким-либо образом расстраивается, то человек заболевает, что, вне всяких сомнений, малоприятно. В этом случае, обычно, обращаются к врачу за помощью. В медицине существует много всяких течений и направлений, специализирующихся на определенной части организма человека, но перед тем, как приступить к специализации, каждый будущий врач изучает науку об общем строении человеческого организма. И наука эта называется анатомия.

Персональный компьютер, если и проще устроен, чем человек, то не так уж намного. Он тоже может хандрить, подвержен заболеваниям (например, вирусным), рискует обнаружить в себе прогрессирующий рак жесткого диска (ну кто не сталкивался с "высыпанием" кластеров?) Словом, почти как люди. Поэтому нет ничего удивительного, что Институт проблем искусственного интеллекта (г. Донецк) разработал, а ООО "Ньюком" (г. Москва) издало мультимедийную энциклопедию "Анатомия компьютера".

Как и анатомия человека, "Анатомия компьютера" не предназначена для того, чтобы из полного профана, да еще и без малейших усилий с его стороны (как это часто обещает реклама ускоренных курсов иностранного языка), сделать матерого профессионала сетей и компьютерного железа. Вовсе нет. Более того, после общения с компактом "Анатомия компьютера", все, что можно узнать, это - как функционирует каждая система персонального компьютера.

Программа позволяет заглянуть внутрь каждого узла и на схематичной модели разобраться с принципом его работы. Кто кому что пересылает и как это делается. Может быть, некоторым столь высокая степень детализации, когда даже процессор представлен довольно-таки сложной моделью внутреннего устройства и голос "за кадром" популярно объясняет процесс выполнения операции, начиная с "а" и вплоть до "я", может показаться явно чрезмерной, но без этого побороть внутреннее неприятие столь мало предсказуемого устройства, каковым для непосвященных персональный компьютер выглядит на первый взгляд, трудно. "Анатомия компьютера" достаточно подробна для непрофессионала и позволяет понять принцип функционирования вычислительной техники как на уровне узлов и блоков, так и всей конструкции в целом.

Кроме собственно аппаратной части, энциклопедия "Анатомия компьютера" содержит прекрасную лекцию по истории вычислительной техники вообще. Начиная от арифмометров, автомата фон Неймана и прочих раритетов, например, немецкого проекта "Енигма". Собранный и опубликованный материал включает массу интересных фактов, дат и фамилий. Некоторые из них не слишком широко известны, хотя и очень познавательны.

Внешне, мультимедийная энциклопедия выглядит, как обычный компьютер, укомплектованный всем необходимым (разве что сканера с принтером нет), стоящий на самом обычном рабочем столе. Все, что нужно, чтобы добраться до истины, это просто кликнуть мышкой по заинтересовавшему месту и посмотреть учебный ролик. В случае, если по ходу урока встретится незнакомый термин или выражение, то можно немедленно обратиться к встроенному словарю терминов вычислительной техники, что значительно облегчает понимание всего материала.

Помимо того, что "Анатомия компьютера" может протестировать машину, на которой запущена, она еще позволяет отобрать самые нужные материалы (вообще говоря - любые материалы) и распечатать их. Таким образом, места, вызвавшие некоторые затруднения, можно перенести на бумагу и продолжить изучение, но уже без компьютера и без компакт-диска энциклопедии, что также удобно.

С точки зрения необходимых, для функционирования, ресурсов, энциклопедия совершенно не требовательна и вполне довольствуется 486-й платформой с четырьмя мегабайтами памяти, достаточными для запуска даже Windows 3.0. Единственным обязательным условием является наличие CD-ROM (не ниже двух скоростного) и звуковой платы, без чего "Анатомия компьютера" теряет значительную долю своей привлекательности.

Интерьер квартиры

Как тонко заметил Булгаков - москвичи, вообще-то, люди хорошие, вот только квартирный вопрос их испортил. Единственное, в чем писатель ошибся, так это в выборе города. Квартирный вопрос испортил население целой страны площадью в одну шестую часть суши. И самое неприятное заключается в том, что люди почти что привыкли к унылости и захламленности своего жилища.

Конечно, многие втайне строят наполеоновские планы по перепланировкам. Однако зачастую все сводится к перестановке шкафа в другой угол. Даже "евроремонт" далеко не всегда оправдывает ожиданий, ибо уже давно он стал типичен, как бытовые кастрюли массового производства. Но что делать, если пригласить хорошего дизайнера по интерьерам стоит почти столько же, сколько весь ремонт? Кроме того, многие специалисты и фирмы откровенно ориентированы исключительно на богатых клиентов и их услуги среднему заказчику просто не по карману. Да и не хотят часто эти специалисты тратить свое время на малогабаритные квартиры, в которых, как ни странно, проживает подавляющее большинство населения.

К счастью, есть прекрасные энциклопедии на тему дизайна помещений, каковой является компакт-диск "ИНТЕРЬЕР КВАРТИРЫ", созданный петербургской фирмой "ДАЙС Лтд" по заказу фирмы "Инфоарт". Честно говоря, это даже не совсем энциклопедия в утилитарном понимании этого слова. "ИНТЕРЬЕР КВАРТИРЫ" скорее похож на посиделки в компании профессиональных дизайнеров за чашечкой кофе, нашедших благодарного слушателя.

Весь диск разбит на несколько тематических разделов, являющихся как бы самостоятельными путешествиями вглубь вопроса. Все начинается с увлекательного рассказа о самом понятии стиля и истории его формирования еще в глубине веков. Просто и наглядно, с массой иллюстраций, энциклопедия рассказывает, как зарождались и развивались различные стили и чем они между собой разнились или роднились. Между прочим, мы все, сами того не замечая, оформляем собственные квартиры, интуитивно придерживаясь определенных стилевых канонов. Причем часто смешиваем совершенно несовместимое, отчего жилье становится больше похоже на запасник мебельного магазина.

Следующей темой энциклопедии диск "ИНТЕРЬЕР КВАРТИРЫ" представляет отделочные материалы. Это поистине необъятное направление "разложено по полочкам" не только с точки зрения происхождения материалов, что интересно уже само по себе, но и их применимости в тех или иных случаях. Так как материалы для этого диска готовили специалисты в области дизайна интерьеров, то предложенный интерактивный видеорассказ содержит массу интереснейшей информации о таких вещах, которые знают разве что профессионалы. Это особенно касается новейших строительных материалов и методик их использования. Кто, например, знает о технологии натяжных потолков, способных выдерживать нагрузку до ста литров воды? А между прочим, риск испортить себе квартиру и нервы от того, что у соседа сверху протек кран, пока хозяин находился на работе, в нашей стране, как нигде, велик.

Отдельно рассмотрена всевозможная осветительная, обогревательная, кондиционирующая и электрическая арматура и оборудование. За последние десять-пятнадцать лет за рубежом этому было уделено много внимания и полученные результаты значительно преобразили подходы к созданию удобного и функционального жилища. Теперь не составляет труда смонтировать батареи отопления любой формы и любых характеристик, исходя из индивидуальных запросов, в то время, как мы привыкли мириться с тем, что спроектировали советские НИИ и кое-как установили слегка трезвые строители.

Также немало времени потрачено на рассказ о мебели, пространственных решениях, способах и назначении освещения и многих других вещах, полезных при создании своего индивидуального жилья так, чтобы оно было удобным, приятным, не похожим на другие и при этом не слишком дорогим. Словом, диск значительно раздвигает рамки восприятия дизайна помещений и позволяет совершенно по-иному, не традиционно, взглянуть на собственное жилье.

Кроме всего прочего, диск и сам по себе оформлен очень удобно и очень стильно. Вы как бы прогуливаетесь по огромному зданию, каждая комната которого, как своеобразный тематический зал виртуального музея, таит в себе прекрасное видеоповествование на определенную тему. Все, что вам требуется сделать, это вставить компакт-диск в CD-ROM, сесть поудобнее и приготовиться смотреть и слушать. Всех трудов - указать, когда очередной рассказ закончен, в какую дверь пойти дальше. Какой-либо предварительной инсталляции не требуется, что, несомненно, очень удобно.

К тому же, несмотря на широкое применение видео, прекрасный графические дизайн, отличное голосовое и музыкальное сопровождение, а также наличие трехмерных моделей зданий и сооружений, диск "ИНТЕРЬЕР КВАРТИРЫ" вполне приемлемо работает на машине с 486-м процессором и восемью мегабайтами памяти. Помимо этого, необходим хотя бы двухскоростной CD-ROM и звуковая плата. Ибо без нее энциклопедия смотрится все же не так шикарно, как на самом деле. Особенно, если учесть, что изображение идет в разрешении VGA 800 на 600 при 16 К цветов.

Энциклопедия катастроф

Человека всегда интересовало все грандиозное. Кто, пусть даже по телевизору, видел панораму водопада Виктория, тот поймет. Все эти природные катаклизмы таят в себе не только ужас и разрушения, но и свою, совершенно дикую, первобытную красоту. Торнадо. Смерчи. Землетрясения. Гигантские пожары и наводнения. Зачастую они притягивают, как все грандиозное и, в некотором смысле, неведомое. Пожалуй, это именно та область, где взрослые мало чем отличаются от детей.

Поэтому, ради просвещения населения, фирма Compact BOOK Publishing (г. Москва) выпустила прекрасную мультимедийную энциклопедию под наименованием "Энциклопедия катастроф".

На этом диске собрана, так сказать, теория и практика всех основных природных явлений, известных человеку. Все они классифицированы, ранжированы и сведены в единое иерархическое дерево по типу структуры папок и файлов в дереве "проводника" MS Windows. Каждое из этих явлений представлено, как бы, с двух сторон одновременно. Коллекция фотографий и оцифрованных видеороликов позволяет взглянуть на событие со стороны. Причем, на диске собраны не просто анонимные фотографии на конкретную тему, а своеобразные видеорассказы о конкретных событиях, "имевших место быть" в разных точках земного шара. Одновременно с этим, каждое природное явление иллюстрировано весьма наглядной трехмерной моделью, описывающей суть процессов, приводящих к такому катаклизму. В несколько схематичной манере показано практически все. Даже такие тонкости, как отличие "глаза тайфуна" от "глаза торнадо".

Во многом "Энциклопедия катастроф" предназначена, прежде всего, для детей младшего школьного возраста или даже старшего дошкольного. Ибо она позволяет быстро и без особых проблем объяснить этим неутомимым "почемучкам", почему, например, идет дождь или почему не высыхают океаны. Собственно, в основе энциклопедии находятся краткие курсы, разъясняющие самые основополагающие природные процессы. Например, круговорот веществ в природе, механику приливов и отливов, движение материков и строение атмосферы нашей планеты. Таким образом, "Энциклопедия катастроф" является суммой основ географии, физики и химии.

Кроме всего прочего, "Энциклопедия катастроф" содержит еще и интерактивный словарь понятий и терминов, используемых как в программе, так и в разговорах на эту тему. Причем, почти все слова сопровождаются не только текстовыми, но и наглядными пояснениями.

Третьей составляющей "Энциклопедии катастроф" является очень подробный перечень рекомендаций на тему "как себя вести если...". Только совершенно самонадеянные и малообразованные люди полагают, что смогут быстро и правильно сориентироваться абсолютно в любой ситуации. На самом деле это абсолютно неверно. Как свидетельствует статистика, большая часть жертв природных катаклизмов погибает не от буйства сил стихии, а в результате собственных необдуманных поступков, к тому же, частенько продиктованных всеобщей паникой. В особенности, последнее справедливо при пожарах, наводнениях и техногенных катастрофах. Сложность заключается в том, что при "нештатных ситуациях" зачастую единственно верными оказываются поступки, полностью противоречащие нормам поведения обычной, мирной, жизни. Далеко не так просто мгновенно сориентироваться и рвануть в сторону от селевого потока в место совершенно естественного желания - просто убежать от него. К сожалению, слишком часто сель оказывается проворнее...

Ну и в качестве релаксации, "Энциклопедия катастроф" содержит милую и неспешную логическую игру, очень напоминающую широко известную "Lines". Правда, слегка приукрашенную и самую малость стилизованную. Она называется "Упорядочение хаоса", но суть от смены имени не изменяется.

Таким образом, компакт-диск "Энциклопедия катастроф" фир-мы Compact BOOK Publishing (г. Москва), как известный иностранный шампунь, - на одном компакт-диске содержит очень познавательную и информативную энциклопедию для взрослых, красочные анимированные ответы на большинство вопросов серии "а почему...", энциклопедический словарь терминов и выражений, и прекрасную логическую игру, также подходящую практически для всех возрастов.

С точки зрения интерфейса, "Энциклопедия катастроф" возможно и не блещет наисовременнейшими достижениями видеографики, однако достаточно привлекательна и интуитивно понятна практически для людей любого уровня компьютерной грамотности. Очень узнаваемые иконки не позволят что-нибудь перепутать или где-нибудь ошибиться. Кроме того, каждое фатальное действие сопровождается дополнительным предупреждающим диалогом.

Киномания 97

Есть такое выражение: Раньше все было лучше, и деревья выше, и трава зеленее. Однако, если без язвительных шуток, не все так плохо было в той жизни. Взять хотя бы кинематограф. Пусть идеологизированный, пусть местами по-детски наивный, но до сих пор вспоминается он с сожалением и грустью. Умели ведь снимать хорошие фильмы. "Волга-Волга". "Неуловимые мстители". "Москва слезам не верит". "С легким паром". Да что там говорить! До сих пор по разным каналам телевидения, снова и снова, повторяют отечественные фильмы прошлых лет. Причем, эти ленты и в наши дни пользуются неизменно высокой популярностью как среди пожилых, так и среди молодежи.

А по-другому просто не может быть, ибо многие фразы, выдуманные сценаристами и произнесенные актерами с экрана, давно уже стали русскими народными выражениями. Ну кто не помнит: "А вдоль дороги мертвые с косами стоять, и тишина ..."? А фраза - "каждый год мы с друзьями ходим в баню" - автоматически вызывает, как минимум, улыбку, ибо перед глазами встают картины из незабвенной комедии.

К сожалению, все течет, все изменяется. На смену фильмам Гайдая приходят ленты Спилберга, на смену Штирлицу пришли Рэмбо и Джеймс Бонд. А известные некогда картины давно уже отступили на второй план и, не ровен час, вообще останутся исключительно в памяти. К счастью, появилась мультимедийная энциклопедия, содержащая массу всего интересного об отечественном кинематографе с первых его дней и до нашего времени. Называется она "Киномания 97".

Так сказать, организационно, "Киномания 97" состоит из четырех основных частей. Прежде всего - кинофрагменты. Компакт-диск содержит примерно тридцати-сорокасекундные отрезки практически из ста наиболее известных кинофильмов, от самых-самых первых, еще немых, до "Маленькой Веры", прогремевшей во второй половине восьмидесятых на всю нашу, тогда еще великую, страну. Причем, раритеты прекрасно отретушированы и смотрятся ничуть не хуже самых свежих картин.

Второй, по очереди, большой частью энциклопедии "Киномания 97" является прекрасная коллекция самых известных, самых популярных, местами даже считающихся народными, песен из кинофильмов. Их даже больше, чем кинофильмов в предыдущем разделе. Тут и песня монтажников-высотников "Высота", и песенка "настоящих разбойников" из "Острова сокровищ".

Третья часть "киномании" содержит наиболее запомнившиеся сцены любимых фильмов. Кстати сказать, многие опубликованные фотографии являются своего рода редкостью, а некоторые из них вообще до этого практически никогда не публиковались. Перед зрителями предстают известные артисты еще в том виде, в каком им пришлось играть те или иные роли. Это сейчас маститые мэтры экрана гордо восседают в первых рядах различных киношных мероприятий, а эти фотографии показывают их еще совсем молодыми и, иногда даже, никому до тех пор неизвестными.

И часть последняя, информационная. Фильмы-то не из воздуха берутся. Вернее придумываются. Всегда существуют, и существовали, законы жанра, каноны разных кинематографических школ и, в некоторых случаях, даже взгляды отдельных ведущих режиссеров. Об этом подробно и интересно рассказывает методическая часть. С примерами и стилистическими особенностями. С описанием эволюции жанра. Естественно, такое повествование не было бы полным, если бы "остались за кадром" наиболее известные артисты и артистки, ставшие неотъемлемой частью самого понятия "советский кинематограф".

Этому посвящен последний, пятый раздел. Собственно, он является своеобразным историческим путеводителем по творческому пути этих актеров. Причем, энциклопедия "Киномания 97" не просто перечисляет сухие факты в стиле "имел, был, привлекался", а рассказывает, где и когда все это происходило, насколько хорошим получился результат.

Суммируя все сказанное, мультимедийную энциклопедию "Киномания 97" можно с уверенностью рекомендовать самому широкому кругу пользователей, объединенных любовью к отечественному кинематографу советского периода.

Пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть авторов "киномании", так это в некоторой шаблонности при создании музыкальных файлов. Как это широко практикуется в настоящее время, все песни хранятся в формате wav. Если с точки зрения дискового пространства подобный шаг оправдан, то для пользователя это решение совершенно не удобно, ибо все наиболее распространенные программные аудиоплейеры wav-файлы не поддерживают. Таким образом, их прослушивать можно исключительно в ручном режиме.

Александр ЗапольскисE-mail: leshy@nestor.minsk.by

Информация предоставлена фирмой "ВИДЕОПЕЧАТЬ"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике дискотека :: справочники

©1997-2024 Компьютерная газета