Живая искусственная жизнь

Живая искусственная жизнь



Если мне не изменяет память, а она мне редко, когда изменяет, то именно на конец прошлого года пришелся пик популярности электронной игрушки брелочного типа Tamagotch в Минске. Маленькая неведомая зверушка отдаленно похожая на собачку или котика, живущая в фигурной пластмассовой оболочке, и, время от времени, вслух напоминающая о своем существовании, понравилась многим, но некоторые все равно остались недовольны.

К их числу (недовольных) причисляю себя и я. Почему, спросите вы? Прежде всего потому, что это не искусственный интеллект и не искусственная жизнь, как было обещано, а всего-навсего хорошо продуманная и отлично исполненная коммерческая программа. Во-вторых, на этом малипусеньком экранчике ничегошеньки толком не видно не понятно, кого ты там кормишь или с кем играешь! Вы уж конечно меня извините, но намного приятнее просто покормить хлебными крошками или семечками уличного голубя, чем "узор из нескольких соединенных между собой линий"! В конце концов, если вам уж так сильно хочется иметь карманного друга, купите на птичьем рынке хомячка или белую мышку и носите постоянно с собой. Для любителей и почитателей Artificial Intelligence и Artificial Life, Tamagotch является просто побрякушкой и ничем больше. Даже игра Creatures (CyberLife/Mindscape), описанная мною в тридцать девятом номере нашей газеты за прошлый год, намного интереснее и приятней для восприятия, чем его японский прародитель. Но совсем недавно ситуация с AI и AL опять изменилась и на этот раз, кажется, в правильную сторону, в сторону NERM-технологии (Non-stationary Entropic Reduction Mapping technology).

Эта технология, разработанная фирмой Anark, легла в основу игры нового жанра adventure/puzzle-sloving - "Галапагос", выпущенную издательской компанией Electronic Arts. Galapagos - это целый мир, это фантастическое и очень опасное место, где нет таких понятий, как верх или низ, где текут нормальные кислотные реки и высокоэнергетические лазерные лучи пронзают пространство. Тем не менее, это обитаемый мир, и его жители создали маленького робота, который томится в исследовательской лаборатории, ожидая, когда над ним начнут проводить эксперименты, результаты которых позволят создать много-много "зондов для разведки внешнего космоса". Между тем Мендель (так зовут робота) не стремится к такой участи, напротив, он хочет научиться жить, жить по-настоящему и помочь ему в этом можете только вы. Выведете его сначала из лаборатории, а потом уже вместе найдите путь к выходу из мира Galapagos. Почему вместе? Потому что Мендель учится в процессе игры.

Фактически вы не управляете маленьким насекомоподобным роботом, вы всего лишь помогаете ему научиться ориентироваться в чуждом пока ему мире. В голове у Менделя находятся несколько NERM-контроллеров, которые принимают сигналы с внешних датчиков (температурный, фотоэлементы, манометр и так далее) на теле робота, обрабатывают их и полученные результаты отображают его в поведении или действии. Например, когда ваш подопечный идет и в первый раз видит перед собой препятствие, вы должны ему помочь его обойти, он это запомнит и в будущем сможет проделать все действия самостоятельно. Правильнее даже сказать, что вы не управляете Менделем, а управляете окружающей его средой, искусственно создавая определенные условия для обучения. Изюминка в том, что эти условия должны совпадать с теми, которые возникли бы, если робот попал в аналогичную ситуацию, но уже в реальных условиях. Как такое возможно? Возможно, но здесь уже именно вам придется, обхватив руками свою голову, напрягать все извилины, которые еще только можно заставить работать.

Учить Менделя - довольно сложное занятие, но когда это было такое, чтобы настоящий геймер боялся трудностей? Самое главное, о чем необходимо постоянно помнить, - золотое правило "всему свое время". Роботу необходимо показывать определенное действие в строго определенное время. Например, светящаяся ослепительно белым цветом полоска на полу смертельно опасна для вашего маленького друга, но он об этом еще не догадывается. Дайте ему лишь чуть-чуть соприкоснуться с ней, а затем уведите в сторону, он испытает боль и потом, когда самовосстановит свои поврежденные участки, будет помнить полученный урок. Впоследствии эту полоску можно использовать для управления Менделем. Допустим, он начал двигаться не в том направлении, куда необходимо и на его пути находится как раз такая полоска. Активизируйте ее перед Менделем и он с жалобным писком рванет от нее прочь, развернувшись на сто восемьдесят градусов.

У "Галапагоса" есть один недостаток, который может испортить вам все впечатление - игровое быстродействие привязано к скорости перемещения цифрового насекомого, а он бегать не умеет, только ползает. Робот Мендель очень медлителен и его жизненный темп делает проверку усвоения преподанного урока процессом, отнимающим довольно много времени. Но тем не менее, хотя бы иногда, но стоит проверить понял ли этот "черепашка", чего от него хотят или нет. Ваше мнение о том, что следует делать в данный момент времени, не является решающим, так как Мендель имеет и свою точку зрения на все происходящие события. Он может "выслушать" вас, а потом, самостоятельно проанализировав ситуацию, с вами не согласиться. Придется или объяснять еще раз, или принуждать, это уж кому как нравится.

Как же управлять этим маленьким упрямцем? Для этого вам придется практически постоянно кликать правой кнопкой мышки на туловище Менделя. Если вы кликните на правой половине его тела, то установленные там сенсорные датчики воспримут сигнал, как будто бы от удара о препятствие справа и робот повернет налево, чтобы обойти "преграду". Точно также, кликните на левой половине тела - он повернет направо. Двойной "клик" усиливает сигнал, поступающий с датчиков, и соответственно, увеличивается скорость выполняемого им действия.

Все уровни, которые суждено пройти Менделю, восхитительно текучи. Это не застывшие картинки, нет, все постоянно меняется - включаются и выключаются лампы, пульсируют лучи лазеров, кислотные реки прожигают металл и бросают на окружающие предметы красные блики. По данным screenshot'ам вы не сможете прочувствовать всю атмосферу этой игры, потому что изображение на монитор подается с игровой камеры, которая никогда не задерживается на одном месте, а постоянно меняет угол и ракурс съемки. Визуальный эффект потрясает своей реальностью, а прибавьте к этому еще и 3D-эффекты (игра поддерживает 3D-видеокарты) и вы получите нечто неописуемое. Все действия Менделя в игре прекрасно озвучены, все, что он делает или чего касается, имеет индивидуальное звучание. Вам обязательно понравится и шум падения робота с высоты, и свист воздуха в заоблачных высотах (придется побывать и там). Кроме всего прочего, сам Мендель выражает свои эмоции примерно дюжиной звуков, одни соответствуют его миролюбивости, другие характеризуют злость, третьи отражают предсмертные страдания и так далее. Когда ваш синтетический друг упадет в кислоту, вы сами услышите вопль отчаяния и пронзительные крики, наполненные болью. Единственное, что утомляет, так это голос невидимого диктора, дающего небольшие пояснения о новом уровне, когда вы только-только вошли в него.

Игра Galapagos в версии Windows 95 требует под себя Pentium 90 с шестнадцатью мегабайтами оперативной памяти, двухскоростной или выше CD-ROM, мышку, звуковую карту типа Sound Blaster и видеокарту на ваше усмотрение (работает в любом графическом режиме). Если хотите получить удовольствие от графического исполнения игры и собираетесь использовать хорошую 3D-видеокарту, не забудьте установить на своем компьютере DirectX версии 5.0. Подводя общий итог под все написанное здесь мною, скажу вот что - очень хорошая идея и еще лучшее исполнение. Мне очень понравилось!

Евгений Бубенников компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 1998 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета