Тотальное решение для мультимедийной системы

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ
Тотальное решение для мультимедийной системы



Персональный компьютер сродни наркотику. Войдешь во вкус и уже, глядишь, не можешь отказаться от общения с "железным" другом. Причем многие, разок попробовав работать (то бишь развлекаться) с мощными техническими средствами, дальше только и думают о том, как усилить свою машину.

Настоящий фанатик компьютерных развлечений не довольствуется слабенькой, только чтоб дышала, графикой и тихоходным процессором. Его не останавливает явное несоответствие цены технологических новинок обеспечиваемому ими приросту производительности. Как говорится, искусство требует жертв! Компьютерные развлечения далеко не безобидны для семейного бюджета. Впрочем, не будем устраивать диспут о том, что в них хорошо, а что - плохо. Измышления о вредном воздействии на мозги кровожадных цацек класса DOOM мне не по душе. От них несет выверенностью идеологической линии, шаг в сторону от которой карается расстрелом.

Однако пусть кто-нибудь со мной поспорит, что приобретение более мощных комплектующих для любимого компьютера не опустошает карман не хуже алкоголизма. А поскольку настоящий энтузиаст никогда не согласится с идеей ограничиться дешевыми видеокартами, о возможностях которых можно только и сказать, что они отсутствуют, остается искать другие варианты экономии. Один из них - приобретение пусть и дорогих устройств, но в которых совмещено сразу несколько полезных функций.

Графический ускоритель Total3D 128v, о котором сегодня я хочу вам рассказать, относится как раз к таким "выгодным" платам. Он разработан фирмой Canopus Corporation, выпуск его начался в октябре прошлого года, в продаже он появился в ноябре. В рекламной таблице его не ищите - нет его там, как и многих других достойных устройств. Однако могу сообщить, что напрямую у компании Canopus его можно купить за $229. Конечно, если найдете способ это провернуть.

Чем же так хорош этот акселератор? Он построен на чипе Riva 128 от фирмы NVIDIA, который в прошлом году стал одной из самых ярких находок сезона. Сегодня этот чип используют многие фирмы, но тем не менее их продукты, то есть графические платы, при сравнительно небольшом разбросе показателей быстродействия могут существенно отличаться по функциональным возможностям. Пожалуй, компания Canopus одна из немногих сумела в полной мере реализовать заложенные в чип Riva 128 функции.

Акселератор способен не только поднять быстродействие и качество 2D- и 3D-графики. Он наделяет персональный компьютер возможностями ввода и вывода видео, не требуя никаких дополнительных устройств. Но давайте начнем знакомиться с ним по порядку.

Характеристики платы Total 3D 128v, как ускорителя 2D- и 3D-графики, в основном определяются возможностями чипа Riva 128. А он рассчитан на использование максимум 4 мегабайт 100-мегагерцевой памяти SGRAM и оснащен встроенным 230-мегагерцевым преобразователем RAMDAC, благодаря которому достигается разрешение 1,600 х 1,200 пикселов при 65 тысячах цветов и частоте кадров 85 Гц. Замечу, что другие карты на Riva 128 обычно при таком разрешении поддерживают частоту кадров 75 Гц.

Чип Riva 128 обладает полным комплектом функций трехмерной графики, не реализована лишь трилинейная фильтрация. Это не самый существенный недостаток, проявляющийся в виде слишком отчетливых границ трехмерных объектов и атмосферных эффектов - тумана, дымки. В остальном качество 3D-картинки картинки нареканий не вызывает.

С производительностью ситуация сложнее. Чип Riva 128 позволяет строить самые быстрые ускорители для Direct 3D, но не так уж силен при работе с Open GL. У меня не было возможности проверить быстродействие самому, но полученные из Web данные говорят следующее.

При испытаниях с помощью PCPlayer D3D Benchmark плата Canopus Total 3D 128v на компьютере с 300-мегагерцевым процессором Pentium II показала частоту кадров 70.9, обогнав все остальные платы на базе Riva 128 (в частности, Diamond Viper V330, о котором я уже рассказывал, показал 62.7 в AGP-версии и 62.4 в PCI-версии). На компьютерах с менее мощными процессорами у карт на базе Riva 128 наблюдается отставание от конкурирующих чипсетов. На первое место при тестировании на машине с 233-мегагерцевым процессором AMD K6 вышли карты на сдвоенных Voodoo, за ними следуют ускорители на базе Rendition Verite V2x00, а потом толпой идут ускорители на Riva 128. Зато среди них плата Total 3D 128v опять впереди, показывая частоту кадров 44.2. Ее обгоняет Viper V330, показавший 45.5 и 45.1 кадра в секунду соответственно в AGP- и PCI-версиях.

Тесты на быстродействие в Open GL, выполняемые с помощью Quake II (команда TIMEDEMO DEMO1, вводимая с консоли), показывают закономерное отставание всех плат на Riva 128 от Voodoo-ускорителей. В этом случае на машине с Pentium II плата Total 3D 128v продемонстрировала 19.9 кадра в секунду, на 2 десятые обогнав PCI-версию акселератора Viper V330 и столько же уступив его AGP-версии. На машине с 233-мегагерцевым AMD К6 быстродействие Total 3D 128v падает до 12 кадров в секунду, как и у Diamond Viper V330 PCI.

Для управления режимами работы ускорителя Total 3D 128v используется легко и быстро вызываемое экранное меню, похожее на утилиту ScreenRes из набора PowerToys. Это меню позволяет переключать не только разрешение и глубину цвета, но и частоту кадров. Отсюда можно войти в онлайновый учебник по плате Total 3D 128v и вызвать более мощную утилиту управления ее режимами. Утилита Total3D Refresh Control дает возможность выбрать оптимальную частоту кадров для каждого из поддерживаемых разрешений.

Если бы возможности Total 3D 128v ограничивались 2D- и 3D-графикой, о ней не стоило бы много говорить, особенно учитывая, что у нас ее в продаже пока нет. Однако у этой карты есть много козырей, которыми она бьет остальных конкурентов. Превосходя по цене другие карты на Riva 128, она предлагает пользователю возможности работы с видео, которых нет у других более дешевых ускорителей.

Видеовход на этой плате позволяет превратить компьютер в домашнюю цифровую видеостудию. К нему можно подключить любой источник видеосигнала - видеокамеру, видеомагнитофон, тюнер - и просматривать видео на экране монитора, записывать его на диск в "живом" виде или вводить отдельные кадры. Записанные видеоролики потом вставляют в мультимедийные презентации, размещают в Интернет или просто записывают на компакты для своей видеотеки. Разрешение оцифровываемого "живого" видео составляет 320 х 200 при частоте кадров 30 Гц.

Вводом и просмотром видео на компьютере управляет программа Total Cinema EX, пульт которой очень похож на "дистанцию" от обычной бытовой видеоаппаратуры. Записываются видеоролики в формате AVI. Проигрывать можно файлы MPEG и AVI. С помощью Total Cinema EX просматривают компакт-диски Video CD, а также слушают обычные звуковые компакты. При этом обеспечивается воспроизведение как отдельных записей, так и по программе.

Для ввода в компьютер неподвижных изображений с любого видеоисточника применяется программа V-Shot. Она позволяет просматривать полноцветное "живое" видео и нажатием кнопки записывать на диск приглянувшиеся кадры. При этом достигается высокое качество сохраняемых картинок, так как используется оригинальный механизм обработки двух последовательных телевизионных кадров (четного и нечетного) для получения одного полного неподвижного компьютерного изображения. Выходное разрешение составляет до 1,500 x 1,125 пикселов. Можно также снимать несколько кадров последовательно.

Если к видеовходу на Total 3D 128v подключить игровую видеоприставку (PlayStation, Nintendo 64 и т.п.), можно поиграть в любимые видеоигры на экране компьютера. При этом гарантируется более высокое качество изображения и отсутствие фликкер-помех. Во время игры можно также делать копии экрана на жесткий диск компьютера. Это оценят издатели игровых журналов, которым не придется больше ломать голову над тем, как снять игровые экранчики с видеоприставки и перенести их на нормальную машину.

Помимо видеовхода на плате Total 3D 128v имеется видеовыход, позволяющий, кроме монитора, подключить к ней телевизор. На большом телевизионном экране приятнее не только смотреть фильмы с компакт-дисков Videо CD, многие динамичные игрушки при этом также производят более мощное впечатление.

Хотя видеовыход на плате графического ускорителя сегодня не удивляет сам по себе, в случае с Total 3D 128v есть о чем сказать пару слов. Он позволяет одновременно работать с монитором и телевизором при разрешениях 640 х 480 и 800 х 600 пикселов, оснащен фильтром от фликкер-помех и средствами управления положением картинки. При загрузке компьютера и Windows производится автоматическое детектирование и можно вообще не подключать монитор, работая с одним телевизором.

Видеовыход имеется и на других акселераторах на базе чипа Riva 128, но плата Canopus Total 3D 128v обладает рядом преимуществ перед ними. Например, возможность одновременного подключения монитора и телевизора отсутствует у плат Diamond Viper V330 и STB Velocity 128. Далее, эти платы не поддерживают TV-разрешения выше 640 х 480 пикселов, что сильно портит впечатление от игры на большом экране. Нет у них и средств управления положением картинки на экране.

Кроме того, Canopus Total 3D 128v способна воспроизводить на телевизоре кадры с частотой до 60 Гц, в то время как Diamond Viper V330 и STB Velocity 128 не поддерживают больше 30 Гц. Точнее говоря, при воспроизведении на телевизоре игрушек в стандарте Direct 3D эти платы переключаются в режим чересстрочной развертки на 60 Гц, то есть реальная частота обновления полных кадров из-за этого падает до 30 Гц. Total 3D 128v способна поддержать режим построчной развертки при частоте 60 Гц, благодаря чему игрушки идут намного резвее и лучше "слушаются руля".

В общем, плата Canopus Total 3D 128v придется ко двору тем, кто не только хочет поиграть на компьютере с максимальным удобством, но и строит на его счет более продуктивные планы. Среди других графических решений "все-в-одном", таких как ATI All-In-Wonder, она выделяется не только 2D- и 3D-быстродействием, но также и более высоким качеством обработки видео.

Роман Соболенко
roman-sobolenko@usa.net
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета