К чему пришли на этот раз? Окончание
Окончание. Начало в N№ 50
С другой стороны, господин Гейтс, явно зазевавшись на старте, на полную катушку использует преимущества собственной корпорации как основного поставщика операционных систем и огромного перечня прикладного обеспечения. Все теснее интегрируя его с Интернет, Microsoft просто не имеет иного выбора, кроме как поставлять "в нагрузку" браузер собственной конструкции. И никакие суды эту тенденцию изменить не в состоянии. Ну сами посудите, зачем Биллу Гейтсу вместе со своей операционной системой, своим офисным пакетом, своей технологией поддержки "сети" поставлять чужую программу просмотра web-страниц? Это же означает добровольный отказ от всякой борьбы за достойное место в виртуальном мире.
Давайте уж без глупых шуток. Коль командир экипажа космической станции "Мир" Анатолий Соловьев и бортинженер Павел Виноградов разместили из космоса через компанию Virtual Emporium электронный заказ на два персональных компьютера на основе новейшего процессора Pentium II корпорации Intel, то Microsoft ни за какие коврижки не откажется от своих претензий на пальму первенства на новом гигантском рынке. Кстати, эти системы производства компании Gateway 2000 стали первыми в истории продуктами, купленными через систему электронной торговли из космоса. Заказ на эти ПК, каждый из которых стоит менее 2 тыс. дол., российские космонавты разместили по сети Internet через флагмана электронной торговли - нью-йоркскую компанию Virtual Emporium.
Несомненным достижением нынешнего года по праву можно считать разработки ряда отечественных "софтверных" фирм. Одной из таких лидирующих компаний может считаться BIT Software из Москвы. Будучи учрежденной в 1989 году студентом МФТИ Давидом Яном и сотрудником ИПТМ РАН Александром Москалевым, она уже прославилась фактически на весь мир своими работами в области лингвистики (автоматические словари и переводчики) и распознавания оптических символов. Ее программа распознавания текста FINE READER (БЕСПЛАТНУЮ испытательную версию FINE READER 3.0 вы найдете на сервере www.bitsoft.ru), позволяющая автоматизировать ввод в компьютер текстов, таблиц, форм, анкет, бланков, а также распознавать рукописные символы, давно снискала пламенную любовь миллионов пользователей как в СНГ, так и за его границами. Более того, фактически это один из лучших продуктов своего класса. Как говорится, можем, когда хотим! Также можем "быть впереди планеты всей" и в области инструментов прикладного программирования. Как мне кажется, самой важной преградой для успешного развития цивилизации является вопиющая компьютерная безграмотность, порожденная страхом перед компьютером как таковым. Ведь даже для решения самой простой задачи автоматизации труда пока необходимо либо самому учить крайне неудобный (потому как чрезмерно искусственный) язык программирования, либо постоянно обращаться за помощью к окружающим, что также далеко не всегда возможно. В этом отношении поистине титаническую работу проделала компания "Ланк" (www.infoart.ru/it/press/cwm/38_97/lank.htm), создав пакет "Мир сценария". Он включает в себя "Сценарий-W" 2.02 Light - облегченный вариант системы визуальной разработки Windows-программ, приложения, созданные с ее помощью, а также демонстрационную версию профессиональной редакции данной системы - "Сценарий-W" Professional.
Набор инструментальных средств "Сценарий-W", основанный на объектно-ориентированной технологии программирования, был разработан в 1996 г. компанией "Ланк" и Институтом имитационных технологий РАН. Это - средство ускоренной разработки приложений для среды Windows, позволяющее строить ПО даже тем пользователям, которые не обладают знаниями языков и навыками программирования, а также не очень сильны в работе с операционной системой. Таким образом, систему "Сценарий" могут применять специалисты любых областей деятельности, желающие самостоятельно создавать программы для решения своих задач. Профессиональным программистам также пригодится эта система, поскольку она повышает производительность труда при разработке, ускоряет отладку и упрощает модификацию программ.
Система не случайно получила название "Сценарий". Главное, что в ней должен сделать автор приложения, так это построить на экране монитора логическую схему решения задачи, т. е. сценарий программы, являющийся описанием алгоритма решения его задачи. При этом он просто буксирует компоненты схемы из одной части экрана в другую. Готовые программы могут исполняться под управлением как собственной среды "Сценарий", так и автономной программы в системе Windows. С помощью "Сценария" можно разрабатывать не только программы для решения конкретных задач, но и многофункциональные многократно используемые приложения, например электронные учебники и энциклопедии, обучающие программы, тесты и справочники, презентации и т. д. "Сценарий" позволяет в полной мере использовать возможности среды Windows, такие, как управление ресурсами и памятью, вызов любых функций из динамически компонуемых библиотек (DLL), работа с машинными словами, организация динамического обмена данными и др. (Демонстрационная версия программы "Сценарий-W" находится на web-узле www.lanck.ru.) Таким образом, открываются самые широкие возможности для массового прикладного программирования фактически любой задачи.
Естественно, все эти прекрасности требуют невероятной пропускной способности сетевых каналов. В особенности - офисных, хотя это и не столь очевидно для массового потребителя. Пока... Тем не менее работы ведутся и даже достигнуты, как говаривали в былые годы, "определенные результаты". Согласно сообщению ассоциации Gigabit Ethernet Alliance, работа над стандартами Gigabit Ethernet продолжается в соответствии с ранее намеченным планом, предусматривающим окончательную ратификацию в марте 1998 г. Группа IEEE 802.3z Task Force и 802.3 Working Group практически единогласно приняли изменения к проекту стандарта, направленные на устранение эффекта DMD: для соединений 1000Base-SX и 1000Base-LX на многомодовых оптоволоконных линиях включено требование обязательного "кондиционированного пуска" (conditioned launch). Предварительная проверка этого режима в лабораторных и эксплуатационных условиях на многомодовых оптоволоконных линиях 1000Base-LX с использованием гибридной перемычки принесла успешные результаты. В примечаниях к данному требованию подчеркнуто, что ограничения на длину линии соединений типов -SX и -LX вводиться не будут: сохранятся действующие спецификации для коротковолнового интерфейса Gigabit Ethernet (260 м на оптоволоконной линии толщиной 62,5 мкм и 440 м на линии в 50 мкм) и для длинноволнового интерфейса (550 м на линии в 62,5 или 50 мкм). Компании, входящие в состав Gigabit Ethernet Alliance, намерены оказывать рабочей группе IEEE всестороннюю помощь в проведении дальнейших испытаний для проверки разрабатываемой ныне спецификации кондиционированного пуска. Хотя изменение стандарта накладывает дополнительные требования на приемопередатчики оптоволоконных линий, представители компаний, выпускающих оптические компоненты, отметили в ходе совещания, что большинство устройств-SX, по-видимому, уже удовлетворяет условия кондиционированного возбуждения, а для многомодовых устройств-LX единственным новым требованием будет установка кондиционирующей перемычки.
Как ожидается, данная проблема не окажет ощутимого влияния на выполнение плана работы комитета 802.3z. В феврале 1998 г. в Сиэтле намечено провести промежуточное заседание группы IEEE 802.3z Task Force, и после внесения необходимых технических и редакционных поправок предварительная редакция 802.3z/D3.3 поступит на последний этап утверждения - на процедуру Sponsor Ballot. Как только будут рассмотрены все замечания, сделанные на этом этапе, проект 802.3z станет полноценным стандартом Gigabit Ethernet.
И, пожалуй, последнее - вы не обратили внимание, что компьютеры как-то ближе стали? Естественнее. Не только обрели голос, но еще и пользоваться им научились. Например, синтезатор речи сегодня уже вполне способен довольно прилично "прочитать в слух" практически любой текстовый документ. Впрочем, слушаться голоса - тоже. Фактически созданы предпосылки для общения человека и компьютера на языке, естественном для человека, а не для компьютера. Да и сам компьютер значительно преображается.
Одной из сенсаций выставки Comdex/Fall'97 стала интеллектуальная мышь FEELit, разработанная компанией Immersion. По существу, она представляет собой принципиально новое устройство ввода/вывода, а именно - графический манипулятор с обратной связью. Ее сложная электроника и механика в сочетании с соответствующими драйверами предоставляют пользователю возможность почувствовать все события, происходящие в программе. Таким образом, она включает в работу, помимо зрения и слуха, третье чувство - осязание - и создает новый информационный канал в системе человек - компьютер.
Разработчики этой системы не без оснований предполагают, что она может радикально изменить весь стиль работы с компьютером. Пользователь перемещает мышью объект на экране - и чувствует сопротивление; опускает объект в другую папку - мышь начинает двигаться легче. Раздвигая или сжимая границы окна, он физически ощущает их упругость. Пункты меню, гипертекстовые ссылки и другие чем-либо примечательные точки экрана сразу воспринимаются пальцами как та или иная характерная неровность. С помощью новой мыши можно почувствовать текстуру поверхности, упругость нарисованных клавиш, погладить пушистого виртуального котенка или нажать на холодный стальной курок.
Кроме того, новая мышь расширяет диапазон допустимых воздействий со стороны пользователя. Например, простым нажатием кнопки можно начать прокрутку документа в окне; чем сильнее нажатие, тем быстрее идет прокрутка. На стыках страниц, как на стыках рельсов, происходят небольшие толчки (по их частоте можно судить о скорости прокрутки), а в заключение - характерный удар о конец документа. Диапазон возможных применений такого устройства в конструкторских, офисных, графических, обучающих и других программах, как легко понять, ограничивается только фантазией их авторов. Чтобы полностью реализовать этот графический манипулятор, компания бесплатно предлагает разработчикам необходимые инструментальные средства, библиотеки и документацию, которые можно загрузить с ее web-сервера (www.force-feedback.com). В исходную комплектацию входит драйвер для Windows 95, позволяющий ассоциировать большое количество разнообразных реакций с различными системными событиями.
На той же выставке компания Canon продемонстрировала но-вый струйный принтер серии Bubble Jet, получивший кодовое название Aspen. Его выпуск знаменует последний этап стратегии Canon по реализации фотореалистической печати. По утверждению фирмы, принтер дает изображения, которые выглядят лучше, чем фотографии. В Aspen реализовано истинное разрешение 1200 х 1200 точек/дюйм, также максимальное для струйных принтеров. Принтер обеспечивает повышенные точность позиционирования и стабильность размера точки.
Canon удалось за счет дальнейшего совершенствования формулы чернил получить 17 уровней градации цвета, что в два раза больше, чем в BJC-7000. В новом принтере применяются и предложенные еще в модели BJC-600 оригинальные картриджи, позволяющие полностью использовать чернила, и технология Р-РОР, обеспечивающая водостойкость цветной и черной печати на простой бумаге.
Принтер предназначен для специалистов в области графики. Он работает с бумагой формата вплоть до 33 х 48 см, совместим с ОС Windows и Macintosh. Aspen поступит в продажу в первой половине 1998 г. За возможность получить отпечатки, которые "лучше фотографий", придется заплатить около 1500 дол.
Пожалуй, из самого эпохального - это все. Хотя, несомненно, и многие другие события сыграли свою роль в истории. Ясно одно: та самая революция, которую пророчили в восьмидесятых годах нынешнего века, не только началась, но уже "гудит" самыми ударными темпами. И благодаря результатам, достигнутым в нынешнем году, в году следующем мы станем свидетелями того, что "обычный настольный компьютер" (из ценового диапазона "до полутора тысяч долларов") обретет собственный голос и послушность хорошо выдрессированной собаки, которая, хоть и не готовит кофе, но тапочки приносит исправно. Словом, мне кажется, что год мы все прожили не зря.
Александр Запольскис
С другой стороны, господин Гейтс, явно зазевавшись на старте, на полную катушку использует преимущества собственной корпорации как основного поставщика операционных систем и огромного перечня прикладного обеспечения. Все теснее интегрируя его с Интернет, Microsoft просто не имеет иного выбора, кроме как поставлять "в нагрузку" браузер собственной конструкции. И никакие суды эту тенденцию изменить не в состоянии. Ну сами посудите, зачем Биллу Гейтсу вместе со своей операционной системой, своим офисным пакетом, своей технологией поддержки "сети" поставлять чужую программу просмотра web-страниц? Это же означает добровольный отказ от всякой борьбы за достойное место в виртуальном мире.
Давайте уж без глупых шуток. Коль командир экипажа космической станции "Мир" Анатолий Соловьев и бортинженер Павел Виноградов разместили из космоса через компанию Virtual Emporium электронный заказ на два персональных компьютера на основе новейшего процессора Pentium II корпорации Intel, то Microsoft ни за какие коврижки не откажется от своих претензий на пальму первенства на новом гигантском рынке. Кстати, эти системы производства компании Gateway 2000 стали первыми в истории продуктами, купленными через систему электронной торговли из космоса. Заказ на эти ПК, каждый из которых стоит менее 2 тыс. дол., российские космонавты разместили по сети Internet через флагмана электронной торговли - нью-йоркскую компанию Virtual Emporium.
Несомненным достижением нынешнего года по праву можно считать разработки ряда отечественных "софтверных" фирм. Одной из таких лидирующих компаний может считаться BIT Software из Москвы. Будучи учрежденной в 1989 году студентом МФТИ Давидом Яном и сотрудником ИПТМ РАН Александром Москалевым, она уже прославилась фактически на весь мир своими работами в области лингвистики (автоматические словари и переводчики) и распознавания оптических символов. Ее программа распознавания текста FINE READER (БЕСПЛАТНУЮ испытательную версию FINE READER 3.0 вы найдете на сервере www.bitsoft.ru), позволяющая автоматизировать ввод в компьютер текстов, таблиц, форм, анкет, бланков, а также распознавать рукописные символы, давно снискала пламенную любовь миллионов пользователей как в СНГ, так и за его границами. Более того, фактически это один из лучших продуктов своего класса. Как говорится, можем, когда хотим! Также можем "быть впереди планеты всей" и в области инструментов прикладного программирования. Как мне кажется, самой важной преградой для успешного развития цивилизации является вопиющая компьютерная безграмотность, порожденная страхом перед компьютером как таковым. Ведь даже для решения самой простой задачи автоматизации труда пока необходимо либо самому учить крайне неудобный (потому как чрезмерно искусственный) язык программирования, либо постоянно обращаться за помощью к окружающим, что также далеко не всегда возможно. В этом отношении поистине титаническую работу проделала компания "Ланк" (www.infoart.ru/it/press/cwm/38_97/lank.htm), создав пакет "Мир сценария". Он включает в себя "Сценарий-W" 2.02 Light - облегченный вариант системы визуальной разработки Windows-программ, приложения, созданные с ее помощью, а также демонстрационную версию профессиональной редакции данной системы - "Сценарий-W" Professional.
Набор инструментальных средств "Сценарий-W", основанный на объектно-ориентированной технологии программирования, был разработан в 1996 г. компанией "Ланк" и Институтом имитационных технологий РАН. Это - средство ускоренной разработки приложений для среды Windows, позволяющее строить ПО даже тем пользователям, которые не обладают знаниями языков и навыками программирования, а также не очень сильны в работе с операционной системой. Таким образом, систему "Сценарий" могут применять специалисты любых областей деятельности, желающие самостоятельно создавать программы для решения своих задач. Профессиональным программистам также пригодится эта система, поскольку она повышает производительность труда при разработке, ускоряет отладку и упрощает модификацию программ.
Система не случайно получила название "Сценарий". Главное, что в ней должен сделать автор приложения, так это построить на экране монитора логическую схему решения задачи, т. е. сценарий программы, являющийся описанием алгоритма решения его задачи. При этом он просто буксирует компоненты схемы из одной части экрана в другую. Готовые программы могут исполняться под управлением как собственной среды "Сценарий", так и автономной программы в системе Windows. С помощью "Сценария" можно разрабатывать не только программы для решения конкретных задач, но и многофункциональные многократно используемые приложения, например электронные учебники и энциклопедии, обучающие программы, тесты и справочники, презентации и т. д. "Сценарий" позволяет в полной мере использовать возможности среды Windows, такие, как управление ресурсами и памятью, вызов любых функций из динамически компонуемых библиотек (DLL), работа с машинными словами, организация динамического обмена данными и др. (Демонстрационная версия программы "Сценарий-W" находится на web-узле www.lanck.ru.) Таким образом, открываются самые широкие возможности для массового прикладного программирования фактически любой задачи.
Естественно, все эти прекрасности требуют невероятной пропускной способности сетевых каналов. В особенности - офисных, хотя это и не столь очевидно для массового потребителя. Пока... Тем не менее работы ведутся и даже достигнуты, как говаривали в былые годы, "определенные результаты". Согласно сообщению ассоциации Gigabit Ethernet Alliance, работа над стандартами Gigabit Ethernet продолжается в соответствии с ранее намеченным планом, предусматривающим окончательную ратификацию в марте 1998 г. Группа IEEE 802.3z Task Force и 802.3 Working Group практически единогласно приняли изменения к проекту стандарта, направленные на устранение эффекта DMD: для соединений 1000Base-SX и 1000Base-LX на многомодовых оптоволоконных линиях включено требование обязательного "кондиционированного пуска" (conditioned launch). Предварительная проверка этого режима в лабораторных и эксплуатационных условиях на многомодовых оптоволоконных линиях 1000Base-LX с использованием гибридной перемычки принесла успешные результаты. В примечаниях к данному требованию подчеркнуто, что ограничения на длину линии соединений типов -SX и -LX вводиться не будут: сохранятся действующие спецификации для коротковолнового интерфейса Gigabit Ethernet (260 м на оптоволоконной линии толщиной 62,5 мкм и 440 м на линии в 50 мкм) и для длинноволнового интерфейса (550 м на линии в 62,5 или 50 мкм). Компании, входящие в состав Gigabit Ethernet Alliance, намерены оказывать рабочей группе IEEE всестороннюю помощь в проведении дальнейших испытаний для проверки разрабатываемой ныне спецификации кондиционированного пуска. Хотя изменение стандарта накладывает дополнительные требования на приемопередатчики оптоволоконных линий, представители компаний, выпускающих оптические компоненты, отметили в ходе совещания, что большинство устройств-SX, по-видимому, уже удовлетворяет условия кондиционированного возбуждения, а для многомодовых устройств-LX единственным новым требованием будет установка кондиционирующей перемычки.
Как ожидается, данная проблема не окажет ощутимого влияния на выполнение плана работы комитета 802.3z. В феврале 1998 г. в Сиэтле намечено провести промежуточное заседание группы IEEE 802.3z Task Force, и после внесения необходимых технических и редакционных поправок предварительная редакция 802.3z/D3.3 поступит на последний этап утверждения - на процедуру Sponsor Ballot. Как только будут рассмотрены все замечания, сделанные на этом этапе, проект 802.3z станет полноценным стандартом Gigabit Ethernet.
И, пожалуй, последнее - вы не обратили внимание, что компьютеры как-то ближе стали? Естественнее. Не только обрели голос, но еще и пользоваться им научились. Например, синтезатор речи сегодня уже вполне способен довольно прилично "прочитать в слух" практически любой текстовый документ. Впрочем, слушаться голоса - тоже. Фактически созданы предпосылки для общения человека и компьютера на языке, естественном для человека, а не для компьютера. Да и сам компьютер значительно преображается.
Одной из сенсаций выставки Comdex/Fall'97 стала интеллектуальная мышь FEELit, разработанная компанией Immersion. По существу, она представляет собой принципиально новое устройство ввода/вывода, а именно - графический манипулятор с обратной связью. Ее сложная электроника и механика в сочетании с соответствующими драйверами предоставляют пользователю возможность почувствовать все события, происходящие в программе. Таким образом, она включает в работу, помимо зрения и слуха, третье чувство - осязание - и создает новый информационный канал в системе человек - компьютер.
Разработчики этой системы не без оснований предполагают, что она может радикально изменить весь стиль работы с компьютером. Пользователь перемещает мышью объект на экране - и чувствует сопротивление; опускает объект в другую папку - мышь начинает двигаться легче. Раздвигая или сжимая границы окна, он физически ощущает их упругость. Пункты меню, гипертекстовые ссылки и другие чем-либо примечательные точки экрана сразу воспринимаются пальцами как та или иная характерная неровность. С помощью новой мыши можно почувствовать текстуру поверхности, упругость нарисованных клавиш, погладить пушистого виртуального котенка или нажать на холодный стальной курок.
Кроме того, новая мышь расширяет диапазон допустимых воздействий со стороны пользователя. Например, простым нажатием кнопки можно начать прокрутку документа в окне; чем сильнее нажатие, тем быстрее идет прокрутка. На стыках страниц, как на стыках рельсов, происходят небольшие толчки (по их частоте можно судить о скорости прокрутки), а в заключение - характерный удар о конец документа. Диапазон возможных применений такого устройства в конструкторских, офисных, графических, обучающих и других программах, как легко понять, ограничивается только фантазией их авторов. Чтобы полностью реализовать этот графический манипулятор, компания бесплатно предлагает разработчикам необходимые инструментальные средства, библиотеки и документацию, которые можно загрузить с ее web-сервера (www.force-feedback.com). В исходную комплектацию входит драйвер для Windows 95, позволяющий ассоциировать большое количество разнообразных реакций с различными системными событиями.
На той же выставке компания Canon продемонстрировала но-вый струйный принтер серии Bubble Jet, получивший кодовое название Aspen. Его выпуск знаменует последний этап стратегии Canon по реализации фотореалистической печати. По утверждению фирмы, принтер дает изображения, которые выглядят лучше, чем фотографии. В Aspen реализовано истинное разрешение 1200 х 1200 точек/дюйм, также максимальное для струйных принтеров. Принтер обеспечивает повышенные точность позиционирования и стабильность размера точки.
Canon удалось за счет дальнейшего совершенствования формулы чернил получить 17 уровней градации цвета, что в два раза больше, чем в BJC-7000. В новом принтере применяются и предложенные еще в модели BJC-600 оригинальные картриджи, позволяющие полностью использовать чернила, и технология Р-РОР, обеспечивающая водостойкость цветной и черной печати на простой бумаге.
Принтер предназначен для специалистов в области графики. Он работает с бумагой формата вплоть до 33 х 48 см, совместим с ОС Windows и Macintosh. Aspen поступит в продажу в первой половине 1998 г. За возможность получить отпечатки, которые "лучше фотографий", придется заплатить около 1500 дол.
Пожалуй, из самого эпохального - это все. Хотя, несомненно, и многие другие события сыграли свою роль в истории. Ясно одно: та самая революция, которую пророчили в восьмидесятых годах нынешнего века, не только началась, но уже "гудит" самыми ударными темпами. И благодаря результатам, достигнутым в нынешнем году, в году следующем мы станем свидетелями того, что "обычный настольный компьютер" (из ценового диапазона "до полутора тысяч долларов") обретет собственный голос и послушность хорошо выдрессированной собаки, которая, хоть и не готовит кофе, но тапочки приносит исправно. Словом, мне кажется, что год мы все прожили не зря.
Александр Запольскис
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 1997 год в рубрике интернет :: разное