Как испечь печенье, или два слова об акронимах

http://win.www.osp.ru/nets/nt_6_97/source/128.htmlДэниел Бриер, Кристин Хекарт

Наш добрый знакомый Стивен Тейлор переслал нам по электронной почте забавную заметку под названием "Почему инженеры не составляют рецептов", которую он встретил где-то в Internet. Автор этой заметки в шутку пытается представить, какой рецепт приготовления шоколадного печенья мог бы выйти из-под пера инженера: "Ингредиенты: 532,35 см 3 растительного белка; 4,9 см 3 NaHCO3; 236,6 см 3 частично гидрогенизированного жирного триглицерида; 177,45 см 3 метилэфира или протокатехового альдегида..." и т. д. А вот как описывается рецепт приготовления теста. "В теплоизолированный сосуд круглого сечения объемом 2 л c полным коэффициентом теплопередачи 100 кал/(ссмoC) поместить при постоянном перемешивании ингредиенты 1, 2 и 3. В другой сосуд, имеющий объем 2 л и снабженный радиальной крыльчаткой, вращающейся со скоростью 100 об/мин, поместить остальные ингредиенты и добиться гомогенизации состава смеси..." и т. д.

Рецепт этот, конечно, забавен (его полный текст можно найти по адресу www.telechoice.com), но, к сожалению, его язык очень напоминает тот, на котором каждый день разговаривают специалисты по сетям. Вот аналогичный "рецепт" для организации межсетевого соединения на базе АТМ.

1 VBR-RT PVC, где PCR=1,17 Мбит/с, CLR макс. = 10-8, CDVT=1 мс и MBS=500 ячеек, 2 ABR SVC, где PCR= 34 Мбит/с, MCR=1 Мбит/с, CLR макс. = 10-9 и CDVT=1 мс, 4 UBR SVC, где годится все что угодно!

В книге "АТМ для "чайников" (издательство IDG Worldwide) мы высказали предположение, что существует некий тайный клуб АТМ, в который необходимо вступить каждому, кто хочет постичь значение всех этих акронимов и малопонятных терминов. Почему бы поставщикам услуг, а заодно и производителям оборудования, не сопровождать свою продукцию такими названиями, которые были бы понятны всем? Почему бы не ввести в обиход такие термины, как "соединение ЛВС по IP или IPX", "комбинация протоколов"? Почему нельзя использовать термины "соединение типа SNA" и "голосовое соединение"? Подобных вопросов можно задать множество. Если заботиться о благозвучии терминов, то вместо "ЛВС-, SNA- или голосовые соединения" можно использовать, например, такие названия, как "соединения высокого, среднего и низкого уровней" (т. е. дорогое, рентабельное и очень дешевое). Разве названия в области сетевых технологий обязательно должны быть заумными?

Одну из причин такого положения мы видим в том, что большинство из нас - людей, работающих в этой области, - принадлежит к категории технократов. Мы просто влюблены во все эти технологии и души не чаем в битах, байтах и малопонятных сокращениях. Но вы, нормальные люди, можете заставить нас облегчить вашу жизнь. Забудьте о технической стороне дела, забудьте о битах и байтах. Требуйте от поставщиков услуг таких условий обслуживания, которые подразумевают штрафование поставщика за несоблюдение им обещанного уровня качества. Требуйте, чтобы поставляемому оборудованию сопутствовал такой уровень обслуживания, который бы обеспечивал стопроцентную гарантию качества продукта. При этом не так уж важно, какую именно технологию - АТМ или, например, переносные рации - используют поставщики. Главное, чтобы их продукция работала именно так, как они обещают покупателям.

Formoza Soft делает ставку на Java

Валерий Коржов

win.www.osp.ru/java/1997/05/02.html

Подобно web-технологии, Java сейчас используется в двух областях - в общедоступной сети Internet и в корпоративных сетях intranet. Российская компания Formoza Soft занимается разработкой программного обеспечения на Java как для Internet, так и для корпоративного использования. Компания достаточно молода (официально она была создана около полугода назад), однако команда программистов, составляющая костяк компании, работала с Java с самого начала - с 1995 года.

В апреле этого года на выставке Comtek'97 Formoza (www.formoza.ru ) представила свою реализацию Internet-магазина. Его основу составляет корпоративная база данных компании, где хранится вся необходимая покупателю информация о товаре (от цен до изображения товара), а загружаемый покупателем Java-апплет используется в качестве удаленного клиента, работающего с этой базой данных. С помощью многооконного интерфейса, который реализует апплет, можно найти нужный товар, убедиться, что его внешний вид отвечает вашим требованиям, сформировать заказ и выбрать наиболее удобный способ оплаты. Таким образом, Internet-магазин позволяет в реальном времени работать с базой данных магазина через Сеть. Посмотреть, как действует реальный Internet-магазин, можно, посетив web-сервер компании Formoza (адресу www.shop.formoza.ru).

Идея сетевого магазина очень проста - предоставить покупателю возможность заказывать через Internet определенные товары и оплачивать их удобным для него способом (с помощью кредитных карточек, за наличный или безналичный расчет). Магазин работает примерно следующим образом. Покупатель загружает на свой компьютер Java-апплет с web-сервера магазина и заполняет форму, где указывает способ оплаты товара и все необходимые для этого реквизиты. Если клиент хочет платить наличными, он заказывает необходимый товар, получает счет и может приехать за своим заказом в течение суток. Аналогично обслуживаются клиенты и по безналичному расчету, только товар резервируется на больший срок. Если же покупатель имеет кредитную карточку Visa, MasterCard или любую из карточек Мост-банка, то он может оплатить товар прямо через Internet.

Internet-магазин предоставляет возможность удаленной работы с реальной базой данных магазина, что может помочь в работе региональных дилеров. "Сейчас Internet начинает использоваться как телекоммуникационный мост между Москвой и регионами, - говорит Александр Хельвас, технический директор компании. - Эта задача стоит достаточно остро, так как во многих регионах Internet начал развиваться, появляется возможность использовать его для серьезной работы".

Собственно, первоначально Internet-магазин был разработан для внутренних нужд корпорации Formoza. "Одна из основных задач компании Formoza Soft, - поясняет Хельвас, - это поддержка системы автоматизации продаж во всей корпорации Formoza". Поэтому изначально создавалась система автоматизации продаж в корпорации, которая была реализована на основе стандартных решений компании Oracle. Но потом было принято решение использовать в качестве клиентского ПО Java-приложения. Так и появился Internet-магазин компании Formoza, который, по сути, представляет собой удаленный торговый терминал для обслуживания компьютерного магазина-салона. Однако использование Java позволило сделать систему заказа товара общедоступной.

При разработке Internet-магазина программистам Formoza Soft пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, главной из которых оказалась русификация Java-программ. Эта проблема была решена с помощью векторных шрифтов и специальной программы прорисовки их на экране. Такое решение позволяет использовать русские буквы даже в тех браузерах, которые вообще не поддерживают кириллицу. Вторая проблема - необходимость максимально сократить объем Java-кода и ускорить его выполнение. Данный этап оказался самым трудоемким - на оптимизацию кода было затрачено 80% времени. Оно потребовалось на разработку продукта, так как приходилось настраивать каждый модуль вручную. "Мы сейчас большинство своих Java-приложений, которые критичны ко времени выполнения, пишем с ручной оптимизацией кода по быстродействию, - объясняет Хельвас. - В результате получился достаточно быстрый и компактный код, существенно расширивший возможности данной технологии".

В общем, недостатки Java, с которыми пришлось столкнуться специалистам Formoza Soft, характерны для молодых продуктов, когда технология активно развивается и часто трудно предсказать точную дату выхода продукта, равно как и направление, по которому пойдет развитие технологии. Кроме того, Java сейчас, к сожалению, представляет собой не только технологический, но и политический инструмент. Java используют как аргумент в конкурентной борьбе на компьютерном рынке. Поэтому, с одной стороны, все торопятся выпустить продукт как можно быстрее, а с другой - в спешке допускают ошибки. Компания Formoza Soft предлагает разработанный ею Internet-магазин как отдельный продукт для тех, кто хочет открыть свой бизнес в Internet. Однако, кроме собственно интерфейса с пользователем, который реализован в виде Java-апплетов, Internet-магазин имеет и большую "подводную часть" - внутренние базы данных, которые, естественно, могут различаться для разных компаний. Для быстрой разработки "начинки" Internet-магазина в компании создана некая стандартная структура базы данных, которая может быть настроена в соответствии с требованиями заказчика. Поэтому в стоимость Internet-магазина входят и доработка баз данных, разработка интерфейса и даже при необходимости web-дизайн. Если же у клиента есть прямое подключение к Internet, то компания может установить Internet-магазин на сервер заказчика удаленно.

Компания начала разработку Internet-магазина на Java, руководствуясь тремя основными причинами: многоплатформенностью Java, возможностью активно использовать созданный ранее код и желанием отработать на небольшом решении технологию для построения более сложных систем автоматизации. Впрочем, Formoza Soft пока не чувствует прямой выгоды от реализации Internet-магазина. "Конечно, люди попадают в Internet-магазин, что-то заказывают и оплачивают, но это еще не коммерция, - поясняет Анатолий Ясинский, генеральный директор Formoza Soft. - Это значит, что пока в Internet-магазин мы вложили больше, чем выручили в результате продажи". Поэтому сейчас Internet-магазин можно расценивать скорее как рекламу, и даже не самого продаваемого через Internet товара, а технологии, с помощью которой этот товар продается.

Электронные магазины себя не окупают в основном из-за слабого развития Internet в России. В российском секторе Сети еще нет массового пользователя, который воспринимал бы Internet не как что-то мистическое, а как еще одно средство обмена информацией вроде телефона или телевизора. "Мы продаем компьютеры, в которые встроен факс-модем с несколькими бесплатными часами работы в Internet, - говорит Ясинский. Когда же мы собираем статистику за полгода, - то есть просто обзваниваем клиентов и спрашиваем: 'Ну как вам Internet?' - оказывается, что половина клиентов даже не знали ранее, что у них в компьютере установлен факс-модем". Поэтому пока российская Сеть не станет массовой, реальной отдачи от Internet-магазинов будет немного.

Технология, которую разработала Formoza Soft, может быть использована для автоматизации торговой деятельности крупных компаний и холдингов. Такое решение обычно строится по трехуровневой архитектуре клиент-сервер, в которой Java-программы выполняют роль клиентских терминалов. В качестве основы торговой системы создатели Formoza Soft использовали базы данных Oracle или Informix, а сервер приложений спроектировали самостоятельно - с помощью специального инструмента разработки. Связи между компонентами системы выполняются по следующим протоколам: сервер приложений взаимодействует с базой данных по SQL, а с клиентом - по протоколу, совместимому со стандартом CORBA-2 (сейчас используется Solaris NEO).

Такую систему собирается использовать один из дистрибьюторов компании Konica для создания региональной дилерской сети. Характерная черта систем - то, что все клиенты известны заранее: это фотолаборатории, которые работают с конкретным дилером или дистрибьютором. Java-интерфейс в данном случае позволяет организовать систему заказов и поставок оборудования и товаров в замкнутом круге предприятий, где все клиенты известны. Естественно, простой пользователь Internet в этот круг допущен не будет, хотя весь поток сообщений передается именно через Internet.

"Такого рода систем достаточно много, причем в самых разнообразных областях, - отмечает Хельвас. - Новая технология Internet-магазина оказывается очень эффективной в случае, когда сервис предоставляется не всем подряд, а только ограниченному кругу пользователей. К таким пользователям может относиться, например, сеть аптечных киосков Москвы или мини-кафе. Иными словами, такая технология позволяет оперативно обслуживать небольшую территорию и быстро реагировать на изменение обстановки у клиентов".

Системы автоматизации торгового процесса для нескольких компаний обычно состоят из нескольких окошек с таблицами, кнопками, закладками и другими управляющими элементами. Разработать такую систему за короткий срок без соответствующей технологии достаточно сложно. Однако с помощью Java подобные системы можно строить из стандартного набора уже готовых модулей.

Была создана определенная объектная технология, которая полностью ориентирована на Java-интерфейс и сводит к минимуму долю ручного труда при создании всех трех уровней системы клиент-сервер. Составляется единый репозитарий описания системы, из которого автоматически генерируются все три уровня системы. Основу этой технологии составляет принципиальная возможность описания бизнес-логики на цветных и объектно-ориентированных сетях Петри. Причем методология описания бизнес-логики разработана компанией Formoza Soft совместно с Центром открытых систем МФТИ. Кроме того, технология позволяет динамически менять структуру системы в процессе эксплуатации. Для этого вместе с готовым продуктом поставляется урезанный инструмент разработки, который дает возможность с помощью сетей Петри легко изменить работу системы. Хельвас так описывает работу с созданной ими системой: "Новый бизнес-процесс описывается с помощью стрелочек, потом простым нажатием кнопки генерируется прототип пользовательского интерфейса, вид которого можно затем настроить под нужды пользователей. В результате получается готовое приложение, реализующее описанную бизнес-логику".

Formoza Soft также разрабатывает мелкие программные решения, служащие для управления распределенными компаниями. Есть, например, система для менеджера по работе с региональными офисами в торговой компании, которая предоставляет средства анкетирования большого количества точек с созданием банка вопросов/ответов и возможностью обработки, рассылки вопросов, контроля прихода ответов и другими аналогичными функциями.

Система состоит из генератора анкет по стандартному банку вопросов, модуля рассылки, клиентской части, позволяющей правильно заполнять анкеты, и серверной части, обрабатывающей полученные ответы и загружающей их в базу данных. Причем передача вопросов и ответов может выполняться даже по электронной почте по следующей схеме. Региональный филиал получает по почте вопросник, распаковывает его и заполняет. Клиент же на Java автоматически запаковывает результаты ответов и посылает их головному предприятию.

Удаленная работа с корпоративной системой через общедоступную сеть Internet, - возможно, наиболее перспективная область применения Java-технологии. Например, если у компании есть сеть филиалов в городе или в стране или даже по всему миру и ее руководству нужна информация, способствующая развитию бизнеса, то для решения таких задач подходит именно Java-технология.

Компания Formoza Soft поддерживает две технологии - объектно-ориентированную трехуровневую технологию клиент-сервер с использованием Java-интерфейса и готовое решение на базе технологии Oracle. Поскольку Oracle и Sun достаточно дружественно относятся друг к другу и придерживаются общего направления в развитии Internet-технологий, то продукты этих компании также начинают "сближаться".

Java-технология перспективна, с точки зрения очень большого количества клиентов, в различных торговых домах и компаниях. Java открывает перед данной областью бизнеса целый ряд возможностей, значение которых трудно переоценить. Одна из основных перспектив -создание бездисковых рабочих станций для персонала компании. В случае реализации инициативы Sun Java PC появится возможность с небольшими дополнительными затратами включать в бизнес-процесс компаний парк устаревших компьютеров на процессорах Intel 386 и 486. Эти компьютеры превратятся в Java-станции и смогут функционировать в корпоративной сети любой компании. Торговые терминалы и другое специализированное оборудование, связанное с коммерцией, в большинстве своем построены на основе процессоров 386 или 486. Установив на них Java-машины, можно легко связать их с торговой системой. Многих также привлекает использование Java как наиболее безопасного средства связи через общедоступные сети, для удаленного доступа к корпоративной сети. Такое решение особенно должно порадовать менеджеров, которые, находясь в командировке и имея выход в Internet, смогут осуществлять управление компанией в реальном времени и даже принимать ответственные решения. "Москва, Подмосковье и Петербург, видимо, очень быстро будут охвачены электронным управлением бизнеса", - считает Хельвас.

Сегодня на базе одного из подразделений корпорации Formoza - "Остров Формоза", которое является реселлером Sun, предполагается реализовать новую форму продажи техники и программного обеспечения Sun - магазин, куда можно будет просто прийти и купить необходимый продукт. В России нет других магазинов, которые бы продавали продукты Sun. И если появится русифицированный вариант JavaStation, то он будет пользоваться спросом среди компаний, где корпоративная сеть строится на Java. Ближе к Рождеству на основе этого магазина будет создана своя инфраструктура, связанная с Java.

Взять и поделить!

http://www.cross.ru/soc/budem.htm

(C) Игорь Толоконников

E-mail:Igor_Tolokonnikov_@p9.f614.n5020.z2.fidonet.org

- А что бы вы со своей стороны могли предложить?

- Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все да и поделить...

- Так я думал, - воскликнул Филипп Филиппович, шлепнув ладонью по скатерти.

М.А.Булгаков "Собачье сердце".

А никому не приходило в голову, что будет, если прислушаться к совету Полиграфа Шарикова и действительно все взять и поделить? Сколько придется на каждого жителя Земли накопленных цивилизацией богатств? Оказывается, не так уж и много. Каждому из нас достанется всего по 1/5 коровьей туши. Зато кукурузы - аж по 580 кг. Земли каждый из нас получил бы по 26.000 кв. метров, то есть по целому футбольному полю и при этом - по 138.100 литров питьевой воды. Атмосферной влаги каждому из жителей Земли досталось бы по 1.500 миллиметров в год. Еще меньше перепало бы на каждого пива - всего по 20 литров.

Из материальных благ каждому из нас досталось бы по 0,1 телевизора, 0,079 автомобиля и 0,1 телефона. Ежегодно мы получали бы по 3.374 доллара и по 35,1 газетных номеров. Каждый из нас имел бы по 0,001 персонального врача и 0,000003 атомной бомбы.

Это в среднем. А если брать крайности, то самыми богатыми людьми на Земле являются граждане США, где в пересчете на каждого жителя ежегодно приходится по 23.400 долларов. Больше всех телефонов у датчан - по 1 на каждого, а телевизоров у граждан Омана - по 0,9 на человека. По количеству автомобилей на одного жителя страны снова лидируют Соединенные Штаты - более 1/2 автомобиля на каждого. Больше всех мяса имеют жители Уругвая - по 3 коровы на каждого. Больше всех пива и кукурузы вновь производится в США - в среднем по 92 литра и по 29 кг на человека. Больше всех воды потребляют жители Австралии - по 75.750 литров на человека в год. Больше всего дождей выпадает на головы жителей Либерии - по 3.874 мм в год. По количеству земли на душу населения лидирует Монголия, где каждый житель мог бы получить при дележе по целому миллиону квадратных метров. Больше всего врачей в Италии - 0,005 на каждого жителя. А вот на россиян приходится больше всего ядерного оружия - аж по 0,00006 единицы на каждого.

Меньше всего денег зарабатывают граждане Мозамбика и Эфиопии - всего по 115 долларов в год на каждого. Меньше всего телефонов - лишь по 0,0003 на человека - у камбоджийцев, телевизоров - по 0,001 на жителя - в Мавритании, а автомобилей - в Бангладеш - по 0,001 на человека. Менее всего мяса приходится на жителей Ирака и Мальты - по 1/20 коровьей туши. Практически не употребляют кукурузы в Саудовской Аравии - ее там приходится по 0,05 кг на душу населения. Самые экономные потребители воды живут в Намибии. Ежегодно они расходуют всего по 500 литров воды на каждого. А меньше всего природной влаги приходится на жителей Мавритании - 25 мм в год на человека. Самыми стесненными можно считать граждан Сингапура. На каждого из них приходится всего 200 кв. м. Меньше всего врачей в Руанде - 0,00002 на каждого жителя, а газет - в Нигере, Заире и Эфиопии - по 0,001 на человека. Вот и задумайтесь, так уж ли стоит все делить?

Подготовил Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 1997 год в рубрике интернет :: копилка ресурсов

©1997-2024 Компьютерная газета